III. Реформы Фредерика де Клерка
Фредерик де Клерк стал лидером Националистической партии только 2 февраля 1989 г., а уже 8 июля встретился в тюрьме с Нельсоном Манделой и провел с ним переговоры. Сразу же после избрания президентом ЮАР он освободил Уолтера Сисулу и других политических заключенных, отменил чрезвычайное положение, разрешил легальную деятельность ИНК и других африканских организаций, в том числе митинги протеста и организованные демонстрации. Затем был освобожден Нельсон Мандела, это произошло 11 февраля 1990 г.
Перед Ф. де Клерком и Н. Манделой встала задача разработать новую Конституцию, заручиться поддержкой основной массы своих сторонников, оттеснив в сторону экстремистов. В ответ на отмену чрезвычайного положения АНК согласилась не прибегать к насилию, с августа 1990 г. АНК отказалась от вооруженной борьбы. Следующим шагом стало разрешение черным вступать в Националистическую партию, а белым — в АНК.
В конце 1989 г. Организация Африканского единства (ОАЕ), Содружество наций и ООН подтвердили, что санкции против ЮАР будут отменены в случае глубоких конституционных реформ в этой стране. Это побудило де Клерка еще в 1990 г. начать процесс отмены многих законов апартеида. В начале 1991 г. были отменены последние три закона апартеида, в том числе и закон о регистрации населения по расовым группам.
В 1991г. созвана Конференция за демократическую Южную Африку (КОДЕСА).Она работала до конца 1993 г., в ней участвовало более 20 партий. Ее цель — разработка новой Конституции. Переговоры шли сложно, мешали многочисленные экстремистские партии как белых, так и черных.
Ф. де Клерк пытался обеспечить гарантии белому меньшинству путем права вето; АНК настаивала на принципе правления большинства. Одно время казалось, что Ф. де Клерк надеется создать при участии «Инкаты» и ее лидера М. Бутелезе коалицию партий правого крыла, но укрепление личного авторитета лидера АНК Н. Манделы и линия поведения «Инкаты» не дали осуществиться этим планам.
В марте 1992г. позиции Ф. де Клерка неожиданно укрепились: он одержал победу на референдуме,в ходе которого большинство белой общины (69%) высказались в поддержку скорейшей передачи властных полномочий африканцам.
Дальнейшие переговоры проходили более энергично. Сказались и отказ США поддержать требования белой общины о праве вето, и неуклюжая политика экстремистских партий (Африканерский народный фронт, Консервативная партия и Африканерское движение сопротивления), и события в двух бантустанах — Бопутотсване и Сискее, перешедших фактически под контроль южноафриканской армии, и непоследовательная позиция М. Бутулезе в отношении Конституции и предстоящих выборов.
В 1992 г.участники КОДЕСА приняли наконец Временную Конституцию.Был создан Переходный исполнительный совет, который существовал наряду с действующим кабинетом. Правительство и АНК договорились, что в ЮАР будет единая армия и гражданская администрация, никого не станут увольнять со службы и правительство не будет проводить конфискацию земель.
26—29 апреля 1994 г. состоялись всеобщие выборы,которые были признаны международным сообществом свободными и честными. Победуодержал АНК,набравший 62,6% голосов (252 места в парламенте). Националистическая партияполучила 20,4% голосов и 82 места, «Инка-та»— 10,5% голосов и 43 парламентских мандата. По результатам выборов было создано коалиционное правительство, в котором АНК получила 18 мест, Националистическая партия — 6, «Инката» — 3 места.
АНК одержал победу на выборах в Законодательные собрания 7 провинций,Националистическая партия — в провинции Западная Капская, а «Инката» — в провинции Квазулу-Наталь. 9 мая 1994 г. Нельсон Мандела избран президентом ЮАР, а 8 мая 1996г. утверждена и ныне действующая Конституция ЮАР. Встране создан двухпалатный парламент: Национальная Ассамблея (400 депутатов, избираемых на 5 лет) и Национальный совет провинций (90 мест). После выборов Националистическая партия покинула правительственную коалицию.
Несмотря на ликвидацию апартеида, перед ЮАР стоит еще немало сложных проблем. Прежде всего, в стране насчитывается 11 основных языковых групп. Не существует так называемого «черного большинства», а есть различные народности африканцев. Самой крупной из них являются зулусы (38,5% населения), далее следуют сото (27,5%), коса (11,6%). В стране также проживают 5,1 млн. человек белой общины, 3,4 млн. цветных и свыше 1 млн. индийцев.
Еще в 1984 г. между черными африканцами начались кровавые стычки (главным образом, между зулусами и коса), погибли свыше 10 тыс. человек, В сентябре 1991 г. удалось собрать мирную конференцию с участием АНК, «Инката» и Националистической партии. В провинции Квазулу-Наталь, где «Инката» стала правящей партией в 1994 г., ее лидер М. Бутелезе добивался расширения автономии. Сепаратистские настроения существовали и в белой общине.
Еще одна проблема — усиление леворадикальных настроений среди черного населения ЮАР, особенно среди неимущих слоев, недовольных огромным разрывом в доходах белого и небелого населения страны. Именно из этих слоев черпали поддержку Панафриканский Конгресс и Народная организация Азании, выдвигая радикальные лозунги типа: «Один белый — одна пуля». Пока удавалось сохранять в стране гражданский мир, но кто мог поручиться за будущее, ведь в ЮАР — 40%-ная безработица, высокий уровень преступности.
С середины 1996 г. в ЮАР работает «Комиссия по доверию и примирению» во главе с архиепископом Д. Туту. В целом она беспристрастно рассматривает преступления во времена прошлого режима как белых, так и черных.
После отмены экономических санкций против ЮАР, это произошло в 1993 г., экономика пошла на подъем: выросли ВВП, золотовалютные резервы, вновь усилился приток в страну иностранных капиталов. Ныне ЮАР входит в число самых развитых стран мира, занимая 1-е место по добыче золота, платины, ванадия, хрома и марганца, 4-е — по добыче алмазов, 5-е — по добыче угля, 7-е — по урану; объем ежегодного экспорта превышает 30 млрд. долл.
С июня 1999г. президентом ЮАРстал Табо Мбеки.Правительство вкладывает солидные средства в социальную сферу, образование, здравоохранение, жилищное строительство, водоснабжение, электрификацию. Это вызывает доверие иностранных инвесторов, только за 2000 г. зарубежные капиталовложения возросли более чем вдвое. В том же году страна вступила в Всемирную торговую организацию (ВТО), что говорит о надежных экономических перспективах.
Табо Мбеки призвал «избавиться от наследства 300 лет притеснений по расовому признаку». Своей целью он назвал построение свободного от коррупции общества, в котором не будет огромного разрыва в доходах между богатыми и бедными. Серьезной проблемой ЮАР также является СПИД — каждый десятый житель инфицирован, а в том числе 9/10 общего числа военнослужащих. Президент Т. Мбеки лично участвует в дискуссии по этой проблеме, поддерживая позицию доктора Дюс-берга, который возглавляет комиссию ЮАР по СПИДу. Он, в частности, отрицает, что именно вирус иммуннодефицита вызывает СПИД.
В октябре 2000 г. Т. Мбеки провел в Кейптауне совещание по проблеме новых технологий; он призвал Запад к развитию в Южной Африке информационых технологий. В июне 2002 г. в Дурбане прошел Африканский экономический саммит, на котором присутствовали свыше 400 представителей бизнеса. Была продемонстрирована готовность бизнеса вкладывать деньги в Африку. В конце июня Т. Мбеки встретился в Канаде с представителями «большой восьмерки» для обсуждения плана практической помощи Африке со стороны развитых государств. Он призвал, в частности, российский бизнес обратить пристальное внимание на Африку, учитывая традиции многолетних дружеских отношений.
В последнее время ЮАР заметно активизировалась на международной арене, в частности, сейчас она добивается реформы ООН, настаивая на включении по крайней мере двух африканских стран в состав Постоянных членов Совета Безопасности. В марте 2001 г. Т. Мбеки совершил визит на Кубу, где встречался с Ф. Кастро.
В конце августа — начале сентября 2002 г. в ЮАРсостоялся Всемирный саммит по устойчивому развитию.Он проходил в Йоханнесбурге. Присутствовали свыше 100 руководителей стран мира, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Ряд лидеров развитых стран заявили на саммите о значительном увеличении экономической помощи развивающимся странам. На встрече обсуждались проблемы глобализации. Среди ораторов были премьер-министр Великобритании Тони Блэр, президент Франции Жак Ширак, канцлер ФРГ Герхард Шредер; лишь США прислали делегацию второстепенных деятелей. Цель саммита — повышение уровня жизни населения и защита окружающей среды.