ІІ. Экономическая политика Д. Неру в первой половине 1950-х гг.
Раскол Индии на два государстваоставил в наследство массу проблем. Массовые убийства, начавшиеся в момент раздела, на долгие десятилетия определили враждебные отношения между Индией и Пакистаном.
ЛЕКЦИЯ 19
Выводы
/. После завершения Первой мировой войны колониальные владения Германии были поделены между победителями — Англия, Франция, Бельгия и Южно-Африканский Союз получили соответствующие мандаты Лиги Наций.
2. Заимствование элементов европейской цивилизации не стало определяющей тенденцией в годы колониализма, поскольку в Африке сильны были традиционный уклад жизни, особое мировосприятие и менталитет населения.
3. Политика метрополий в африканских колониях диктовалась их стратегическими целями: должны ли они, в конце концов, подготовить африканцев к независимому развитию или все сводится лишь к эксплуатации ресурсов.
4. Роль Африки во Второй мировой войне была велика: на ее территории происходили военные действия, метрополии интенсивно использовали ее ресурсы. В конце войны в колониях зарождаются политические партии, которые выдвигают требования предоставления независимости.
Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру»
(1947-1964)
I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
Переселение коснулось миллионов: в официальных спорах в отношении собственности тех, кто не смог продать оставленные земли, фигурировали 17 млн. человек (с обеих сторон). В результате взаимной резни многие погибли: только до января 1948 г. пострадало около 2 млн. человек.
К тому времени в разных районах Индии образовались огромные лагеря для вынужденных переселенцев: так, в окрестностях Дели был разбит лагерь на 400 тыс. беженцев из Пенджаба. Погромы мусульман, провоцируемые шовинистическими организациями Хинду Махасабха и Раштрия Сваямсевак сингх, приняли огромный размах. Использовать армию и административные органы для ликвидации беспорядков было сложно, поскольку и там произошел раскол по религиозному признаку.
12 января 1948 г. М.К. Ганди объявил голодовку в знак протеста против резни. 18 января представители всех религиозных общин, собравшись в Дели, дали клятву: прекратить взаимные акты насилия. Но на М.К. Ганди, Д. Неру и других лидеров ИНК обрушились обвинения в том, что они якобы выступают в защиту мусульман.
Начались покушения. М.К. Гандизапретил охранять себя, и 30 января 1948 г. был убитфанатиком-индусом из Хинду Махасабхи во время грандиозного митинга, в присутствии миллионной толпы народа.
Для Индии смерть М.К. Ганди была страшной национальной трагедией — по сути, лишь она остановила резню, заставила людей одуматься.
Раздел страны нарушил работу единой инфраструктуры:остановились поезда на железных дорогах, были прерваны линии электропередач, поскольку зачастую производили энергию в одной стране, а потребляли — в другой.
К Пакистану в итоге отошли основные районы производства сельскохозяйственных культур: хлопка, джута, пшеницы; к Индии — основные промышленные мощности. С первых же дней независимости в Индии ощущалась острая нехватка продуктов питания и промышленного сырья.
Правительству Д. Нерупришлось в срочном порядке проводить закупку всего необходимого за рубежом, благо на счетах Индии в Английском банке были сотни миллионов долларов. Пришлось принимать меры, чтобы срочно расширить посевы хлопка и джута (на 25—70%), чтобы дать работу текстильным фабрикам в Калькутте и Бомбее.
Серьезную проблему представляла интеграция княжеств:по плану Маунтбеттена князья сами должны были решать, к какому из двух государств, они будут присоединяться.
Еще 15 июня 1947 г. ИНК принял резолюцию: а) княжества не могут претендовать на независимость; б) необходимо учитывать мнение населения и соблюдать демократические процедуры; в) не могут присоединяться к Пакистану княжества, со всех сторон окруженные территорией Индии.
До провозглашения независимости большинство княжеств (555 из 565) приняли решение войти в состав Индии. Некоторые были включены в состав штатов, прочие образовали особые союзные территории, или самостоятельные части федерации. Несколько десятков княжеств решили присоединиться к Пакистану. Среди них был и Джунагадх,хотя он был полностью окружен территорией Индии. Князь, однако, быстро понял свою ошибку и бежал в Пакистан, а Джунагадх стал частью Индии.
Были проблемы и на юге. С одним княжеством — Траванкор— дело обошлось без осложнений: князь понял иллюзорность своей «независимости» и объявил о вхождении в состав Индии.
Самое крупное княжество Индии — Хайдарабад— также объявило о своей «независимости». Абсолютное большинство населения там составляли крестьяне-индусы, но землевладельцы и правящая династия низама принадлежали к мусульманам. Там еще с 1945 г. происходили волнения на аграрной почве, из мусульман формировались отряды добровольцев «разакаров» с целью подавить выступления. Д. Неру неоднократно обращал на это внимание, пока терпение правительства не истощилось. Под предлогом наведения порядка в Хайдарабад в сентябре 1948 г. были направлены индийские войска. После чего низам в начале 1949 г. объявил о присоединении к Индии.
С другим княжеством — Кашмир— ситуация была особенно напряженной, но это предмет отдельного разговора, поскольку затрагивает проблемы внешней политики.
Перед государственным аппаратомновой Индии стояли непростые задачи: необходимо было наладить работу, преодолеть религиозные распри. Возглавить работу по решению этих задач было поручено выдающемуся деятелю ИНК Валлабхаи Пателю,ставшему первым заместителем премьер-министра Д. Неру и министром внутренних дел. Известно, что М.К. Ганди в свое время всерьез опасался, как бы соперничество этих двух выдающихся людей в будущем не нанесло ущерба государству, — он взял клятву с обоих никогда открыто не выступать друг против друга, они это обещание сдержали.
В. Патель занимался малозаметной, черновой, но очень важной работой и прекрасно справлялся с ней. Он сумел в короткое время преодолеть административный хаос в Индии, наладить работу «Индийской гражданской службы» (корпуса чиновников). Уже к февралю 1948 г. был завершен вывод английских войск из Индии. Постепенно В. Патель заменял английских чиновников на индийцев, эта работа была закончена к исходу 1949 г. Во многом, именно благодаря его настойчивости и непреклонности, в состав Индии вошло абсолютное большинство княжеств.
Экономические трудности первых лет независимости были усугублены неожиданными военными расходами: началась война из-за; Кашмира. Это осложнило ситуацию и выполнение задач, стоявших перед страной.
Главная проблема, доставшаяся Индии от колониализма, — разобщенность двух экономических укладов: традиционного и современного.
В традиционном секторе экономикибыло занято подавляющее большинство населения: крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, ростовщики; он обслуживал основные потребности внутреннего рынка.
Современный секторбыл представлен промышленными предприятиями и соответствующей инфраструктурой, а также сельскохозяйственным производством, ориентированным на экспорт — он работал,
В основном, на мировой рынок. Расширяясь, современный уклад неизбежно подавлял традиционное производство, никаких кооперационных связей между ними не было.
Преодолеть колониальную структуру экономикивообще было непросто, ведь англичане развивали прежде всего те отрасли современного уклада, которые были им необходимы для использования ресурсов Индии. Промышленные предприятия Индии уступали передовым В техническом и технологическом отношении, зависели от поставок запчастей и комплектующих, промышленного сырья и полуфабрикатов из-за рубежа. Расположены они были в основном на побережье, в портовых городах, так как доставка по морю обходилась дешевле.
Промышленная инфраструктура создавалась таким образом, чтобы свести к минимуму транспортные издержки при доставке товаров из внутренних районов к побережью. Даже железные дороги строились колониальными властями с использованием трех разновидностей колеи, что затрудняло перевозки внутри Индии и потребовало затем перестройки.
Однако преодолеть экономическое отставание только за счет создания крупных предприятий современного сектора было невозможно. Сразу же возникала проблема занятости миллионов людей, освобожденных в традиционном секторе, который, конечно же, не выдерживал конкуренции с современным.
Стратегию правительства в этом вопросе определила принятая Учредительным собранием еще 7 апреля 1948 г. «Резолюция о промышленной политике». ЭкономикаИндии делилась на несколько секторов,которые были распределены между различными укладами. Втрех отраслях (атомная, военная промышленность и железнодорожный транспорт) было разрешено создавать исключительно государственные предприятия, они же получили преимущественное право еще в 6 отраслях.
Остальные отрасли закреплялись между различными предприятиями частного капитала, мелким и кустарным производством. Причем производство некоторых видов промышленной продукции было зарезервировано именно за традиционным сектором. В частности, производство сари — национальной женской одежды — по сию пору разрешено в Индии только с использованием ручного труда, любые механические приспособления не допускаются. Кустари, занятые в сфере традиционного производства, получили государственные заказы, льготы в налогообложении, при снабжении дефицитными видами товаров, сырья и т. д.
Такого рода экономическая политика проводится в Индии и сейчас. Это можно расценивать как сознательное торможение научно-технического прогресса, многие отрасли, по существу, закрыты для внедрения новых технологий, но правительство вынуждено это делать по социальным соображениям.
Острейшей проблемой Индии была аграрная,ведь абсолютное большинство населения — крестьяне. Неудивительно, что первой крупной реформой нового правительства стала именно аграрная. Ее суть сводилась к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Проводилась она в районах, где действовала система заминдаров: землевладельцы-посредники сдавали часть земли в аренду крестьянам. Теперь они этой земли лишались, крестьяне становились собственниками. В результате за первые десять лет доля арендаторов в общей численности населении сократилась с 70% до 12%.
По Конституции аграрная реформа находилась в ведении правительств штатов, в местностях, где заминдары были влиятельной силой, это привело к разного рода махинациям, затягиванию реформы. Бывшие владельцы обращались в суды, оспаривая размер причитающейся им компенсации, — пришлось проводить через парламент поправку к Конституции, изымавшую вопросы аграрной реформы из компетенции судов.
Не случайно именно тогда в Индии развернулось массовое движение «Бхудан и Грамдан». Во главе его стоял известный в Индии последователь М.К. Ганди — Виноба Бхаве.Он обращался напрямую к землевладельцам, убеждая их передать излишки земли в специальный фонд, из которого он лично будет выделять землю крестьянам. До 1955 г. В. Бхаве изъял таким образом 4,3 млн. га, в то время как государству удалось конфисковать у землевладельцев лишь 2,3 млн. га земли. Минимум землевладений был установлен довольно большим, к тому же, в условиях Индии, с ее огромным населением, бывшие владельцы стремились переписать излишки на своих многочисленных родственников.
Однако сельское хозяйствоИндии не стало более производительным:крестьяне, став собственниками земли, не стали интенсивнее трудиться. В сельском хозяйстве для развития товарного производства помимо владения землей, требуется наличие еще многих других факторов.
Производство продовольствия в Индии росло медленно, не поспевая за темпами прироста населения — в неурожайные годы в стране возникал голод, правительство вынуждено было тратить скудные ресурсы на закупки зерна. Отставание сельского хозяйства сдерживало общее развитие экономики.
Многие члены правительства Д. Неру были привержены экономическим идеям того времени. Сам он был романтиком, с большими симпатиями относился к социализму, поэтому полагал, что будущее В экономике — за государственным сектором, значит, следует стремиться к его постоянному расширению.
Кроме того, Д. Неру видел особую роль государства в регулировании экономических и социальных процессов.Индия, как он считал, требует постоянного расширения системы государственного регулирования, распространения функций государства на новые сферы. В 1950 г. в стране создана Плановая комиссия, она приступила к составлению пятилетних планов. В 1952 г. образован Национальный совет развития, который был призван координировать экономическую политику. В государственный сектор попали прежде всего предприятия, находившиеся под контролем колониальной администрации.
В годы первой пятилетки (1951—1956) на расширение госсектора шло 47% всех капиталовложений. Особое внимание уделялось развитию металлургической, нефтяной, угольной промышленности, машиностроения, а также объектам промышленной инфраструктуры. К середине 1950-х гг. доля госсектора составляла в экономике 5%.
Активизировался и частный сектор: высокие тарифы на иностранные товары закрыли внутренний рынок Индии для зарубежных партнеров и оставили его на освоение своим предпринимателям. Правительство предоставляло частникам прямые субсидии, льготы В налогообложении, делало скидки в тарифах на электроэнергию и пользование железными дорогами.
Противодействие курсу на преимущественное развитие государственного сектора в начале 1950-х гг. не было сильным. Он обслуживал нужды всего общества, оказывал услуги и частному сектору: стимулировал спрос, помогал решать проблему занятости (у3 всех работающих по найму в промышленности).
Госсектор развивал в основном капиталоемкие отрасли и инфраструктуру, где уровень прибыли невысок и отдача может быть нескорой: частный капитал идет туда неохотно, поскольку слишком велик риск. Объективно против увлечения социализмом был настроен В. Патель, но он скоропостижно скончался 15 декабря 1950 г.
В январе 1955 г. в Авади состоялась сессия ИНК. Там уже речь шла о перспективе перевода «всех средств производства в общественную собственность», о создании «общества социалистического образца». В том же, 1955 г., в парламенте была принята поправка к Конституции, которая предоставляла право законодательным учреждениям государства «экспроприировать любую собственность в интересах общества» и определять размер компенсации.
Это открыло начало широкой национализации.Одним из первых был национализирован Имперский банк — он стал Государственным банком Индии, орудием экономической политики правительства.