Италия.

Германия.

Англия.

Джордж Гордон Байрон (1788–1824). Исключительность романтических героев Байрона. Тяготение пьес Байрона к классицизму. Трагедия «Манфредфред». Мистерия «Каин», драма «Вернер или наследство». Трагедия «Сарданапал»

Перси Биши Шелли (1792–1822). Пантеизм Шелли в лирической драме.

Драма «Освобожденный Прометей». Главное драматическое произведение Шелли – трагедия «Ченчи».

Борьба с театральной монополией ведущих театров Англии – Ковент-Гардена и Друри-Лейн. Основные тенденции в актерском искусстве Англии первой половины ХIХ века. Творчество Сары Сиддонс, Джона Кембла, Эдмунда Кина, Чарлза Макреди. Пантомима в английском театре. Актер пантомимы Джозеф Гримальди – создатель маски Арлекина, его работа в Англии. Театральная деятельность Чарльза Кина. Создание Ч. Кином системы устойчивого репертуара

Эстетические теории немецкого романтизма (А. Шлегель и Ф. Шлегель).

Людвиг Тик (1773–1853) – драматург, историк театра и режиссер. Воплощение в драматургии основной черты немецкого романтизма – стремления уйти от прозы и пошлости повседневной жизни. Ирония в пьесах Тика «Кот в сапогах», «Свет наизнанку». Драмы на сюжеты немецких народных сказаний – «Фортунат», «Император Октавиан».

Генрих фон Клейст (1777–1811). Противоречивость творчества Г. фон Клейста: патриотическая направленность и консерватизм, психологическая сложность и монументальная простота легенды. Самое совершенное произведение Клейста «Принц Фридрих Гомбургский». Народность, мягкий юмор комедии «Разбитый кувшин». Театральные эксперименты Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Георг Бюхнер (1813–1837) – революционный деятель, драматург. Историческая драма «Смерть Дантона», ее проблематика. Драма «Войцек» – реалистическое отражение тяжелого положения человека из народа во враждебном мире. Карл Гуцков (1811–1878) – ведущий драматург «Молодой Германии». Трагедия «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. Театрально-эстетические концепции Рихарда Вагнера. Театральная деятельность Р. Вагнера.

Развитие актерского исполнительского искусства Германии в первой половине ХIХ века: Иоган-Фридрих-Фердинанд Флекк (роли: Лир, Макбет, Шейлок, Отелло в шекспировском репертуаре, Карл Моор, Фердинанд. Фиеско, Валленштейн в шиллеровском). Зависимость исполнения Флекка от эмоционального состояния актера. Людвиг Девриент (лучшие роли: Лир, Шейлок, Яго, Фальстаф). Интуитивное постижение образа, сила эмоциональной отдачи. Новаторское решение образа Шейлока, Франца Моора. Дружба с Гофманом. Карл Зейдельман – продолжатель традиций Шредера. Широта актерского диапазона, реалистичность исполнительской манеры Зейдельмана. Лучшие роли: Франц Моор («Разбойники» Шиллера), Вурм и Президент («Коварство и любовь» Шиллера), Мефистофель («Фауст» Гете), Гамлет, Лир, Макбет, Ричард Ш, Тартюф. Основные этапы становления немецкой режиссуры первой половины ХIХ века. Режиссерские эксперименты Л. Тика.

Исполнительское искусство первой половины ХIХ века в Италии. Реалистические тенденции в актерском искусстве Густаво Модена. Творчество великих итальянских трагиков. Эрнесто Росси (1827–1896) – трагический артист Италии. Сценическая правда, романтическая страстность исполнения, утверждение идей гуманизма. Роли в тираноборческих пьесах итальянских авторов – В. Альфьери, С. Пеллико. Шекспировские роли Росси: Макбет, Отелло, Гамлет, Шейлок, Ромео, Лир, Кориолан, Ричард Ш. Интерес к русской драматургии. Роли в «Маленьких трагедиях А.С. Пушкина, «Смерти Иоанна Грозного» А.К. Толстого. Выступление против «Парадокса об актере» Дидро, стремление к искусству перевоплощения, переживания. Совершенствование актерской техники. Томазо Сальвини (1829–1916) – один из крупнейших актеров XIX века. Творческие принципы Сальвини. Актер-реалист с повышенной эмоциональностью. Утверждение в творчестве высоких человеческих идеалов. Глубина раскрытия человеческих страстей и характеров. Шекспировские роли Сальвини. Отстраненность актера от буржуазной драмы и пьес Г. Ибсена.

 

Тема 6. Театр Европы и США в период с 1871 года по 1918 год.

Общая характеристика эпохи утверждения империализма. Философия позитивизма. Субъективно-идеалистическая система «эмпириокритицизма». Философия А. Шопенгауэра. Интуитивизм А. Бергсона. Философские взгляды Ф. Ницше. «Философия жизни» формулирует принципиально отличный от реализма метод изображения личности – символизм.

Разработка натуралистической теории Эмилем Золя. Статьи Э. Золя: «Экспериментальный роман»; «Натурализм в театре»; «Романисты-натуралисты».

Новые формы и новая проблематика реалистического искусства этого периода. Влияние Г. Ибсена, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова на реалистическое направление в искусстве.

Наивысшие достижения драматургии и театра новейшего времени – творчество О. Уайльда, Г. Ибсена, Б.Шоу, Г. Гауптмана, А. Стриндберга.

Абсолютизация человеческих страстей в творчестве итальянского романиста и драматурга Габриеля Д`Аннунцио. Эстетизация уродства, жестокости, патологического состояния человеческой психики искусством декаданса

Символизм 80–90-х годов. Философско-эстетические манифесты символизма (П. Верлен, С. Малларме, М.Метерлинк).

Новое прочтение конкретного образа у символистов. Мистическое содержание символизма. Звуковое начало речи как выразительное средство символизма.

Морис Метерлинк (1862–1949) – крупнейший драматург и теоретик символизма. Влияние средневековых моралите, мираклей, ярмарочного театра и театра марионеток на творчество Метерлинка, связь с традициями народного театра. Книга Метерлинка «Сокровище смиренных». Понятие символа. Теория «статического театра», теория Молчания. Ранние пьесы: «Принцесса Мален», «Непрошенная», «Там внутри», «Слепые», «Смерть Тентажиля», – отражение страха перед жизнью, неверие в человека, мысль в о бесплодности и обреченности человеческого существования. Поздние пьесы, имеющие реалистический характер: «Монна Ванна», «Бургомистр Стильмонда». Пьеса-сказка «Синяя птица»

Эволюция актерской техники в сторону психологически утонченного реализма. Новый тип синтетического спектакля. Рождение крупных сценических форм, усложненных композиционных решений, динамичность сменяемости ритмов, органичность введения в действие световых и музыкальных компонентов.