Франция.

Германия.

Общественно-политическая и культурная ситуация в Германии XVI–XVII веков. Раздробленность Германии, конфессиональные и политические противоречия между протестантскими и католическими княжествами, экономическая отсталость страны. Вторая половина XVII века и начало XIX века – классическая эпоха в развитии немецкой литературы и драмы. Утверждение патриотизма, гражданских идеалов, пробуждавших национальное самосознание. Развитие национальной драмы под знаком просветительских идеалов. Театральная деятельность Каролины Нейбер – основоположницы классицистического течения в немецком театре. Выдающееся актерское дарование, широкий творческий диапазон – от французских трагедий в немецкой переделке, до комических ролей (травести). Образцовый порядок в руководимой ей труппе, обучение актеров стихотворной форме пьес, искусству декламации и жеста. В репертуаре труппы переводы французских трагедий, комедии Мольера, Детуша.

Лессинг Готгольд-Эфраим (1729–1781). Эстетические взгляды и театрально-критическая деятельность Г.-Э. Лессинга. Пьесы Лессинга: «Минна фон Барнхельм», «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый». Теоретическое наследие Г.-Э. Лессинга. «Лаокоон», «Гамбургская драматургия».

Драматургия «Бури и натиска» (штюрмеры). Идеолог и теоретик – Иоганн Готфрид Гердер.

Иоган Кристоф Фридрих Шиллер (1759–1805). История ранних пьес Шиллера: «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и Любовь». Тираноборческие пьесы Шиллера: «Дон Карлос», «Трилогия о Валенштайне», «Мария Стюарт». Шиллер и Гете. Театр в г. Веймаре.

Иоган-Вольфганг Гете (1749–1832) . Периодизация драматургии Гете.

Классицистический период: «Совиновники». Увлечение штюрмерством: «Гец фон Берлихинген». Сентиментализм: «Стелла». Веймарский период: «Эгмонт», 1-я часть «Фауста». Посмертное опубликование трагедии «Фауст» в 1832 году. Сценическая история «Фауста». Веймарский театр и режиссура Гете.

Утверждение в немецком театре мещанской бытовой драмы. Актерское искусство Германии. Комик Иоган Шёнеман. Конрад Экгоф – актер и педагог. Театральная реформа Фридриха-Людвига Шредера.

Тема 5. Театр конца XVIII века – 70-х годов XIX века.

Характеристика театральной ситуации в период великой французской революции. Декрет о свободе театров (1791) Изменения в социальном статусе актеров. Театры в период якобинской диктатуры. Театральная политика Директории.

Драматургия революционного классицизма. Трагедия «Карл IX» М.-Ж. Шенье. Агитационные пьесы якобинского театра. Новые жанры – мелодрама, водевиль. Театры Бульваров. Творчество великого французского актера Франсуа - Жозефа Тальма. Поиск жизненной убедительности и углубленное многоплановое раскрытие образов, реформа костюма. Шекспировские роли Тальма.

Виктор Гюго (1802–1885). Борьба классицизма и романтизма. Театральный манифест в предисловие к «Кромвелю». Драматургия В. Гюго. «Марион Делорм», «Эрнани», «Рюи Блаз».

Романтическое направление французского театра.

Александр Дюма-отец (1802–1870). Острые драматические ситуации и необыкновенные герои романтических драм Дюма. «Нельская башня», «Антони», «Королева Марго».

Социальная мелодрама. Феликса Пиа (1810–1889): пьеса «Парижский тряпичник», историческая драма «Анго».

Проспер Мериме (1803–1870). Мировоззрение автора и особенности творческого метода Реалистическая направленность драматургии, новаторство драматургических приемов в пьесе «Жакерия».

Становление реалистического направления в театре. Оноре де Бальзак (1799–1850) и театр. Критическое отношение Бальзака к современному ему французскому театру. Задача создания «правдивой» пьесы: «Делец», «Мачеха».

Альфред де Мюссе (1810–1857). Социальный пессимизм в ранних пьесах Мюссе: «Прихоти Марианны», «Любовью не шутят», «Лорензаччо». Реалистические черты пьес, стремительность развития действия. Остроумные и изящные комедии из жизни светского общества: «Каприз», «Венецианская ночь».

Развитие комедийного жанра во Франции первой половины ХIХ века. Водевиль. Огюстен Эжен Скриб (1791—1861) и «хорошо сделанная пьеса»: «Лестница славы», «Стакан воды». Популярность произведений Скриба в европейском театре и театре США..

Исполнительское искусство в первой половине ХIХ века. Первенство Пьера Бокажа в создании на французской сцене романтического героя. Гиперболизация страстей и экспрессивность образов. Образ Антони из одноименной пьесы Дюма. Актриса Мари Дорваль и первый триумф в роли Амалии («Тридцать лет или жизнь игрока» В. Дюканжа). Тема творчества Дорваль – утверждение человечности и любви. Лучшие роли актрисы: Китти Белл в «Чаттертоне» А. В. Виньи, Марион в «Марион Делорм» В. Гюго. Фредерик Леметр – «король французского театра». Широта актерского диапазона – от гротесково-комедийных до трагических. Лучшие роли актера: бандит Робер Маркер («Постоялый двор Андрэ» Б. Антье), Жорж Жермани («Тридцать лет или жизнь игрока» В. Дюканжа), Рюи Блаз в одноименной драме В. Гюго, папаша Жан в «Парижском тряпичнике» Ф. Пиа.