III. Перспективы урегулирования
Беспорядки на палестинских территорияхвспыхнули с новой силой после 28 сентября 2000 г.Поводом стало посещение одним из правых политиков Израиля А. Шароном Храмовой горы в Иерусалиме. Подавить выступления палестинцев правительство Израиля не смогло. В декабре 2000 г. стало ясно, что вскоре предстоят новые выборы.
Они состоялись 6 февраля 2001 г.,убедительную победу (с отрывом В 25%) одержал Ариэль Шарон.Он и стал новым премьер-министром Израиля. Вначале марта ему удалось создать коалиционное правительство, привлечь к союзу Партию труда и ее лидера Шимона Переса, назначив его министром иностранных дел.
Создание в Израиле нового правительства, победа на выборах А. Шарона были крайне негативно восприняты в арабских странах. Руководитель палестинской интифады Марван Баргуси (лидер ФАТХ на Западном берегу) прямо призвал палестинцев ответить массовыми выступлениями протеста. С тех пор ситуация постоянно накаляется: на террористические акции палестинцев Израиль отвечает жесткими действиями.
С начала 2001 г. Израиль прекратил перечисление в Палестинскую автономию средств, собранных с налогов палестинцев, работающих I) Израиле. Фактически установлена блокада территорий: перекрыта подача воды, энергии, связь прервана. В мае 2001 г. международная комиссия под руководством бывшего сенатора США Джоржа Митчелла предложила некоторые рекомендации по урегулированию положения. Но практическое осуществление «Плана Митчелла» остается под большим вопросом. Уже 1 июня 2001 г. последовал акт терроризма, повергший в шок весь Израиль, — взрыв на молодежной дискотеке «Дольфи», в результате которого погибли 20 израильских подростков. С августа 2001 г. начались рейды израильской армии на территорию Палестинской автономии, что еще более накаляет ситуацию.
С тех пор столкновения израильтян с палестинцами происходят постоянно. Летом 2002 г. Израиль полностью оккупировал территорию
Палестинской автономии и проводил там чистки среди палестинских организаций; были арестованы лидеры экстремистов, в том числе руководители организации «Бригада мучеников Аль-Лксы» и «Хамас». Лишь в сентябре 2002 г. была снята осада с резиденции Я. Арафата и частично разморожены средства палестинской автономии (40 млн. долл.). Началась ликвидации нелегальных израильских поселений на Западном берегу. В настоящее время обсуждается новый план, предложенный МИДом Дании (Пьер Стинг): план рассчитан на период до июля 2005 г. и предусматривает оказание помощи Палестинской автономии для проведения реформ и развития экономики.
В сентября 2002 г. Израиль вновь стал обстреливать резиденцию .Я. Арафата в г. Рамалла. К тому же у Арафата вновь возникли проблемы с внутренней оппозицией в рядах ООП: одна из организаций — «Народный фронт освобождения Палестины» — отказалась принимать участие во встречах палестинских руководителей до тех пор, пока не будет освобожден ее лидер — Ахмад Саадат, арестованный в январе 2002 г. руководством Палестинской автономии.
Успехи, достигнутые в урегулировании палестинской проблемы, весьма значительны. Опасность новой войны на Ближнем Востоке уменьшилась, хотя и поговаривают о новой возможности таковой в 2002 г. С Египтом и Иорданией у Израиля установлены нормальные дипломатические отношения, правда, Иордания приостановила их с 1 апреля 2002 г. С Сирией ведутся переговоры. Израиль в принципе согласился на эвакуацию Голанских высот. Это позволяет надеяться, что следующей страной, с которой будет заключен мирный договор, станет Сирия. За ней последует Ливан, позиция которого по проблеме мирного урегулирования с Израилем «полностью связана с сирийской», имеется в виду серия соглашений, заключенных между Ливаном и Сирией в 1991 г.
Тем не менее есть объективные препятствияв деле дальнейшего урегулирования и неясности, вызывающие беспокойство за судьбу стран на Ближнем Востоке.
Во-первых,неясна ситуация в самом Израиле:чем закончится политический кризис, какое будет правительство, какие настроения будут преобладать в израильском обществе, насколько упорным окажется сопротивление религиозных экстремистов-иудаистов? В настоящее время почти 80% населения Израиля составляют евреи, но и арабское население довольно многочисленно — 15%; в кнессет избрано сейчас 10 депутатов от арабского населения. За 1990-е гг. население Израиля иыросло почти на треть, главным образом за счет еврейской эмиграции из СССР. В Израиль прибыло за это время около 900 тыс. бывших советских граждан; они уже создали две политические партии, имеют сиоих депутатов в кнессете и, как полагают, содействовали радикализации настроений в израильском обществе.
Во-вторых,спорным остается вопрос об израильских поселенцах. Внастоящее время их общее число около 140 тыс.; есть тенденция к сокращению: в 1990 г. они составляли 15% еврейского населения Израиля, сейчас — не более 9%. Палестинцы настаивают не только на ликвидации поселений, но и на отъезде самих поселенцев. Израильтяне выступают против такого решения; они настаивают на «праве евреев проживать в любом месте их исторической родины».
В-третьих, террорпалестинских организаций способен сорвать любое урегулирование. Впоследние годы экстремизм явно усилился, и это неслучайно. По мере достижения независимости Палестины стано-иится анахронизмом существование десятков тысяч вооруженных бойцов в лагерях палестинских беженцев. Что им делать, когда цель борьбы будет достигнута, ведь молодые люди ни дня в жизни не работали, они привыкли жить за счет международной помощи, решать нее проблемы с помощью насилия. Это проблема многих стран, переживших долгую гражданскую войну: армия, ставшая влиятельной си--лой в обществе, никогда не допустит роспуска вооруженных сил. Этим и объясняются настоятельные попытки сорвать наметившиеся сдвиги it мирном урегулировании.
В-четвертых,возникает вопрос: как долго сможет Я. Арафат бороться с экстремистскими настроениями среди палестинцев?В настоящее время полиция и силы безопасности Палестинской автономии проводят операции по зачистке территорий, производят сотни арестов, часто во взаимодействии с силами безопасности и армией Израиля. Это может вызвать реакцию негодования среди арабского населения и привести к устранению Я. Арафата из руководства автономии. А кто сможет его заменить?
Уже сейчас есть потенциальные соперники, и прежде всего официально назначенный на пост премьер-министра Палестинской автономии некто Абу Мазен (Махмуд Аббас), он же генеральный секретарь ООП. Отношения между ним и Арафатом не всегда складываются хорошо.
В-пятых,камнем преткновения может стать вопрос об Иерусалиме, который уже с 1980 г. аннексирован и объявлен столицей Израиля. Это город, в котором находятся религиозные святыни трех великих религий: иудаизма, христианства и ислама. Многие мусульмане считают, что ни в коем случае нельзя оставлять его полностью в руках Израиля. Большинство требуют восстановления положения, существовавшего до 1967 г., когда Иерусалим был разделен на две части: западную (еврейскую) и восточную (арабскую). Именно восточный Иерусалим должен стать столицей арабского государства в Палестине, считают они. Удастся ли Израилю найти приемлемую формулу урегулирования статуса этого города — от этого зависит многое.
В-шестых,достаточно сложным является и вопрос о распределении водных ресурсов.Дело в том, что Палестина крайне бедна водой; основная масса берется из подземных источников, большинство которых находится на Западном берегу Иордана. Во всяком случае именно оттуда Израиль получает в настоящее время 70% всей потребляемой воды. В случае провозглашения независимого государства вряд ли можно рассчитывать на сохранение существующего порядка распределения водных ресурсов, а это, по заявлениям многих видных израильских политиков, равнозначно «самоубийству государства». Это, вероятно, одна из причин, объясняющих, почему правящие круги Израиля настаивают на сохранении статуса автономии для Западного сектора и Газы, в то время как ООП добивается независимости этих территорий. — В-седьмых,серьезным препятствием в дальнейшем урегулировании может стать непримиримость и радикализм отдельных арабских руководителей,таких, как С. Хусейн в Ираке или М. Каддафи в Ливии. Они вряд ли смирятся с мирным урегулированием. Подтверждаются слова палестинского писателя Фаваза Турки: «Многие арабские лидеры пользуются палестинской проблемой то как знаменем, то как тряпкой для вытирания ног!».
Многое будет зависеть от того, какую политику станет проводить Сирия: если она пойдет на заключение мирного договора с Израилем, это позволит исключить возможность любых конфликтов арабских стран с Израилем в будущем. Многое сейчас зависит от нового президента Сирии Башира Асада.Если будут выведены сирийские войска из Ливана, появятся шансы на заключение мирного договора и с Израилем. А после Сирии наступит и очередь Ливана.
В-восьмых,очень важно поведение молодежи и интеллигенции арабских стран.Настораживает, что около 70% арабских студентов, окончивших элитные университеты на Западе, по возвращении в родные места становятся фундаменталистами.
Возможным выходом мог бы стать трансферт населения, как арабов, так и евреев. Такие случаи не раз бывали в прошлом, достаточно вспомнить урегулирование между Грецией и Турцией после Первой мировой войны. Но с учетом политических настроений, позиций противостоящих сторон осуществить все это крайне сложно. В случае американской акции против Ирака вполне может начаться массовая депоратация арабов из Израиля — они будут восприниматься I стране как сочувствующие врагу. А. Шарон может воспользоваться случаем, чтобы «очистить» территорию Палестинской автономии от арабов. Они, разумеется, направятся в Иорданию, большинство населения которой и так уже составляют палестинцы. Не исключено, что именно в Иордании начнутся массовые выступления против короля Абдаллы II.
В настоящее время впервые в истории появились реальные шансы па провозглашение независимого арабского государства в Палестине. Если это произойдет, мир станет свидетелем решающего шага в урегулировании всех проблем Ближнего Востока. Однако развитие событий, развернувшихся в этом регионе осенью 2000 г., внушает серьезную тревогу за его будущее.