Городское хозяйство и транспорт
Городское управление. Во главе администрации Петербурга первой половины XIX в. стоял генерал-губернатор, наделенный широкими полномочиями. В его ведении находились и Петербург, и Петербургская губерния. Столичный статус осложнял положение генерал-губернатора, поскольку в любой момент в его действия могли вмешаться министры, великие князья, сам император. Инструментом исполнительной власти в руках генерал-губернатора была петербургская полиция. В ее ведении был контроль за порядком и выполнением повинностей жителями столицы, мощение и освещение улиц, пожарное дело, тюрьмы, санитарный надзор. Возглавлял полицию обер-полицмейстер.
По всему городу несли службу городские сторожа, по трое дежурившие в специально сооруженных для них будках. В просторечии их называли «будочниками». В штат столичной полиции входили также прокурор и специальные «приставы следственных дел». Население Петербурга находилось под жестким контролем. Специально изданный в 1808 г. указ обязывал домовладельцев сообщать в полицию о каждом, кто приезжал в город или уезжал из него. Строго преследовались беспаспортные лица, а также домовладельцы, дававшие таковым приют. Нарушители этих правил подвергались большим штрафам. В 1809 г. была учреждена «Контора адресов», вскоре переименованная в Адресную экспедицию. Здесь должны были зарегистрироваться и получить «адресный билет» все лица, работавшие по найму в частных домах.
Административное деление Петербурга в начале XIX в. в общих чертах оставалось таким же, каким было установлено при Екатерине II. В конце XVIII в. в городе было два отделения, граница между которыми шла по Неве. В начале XIX в. появилось третье отделение, в которое вошла территория города к югу от Фонтанки. Во главе каждого отделения стоял полицмейстер. В 1798 г. город был разделен на 10 частей: 1-ю Адмиралтейскую (с 1865 г. – Адмиралтейскую), 2-ю Адмиралтейскую (с 1865 г. – Казанскую), 3-ю Адмиралтейскую (с 1865 г. – Коломенскую), Литейную, Рождественскую, Каретную (с 1865 г. – Александро-Невскую), Васильевскую, Петербургскую, Московскую, Нарвскую (с 1811 г. была выделена из Московской). В 1828 г. была образована Охтинская часть, которая в 1858 г. вошла в состав Выборгской части. За каждую часть отвечал частный пристав. Часть объединяла несколько кварталов (к середине XIX в. их было 56). В каждом из них имелся свой квартальный надзиратель. В каждой части был съезжий дом, где жил частный пристав, имелись арестантские камеры, канцелярия и лазарет. Здесь же размещались пожарная команда и фонарщики. В особом помещении виновных секли розгами.
В правление Александра II была проведена реформа петербургской полиции. В 1867 г. кварталы заменили на участки, которые в свою очередь делились на околотки. В 1866 г. после покушения Д. Каракозова на Александра II была упразднена должность генерал-губернатора. В 1871 г. Петербург был выделен из состава Петербургской губернии и стал самостоятельной административной единицей. Глава петербургской полиции превратился в петербургского градоначальника. Он подчинялся непосредственно министру внутренних дел. Значительно увеличили штат полиции. К концу столетия число полицейских в Петербурге достигло 5 тыс. человек.
В 1875 г. была упразднена Петербургская управа благочиния, просуществовавшая около 100 лет. Новым этапом развития общественного управления Санкт-Петербурга стала городская реформа 1870 г. Распорядительным органом общественного управления являлась Дума, исполнительным – управа. Гласные избирали городского голову (две кандидатуры, одну из которых утверждал царь). Участвовали в выборах владельцы недвижимой собственности и лица, которые платили торгово-промышленные сборы. Избирательного права лишались наемные рабочие и люди умственного труда, не имевшие собственных домов. Таким образом, на первых выборах в избирательные списки было внесено лишь 18,5 тыс. человек из 539 тыс. жителей. Явка избирателей была низкой. На первых выборах приняло участие всего 8% избирателей. Городская дума стала решать все основные вопросы по городскому управлению и городскому хозяйству, которые до 1870 г. находились в ведении полиции.
Городское хозяйство. В начале века в Петербурге появилось несколько бульваров. В 1800 г. по указу Павла I по обеим сторонам Невского проспекта от Мойки до нынешней площади Восстания посадили березы и липы, установили ограждения, поставили скамейки для гуляющих. Бульвар просуществовал до 1842 г. В 1820-х гг. в Петербурге впервые в мире появились торцовые мостовые. Улицы мостили с помощью шестигранных шашек-торцов из дерева. Через два десятилетия торцовые мостовые появились в Москве, затем в Лондоне, Париже и других крупных городах. Такие мостовые были очень гладкими, кареты и коляски двигались по ним ровно и почти бесшумно. Однако их приходилось часто ремонтировать, а во время наводнений торцы почти полностью смывало водой. Первый асфальт на улицах столицы появился в 1839 г. на участке у Тучкова моста.
В начале XIX века город по прежнему освещали масляные фонари. В основном они горели в центре. Зажигали фонари по сигналу: на пожарных каланчах города поднимали красный фонарь и фонарщики расходились по городу.
В 1835 г. было создано «Общество освещения газом Санкт-Петербурга». Акционеры Общества построили на Обводном канале газовый завод. В 1839 г. в городе зажглись первые газовые фонари, которые освещали Дворцовую площадь, Невский проспект от Адмиралтейства до Литейного проспекта. Газовые фонари горели гораздо ярче масляных, но стоили в пять раз дороже, поэтому распространялись медленно. В середине XIX в. спиртовые и масляные фонари были заменены керосиновыми (керосин называли тогда «минеральным маслом»). Их установил американский предприниматель Шандор.
В 1821 г. появились первые в России городские почтовые отделения для приема у населения иногородней корреспонденции. В 1848 г. установили первые уличные почтовые ящики.
Петербургу были свойственны проблемы большого города. Скученность населения, плохие санитарные условия были причиной высокой смертности населения. Причем самая высокая смертность была зафиксирована среди детей до 1 года. До 1885 г. смертность в столице была выше, чем рождаемость. Главная проблема – отсутствие канализации и чистой питьевой воды. Для канализационных нужд использовались реки и каналы. Например, в Екатерининский канал вели стоки с территории с населением в 200 тыс.; в Фонтанку попадали сточные воды с территорий с населением в 360 тыс. Нечистоты вывозились за город или с помощью специальных барж в залив. Нередко по ночам работники барж просто спускали их в Неву.
Воду для питья большей частью брали из рек и каналов. Например, обыватели Александро-Невской части жаловались, что им приходится пить «грязную, издающую зловоние воду из Лиговки, где моют белье, плавают утки, купаются рабочие и куда стекает и сметается с мостовых уличная грязь». Загрязнение воды способствовало возникновению эпидемий брюшного тифа, дизентерии. Те, кто жил далеко от рек и каналов, брали воду из колодцев – в 1863 г. их насчитывалось в городе свыше 1300.
Кое-где в столице с конца 1820-х годов появились ручные водокачки. Первая «водоливная машина» была устроена в 1827 г. на Исаакиевской площади. Воду из водокачки отпускали за деньги. Годовой билет стоил 7 рублей серебром. Платили деньги водовозам, которые развозили воду по городу.
В 1819 и 1825 гг. были предприняты попытки построить водопровод. Инициатива исходила от частных предпринимателей. В 1846 г. граф Эссен-Стенбок-Фермор получил разрешение на строительство водопровода в двух центральных частях города. Но и этот проект не получил развития. Водопровод в Петербурге появился лишь в 1863 г.
Еще в 1858 г. было образовано «АО Санкт-Петербургских водопроводов», которое с 1864 г. стало снабжать Невской водой 9 частей города (между Невой и Обводным каналом). Васильевский Остров и Петербургская сторона стали снабжаться водопроводной водой с 1875 г., Выборгская сторона – с 1876 г. Длина водопроводной сети достигла 36 верст. Городская дума заключила контракт с АО до 1914 г. Однако с начала 1880-х гг. в Думу стали поступать жалобы на водопроводное Общество по поводу ухудшения качества воды, ее недостатка, увеличения цены на воду и т.д. После тщательного изучения вопроса Дума приняла постановление о взыскании с Общества штрафа и потребовала установки очистных фильтров. Договоренности достигнуть не удалось, и дело поступило в суд. Судебный процесс Дума выиграла. К осени 1889 г. обыватели незаречных частей города стали получать фильтрованную воду. Жители заречных частей продолжали пить неочищенную воду. В 1890 г. город выкупил водопровод незаречных частей, а через два года и заречных частей. Таким образом, общественное управление становится собственником одного из крупнейших коммунальных предприятий и берет на себя полностью ответственность за обеспечение жителей Санкт-Петербурга доброкачественной водой. Снабжение водой производилось с главной станции на Шпалерной улице, где вода фильтровалась через песчаные фильтры, и с трех станций – на Васильевском Острове, на Петербургской и Выборгской сторонах.
Санкт-Петербург по-прежнему страдал от наводнений, эпидемий и пожаров. Самое катастрофическое за всю историю города наводнение случилось 7(19) ноября 1824 г. Вода поднялась на 421 см выше ординара. Весь день накануне шел дождь, дул холодный порывистый ветер. В 7 часов вечера на Адмиралтействе вывесили сигнальные фонари – знак опасности. Ночью началась настоящая буря. К утру она несколько утихла, и любопытные устремились к берегам Невы любоваться волнами. Вода прибывала и в 12 часов из Невы и каналов хлынула на центральные улицы. По воспоминаниям очевидца, «мосты были сорваны и разнесены на части, огромные массы гранита были сдвинуты с места или вовсе опрокинуты… Люди, застигнутые водою, лезли на окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, садились на империалы карет. По Неве плыли товары в тюках…» Брызги волн долетали до 2-го этажа Зимнего дворца. Сохранились свидетельства о том, как горожане, моряки, солдаты пытались спасти тонущих. Например, генерал-губернатор граф Милорадович и генерал-адъютант Бенкендорф на катере с огромным риском для жизни спасали людей. Мичман Миллер, курсируя на лодке от Галерной улицы к Исаакиевскому мосту, спас 12 человек. Секретарь Российской академии П.И. Соколов спас 15 человек, подавая им веревки с верхнего этажа своего дома.
В 15 часов дня вода стала спадать. В семь часов вечера уже ездили в экипажах по улицам. Но город приобрел страшный вид. Во время наводнения было совсем разрушено 462 дома и пострадал 3681. Погибло более 3600 голов скота. По официальным данным, погибло более 400 человек, по неофициальным – до 14 тысяч. На Чугунолитейном заводе, стоявшем возле Петергофской дороги, погибло особенно много народу, так как рабочие не успели вернуться в свои казармы и спасти своих жен и детей. Общий ущерб от наводнения достигал 20 млн рублей. Специальным императорским рескриптом для помощи наиболее пострадавшим от стихии был выделен один миллион рублей. Примеру Александра I последовали богачи и знатные господа. Всего собрали 4 066 486 рублей. Пособия получили 53 529 человек.
Примечательно, что известия о наводнении не печатались в газетах. Власти делали из этого тайну. Только через год было позволено опубликовать брошюру с описанием подробностей наводнения. Через три месяца после бедствия Александр I объявил конкурс на лучший проект защиты Петербурга от наводнений. На него было представлено пять проектов. Наиболее интересен план военного инженера П.П. Базена, который предлагал превратить Невскую губу в искусственное озеро, отделенное от Финского залива каменной плотиной. Проекты обсуждались в различных инстанциях почти 30 лет. Но затем интерес к ним постепенно угас. К обсуждению проектов защитных вооружений от наводнений вернулись в 1891 г., но все опять свелось к одним разговорам.
Летом 1831 г. случилась самая гибельная холерная эпидемия, унесшая, по официальным данным, до 10 тыс. человек. При первых признаках холеры царский двор и состоятельные люди покинули столицу. Слухи, что холеру придумали господа, чтобы извести простой народ, упорно распространялись по городу. Не находя защиты от свирепой болезни и не понимая причин ее внезапного распространения, народ вышел на улицы. Бунт «черни» разразился 22 июня на Сенной площади, где находилась временная холерная больница. Огромная толпа ворвалась в здание. Во всех этажах выбили стекла в окнах, выбросили мебель, разогнали больничную прислугу, убили двух лекарей. Против бунтарей столичные власти решили применить военную силу. Гвардейские полки, усиленные артиллерией, окружили площадь. В этот момент на Сенной площади появился Николай I, прибывший в открытой коляске. Прямо из экипажа он обратился к толпе. Говорил резко. Увидев царя-батюшку, мужики повалились на колени. А император закончил тем, что подозвал какого-то старика, трижды облобызал его и уехал.
В 1802 г. была создана Петербургская городская пожарная команда. Возглавлял ее брандмайор. При каждой полицейской части имелась пожарная каланча – высокая башня, на которой день и ночь дежурили караульные. Сигналы о пожаре подавали днем флагами и поднятыми шарами, ночью фонарями. В начале XIX в. вышел приказ, запрещавший курение на улицах, так как от случайной искры мог разгореться пожар. Запрет отменили в 1865 г.
Ежегодно в столице происходило от 30 до 40 пожаров. В 1836 г. пожар уничтожил здание театра Лемана на Адмиралтейской площади. Вечером 17 декабря 1837 г. начался пожар в Зимнем дворце – самый непоправимый по свои последствиям за всю историю города. Император Николай I в это время был в Большом театре. Узнав о пожаре, он немедленно возвратился и велел перевезти детей в Аничков дворец. Боролись с огнем и спасали бесценные сокровища дворцовые пожарные и солдаты. Пытаясь остановить пламя, они закладывали кирпичами двери, разбирали крышу, чтобы залить огонь сверху. Пожар тушили с помощью насосов и проруб на Неве. После того как царь убедился, что спасти дворец не удастся, он приказал выносить из покоев все, что можно вынести: ковры, картины, мебель, люстры, зеркала. Героическими усилиями из огня были спасены гвардейские знамена, портреты Военной галереи 1812 года, церковная утварь, драгоценности императорской фамилии. Спасенные вещи укладывали прямо на Дворцовой площади у Александровской колонны. Удалось спасти Эрмитаж. Зимний дворец горел в течение 30 часов. Его великолепные интерьеры выгорели полностью. Немедленно развернулись восстановительные работы, на которых ежедневно было занято 8-10 тыс. человек. К пасхе 1839 г. Зимний дворец был вновь отделан. В память о восстановлении дворца была выбита золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».
В мае 1862 г. в столице две недели полыхали пожары. Погода стояла необычно сухая и жаркая. 28 мая сгорели Апраксин и Щукин дворы. Тогда погорело более половины петербуржских торговцев. Горели и дровяные склады на противоположном берегу Фонтанки. Огонь угрожал Государственному банку, зданиям Министерства внутренних дел и Пажескому корпусу. «Майские пожары» имели политические последствия.
Транспорт. До середины XIX в. единственным видом городского транспорта были извозчики. В 1847 г. на улицах появился первый городской общественный транспорт – омнибусы, которые просуществовали до 1914 г. Экипажи из четырех лошадей перевозили открытые вагончики на четырех колесах, окованных железом. В плохую погоду боковые стены вагона затягивали материей. Карета вмещала от 10 до 16 человек. Проезд был недорогим, и пассажиров набивалось в вагоны очень много. Горожане метко прозвали омнибусы «Обнимусь».
27 августа 1863 г. было открыто движение конки по Невскому проспекту. Конка представляла собой двухэтажный металлический вагон, который двигался по рельсам с помощью двух лошадей. Внутри вагонов располагались две продольные скамьи. Скорость продвижения не превышала 8 км в час. Управлял лошадьми вожатый, сидевший впереди вагона на небольшой площадке. В 1876 г. было основано Акционерное общество конно-железных дорог. Во второй половине 1870-х гг. конки передвигались уже по 26 маршрутам. Стоимость проезда составляла 5 копеек за внутренние места и 3 копейки – наружные. Женщинам до 1903 г. разрешалось ездить только на нижнем этаже.
В 1835 г. в Петербурге появился австрийский предприниматель и инженер Ф.А. Герстнер и подал прошение о предоставлении ему монополии на постройку железных дорог в России сроком на 20 лет. В монополии Герстнеру отказали, но разрешили в виде опыта построить железную дорогу между Петербургом, Царским Селом и Павловском. Железнодорожное депо разместилось в Московской части города на территории Семеновского полка. 30 октября 1837 г. была торжественно открыта Царскосельская железная дорога. К отправлению первого поезда собралась огромная толпа. Поезд состоял из восьми украшенных флагами вагонов, в которых разместилось 250 человек. К пассажирским вагонам были прицеплены платформы с рогатым скотом и строительными материалами, чтобы все видели – по железной дороге можно перевозить и пассажиров, и грузы. Паровоз двигался с небольшой скоростью. До весны 1838 г. его пускали лишь по воскресеньям. В будние дни его заменяли лошади. Во второй половине XIX в. в Петербурге было построено пять железнодорожных вокзалов: первый в стране деревянный Царскосельский (ныне Витебский), Николаевский (ныне Московский, 1851), Варшавский (1853), Петергофский (ныне Балтийский, 1857), Финляндский (1870) вокзалы.
В середине столетия началось строительство постоянных мостов через Неву. Первым был сооружен в 1843-1850 гг. Благовещенский (с 1855 г. – Николаевский, с 1918 г. – мост лейтенанта Шмидта). Спроектировал переправу инженер Станислав Кербедз, которому, согласно легенде, император Николай I обещал повышать воинское звание за каждый мостовой пролет. В связи с чем инженер якобы пересмотрел проект в сторону увеличения пролетов. Как бы то ни было, но после завершения моста Кербедзу действительно присвоили генеральский чин. В 1879 г. был открыт второй постоянный и первый стальной мост – Литейный (официальное название – мост Александра II). Он строился по проекту военного инженера А.Е. Струве. Постройка моста проходила в очень сложных условиях, так как на этом отрезке своего пути Нева достигает наибольших глубин – 15-20 метров. Это обстоятельство привело к тому, что при строительстве моста погибло несколько рабочих. В 60-х гг. XX в. Литейный мост был почти полностью перестроен.