III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
II. «Исламский социализм» в странах Востока
В фарватере советской внешней политики в 1960-е гг. следовали Египет и Алжир,в 1970-е — Ирак, Сирия и Ливия,в 1980-е — Народная Демократическая Республика Йемен и Афганистан.
Причины этого крылись не только в советской экономической и военной помощи. Идеология марксистского варианта социализмаво многом близка идеям ислама:в принципе отвергаются рыночная экономика и политическая демократия. Если политические структуры в этих странах полностью соответствовали советской модели, то в экономике все же допускалась мелкая частная собственность и рыночные отношения, разумеется, под жестким контролем государства. Это позволяло в некоторой степени компенсировать неэффективность государственного сектора.
Режимы в этих странах складывались в рамках восточных традиций, но говорить о природной жизнеспособности такой власти нельзя. Необходимо учитывать и фактор внешней помощи СССР, и нефтедоллары, и даже ту помощь, которую оказывали Сирии богатые арабские страны. Если все это исключить, то экономическая неэффективность режимов становится очевидной. Это особенно наглядно продемонстрировал пример Афганистана, где режим полностью держался благодаря огромной советской помощи, которая подорвала в конце концов ресурсы и самого СССР.
Отход от ориентации на СССР начался уже к началу 1970-х гг. (Египет и Алжир), продолжился в 1970-е гг. (Сирия, Ирак и Ливия) и завершился в 1980-е гг. (НДРЙ и Афганистан) с крушением марксистского эксперимента в СССР Египет и Алжир полностью порвали с «социализмом», в Ираке и Сирии заговорили о «национальном социализме».
А вот лидер Ливии Муамар Каддафи вообще сделал уклон в сторону ислама, провозгласив своеобразную форму государства — Джама-херию; если отбросить камуфляж, там по-прежнему сохраняется диктаторский, деспотический режим власти.
Южный Йемен в 1990-е гг. вошел в состав ЙАР, а из Афганистана выведены советские войска еще в 1989 г. Таким образом, прекратились попытки объединения ислама с «социализмом» — явление, которое следует связывать прежде всего с периодом «холодной войны» в международных отношениях.
Фундаментализм— реакция отторжения чуждых идей в традиционных обществах. Она происходит, когда затрагиваются основы цивилизации. Именно тогда раздаются призывы вернуться к истокам, к самобытности, к изначальной чистоте собственных традиций.
В принципе, фундаментализм свойствен не только исламу; в частности, в Индии в последние годы оживились коммуналистские силы, которые добиваются возврата к первоначальным ценностям индуизма. Однако ныне все чаще используют термин «исламский фундаментализм», предрекают даже, что в XXI в. он станет главной проблемой международных отношений.
Исламский фундаментализм связывают не только с террористической деятельностью весьма опасных группировок и организаций. Подразумевается, что сам ислам предполагает насилие и неприятие чуждых идей. Это, конечно же, не так. На протяжении веков в ислам проникали идеи Запада, которые породили соответствующие интеллектуальные движения. Им и пытаются противостоять фундаменталистские контрдвижения, которые нередко скатываются к ксенофобии и насилию. Поэтому главное сопротивление фундаментализм встречает именно в регионе ислама, со стороны слоев, вкусивших от заимствования западных идей.
Еще в XIX в. зародился панисламизм— движение, ставившее своей целью противодействие западному влиянию на ислам и стремившееся к объединению мусульман всего мира. Его основателем был Джа-маль ад-Дин аль-Афгани.
В 1928 г.в египетском городе Исмаилия шейхом Хасаном аль-Буннабыла создана организация «Братья-мусульмане». Вней сочетались черты религиозной секты и политической партии. Своей целью организация ставила объединение всех мусульман в единое государство, где конституцией должен быть Коран, а правовой системой — Шариат.
Хасан аль-Бунна проповедовал терпение к иноверцам, но не всем его последователям удавалось соблюдать это правило: для достижения «святой цели» нередко допускалось использование любых средств, [итлоть до террора. «Братья-мусульмане», первоначально действовавшие только в Египте, постепенно распространили свою политическую деятельность и на другие исламские страны.
После окончания Второй мировой войны «Братья-мусульмане» активно включились в борьбу против присутствия в Египте английских войск, заодно уничтожая и «предателей» из числа египетских политических деятелей. В 1948 г. они убили премьер-министра Нукраши-пашу, после чего основатель организации Хасан аль-Бунна был казнен в 1949 г., а организация разогнана.
Но это лишь подтолкнуло радикальные силы к новым действиям. С конца 1951 г. «Братья-мусульмане» развернули партизанскую войну против английских войск в зоне Суэцкого канала. Они также поддержали движение, приведшее к власти в 1952 г. М. Нагиба и ГА. Насера. Убедившись, что Г.А. Насер не является сторонником «исламской государственности», «Братья-мусульмане» устроили на него покушение, за что подверглись жестким репрессиям: тысячи членов организации были заключены в тюрьмы, сама же организация запрещена и ее штаб-квартира перенесена в 1950 г. в Саудовскую Аравию.
Там организация получила мощную поддержку со стороны ваххабитов и превратилась в мировую организацию, имеющую ныне свои филиалы и ячейки во всех мусульманских государствах и даже в среде мусульманской диаспоры в странах Европы и Америки.
К тому времени процесс заимствования элементов европейской модели развития в странах ислама зашел достаточно далеко. Еще до Второй мировой войны в результате реформ Мустафы Кемаля в Турции утвердился принцип лаицизма, да и в других мусульманских странах перемены происходили стремительно. В Египте президент Г.А. Насер продолжал свою националистическую политику; в 1965 г. он казнил главного идеолога «Братьев-мусульман» Сейида Кутба.
Попытка короля Саудовской Аравии Фейсала в 1965 г. создать военно-политический союз мусульманских стран не увенчалась успехом, его инициативу поддержал лишь иранский шах. Позднее была создана Организация «Исламская конференция». По инициативе и в основном на средства Саудовской Аравии при ней развивалась пропагандистская и финансовая инфраструктура, но в политический союз эта организация так и не превратилась. Большинство государств вошло в ее состав из прагматических соображений, в расчете на финансовую помощь Саудовской Аравии.