II. Модернизация страны Реза-шахом

Октября 1925 г.меджлис объявляет о низложении шаха и вре­менной передачи власти в руки Реза-хана. А 12 декабря 1925 г.созван­ное им Учредительное собрание провозглашает Реза-хана шахом но­вой династии Пехлеви.

В начале 1918 г. на север Иранавведены английские войска, взяты под контроль порты Решт и Энзели. Затем англичане устремились в За­кавказье и на северо-восток, в Закаспийскую область. Вскоре они уста­новили контакты с местными националистами в Гиляне, на побережье Каспийского моря, сменили русских офицеров на англичан в казачьей бригаде — единственной боеспособной воинской части иранцев, и к ав­густу 1918 г.полностью контролировали страну.

Осенью 1918 г. начались англо-иранские переговоры,которые за­вершились подписанием договора от 9 августа 1919г. Его условия должны были фактически превратить Иран в протекторат Англии. Английские советники назначались во все правительственные уч­реждения, английские офицеры проводили реорганизацию иранской армии и т. д.

Это возмутило население. Страна была охвачена националисти­ческими восстаниями, сам Ахмед-шах Каджар находился за грани­цей. Центральная власть фактически не функционирорала. Все это происходило на протяжении 1919—1920 гг. В национальных районах Ирана (Азербайджане, Хоросане, Гиляне, Курдистане) были образо­ваны местные сепаратистские правительства.

В июне 1920 г.ушло в отставку проанглийское правительство Восуг эд-Доуле. Новое правительствоотказалось признавать англо-иранский договор,поскольку он не был утвержден меджлисом. В сентябре 1920 г. Англия потребовала от Ирана немедленно признать договор, но иран­ское правительство направило свою делегацию в Москву, надеясь сыг­рать на противоречиях.

К этому времени в политику вмешалась армия. Полковник Реза-хан,командир полка в казачьей дивизии, только что образованной на базе бригады, 21 февраля 1921 г. ввел свои части в Тегерани произвел государственный переворот.Он сменил правительство, оставив за со­бой пост военного министра.

26 февраля 1921г. в Москве был подписан советско-иранский дого­вор.Советская Россия передавала Ирану ряд островов на Каспии, все русское имущество на территории Ирана общей ценностью в 600 млн. руб. Статьи 5 и 6 договора предусматривали право вводить на терри­торию Ирана русские войска — для обеспечения безопасности Совет­ской России.

С мая 1921 г. реальная властьв стране быстро переходит в руки во­енного министра Реза-хана.Осенью 1921 — весной 1922 гг. он подавля­ет сепаратистские выступления в Иране. По его требованию англий­ские войска, инструкторы и финансовые советники покидают Иран.

Укрепляется центральная власть: страна делится на 6 областей, в каждой вводится военное положение, власть переходит в руки воен­ных губернаторов. Им также был передан контроль за сбором всех на­логов, за распределением хлеба и других продуктов. В каждой области размещено по боеспособной дивизии, все виды войск подчинены во­енному министру, т. е. лично Реза-хану.

В 1923 г.Реза-хан решительно подавляет сепаратистские выступле­ния курдов и луров на западе страны, создает свою партию — «Обновле­ние». С октября 1923 г. Реза-ханстал премьер-министром.Он оконча­тельно оставляет Ахмед-шаха за границей, обязывает регента не вмешиваться в дела. Его личный авторитет быстро растет.

В конце 1924 — начале 1925 г. Реза вновь подавляет силой выступле­ния сепаратистов; в феврале 1925 г. меджлис присваивает ему титул вер­ховного главнокомандующего (в Иране это исключительная прерогати­ва шаха). Тем временем созданная Реза-ханом партия «Обновление» интенсивно пропагандирует программу реформ, намерение покончить со спекуляцией, укрепить национальную самостоятельность Ирана.

Обращается Реза-ханза поддержкой и к шиитскому духовенству,вы­ступая в защиту религиозной морали, вводя запрет на спиртное и осу­ществляя другие меры. Он включает в состав правительства видных ре­лигиозных деятелей. К тому времени династия Каджаров окончательно скомпрометирована.

Начал Реза-шах с укрепления централизации страны. Он беспощадно подавлял сепаратистов всех мастей, как национальных, так и фео­дальных авторитетов, громил и разоружал их отряды и племенные формирования, казнил руководителей, насильственно переводил ко­чевые племена на оседлость. Реза-шах изменил традиционное адми­нистративное деление, урезал права губернаторов. Их стали назначать из Тегерана, а не из числа местных авторитетов.

С 1936 г.в Иране введено новое административное деление — страна разбита на 10 провинций.В результате этих мер власть цент­рального правительства на местах возросла.

Реза-шах понимал, что может опираться только на силовые методы. В1926 г. в стране введена всеобщая воинская повинность, численность армии возросла до 150 тыс. человек. Появились новые рода войск: авиация, танковые части. Офицерский состав стал проходить специ­альную подготовку, в него входили выходцы из средних слоев. В офи­церы производили за конкретные заслуги и качества, а не по принци­пу происхождения и племенной принадлежности. При шахе на армию ежегодно тратилась третья часть государственного бюджета.

Постепенно Реза-шах менял отношение к духовенству.Он начинает урезать полномочия шариатских судов. В стране разрабатываются но­вые кодексы по европейским образцам: гражданский, уголовный, коммерческий.

По примеру М. Кемаля, с 1928 г. в Иране вводится европейский стиль в одежде,упраздняются феодальные титулы и обращения. Позд­нее также введены фамилии.В 1935 г: было изменено официальное на­звание страны: вместо Персии она стала именоваться Ираном. Прини­маются законы о правах женщин.Они получают доступ к образованию, могут обучаться в вузах, поступать на государственную службу. В 1935 г. принят закон об отмене чадры.

Большие изменения произошли и в сфере образования.В период реформ 1927—1934 гг. были приняты законы об обязательном и бес­платном начальном образовании, а также о платном среднем и выс­шем. Все учебные заведения изымались из ведения духовенства и пе­редавались под контроль государства. Это относилось как к частным учреждениям, так и к заведениям, созданным иностранцами. В стра­не велось строительство новых школ. Число учеников в них выросло в несколько раз: Была создана целая сеть высших учебных заведений, в том числе в 1934 г. в Тегеране был открыт университет, а также сель­скохозяйственный и педагогический институты. Сотни иранских студентов ежегодно отправлялись за границу в лучшие университеты мира.

Реза-шах придавал большое значение пропаганде иранского патри­отизма.Все реформы он пытался облечь именно в эту упаковку. Им была, в частности, затеяна реформа персидского языка. Слова араб­ского и турецкого происхождения изымались из обихода. В этом же духе проводилась и национальная политика (как известно, в Иране проживают разные народы — иранцы составляют лишь половину на­селения). В стране осуществлялась «иранизация», пропагандирова­лось единство иранской нации.

Разумеется, преобры составляют лишь половину на­селения). В стране осуществлялась «иранизация», пропагандирова­лось единство иранской нации.

Разумеется, преобразования встречали сопротивление традици­онно ориентированных слоев населения, духовенства, сепаратистов и этнических меньшинств, но всякий раз оно подавлялось жесткой рукой.

Реза обладал качествами, редко встречающимися у иранской эли­ты: собранностью, дисциплиной, величайшей работоспособностью и энергией — зачастую это производило ошеломляющее впечатление на людей. Известен случай, когда еще в 1920-е гг. Реза-шах выкинул из кабинета одного министра, будучи возмущен его бездействием. В ха­рактере иранцев-чиновников гораздо чаще встречаются неповоротли­вость, спокойствие, равнодушное отношение к делу. Поэтому рефор­мы, проводимые в жизнь кипучей энергией нового шаха, не встречали зачастую должного сопротивления, но внедрялись лишь формально, а посему оказались недолговечными.

Как только Шаха свергли, все реформы рассыпались, не оставив и следа. В этом — отличие результатов реформаторской деятельности Реза-шаха от реформ, проведенных в Турции Мустафой Кемалем.