КАНАЛЫ СОЦ. МОБИЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПО П. СОРОКИНУ.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в любом обществе и между слоями должны существовать некие лифты и лестницы, то я считаю важным показать эти каналы социальной циркуляции. Важнейшими из каналов и лифтов социальной мобильности П. Сорокин считает следующие: армию, церковь, школу, политические, экономические и профессиональные организации.Армия как канал социальной циркуляции играет особо важную роль в военное время, благодаря чему многие индивиды поднимались высоко по социальной лестнице, начав службу в армии с низших социальных слоев (Наполеон, Кромвель, Вашингтон и др.). В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в эти периоды, постулирует П. Сорокин, роль ее значительно слабее, чем в военное время.Церковь как канал вертикальной социальной циркуляции успешно выполняет эту функцию только тогда, считает П. Сорокин, когда возрастает ее социальная значимость. Например, христианская церковь переместила большое количество людей с низов до вершин общества (так. из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов). Будучи каналом для восходящего движения, церковь (как и армия) была одновременно средством для нисходящего движения (например, еретики).Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не принимали, во все века и во всех обществах были, по мнению П. Сорокина, средствами вертикальной социальной циркуляции. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома, поэтому социальное продвижение многих именитых людей современности осуществлялось благодаря "школьному механизму".Политические организации начиная с правительства и заканчивая политическими партиями также играют роль социального "лифта" в вертикальной циркуляции. Исторически большое количество людей, рожденных в слоях прислуги, крестьянства или ремесленников, поднялись до заметных общественных позиций благодаря чиновничьей и правительственной службе или политической деятельности. Если бы не этот канал, то многие выдающиеся политики и государственные деятели, считает П. Сорокин, вряд ли смогли бы достичь высокого социального положения.Профессиональные организации (научные, литературные и др.), по мнению П. Сорокина, также играют существенную роль в вертикальном перемещении индивидов, поскольку вход в эти организации относительно свободен для всех, кто обнаружил соответствующие способности вне зависимости от их социального происхождения. Многие ученые, юристы, литераторы, врачи, скульпторы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу.Накопление богатств — один из наиболее простых и действенных способов социального продвижения, считает П. Сорокин. Преуспевающий предприниматель — крупнейший аристократ современного демократического общества. Если человек богат, то он находится на вершине социальной пирамиды независимо от своего происхождения, а зачастую и источника дохода. Семья и брак также могут привести одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации.

 

76.ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА И СПОСОБЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ В ХХ ВЕКА.

Парсонс продолжает исследовать основную проблему функционализма – вопрос об условиях возможности социального порядка, о социальных функциях, выполнение которых необходимо для сохранения социальной системы. Исходя из наличия социального порядка, исследователь выясняет условия его существования, а не "причины".Соц.порядок современного общества основан не на принуждении центральной власти(в отличии от Гоббса), а на понимании людьми разумности порядка, которое они приобретают в процессе социализации. Парсонс определяет социализацию как „процесс приобретения индивидами диспозиций, необходимых для того, чтобы исполнять роли, предписанные им обществом. В свою очередь роли определяются нормами, связанными с общезначимыми, институционализированными ценностями, они соотносятся друг с другом в системах взаимодействия. Он уподобляет молодое поколение „варварам“ и утверждает, что социализация позволяет сделать из них „нормальных людей“. Так называемое "варварское вторжение" нового поколения детей имеет место в любом обществе. Под ним следует понимать отсутствие у ребенка схем поведения, связанных с социальными статусами наряду с длительным периодом биологической зрелости. Согласно Парсонсу важнейшая функциональная проблема взаимоотношения личности и социальной системы заключается в организации процесса социального научения на протяжении всей жизни, в развитии и поддержании мотивации личности к участию в социально значимых и подконтрольных формах социального поведения. Для этого общество должно удовлетворять потребности своих членов и поощрять такое поведение, так как оно, как и функциональная система, само зависит от вклада своих членов в его жизнь. В социологии Парсонса в целом можно выделить два ответа на этот основной вопрос. Согласно первому ответу члены общества приходят к согласию относительно основных ценностей в процессе социализации, и в результате строят своё поведение в соответствии с общезначимыми социальными нормами и ценностями. В этом состоит основное содержание теории социализации, связанной с теорией социального действия. Эту версию теории социального действия Парсонса, как отмечалось, иногда называют „волюнтаристской“ в теоретическом значении этого термина. Второй ответ на основной вопрос своей социологии - вопрос о социальном порядке – Парсонс даёт в социологической системной теории, которая объясняет социальный порядок через функциональность самой социальной системы. Иначе говоря, социальные системы сохраняют устойчивое равновесие благодаря выполнению функциональных требований.

 

77.ОСН.ПОЛОЖЕНИЯ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА. Т.ПАРСОНС: общество-социокультурная с-ма.

Толкотт Парсонс (1902-1979) –Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия.Первая крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса – это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия1. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность. Социальные системы, по определению Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Структуру же этих систем можно проанализировать, применяя 4 типа переменных: ценности, нормы, коллективы и роли ("Система современных обществ"). Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Как порядок, чтобы быть значимым и легитимным, он содержит ценности, дифференцированные. Дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотнесены с культурой. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, находится под её "юрисдикцией", именуемой Парсонсом «социетальной общностью».Любая социальная система должна отвечать четырём основным функциональным требованиям. Это – адаптация, целедостижение, интеграция и удержание, сохранение образца. 4 функциональные требования выполняют 4 вышеназванные компоненты системы (ценности, нормы, коллективные организации, роли), олицетворяемые определёнными социальными институтами. Ценности являются первичными для сохранения и поддержания образца функционирующей системы, что предполагает передачу их из поколения в поколение через воспитание и овладение элементами культуры общества. Семья, школа, религия, государство и другие общественные институты выполняют данное функциональное требование. Особая роль принадлежит институтам социального контроля. Каждый общественный институт имеет свои целевые установки. Главной функцией роли в социальной системе является адаптация, которая касается отношений между системой и её средой: чтобы существовать и развиваться система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой, прежде всего экономической, которая является источником материальных благ и жизнедеятельности людей. Вообще способность выполнять значимые ролевые действия является, по Парсонсу, наиболее общим адаптивным ресурсом любого общества. Вторая крупная проблема, которую необходимо выделить в теории Парсонса – это проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности. Процесс институционализации, по Парсонсу, – это интеграция стандартизированных ожиданий с разными формами социального контроля – материального, духовного и административного. Культура, ценности, играют не только основополагающую роль в процессах институционализации сами по себе, но как бы и санкционируют всю правовую систему. Третья крупная проблема, важная для целостного представления теории социальной системы – это проблема социальных изменений и эволюций2. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов – задача эмпирического исследования. В работе "Функциональная теория изменения" Парсонс замечает, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Хотя определённая степень равновесия необходима для обеспечения жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения он представляет, как "подвижное равновесие".Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным формам обществ.С течением времени происходят изменения в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен.

 

 

78, 79.ПАРСОНС О СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ И ПОДИСТЕМАХ. ФУНКЦИИ ПОДСИСТЕМ: АДАПТАЦИЯ, ЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЕ, ИНТЕГРАЦИЯ, ЛАТЕНТНОСТЬ.

Обобщая основное содержание системной теории Парсонса, можно сформулировать следующее теоретическое положение: система может существовать лишь тогда, когда выполняются определённые функциональные требования (functional prerequisites). Социальная система должна быть, во-первых, в состоянии приспособиться к окружающей среде, далее, она должна ставить определенные цели, в-третьих, система должна быть способна интегрировать отдельные элементы, и, наконец, она должна формировать социальные институты, необходимые для сохранения латентной структуры социальных отношений. На основе этого положения в дальнейшем в теории общества Парсонс поставил в соответствие функциональные требования и подсистемы общества, его институты. В итоге схема AGIL приобрела следующий вид:

- Адаптация. Приспособление к условиям окружающей среды, например, определенные виды хозяйственной деятельности, обеспечение ресурсов для удовлетворения общественных потребностей выполняются подсистемой экономики.

- Целенаправленность. Выдвижение общезначимых целей общества обеспечивается подсистемой политики.

- Интеграция всех элементов системы достигается путём институционализации общих схем истолкования социальной реальности и социальных норм, что обеспечивает подсистема воспитания и образования, в частности, обучение в школе.

- Сохранение латентной структуры общества, его фундаментальных основ во многом осуществляется через институт семьи.

Все подсистемы общества вместе выполняют единую задачу – поддержание общества в состоянии устойчивого равновесия. Вслед за Дарендорфом, социологию Парсонса можно резюмировать следующим образом: Важнейшим условием стабильности социальных систем является интеграция ценностных ориентаций всех ее участников. Связь между всеобщей, общезначимой системой ценностей и поведением отдельного индивида осуществляется через социальную роль. Социальная роль, как подчёркивает Парсонс, является основной единицей анализа социальных систем. Социальные роли означают ожидаемое, то есть "правильное" поведение. "Существенный аспект социальной структуры заключается в системе нормативных ожиданий“, - пишет Парсонс. Поэтому можно вполне согласиться с интерпретацией теории Парсонса Йонасом, который отмечает, что "все системы являются нормативными в том смысле, что они упорядочивают хаотичное состояние своих элементов, и являются иерархичными, поскольку этот порядок ставится на службу потребностям системы... Социальные системы представляют собой не соглашения или институты, которые создают сами субъекты, а наоборот, являются порядком, которому действующие субъекты должны подчиняться исходя из высшей, то есть функционально обусловленной цели." В этой оценке хорошо видны основания, по которым структурно-функциональную теорию Парсонса называют нормативной парадигмой.