I. Создание «советской системы» в экономике

ЛЕКЦИЯ 24

Выводы

/. Главная цель нейтралитета во внешней политике избегать вовлечения в конфликты «холодной войны», что Д. Неруудалось. Однако в начале 1960-хгг. Индию одолевают сомнения: способен ли нейтралитет обеспечить безопас­ность страны.

2. В I960—1970-е гг. Индия постепенно сближается с СССР, который стано­вится главным поставщиком оружия индийской армии, поддерживает дип­ломатические инициативы Индии, сотрудничает во многих областях.

3. С 1980-х гг. внешняя политика Индии вновь становится независимой; стра­на стремится, сохраняя хорошие отношения с Россией, развивать сотрудни­чество с США, Европейским союзом, Японией, Китаем.

4. В последние десятилетия Индия уделяет особое внимание улучшению отно­шений со странами региона Южной Азии. В результате удалось наладить со­трудничество со всеми соседними странами, за исключением Пакистана. Он по-прежнему остается главным соперником Индии на международной арене.


Становление «системы социализма» в КНР (1949-1952)

Захват коммунистамивласти в Китае в 1949 г. не был случайным — в сравнении с Гоминьданом они выглядели предпочтительнее во всех отношениях.

Их стратегические целитакже отвечали китайским традициям: со­здать сильное государство, опекающее людей во всем, перераспреде­лить собственность, гарантировать всеобщее равенство.

Наконец, надо было укрепить национальный суверенитет страны, поднять ее международный престиж, покончить с «комплексом не­полноценности», преследовавшим китайцев с середины XIX в.

Перед Китаем стояло множество неотложных проблем, но самая острая из них была, пожалуй, финансовая.Многие даже полагают, что поражение Гоминьдана произошло в основном из-за огромной ин­фляции, вследствие которой войска, не получавшие жалованья, про­сто разбегались. В декабре 1949 г. власти ввели новую валюту — юань; все старые деньги прекратили хождение. Новые должны были выпус­каться под контролем Государственного банка. В результате цены ста­билизировались, жизненный уровень повысился, безработица сокра­тилась вдвое. Так, с решительного проведения финансовой реформы началось создание новой экономической модели.

Советский Союз во главе со Сталиным являл собой опору мирового коммунизма. Мао Цзэдун мог быть в обиде на Сталина за слабую под­держку коммунистов во времена Гоминьдановского режима, но теперь возникла новая ситуация. К тому же известна роль военной и экономиче­ской помощи СССР в победе КПК в Третьей гражданской войне. Совет­ский Союз имел огромный опыт «строительства социализма», И. В. Ста­лин был общепризнанным вождем коммунизма во всем мире. Вот почему СССР стал образцом и опорой для Китая в построении нового общества.

18 декабря 1949 г. Мао Цзэдун прибыл в Москву с официальным визитом в качестве главы КНР. Он мало знал об СССР, как и о лю­бой другой стране, и должен был многое познать сам. Мао пробыл в Москве около 2 месяцев. За это время был подготовлен и 14 февра­ля 1950 г.подписан советско-китайский договор сроком на 30 лет. Он предполагал безвозмездную передачу Китаю Чанчуньской же­лезной дороги со всеми примыкающими сооружениями, 44 заводов, конфискованных у Японии в Маньчжурии. Под управление КНР переходили Порт-Артур и Дальний, предоставлялся советский кре­дит в 300 млн. долл. на 5 лет под 1% годовых.

Это было первым из такого рода соглашений. В марте того же года бы­ли заключены договоры о совместной эксплуатации нефтяных месторож­дений в Синцзяне и использовании гражданской авиации в Центральной Азии. В апреле 1950 г. подписано генеральное торговое соглашение. Была обещана помощь в реконструкции 50 китайских промышленных пред­приятий. Из СССР в КНР были направлены специалисты в области эко­номики и планирования; перед ними ставилась задача — создать в стране систему государственного контроля и регулирования экономики.

В первые же месяцы СССР оказал экстренную помощь поставками продовольствия и промышленных товаров. Еще большее значение приобретали поставки советского сырья и материалов: до 40% потреб­ности КНР в металлах, значительную часть нефтепродуктов получал Китай из СССР. До 1949 г. почти все шанхайские предприятия (а это — 60% промышленности) работали на импортном сырье; теперь возник­ла угроза их полной остановки. Лишь поставки сырья из СССР позво­лили продолжать работу. В стране все распределялось строго по кар­точкам, что одобрялось населением, поскольку каждому был гарантирован прожиточный минимум.

В июне 1950 г.состоялся Пленум ЦК КПК, на котором было при­нято решение о контроле за частной промышленностью и об упрочении госсектора.Началась широкая национализация. Вначале национали­зировались все иностранные предприятия, что в целом вызвало одоб­рение населения. Затем в собственность государства стали переходить и китайские. Бывших владельцев даже оставляли во главе своих пред­приятий, поэтому сильного сопротивления также не было.

Уже к концу 1950 г. в государственном секторе оказалось 80% тяже­лой промышленности и 30% — легкой. С 1951 г. стали оказывать дав­ление на частный сектор, вводя единовременные налоги, фактически накладывая контрибуции. Хотя и удалось таким образом в 1951 г. по­лучить в бюджет несколько млрд. юаней, но эти меры напугали пред­принимателей и те стали свертывать производство.

Традиционно большая часть населения Китая была кустарями. Они объединялись в артели. Новая власть объявила их «пережитками феодализма» и приступила к ликвидации объединений ремесленни­ков. Была установлена государственная монополия на внешнюю тор­говлю — отныне только государственные органы совершали внешне­торговые операции.

В начале 1950-х гг. в Китае находилось большое число советских экономических советников, технических специалистов, инженеров — сотрудничество развивалось по всем направлениям. В августе 1952 г. со­стоялся визит в Москву главы китайского правительства Чжоу Эньлая.

Советские специалисты помогали создать в КНРи систему госу­дарственного планирования. Вноябре 1952 г. была образована Государ­ственная комиссия планирования под руководством Гао Гана, а в кон­це того же года составлен первый пятилетний план (на 1953—1957 гг.). В декабре 1952 г. в КНР создано Министерство высшего образования, достигнуты соглашения о помощи СССР в этой сфере.

Аграрная реформастала проводиться КПК в освобожденных районах еще до октября 1949 г. С провозглашением КНР летом 1950 г. было объ­явлено о распространении реформы на всю страну. Происходили конфи­скации «излишков» земли, сдаваемой в аренду, владений монастырей. Все это перераспределялось между крестьянами поровну, «по едокам».

Тем не менее эта мера встретила положительный отклик, способ­ствовала укреплению позиций КПК, так как обеспечивала людям прожиточный минимум. Всего в стране было конфисковано и пере­распределено 47 млн. га земли (среди 300 млн. крестьян). Разумеется, не всеми эти конфискации приветствовались. Китайские официаль­ные источники признают 830 тыс. «проявлений классовой борьбы», закончившихся судебными приговорами и расстрелами. Но в масшта­бах гигантской страны это не играло заметной роли.

К 1953 г.в КНР были заложены основы новой системы государст­венной экономики,созданы базовые институты регулирования и пла­нирования. Частному сектору был нанесен сокрушительный удар, хо­тя он еще не был полностью уничтожен. Преобразования в сельском хозяйстве подавили стимулы к росту производства, хотя и решили за­дачу физического выживания.