II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.

Филиппины,страна, расположенная на 700 островах, с XVI в. нахо­дилась под колониальным господством Испании. Население — в ос­новном христиане. С 1899 г. — под контролем США. В 1934 г. США предоставили стране права автономии, готовились провозгласить не­зависимость, но началась война; Филиппины были оккупированы японцами. После их изгнания страна вновь оказалась под контролем США, а 4 декабря 1946г. получила полную независимость.

В первые же годы независимости в стране началось коммунистиче­ское восстание.Отряды партизан, боровшиеся еще с японцами в годы войны, образовали народную армию — Хукхалахап; их лидер Луис Тарук объявил себя коммунистом. Подавить движение удалось с нема­лым трудом лишь в начале 1950-х гг. Впоследствии на южном острове Минданао обострились проблемы сепаратизма — мусульманское боль­шинство населения островов подняли восстание, которое тлеет до сего времени.

Во внешней политике Филиппины ориентировались на союз с США, заключив договор на предоставление американцами в аренду военных баз — Кларк-Филд и Субик-Бэй. Правительство поощряло развитие рыночной экономики, опираясь на активность деловых кру­гов китайской общины. В сельской местности развивалась инфраст­руктура (дорожная сеть, ирригация, система снабжения и сбыта сель­скохозяйственных продуктов), создавались предпосылки для «зеленой революции».

Важнейшей задачей властей было укрепление правопорядка: в стра­не периодически активизировалась деятельность различных гангстер­ских группировок; а насилие над гражданами носило постоянный ха­рактер.

В 1962 г. филиппинский президент Диосдадо Макапагал выдви­нул притязания на Сабах; он разорвал отношения с Малайей, отка­зался признать созданную в 1963 г. Федерацию Малайзии, но все прекратилось в 1966 г. с приходом нового президента Фердинанда Маркоса.

Вначале это был очень популярный на Филиппинах человек, он имел наибольшее число наград за активное участие в войне с япон­цами. Но постепенно стремление во что бы то ни стало удержать власть, обогатить своих многочисленных родственников, одержало верх. В 1972 г. он ввел военное положение, которое сохранялось вплоть до 1981 г., а в 1973 г. провел референдум, благодаря чему про­длил срок пребывания на посту президента. Ф. Маркое сохранял диктаторскую власть вплоть до своего свержения в 1986 г.

Таиланд— единственная из стран региона, которая никогда не была колонией.Ей удалось сохранить независимость, используя противоре­чия между англичанами и французами. Отсутствие общей границы с Китаем также было на руку Таиланду — удалось ассимилировать око­ло 4 млн. этнических китайцев, постоянно проживающих в стране.

В 1932 г. принята Конституция, ограничившая абсолютную монар­хию, а с 1938 г. Таиланд стал фактически управляться военными. В го­ды Второй мировой войны страна выступила на стороне Японии, но в 1944 г. произошла смена правительства и Таиланд перешел на сторо­ну союзников.

После 1945 г. страна чаще всего управлялась военными — в Таи­ланде было совершено 6 переворотов. В послевоенный период Таи­ланд стал склоняться к союзу с Западом.В 1954 г. Таиланд вступил в СЕАТО, и власти разрешили размещение штаб-квартиры этой орга­низации в своей столице Бангкоке, они весьма настороженно относи­лись к активности коммунистов в Индокитае. Когда в 1962 г. возник­ла угроза коммунистического нападения со стороны Лаоса, Таиланд принял американскую военную помощь. В 1964 г. на территории стра­ны было создано 6 военно-воздушных баз США и размещено 50 тыс. американских войск.

Неблагоприятный для США исход войны в Индокитае вызвал бур­ные протесты населения и в Таиланде: в 1973 г. власть военных была свергнута в результате студенческих беспорядков, восстановлено гражданское правление. Тогда же начался вывод из страны американ­ских войск. Однако вскоре в стране вспыхнуло восстание Патриоти­ческого фронта, не в последнюю очередь из-за подстрекательства Ки­тая. Оно продолжалось до 1983 г. и привело, в частности, к смене гражданского режима военным в 1976 г.

Ситуация еще более ухудшилась в 1978 г., когда Вьетнам оккупиро­вал соседнюю Камбоджу. В восточные районы Таиланда хлынули ты­сячи беженцев из Камбоджи; страна обратилась к Китаю и США за помощью и получила ее.

В 1980—1990-е гг. для всех государств Юго-Восточной Азии были ха­рактерны высокие темпы экономического роста,что позволило им уже в начале 1990-х гг. войти в число так называемых новых индустриаль­ных стран, которые имеют существенное влияние в современном мире. Бурный экономический подъем позволил в 1980-е гг. Малайзиипреодолеть острый внутриполитический кризис, связанный с корруп­цией и активизацией исламских фундаменталистов на Севере полу­острова. С 1981 г.премьер-министром страны стал Мохаммад Махат-хир,выдающийся политик, которого можно назвать малайзийским де Голлем. Он столкнулся со многими трудностями, но в конце кон­цов сумел удержаться на политической арене страны. На выборах в апреле 1995 г. ему удалось вновь одержать убедительную победу над своими политическими конкурентами, блокировав влияние фунда­менталистов на Севере, в Келантане. В настоящее время М. Махатхир возглавляет коалицию из 12 политических партий.

Темпы экономического роста составили в 1990-е гг. 8% в год, Малай­зия вошла в число индустриально развитых стран. Ныне она не только производит важнейшие виды сырья (половину мирового производства пальмового масла, 20% мирового производства натурального каучука, яв­ляется крупнейшим производителем олова), но и экспортирует промыш­ленную продукцию в огромных масштабах. Только электронная промы­шленность Малайзии дает стране половину доходов от экспорта. Она входит в число крупнейших в мире производителей интегральных схем, кондиционеров, радио- и телевизионной аппаратуры; хорошо известны на мировом рынке малайзийские автомобили «Протон», одежда и обувь.

Страна успешно преодолела «Азиатский кризис» 1997—1998 гг., уже через год валютные резервы превысили 30 млн. долл.

В настоящее время М. Махатхир уверенно возглавляет правитель­ство страны, умело сочетая интересы различных общин — малайцев, китайцев, индийцев. Это непростая задача, ведь против так называе­мого «засилья китайцев в экономике» периодически выступают ис­ламские фундаменталисты, в основном выходцы из малайской общи­ны. На этом пытаются играть враждебные элементы из организации «Джемаа Исламийе», пытаясь подвигнуть малайских мусульман на вос­стание, как это произошло в 2002 г.

Отношения с Россией усугубляются в связи с проблемой Чечни; МИД России неоднократно обращался к правительству Малайзии с просьбой воспрепятствовать сбору денег для сепаратистов.

В Индонезии, после подавления коммунистического мятежа в 1965 г., был установлен фактически авторитарный режим генерала Сухарто.Он

сохранялся более 30 лет. За это время удалось обеспечить политичес­кую стабильность, добиться внушительных темпов экономического развития — 7—10% в год.

Хотя страна пока не вышла на уровень развития новых индустри­альных стран, это планируется достигнуть к 2020 г. Экономическое развитие было неровным: так, в 1989 г., когда снизились доходы от продажи нефти, Индонезии пришлось даже девальвировать валюту. В том же 1989 г. удалось восстановить нормальные отношения с КНР и СССР, однако с этого времени постоянной проблемой стала борьба против проявлений исламского фундаментализма.

Политическое затишье сохранялось в Индонезии до начала 1990-х гг., затем оппозиции были сделаны послабления, разрешили активизиро­ваться исламским партиям.

В 1997 г. Индонезию поразил «Азиатский кризис»: резко сократи­лись темпы роста, а в 1998 г. произошло даже падение экономики на 15—20%. Это вызвало массовые выступления населения: раздавались требования возврата к политической демократии, Сухарто обвиняли it злоупотреблениях и коррупции. 21 мая 1998 г. он вынужден был уй­ти со своего поста в отставку.

Президентом Индонезии стал Б.Ю. Хабиби; ему пришлось принять меры для стабилизации положения. Воктябре 1999 г.на выборах пре­зидентом Индонезии был избран Абдуррахман Вахид. Но к тому време­ни страну охватила волна исламского фундаментализма: начались волнения среди мусульман, погромы христиан, сепаратистские вы­ступления в разных районах страны.

Президент А. Вахид готовил реформу региональной автономии: предполагалось разделить страну на 23 субъекта автономии и передать местным властям ряд полномочий. Но весной 2001 г. против него вы­двинуты обвинения в хищении государственных средств. В июне пар­ламент начал процедуру импичмента президента.

23 июля 2001 г.парламент Индонезии единогласно отправил А. Ва-хида в отставку, назначив его преемником дочь бывшего президента Индонезии Сукарно — Мегавати Сукарнопутри, ранее занимавшую пост вице-президента. Вахид пытался воспрепятствовать этому, объя­вив чрезвычайное положение, но армия и полиция ему не подчини­лись. Приверженцы Вахида получили на выборах всего 10% голосов. Иго престиж был подорван и двумя коррупционными скандалами, и об­винениями в личной нечистоплотности, а также неспособностью по­ложить конец потрясениям на финансовых рынках и предотвратить резкое падение курса национальной валюты.

М. Сукарнопутри возглавила страну в атмосфере кризиса; она на­мерена опираться на высокопоставленных генералов. Тем не менее деловой мир позитивно отреагировал на отстранение Вахида: курс ру­пии подскочил вверх, активизировался фондовый рынок. Новое ин­донезийское правительство стало энергичнее вести международные дела — М. Сукарнопутри успешно выступила в роли посредника меж­ду Северной и Южной Кореей. 11 июня 2002 г. она встретилась с Па­пой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане.

В течение долгого времени ущерб международному престижу Ин­донезии наносился оккупацией Восточного Тимора в 1975г. Индоне­зийские войска взяли его под контроль после крушения фашистско­го режима в Португалии и стали подавлять движение местного населения за независимость. До 1979 г. в мире старались не замечать происходивших там событий. В течение последних 20 лет сопротив­ление местного населения подавлялось индонезийскими военными с большой жестокостью. В сентябре 1999 г. вспыхнула самая настоящая резня, к которой причастны многие военные и гражданские чиновники Индонезии. Всего за 1990-е гг. погибла '/5 часть населения острова. В Восточный Тимор были направлены миротворческие силы ООН. Сейчас в Джакарте проходят судебные процессы над причастными к этой трагедии, но общественное мнение настроено против вынесения обвинительного приговора. В конце 1999 г. был проведен референдум ООН, режим индонезийской оккупации ликвидирован.

12 октября 2002 г. на острове Бали, в городе Куте, произошла страшная трагедия: прогремел взрыв в центре отдыха иностранных туристов, погибло 180 человек, граждане 21 государства. Правитель­ство Сукарнопутри срочно провело расследование, уже арестовано 29 человек, причастных к взрыву.

Восточный Тимор стал независимым государством, президентом избран Шанана Гуджмау.3 мая 2002 г. он встретился с президентом Индонезии Мегавати Сукарнопутри и пригласил ее на празднование независимости Восточного Тимора. Премьер-министром назначена Мари Аркатири.

На Филиппинахпрезидент Ф. Маркоек 1980-м гг. стал настоящим диктатором.Его режим обвиняли в коррупции, в семейственности. Огромную роль в жизни страны играла его жена — Имельда Маркое. В1981 г. он отменил военное положение, но продлил срок своего пре­бывания на президентском посту. В стране мало что изменилось.

В 1983 г. был убит Бенитко Акино, самый видный противник режи­ма, когда он проходил курс реабилитации в США после заключения в 1973—1979 гг. Это событие окончательно подорвало доверие населе­ния к властям. В 1986 г.в результате мощных демонстраций Ф. Маркоевынужден был уйти в отставку. Он уехал в США, где и умер в 1989 г.

Победившая на президентских выборах 1986 г.вдова Б. Акино Карасон Акинополучила незавидное наследство: на Юге ширилось восстание мусульманских сепаратистов, платежи по внешнему долгу поглощали треть всех поступлений от экспорта, происходил спад в экономике. К тому же ее внутриполитические позиции были ос­лаблены ввиду зависимости от армии.

На рубеже 1980—1990-х гг. шли напряженные переговоры о про­длении присутствия на Филиппинах американских военных баз, но в 1991 г. сенат страны проголосовал против. В 1992 г. базы были ликви­дированы. Президент К. Акино официально отказалась также от фи­липпинских притязаний на Сабах.

В 1992 г.президентом Филиппин избран генерал Фидель Рамос.Он пытался разгромить мусульманских повстанцев на Юге, но потерпел неудачу. В 1996 г. заключено соглашение с мусульманскими партизана­ми о прекращении военных действий на острове Минданао, но оно не­однократно нарушалось. Мусульман на Филиппинах около 6 млн. че­ловек, свое происхождение они ведут от легендарного пророка, иы шедшего из ствола бамбука. Существует несколько мусульманских организаций. Основная из них — Фронт Народного освобождения Минданао (ФНОМ). Он настаивает на расширении Автономного рай­она мусульман Минданао (АРММ), включающего 4 провинции с пре­обладанием мусульманского населения, до 14 провинций, в том числе и тех, где большинство составляют католики. Но есть и более ради­кальные организации, например Исламский фронт освобождения (ИФОМ), «Абу Сайяф», Совет исламского командования. Они распо­лагают многими десятками тысяч хорошо вооруженных боевиков, приобретающих боевой опыт в Афганистане и на Северном Кавказе.

19 ноября 2001 г. вспыхнул очередной мусульманский мятеж на Филлиппинах. Hyp Мисуари, бывший лидер Фронта освобождения Моро, объявил войну правительству, опираясь на 600 повстанцев. Он заявил о поддержке «Абу Сайяф». Президент Филиппин обратилась за помощью к США; те откликнулись, и в настоящее время идут контр­террористические операции с участием спецподразделений США.

Экономическое развитие в 1990-е гг. удалось ускорить: темпы рос­та достигли 5—7% в год. Филиппины стали одним из крупнейших производителей продукции электронной и химической промышлен­ности.

30 июня 1998 г. президентом страны стал Джозеф Эхерсито Эстра­да. Киноактер в прошлом, он был очень популярен в стране, имел кинематографический образ местного Робин Гуда. Но затем в прессе появились сведения о его финансовых махинациях. Начались слуша­ния в конгрессе Филлиппин об объявлении ему импичмента. В горо­дах состоялись многотысячные демонстрации с требованиями его от­ставки.

В начале 2001 г. Верховный суд Филиппин признал пост президен­та вакантным и возвел на эту должность вице-президента Глорию Ма-гапагал Арройо. Она является президентом Филиппин и поныне. Глав­ная проблема правительства страны — это борьба с террористами, которые берут в заложники как местных жителей, так и иностранцев. США прислали спецподразделения для участия в контртеррористиче­ских операциях совместно с вооруженными силами Филиппин.

Д.Э. Эстрада находится в тюрьме, но не оставляет попыток перево­рота — 3 апреля 2002 г. он попытался поднять бунт в армейских час­тях, но неудачно.

Таиландв 1980— 1990-е гг. имел самые быстрые темпы экономическо­го роста в мире,до 12% ежегодно. Он привлекал в огромных масштабах иностранные капиталовложения, расширял производство, туризм, торговлю. Его ежегодный экспорт превышает сегодня 60 млрд. долл., причем его полностью составляют промышленные изделия. Таиланд находится в числе наиболее развитых новых индустриальных стран.

Таиланд — активный член АСЕАН, образованной в 1967 г., а также один из инициаторов создания Азиатско-тихоокеанского экономичес­кого совета (АТЭС). Эта общерегиональная организация ставит целью создание к 2010 г. зоны, открытой для торговли и инвестиций для раз­витых стран, а к 2020 г. — для развивающихся стран—членов АТЭС.

С завершением эвакуации вьетнамских войск из Камбоджи Таиланд старается сохранять нейтралитет во внешней политике; никакого воен­но-политического договора с США в настоящее время он не имеет.

Во внутренней политике начиная с 1976 г. правили генералы, кото­рые поддерживали тесные связи с бизнесом и старались придержи­ваться Конституции. После назначения в 1994 г. нового премьер-ми­нистра без санкции парламента в Таиланде начались массовые беспорядки. Это заставило короля Бумипола вмешаться, отстранить генералов от власти и назначить гражданское правительство.

С тех пор кабинеты формируются, как правило, на коалиционной основе, после утверждения их парламентом. В ноябре 1997 г. в резуль­тате правительственного кризиса пришел к власти кабинет во главе с Ч. Ликпаем и была принята новая Конституция. Планируется приня­тие новых законов о всеобщих выборах, о политических партиях. Со­гласно Конституции, обе палаты парламента будут отныне избираться.

Тайцы являются приверженцами буддизма южной ветви. Это об­стоятельство и местные традиции, вероятно, отразились на этнопси­хологии тайцев, отличительными чертами которых являются уравно­вешенность, оптимизм, доброжелательность и гостеприимство. Это создает хороший международный имидж Таиланду.

5 февраля 2002 г. в Таиланде избран новый премьер-министр. Им стал лидер политического движения «Тайцы любят тайцев» Таксин Шинаватра.

Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины в 1967 г.объединились в организацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, в 1995 г. — Вьетнам, в 1997 г. — Ла­ос и Мьянма, в 1999 г. — Камбоджа. Ежегодно страны АСЕАН прово­дят встречи на уровне министров иностранных дел. Страны АСЕАН активно участвуют в работе Азиатско-тихоокеанского экономического совета (АТЭС). Ныне на страны — члены этого совета приходится 60% мирового ВНП и половина объема мировой торговли. Россия также вступила в эту организацию в 1998 г. и приняла активное учас­тие во встрече стран АТЭС в Брунее в ноябре 2000 г.

Страны АСЕАН создали в 1990 г. Восточно-азиатский экономиче­ский совет. Они также участвуют в Тихоокеанской конференции по торговле и экономическому развитию и Экономическом совете бас­сейна Тихого океана. Упор делается на экономическое, а не на военно-политическое сотрудничество.

После 1976 г.по инициативе Таиланда и Филиппин блок СЕАТО был распущен.Новым многосторонним институтом является действующий с 1995 г. Региональный форум по вопросам безопасности,в котором со­трудничают девять стран АСЕАН, а также США, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, КНР, Россия; участвуют в его работе также представители Южной и Северной Кореи, Европейского союза. Эта организация не является военно-политической в обычном смысле, но дает возможность ее членам поддерживать диалог, привлекать внима­ние к своим проблемам и опасениям, а в случае появления реальных уг­роз сформировать неформальную коалицию для их устранения.

В настоящее время страны Юго-Восточной Азии оказались перед угрозой деградации окружающей среды — сказались последствия бур­ного промышленного развития последних десятилетий. Сейчас это самый загрязненный регион в мире; ежегодно площадь лесов там со­кращается на территорию, равную Швейцарии. Только ущерб от страшных лесных пожаров 1997—1998 гг. составил свыше 14 млрд. долл., а в атмосферу выделилось двуокиси углерода больше, чем про­изводят предприятия всей Западной Европы. Треть населения регио­на лишена доступа к чистой питьевой воде. Энергозатраты местных предприятий на выпуск продукции в десятки раз превышают энерго­затраты развитых странах. Все эти проблемы волнуют ныне прави­тельства и общественность Юго-Восточной Азии.

С начала 2002 г. страны Юго-Восточной Азии показывают фантас­тическую деловую активность: их фондовые индексы с января 2002 г. увеличились на 20%. Это должно способствовать повышению темпов экономического роста с 2 до 4%.