III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
В Африке проживает около 500 этнических групп,каждая из которых имеет свой язык.Когда европейцы делили Африку, создавая свои колониальные империи, они не обращали внимания на этническое многообразие. Но с обретением независимости бывшими колониями выяснилось, что в рамках новых независимых государств проживают различные народности, отношения между которыми в силу разных причин складывались напряженно.
Более того, некоторые крупные народы оказались разделенными государственными границами, что могло бы привести к территориальным спорам и конфликтам. Поэтому Организация Африканского Единства (ОАЕ) в 1964 г. приняла решение утвердить границы, оставшиеся от колониальных времен. Этот принцип был признан всеми правительствами африканских стран, но межэтнические конфликты тем не менее, разгораются постоянно.
Если в сельской местности население в основном моноэтнично, то африканские города, наоборот, стали привлекать представителей разных народов и племен. Выходцы из деревень селились в городах землячески, т. е. племенными коллективами, образуя из «своих» соответствующие городские кварталы. Они оказывали поддержку политикам и военным родом из тех же мест и племен, что зачастую провоцировало внутренние конфликты.
За всеми внутренними конфликтами в Африке так или иначе стоит именно межплеменная рознь — трибализм,хотя внешне это может быть оформлено как «политические интересы». Так было, например, в Анголе, где длительное время шла борьба между властями Луанды (ориентировавшимися на социализм и СССР) и Жонасом Савимби, лидером УНИТА (ориентировавшимся на капитализм и поддержку Запада). Если присмотреться повнимательнее, за этим противостоянием можно увидеть именно межплеменные конфликты.
Став независимыми, африканские государства представляли собой такое многообразие языков, этнических групп, религиозных верований и культур, что мало походили на монолитные государственные формирования, которыми выглядели на политической карте.
Типичным для Африки примером межплеменного конфликта является бывшее Бельгийское Конго (Заир). Сразу же после провозглашения независимости в I960 г. там начались беспорядки, вызванные соперничеством политиков, опиравшихся на различные племена и народности.
Когда в 1964 г., казалось бы, было покончено с попытками отделения богатой провинции Катанга, возникли проблемы в других районах страны, в частности, произошел мятеж Пьера Мулеле в Восточной провинции, который был подавлен в 1966 г. диктатором Мобуту.
Но уже в 1967, г. в Катанге вновь была предпринята попытка отделиться. То же произошло через 10 лет, в 1977 г., когда в той же провинции восстала народность балунда, объявив о создании Фронта национального освобождения Конго. Этот конфликт вызвал международное вмешательство, в том числе были введены и контингенты войск Марокко, Сенегала, Берега Слоновой Кости, Того и Габона.
Но это не могло устранить главной причины — страна все больше погружалась в хаос, экономика и инфраструктура разваливались, государственные сферы охвачены коррупцией, жизненный уровень населения беспрерывно падал, губернаторы провинций фактически стали независимыми; средняя продолжительность жизни сократилась до 40 лет.
В мае 1997 г. Мобуту был наконец свергнут в результате восстания. Во главе страны встал Лоран-Дезире Кабила, личный друг П. Лумумбы и Э. Че Гевары. Ему оказали поддержку соседние государства — Уганда, Руанда, Бурунди. Но в июле 1998 г. Кабила поссорился с представителями народа тутси, проживающим на Востоке Конго, среди которого было много беженцев из этих стран.
В августе 1998 г. против режима Кабилы начался мятеж, поддержанный Угандой, Руандой и Бурунди, которые направили в Конго свои войска. На помощь правительству пришли Ангола, Зимбабве, Намибия, Чад и другие страны.
Так началась эта африканская война, которая тянется до сих пор. Почти половину территории Конго ныне контролируют мятежники. По некоторым данным, от военных действий уже погибли свыше 1 млн. 700 тыс. человек.
Проблема взаимоотношений между тутси и хуту давняя. Более высокорослые тутси всегда считали себя и более аристократичными. В Бурунди после выборов 1993 г. господство тутси было свергнуто, но началась резня народа хуту. В следующем 1994 г. тутси двинулись из соседней Уганды в Руанду и устроили резню хуту, по некоторым данным, погибли около 1 млн. человек. В настоящий момент тутси по-прежнему правят в Руанде и Бурунди и угнетают хуту.
В 2001 г.ситуация осложнились еще больше: в январе убитсам глава режима Л.-Д. Кабила; властьперешла к его сыну Джозефу Кабиле,командующему сухопутными войсками. Пока конца войне не видно, всякие попытки заключить перемирие кончаются неудачей. В 2002 г. Зимбабве объявила о выводе своих войск. Но в мае того же 2002 г. обострилась ситуация на востоке страны в связи с активизацией так называемой Патриотической армиии Руанды. Недавно СБ ООН продлил мандат международных сил до 30 июня 2003 г. (МООНДРК).
Не менее трагичной стала и судьба Нигерии,самой многонаселенной страны в Африке. Бывшая британская колония представляла собой смешение различных народов, религий и культур. На Севере проживали два народа — фулани и хауса, между которыми существовал давний конфликт; на Западе — народ йоруба; в южной части в основном проживали ибо — люди очень энергичные.
С начала XX в. ибо стали заселять и Север, и Запад. После провозглашения независимости в 1960 г. уроженец Северной Нигерии занял пост премьер-министра, представитель народа ибо — пост президента, а лидер Западной Нигерии — вождь Обафеми Аволово — сформировал оппозицию в парламенте.
Но вскоре такой расклад изменился: союз Севера и народа ибо распался; Аволово был смещен вождем Акинтолой, который стал склоняться к союзу с Севером. С января 1966 г. в столице Нигерии Лагосе прошла череда государственных переворотов, в результате которых власть захватил полковник Якубу Говон, уроженец Севера и христианин. Он начал осуществлять некоторую либерализацию режима, собрал в Лагосе конференцию представителей всех народов Нигерии.
В мае 1967 г. губернатор Восточной Нигерии Одумегву Оджуквуобъявил о создании независимого государства народа ибо-- Биафры.Началась долгая Гражданская война, в ходе которой погибли многие сотни тысяч мирных жителей. Федеральная армия Нигерии, численность которой возросла до 220 тыс., постепенно брала верх, но конфликт затянулся до 1970 г. СССР и Великобритания поддерживали правительство Нигерии, Франция и некоторые африканские государства — Биафру. В январе 1970 г. Биафра капитулировала.
Вскоре, казалось бы, наступили благодатные времена, поскольку Нигерия входила в шестерку мировых производителей нефти. После повышения мировых цен на нефть странами ОПЕК в 1973 г. темпы экономического роста в Нигерии достигли 7% в год. Но в 1980-е гг. последовал резкий спад, доходы на душу населения сократились в 4 раза. Это повлекло за собой обострение внутриполитической ситуации, Якубу Говон был свергнут уже в 1975 г. В настоящее время в стране беспрерывно происходят государственные перевороты, что отражает сложную этническую структуру общества.
Почти все африканские государства стали республиками,а в качестве национальных языков утверждены языки бывших метрополий. Это произошло ввиду сложной этнической структуры стран, иначе любой вождь, став королем, сразу же восстановил бы против себя все прочие племена и народы. Кроме того, во всех африканских государствах есть парламенты, через которые демократическим путем должны проявляться интересы различных народов и племен. Политические партии в Африке складывались в основном по этнически-племенному принципу. В этом — специфика общественных связей: любой человек, сделавший карьеру, должен был окружать себя родственниками и соплеменниками, которые составляли его политическую опору.
Казалось бы, парламентская демократия соответствует этническому многообразию Африки, тем более что представители элиты хорошо знакомы с историей парламентских традиций в Европе. Внешнев африканских странах присутствовали все атрибуты демократии:выборы, президенты, конституции, гарантирующие населению демократические свободы. Но на деле все обстояло иначе: почти повсеместно утверждались однопартийные режимы, значительная часть этнических групп отстранялась от власти, или им предлагалась лишь небольшая доля формального участия. Во всяком случае почти везде оппозиция низводилась до уровня зависимого младшего партнера.
Это предопределило частую смену власти в африканских странах, постоянные политические кризисы. Единственным хорошо организованным государственным институтом в Африке является армия.Она вынуждена постоянно вмешиваться в политическую жизнь, регулярно устраивая военные перевороты.
Первый успешный государственный переворот произошел в Тогов 1963 г.,когда был убит президент Сильванус Олимпио. Затем последовали аналогичные события в бывшем французском Конго, Бенине, Габоне, Заире, Верхней Вольте, Гане — до 1968 г. в Черной Африке произошли 64 военных переворота.
В конце 1960-х гг. ситуация усугубилась — лишь одна Дагомея (Бенин) пережила 6 переворотов; на них просто перестали обращать внимание. В 1970-е гг. военные перевороты были в Африке главным средством смены власти. Выборы же никакой роли не играли; как говорили на Западе, в Африке они проводились по принципу: «Один человек — один голос — один раз».
Поскольку длительное время сохранять военный режим практически невозможно, через определенное время армия передает власть гражданским лицам или организует выборы, где побеждает ее ставленник. Через несколько лет ситуация вновь повторяется — таковы реалии политической жизни в странах Африки. Даже когда военные не становились арбитром в конфликте политиков, парламентская демократия западного типа сворачивалась уже через несколько лет. Примерно в тридцати самых бедных государствах мира в Африке была введена однопартийная система, а президенты обладали фактически абсолютной властью.
В Африке утвердился авторитарный стиль правления; несколько такого рода руководителей находились у власти в течение почти трех десятков лет, вплоть до 1990 г.: Мобуту — в Конго, Уфуэ Буаньи — в Кот-д'Ивуаре, Хестинг Банда -— в Малави. Лишь в 1990-е гг. наметились некоторые перемены: в 1991 г. первые свободные президентские выборы проведены в Бенине; в Замбии в том же году президент Кеннет Каунда, находившийся у власти в течение 27 лет, также не был избран на новый срок.
В политической жизни Африкиуже в 1960-е гг. стали доминировать насилие, мракобесие и тирания. ВБурунди два премьер-министра были убиты один за другим. Президент Бенина лично убил своего министра внутренних дел. В Народной Республике Конго по телевидению был показан труп высшего военного чина с заткнутым долларами ртом. В Экваториальной Гвинее, где в 1968 г. президентом стал Франциско Масиас Нгуэма, началась настоящая резня: президент лично избил до смерти своего министра внешних сношений; так он поступал и отношении других подчиненных вплоть до своего свержения в августе 1979 г.
Еще более одиозный случай произошел в Центрально-Африканской Республике.Командующий армией Бокассав 1966 г. был провозглашен пожизненным президентом, а в 1977 г. он объявил себя императором, а страну — империей. По сему случаю в декабре 1977 г. была устроена пышная церемония коронации, на которой присутствовали 35 тыс. иностранных гостей. Шикарный трон в виде орла, корона, украшенная 2 тыс. бриллиантов, императорские регалии и пр. — все это обошлось стране в одну пятую часть ее годового дохода.
Бокасса «прославился» безудержным насилием и самодурством: в 1979 г. он лично участвовал в убийствах 80 детей, ударил императорским скипетром по голове личного посланника президента Франции. Только после вмешательства французских войск он был свергнут 9 сентября 1979 г. Диктатор получил политическое убежище в Береге Слоновой Кости, но был заочно обвинен в каннибализме, убийствах, махинациях с золотом и бриллиантами.
Во многих африканских странах распространены колдовствои связанные с этим ритуалы. В Уганде, например, некоторые народы смусульманского Севера пили кровь своих жертв и съедали их печень, многие калечили тела своих врагов, отправляя таким образом религиозные ритуалы. Времена правления угандийского диктатора Иди Аминаи поныне вспоминаются с ужасом. Еще до предоставления независимости Уганде в 1963г. он приобрел репутацию крайне жестокого человека, был замешан в многочисленных убийствах и пытках людей. Но британские колониальные власти не стали судить одного из немногих черных офицеров. При президенте Мильтоне Оботе Амин постепенно выдвинулся как главнокомандующий армией. Выходец с Севера, Амин еще в 16-летнем возрасте принял ислам. Впоследствии он установил связи с ливийским президентом Каддафи и руководителями палестинских организаций.
В 1971 г. Аминсверг Оботе и установил свою власть в Уганде.Мусульмане составляли лишь 5% населения страны, но тем не менее Амин, опираясь на поддержку ливийцев и палестинцев, установил настоящую диктатуру. Его режим стоил жизни 300 тыс. угандийцев, Амин уничтожал всех недовольных, лично расправился с несколькими министрами.
Многие бежали из страны уже в 1971 г., так что суть происходящего была известна миру. Амин был ритуальным каннибалом; известно, что он убил свою жену, расчленил ее труп и затем съел его. По совету одного шамана он убил сына и съел его сердце. Доказано, что он имел коллекцию иллюстраций из руководства по анатомии и хранил специально подобранные человеческие органы в холодильнике. Амин лично расправился с высшими полицейскими чинами, расследовавшими его преступления. Главным орудием в его руках стала организация под названием Государственный исследовательский центр (ГИЦ), где работали советники из Ливии и палестинцы. Она была центром пыток и расправ с недовольными или подозреваемыми в противодействии диктатору.
Поражает тот факт, что, даже когда о преступлениях Амина в Уганде уже было широко известно, он пользовался широкой международной поддержкой, и прежде всего в Африке. В ОАЕ вообще никто не критиковал Амина вплоть до 1978 г., когда он напал на соседнюю страну — Танзанию. Мало того, в 1975 г. он был избран председателем ОАЕ и в этом качестве выступал на Генеральной Ассамблее ООН 1 октября 1975 г., после чего в его честь был устроен обед видными лицами. Амин был свергнут 4 марта 1979 г.танзанийской армией, нашел убежище у Каддафи в Ливии. Но насилие в Уганде отнюдь не прекратилось.
Серьезную угрозу представляют и другие проблемы, в частности, крайне остро стоит проблема СПИДа.В некоторых странах Тропической Африки им поражена значительная часть населения. Специалисты говорят о так называемом «поясе СПИДа», куда относят такие страны, как Замбия, Мозамбик, Ботсвана, Свазиленд, Намибия. Периодически возникают нехватки продовольствия и голод в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Заире и в других странах.
Проблемой Африки остается и расизм,но не в плане дискриминации черных белыми. В той или иной форме все африканские государства проводили расовую политику. Арабские страны еще в 1950—1960-е гг. изгнали евреев со своей территории или загнали оставшихся в гетто.
Танзания в 1960-е гг. изгоняла арабов или лишила оставшихся равных прав. В 1970-е гг. из Восточной Африки началось изгнание выходцев из Азии, даже в Кении они были дискриминированы в 1982 г. Большинство африканских стран с негритянским населением после получения независимости осуществляли дискриминацию белого меньшинства на уровне государственной политики, исключение составили лишь две страны: Кения и Берег Слоновой Кости.
С начала 2000 г. в Зимбабве начались нападения на белых фермеров,правительство объявило, что около 3 тыс. фермерских хозяйств будет передано бедным черным крестьянам, но были захвачены и многие фермы, которые экспроприации не подлежали. Сейчас власти ничего не могут поделать с этими насильственными захватами. Фермеры подали судебные иски на президента Р. Мугабе, но столкновения на фермах продолжаются, льется кровь. В стране воцарился хаос. Экономика переживает кризис, США угрожают экономическим бойкотом, а президент Р. Мугабе тем не менее выиграл новые президентские выборы (в марте 2002 г.). В августе 2002 г. он отправил в отставку правительство, свалив на него вину за постигший страну политический и экономический кризис.
Получили распространение концепции типа негритюда, подчеркивающее расовое превосходство негритянских народов. В разных странах их лидеры пытаются превозносить самобытность африканцев, разрабатывают доктрины, доказывающие эту самобытность. Так, в Заире диктатор Мобуту разработал доктрину мобутизма, относя к чисто африканским ценностям, например, однопартийные режимы, обожествление власти президента. Он распорядился изменить на африканские все географические названия в стране, запретил все христианские имена. Даже свое имя он сменил на Мобуту Сесе Секо Куку Игбенду Ва За Банга, что в переводе означает «Петух, который не оставляет ни одну курицу без внимания». С аналогичными проповедями выступают ныне и многие другие руководители африканских государств.
Что касается Южной Африки, где велик процент белого населения, то там ныне сохраняется баланс между интересами разных групп, благодаря чему и гарантировано экономическое развитие. Впрочем, в будущем все может измениться, учитывая огромную разницу в доходах. То, что подобное может произойти, доказывают события 2000 г. в Зимбабве, бывшей Южной Родезии, где началось бегство из страны европейского населения.