Загадки Большого Сфинкса.

Сфинксы.

О названии.

Сфинкс - слово греческое, и в греческой мифологии Сфинкс – дочь стоглавого чудовища Тифона и его жены-полузмеи Ехидны. Изображалась греческая Сфинкс с головой и грудью женщины, телом льва и птичьими крыльями (илл. 73, 74). По самой древней версии мифа, в области Бео­тия на горе Фикион обитала хищница Фикс, способная заглатывать добычу. Имя «Сфинкс» возникло из сближения Фикс с глаголом сфиггеин – «сжимать», «удушать», а сам об­раз - под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы.

Другие считают, что слово «сфинкс» является искаженный греками вариант египетского словосочетания Сешет-анх – «Живое воплощение» или «Живой образ правителя».[7]

 

Типы и иконография египетских сфинксов.

Сфинксов делят на три основных типа: андросфинкс - лев с человеческой головой или лицом; криосфинкс - лев с головой барана (илл. 75); иераксфинкс - лев с головой ястреба/сокола. Сфинкс танис изображался с царским платком на шее, а со Среднего царства его лицо обрамляла львиная грива.

Почему именно лев? Распространенной является точка зрения, что для египтян сфинкс - это статуя, как правило, конкретного правителя, реже - богов Хора и Амона, чью силу символизирует львиное тело (редко - с телом быка и львиными лапами). Во многих древних восточных культурах лев связывался с солнечным божеством и являлся архетипом царской власти. Иконография сфинкса обусловлена, в частности, тем, что с эпохи Древнего царства в официальные титулы фараонов входили эпитеты, сравнивающие силу и могущество фараона с силой быка и могуществом льва.

Вместе с тем, существуют проблемы идентификации человеческой головы сфинксов и конкретного фараона. Так, по поводу двух сфинксов, высеченных из сиенита, украшающих набережную Невы напротив Академии художеств, существует только предположение, что головы этих сфинксов есть портретное изображение фараона Аменхотепа III (илл. 76).[8]

Были сфинксы также женского пола (илл. 78). В облике сфинкса в парике или с крыльями и с человеческими руками могли изображаться царицы – жены фараонов. Иногда в облике сфинксов изображались женщины-фараоны и верховные жрицы бога Амона в Карнаке.

Сфинксы в Египте чаще всего изображался сидящими.

Функции сфинксов.

В Древнем царстве сфинкс был символом власти фараона у входа в храм, позднее стал стражем храма или гробницы. Украшать сфинксами дороги процессий к храмам стали с Нового царства. Сфинкс служил также символом постижения истины.

 

Рядом с «великими пирамидами» на плато Гизе уже тысячелетия возвышается самая монументальная статуя в мире, называемая Большой Сфинкс (илл. 79).

Современное описание Сфинкса.

Скульптура вытесана из единой известняковой глыбы, расстояние от передних лап до хвоста составляет - 57,3 метра, высота - 20 метров. Современный цементный воротник закрепляет голову на шее. Ныне тело Сфинкса уже процентов на 80 застроено кирпичами из известняка. Голова непропорционально мала по отношению к телу. Глаза Сфинкса нацелены точно на место восхода Солнца в день его равноденствия (когда день и ночь имеют равную продолжительность).

Варианты древних названий Сфинкса. Полагают, что древние египтяне знали Сфинкс под несколькими названиями, в частности, «Хор на горизонте», «Живое воплощение Атума».[9]

Общепринятая точка зрения на время и метод создания Сфинкса и его идентификацию.

Практически во всей литературе о Египте (от научной до путеводителей) воспроизводится общепринятое мнение, что Сфинкс был создан в период правления фараона Хафры в 26-25 вв. до н.э., и неоднократно указывается, что лицо Сфинкса есть лицо указанного фараона. Так же мы можем прочесть, что на плато Гизе над общим уровнем залегающего известняка в эпоху Древнего царства возвышался твердый бугор высотой около 10 метров - из этого бугра высекли голову и шею Сфинкса. В качестве заготовки для тела использовали огромный параллепипед, образовавшийся после того, как строители отделили его от пласта, пробив по периметру ров шириной 5,5 и глубиной 2,5 метра.

Проблема времени создания Сфинкса и его идентификации.

Эта проблема вытекает из утверждения ряда исследователей, что Сфинкс – это «абсолютно анонимный монумент, высеченный из недатируемой скалы».[10]

Действительно, на настоящий момент не существует объективного теста, при помощи которого можно было бы точно датировать монументы, высеченные из скалы. Текстов 26-25 вв., где упоминался бы Сфинкс, не найдено. В основании «официальной» точки зрения, что Сфинкс создан при Хафре, является слог Хаф в одной из поврежденных строк гранитной стелы 14 в. до н.э., которая стоит между передними лапами монумента. Только это ничего не доказывает! И даже если бы не стерся предполагаемый второй слог «ра», то, во-первых, имя фараона «Хафра» помещено не в картуше (это было непререкаемым правилом), а во-вторых, это вовсе не означало бы, что при Хафре был воздвигнут Сфинкс (а не, скажем, осуществлены реставрационные работы).

Далее. Мумия фараона Хафра не найдена. Неизвестно, с какой точностью воспроизведен фараон в скульптурах, которые приписаны Хафре: нынешние черты лица Сфинкса могут в одинаковой степени принадлежать Рамзесу ХI, Тутмосу IV, Яхмосу I и др. «Поправлять» голову Сфинкса мог кто угодно на протяжении сотен лет. Не существует ни одной древней надписи, которая бы связывала Хафра со Сфинксом.

В 1993 году ведущим специалистом по составлению фотороботов подозреваемых лиц из Нью-Йорка на основании тщательных сравнений сотен (!) фотографий был сделан вывод, что лицо Сфинкса – это не лицо фараона Хафры.[11]

Представители «альтернативной» египтологии задают справедливый вопрос: не была ли голова Сфинкса во время создания монумента гораздо большего размера и львиной, а в дальнейшем уменьшилась и приобрела человеческие черты в результате переделки? Голова Сфинкса направлена строго на восток, а черты лица несколько смещены к северу. Может быть, изначально у Сфинкса была совершенно другая голова? Ибо все другие египетские сфинксы пропорционально выдержаны достаточно точно.

В начале 1990-х гг. сейсмографические исследования Сфинкса показали наличие аномалий и полости на 5-метровой глубине – прямоугольная ее форма (примерно 9 на 12 метров) позволила руководителю экспедиции американцу Уэсту сделать предположение, что она – искусственного происхождения… Дальнейшие исследования были прекращены.

В 1992 г. геолог Д.Э.Уэст и профессор геологии Бостонского университета и специалист по эрозии горных пород Р.Шоч, выступая с докладами на ежегодном съезде Американского геологического общества (АГО), заявили, что метеорологические исследования Сфинкса показали: эрозия статуи и окружающей его траншеи, вырубленной в скале, является результатом сильных дождей, которые воздействовали на породу на протяжении тысяч лет. Поверхность Сфинкса и стенок траншеи характеризуется сочетанием глубоких вертикальных борозд и волнистых горизонтальных канавок – классический пример, что происходит со структурой известняка, если дождь поливает его в течение нескольких тысяч лет. Ветропесчаная эрозия дает другой профиль поверхности – горизонтальные, похожие на щели каналы с острыми кромками.

Эти выводы были подтверждены сейсмопрофилированием пород подземного основания Сфинкса и анализом темпов эрозии поверхности монумента. Методика и результаты выполненных учеными расчетов темпов эрозии, выводы проведенного анализа были одобрены 275 участниками съезда АГО. Историки-египтологи промолчали или проигнорировали эти выводы.

Таким образом, следы водной эрозии могли образоваться только при условии, что Сфинкс был сооружен задолго до Хафра, при котором климат Египта был уже достаточно сухим, а обильные дожди в районе Гизы лились за тысячи лет до этого – 10-15 тыс. до н.э.[12] Расположенные рядом мастабы 4-й династии, построенные из подобных материалов, не имеют похожих следов водной эрозии, как и стенки древней каменоломни. Это дало основание сделать вывод, что самое минимальное время создания монумента 7-5 тыс. до н.э. – время, когда долина Нила была населена примитивными охотниками-собирателями, чьи «инструменты» ограничивались отесанными палками и заостренными кусками кремня. Следовательно, Сфинкс (и соседние с ним храмы) могут являться результатом работы развитой, но неизвестной пока нам цивилизации.

Египтологи, до и историки в целом с возмущением восприняли подобную гипотезу. Почему? «Если бы удалось подтвердить один лишь факт водной эрозии Сфинкса, то тем самым была бы перечеркнута вся общепринятая хронология истории цивилизации и пришлось бы полностью пересмотреть допущения, связанные с так называемым «прогрессом», на которых базируется вся современная система образования».[13]

Обе спорящие стороны не доказали еще своих взглядов на возраст Сфинкса, поэтому до сих пор загадка Большого Сфинкса еще разрешена.