ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННЫХ И ПОСТСОВРЕМЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ.

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА М. КАСТЕЛЬС.

Согласно Кастельсу, новые технологии, связанные с производством информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое, информационное общество. Кастельс предлагает свой вариант термина «информационное общество», назвав его «информациональным» (informational society), логично мотивируя это предложение аналогией с понятием «индустриальное общество», в терминологическом названии которого суффиксально подчеркивается мысль о его индустриальной, а не какой-либо иной основе. Хотя процветание стран еще зависит от развития их внутренней экономики, а не от глобального рынка, но в самых развитых отраслях экономики (финансы, телекоммуникации и СМИ) уже видна общемировая тенденция глобализации. Ключевой элемент этой системы – обладание информационными технологиями (в частности, возможностями сети Интернет). Остановимся подробнее на сферах, которые наиболее остро отреагировали на изменения, произведенные научно-технической революцией: телекоммуникации и СМИ. Безусловно, в новом, иноформациональном обществе средства массовой информации, а также службы передачи информации будут играть решающую роль. Однако их существование в прежнем виде, по мнению Кастельса, в новом обществе будет невозможно. Ученый утверждает, что, помимо концептуальных изменений, журналистику ожидает также и глобальная структурная перестройка, которая затронет всю систему СМИ – от целых изданий до каждого отдельного журналиста. Информация, заменившая собой основной ресурс индустриального общества, передается и распространяется свободно, от одного пользователя сети к другому, позволяя сети существовать как единому организму. По мнению исследователя Кевина Келли[1], в будущем объединенные в единую глобальную сеть компьютеры образуют единую машину, способную производить и распространять информацию самостоятельно. Каждый пользователь сети станет «транзистором» этой машины. Помимо этого, ученый наметил тенденции, которые впоследствии станут определяющими в жизни тех или иных сфер приложения человеческих усилий.

Одной из таких сфер стала журналистика. По мнению Кастельса, именно ее в ближайшем будущем ожидают большие структурные изменения. Учитывая массовый и беспорядочный характер распространения и обмена информации в информационном обществе, традиционные СМИ, по мнению Кастельса, уйдут в прошлое.

 

 

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.

Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.

Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях. Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой в современной науке. Ценности можно определить как концепции жизненных предпочтений личности (или социальной группы,), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное (аффективное) состояние, волютивные интенции и выступающие главными мотиваторами поведения и деятельности того или иного социального субъекта. Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.

Следует отметить то, что молодым нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Следует подчеркнуть, что молодежь в трансформирующихся обществах ориентирована в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых людей, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).

Изменение ценностных ориентаций студентов связано, на мой взгляд, с изменением общества в целом и трансформацией ценностей подрастающей молодежи. В обществе произошел сдвиг к постмодернизации ценностей, который символизирует переход от материалистических к посматериалистическим ценностям – самовыражение, самореализация, качеству жизни. Последние в сочетании с такой ценностью, как толерантность, терпимость, в том числе к неопределенности, с потребностями в общении, в признании, в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении, в свободе самовыражения, в политическом участии составляют ядро процесса постмодернизации. Итак, можно согласится с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.