История зарубежного театра.
Пояснительная записка
Часть II. История русского театра
Часть I. История зарубежного театра
Пояснительная записка
Содержание
ИСТОРИЯ ТЕАТРА
Вопросы и задания
1. Представьте расклад политических сил по вопросу о путях S развития Татарстана после принятия Декларации о государственном суверенитете. 2. С чем было связано стремление республики непосредственно подписать Союзный договор? Вспомните историю этого вопроса. 3. Назовите основные этапы в становлении государственности Республики Татарстан. 4. Проанализируйте оценки Договора РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий...». Выскажите свое мнение по их поводу. 5. Расскажите об изменениях в культурной жизни республики. 6. Дайте свою оценку развития школ, других учебных заведений. 7. Как, по-вашему, «торопится» ли Президент РТ М.Ш. Шаймиев, определяя главную цель республики на предстоящий период? Каким вы видите политическое будущее Татарстана? Проведите дискуссию в классе на эту тему.
Учебно-методический комплекс
для студентов института музыки, театра и хореографии
специальность 071301.65 «Народное художественное творчество»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Составитель работы ____________________________/Николаева А.М./
«______»___________2011г.
Рассмотрено на заседании кафедры Режиссуры и актерского мастерства, протокол №___от
« »__________2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем _____стр.
Зав.кафедрой ____________________________ /Жабровец М.В./
«______»___________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института музыки, театра и хореографии, протокол №____от « »_________2011г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК _______________________ /Петрова В.В./
«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Директор научной библиотеки_______________/Соколова Н.П./
«______»_____________2011г.
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Темы семинарских занятий
- Контрольные вопросы
- Список пьес
- Темы контрольных работ
- Список литературы
- Темы рефератов
- Тематический план курса
- Содержание курса
- Контрольные вопросы
- Список пьес
- Темы контрольных работ
- Список литературы
- Темы рефератов
Необходимость составления учебно-методического комплекса по курсу «История театра» исходит из требований, обусловленных федеральным компонентом подготовки по учебному плану с учетом объема часов по указанной дисциплине. УМК позволяет систематизировать получение знаний по дисциплине «История театра», в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Цель курса: составить картину последовательного развития мирового театра от античности до наших времен, представить этапы развития мировой драматургии с учетом общественно-политического и эстетического развития общества, проследить эволюцию организации спектакля от простого представления драматургического материала до художественной реализации авторского и режиссерского замысла.
Задача курса:
- сформировать у студентов четкое представление о роли театра в истории
социума,
- научить определять театральный стиль эпохи,
- соотносить с современностью особенности сценического искусства (актерское
мастерство, сценография, музыкальное оформление исторических эпох
Содержание материала по курсу «История театра» излагается на основе общепринятой периодизации этапов развития зарубежного и российского театра от истоков до конца XX века. Для сохранения непрерывности изложения и усвоения студентами необходимой информации, курс разделен на две части: 1. История зарубежного театра (102 часа); 2. История русского театра(102 часа) и изучается в течение 6 учебных семестров. История традиционного театра стран Востока рекомендуется для самостоятельного изучения, контроль осуществляется системой рефератов и докладов.
Информация о процессах развития современного зарубежного и русского театра (театр XXI века) при отсутствии учебной литературы осваивается путем изучения периодических изданий (статьи, рецензии, обзоры), видеозаписей спектаклей, телевизионных передач, публикаций новых пьес в специальных изданиях, материалов театральных фестивалей, конференций, семинаров драматургов.
По разделу «Современный театр» предлагается система рефератов, семинаров и докладов, которые представляются студентами по окончании изучения темы в устном и письменном виде. Усвоение материала путем самостоятельного поиска информации и возможность сделать самостоятельные выводы на основе театральных процессов, современниками которых являются сами студенты, представляется наиболее плодотворным.
Для контроля освоения содержания программы по курсу «История театра» в соответствии с учебным планом проводятся зачеты и экзамены. Промежуточный контроль осуществляется посредством тестовой технологии.
Критерии оценки:
Зачет – верный ответ по 2-м вопросам из З-х
Экзамен – «отлично» за полный, исчерпывающий ответ по 2-м экзаменационным
вопросам из 2-х;
– «хорошо» за верный ответ без дополнительной информации по 2-м
экзаменационным вопросам из 2-х.
– «удовлетворительно» за 1 верный ответ и 1неполный ответ по 2-м
экзаменационным вопросам из 2-х
– «неудовлетворительно» за неверные ответы на вопросы или за отказ
от ответа на экзаменационные вопросы
К УМК прилагаются библиографические списки литературы по курсу, темы семинарских занятий, темы контрольных работ, примерные контрольные вопросы для зачетов, экзаменов и самоподготовки студентов. Видео материалы могут копироваться и дополняться студентами.
Изучение данного курса тесно связано с такими учебными дисциплинами как «Мировая художественная культура», «История», «Философия», «Литература», «История кино», «История музыки», «История изобразительного искусства».УМК рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество», специализации «Любительский театр».
При составлении УМК по дисциплине «История театра» использованы рабочие программы составителя, учебная программа по истории зарубежного театра, АПИМ по истории русского театра, подготовленные составителем.
Из государственного образовательного стандарта СД.Ф. 06.02. История театра:
Истоки театрального творчества. Античный театр. Театр Средних веков, этап Возрождения, Нового и новейшего времени.
Классицизм, романтизм, реализм и модерн в театре Европы и Америки. Творчество крупнейших драматургов, режиссеров, актеров, художников театра. Театральное искусство в традиционных культурах востока (Индия, Китай, Япония).
Теория драмы: драма как структура. Действие и характер в драме. Аристотель в драматическом искусстве. Театр Шекспира. Драма в зеркале истории: действительность, стиль, сюжет. Основы теорий драматических стилей и пространственно-временные координаты драматического действия. Крупнейшие реформаторы и теоретики драмы XV–XIX веков. Эволюция законов драмы в новейших стилевых течениях.
Русская культурная традиция и театральное искусство России: от скоморохов до наших дней. Театральные взгляды Пушкина, Гоголя, Островского и т.д. Любительские театры России.
Часть I.
Тематический план курса «История зарубежного театра»
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | лекции | Семинары | ||
1-й семестр | ||||
1. | АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. 1.1.Введение. Классический театр древней Греции, его истоки. Устройство театра, характер театральных представлений. | |||
1.2. Драматургия. Структура трагедии. Эсхил. Софокл. Еврипид. | ||||
1.3. Древняя аттическая комедия. Аристофан. Новоаттическая комедия. Менандр. | ||||
1.4. Театр Римской республики, его истоки. Организация спектаклей. Комедия паллиата (Плавт, Теренций). Трагедия императорской эпохи. Сенека. | ||||
2. | СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР. 2.1. Характеристика эпохи, развитие театра. | |||
2.2. Жанры средневекового театра. Организация спектаклей. | ||||
3. | ТЕАТР эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ и Нового времени (XV–XVII века). 3. 1. Характеристика и периодизация эпохи Возрождения. Итальянский театр, условия развития. Драматургия. Жанры. Творчество Л. Ариосто, Н. Макиавелли, П. Аретино, Т. Тассо. | |||
3.2. Театрально-декорационное искусство. Комедия дель арте. | ||||
3.3. Испанский театр. Условия развития, структура комедии. Характер театрального представления. | ||||
3.4. Драматургия: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерон, М. Сервантес. | ||||
3.5. Английский театр. Исторические условия развития, бытование театра, организация спектаклей. Предшественники Шекспира. | ||||
3.6. Драматургия У. Шекспира, Б. Джонсона. | ||||
3.7.Французский театр. Условия развития. Каноны эстетики классицизма в драматургии и сценическом искусстве. | ||||
3.8. Трагедия. П. Корнель, Ж. Расин. Высокая комедия Ж-Б. Мольера. Сценическое искусство, театры Франции. Мольеровская и расиновская актерские школы. Создание театра Комеди Франсез. | ||||
Итого | ||||
2-й семестр | ||||
4. | ТЕАТР эпохи Просвещения. 4.1. Характеристика основных идей эпохи. Английский театр. Драматургия. Р. Шеридан. Сценическое искусство. Д. Гаррик. | |||
4.2. Французский театр. Драматургия Ф-М. Вольтера, П. Бомарше. Театральные воззрения Д. Дидро. | ||||
4.3. Актерское искусство. М. Барон, М. Дюмениль, А. Лекен. И. Клерон. К. Нейбер, Л. Шредер. | ||||
4.4. Итальянский театр. Драматургия К. Гольдони, К. Гоцци. Реформа комедии дель арте. | ||||
4.5. Немецкий театр. Драматургия Г.-Э. Лессинга, Й.-В. Гете, Ф. Шиллера. | ||||
5. | ТЕАТР конца XVIII века – 70-х годов XIX века. 5.1.Французский театр . Влияние французской революции на сценическое искусство . Драматургия В. Гюго и французский романтизм. | |||
5.2 Драматургия Альфреда де Мюссе. | ||||
5.3. Немецкий романтизм. Драматургия Г. фон Клейста, Г. Бюхнера, Л. Тика. | ||||
5.4. Актерское искусство Европы: П. Бокаж, Ф. Леметр, М. Дорваль, С. Сиддонс, Э. Кин, Э. Росси, Т. Сальвини, Л. Девриент, К. Зейдельман, И.Ф. Флекк. | ||||
5.5. Драматургия английских романтиков Дж. Г. Байрона, П-Б. Шелли. | ||||
6. | ТЕАТР Европы и США в период с 1871 года по 1918 год. 6.1. Актерское искусство: Б.-К. Коклен-старший, Ж. Муне-Сюлли, С. Бернар. Э. Терри, Г. Ирвинг. Э. Дузе. | |||
6.2. Натурализм, теория Э. Золя. Создание «Свободного театра» А. Антуана. Сценическая реформа Антуана. Студийные театры Парижа. Ж. Копо и театр Старой Голубятни. Картель. | ||||
6. 3.Английский театр. Драматургия О.Уайльда и Б. Шоу. | ||||
6.5.Скандинавский театр. Драматургия Г. Ибсена. Драматургия А. Стриндберга. | ||||
6.6. Театры и режиссерская деятельность О. Брама, М. Рейнгардта. Театр мейнингенцев. Театральная концепция Г. Крэга. | ||||
6.7. Неоромантизм и символизм в театре. Э. Ростан, М. Метерлинк. | ||||
Итого | ||||
3 -й семестр | ||||
7. | ТЕАТР XX – XXI веков. 7.1. Драматургия и театральная деятельность Г. Гауптмана. | |||
7.2.Новая драма и творчество Л. Пиранделло. | ||||
7.3.Французский театральный авангард начала XX века. Сюрреализм. Интеллектуальная драма: Ж. Жироду, А. Салакру, П. Клодель, А. Жарри, Ж. Ануй. | ||||
7.4.Театр жестокости А. Арто. Творчество Ж-Л. Барро. | ||||
7.5.Эксперессионизм в театре. Драматургия Э. Толлера, Г. Кайзера. Режиссура Л. Йеснера, К-Х. Мартина. Эпический театр Б. Брехта. | ||||
7.6.Экзистенциальная драма. А. Камю, Ж-П. Сартра. | ||||
7.7.Драматургия С. Моэма и Дж. Пристли. | ||||
7.8.Театр и драматургия абсурда. С. Беккет, Э. Ионеско, Г. Пинтер, Ж. Жене, С. Мрожек, Ф. Арабаль. | ||||
7.9.Актерское искусство: Э. Эванс, С. Торндайк, Дж. Гилгуд Л. Оливье, А. Маньяни, Ж. Филипп. 7.10.Режиссерское искусство Дж. Стрелера. «Театр для людей» Дж. Стрелера. | ||||
7.11.Режиссерское искусство П. Брука. | ||||
7.12.Драматургия М. Фриша и Ф. Дюрренматта | ||||
7.13.Театр США. Драматургия Ю. О’Нила, Л. Хельман, Т. Уильямса, Э. Олби, А. Миллера. | ||||
7.14. Современная зарубежная драматургия: Э. Шмидт, М. Макдонах, Т. Стоппард. | ||||
7.14. Современный зарубежный театр (90-е годы XX века – начало XXI века). Режиссура А. Мнушкиной, Ф. Касторфа, К. Марталера, Р. Уилсона, К. Люпы, Т. Остермайера, М. Тальхаймера и других. Театр танца П. Бауш, Ж. Наджа. Театр Бартабаса «Зингаро» и т.д. | ||||
Итого | ||||
Всего |
Содержание курса «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕАТРА»
Введение в предмет «История зарубежного театра».
Театр – важнейшая художественная практика, восходящая к древнейшей истории человечества. История театра утверждает непрерывность процесса взаимодействия данной культурной практики с наиболее современными формами искусства и эстетики.