СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ П.И.НОВГОРОДЦЕВА. КРИТИКА УТОПИЗМА.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ РУССКИХ НЕОКАНТИАНЦЕВ.

Уникальность русского неокантианства в социологии составляло в немалой степени то, что многие его представители были по своей профессиональной подготовке и научной деятельности правоведами (Б. Кистяковский, Л. Петражицкий, П. Новгородцев). В связи с этим проблемой русского неокантианства стала проблема изучения правовой сферы общества, особое значение уделяется понятием «естественное право» и «общественный идеал». Б.А. Кистяковский в своей статье «В защиту права» опубликованной в сборнике «Вехи», указывал на то, что право является единственной дисциплинирующей социальной системой, благодаря которой возможно достижение социального порядка Следовательно, необходимо повышение уровня правосознания в обществе. В предисловии к сборнику «Проблемы идеализма» П.И. Новгородцев, указывает на то, что основная проблема, которая в наше время приводит к возрождению идеалистической философии есть, прежде всего, проблема моральная, и соответственно с этим представляется важным обратить особое внимание на выяснение вопросов этических. «Позитивные построения не выдержали и не могли выдержать испытания выросшей мысли: пред лицом сложных и неустранимых проблем нравственного сознания, философской любознательности и жизненного творчества они оказались недостаточными ». Исток несостоятельности позитивизма неокантианцы видят, в шаткости его гносеологических посылок, игнорирование гносеологии Канта, что лишает его возможности обосновывать социологию. Следовательно, необходимо создание специфических методов социологического знания, подведение более глубоких философско-гносеологических оснований под методологию социогуманитарных наук. В это время в адрес социологии как воплощения позитивизма высказывались серьезные упреки в том, что она теряет объект исследования, игнорирует специфику социальных явлений. Многие мыслители вообще поставили под сомнение саму возможность существования социологии как науки. В частности С. Лурье писал, что социология как наука вообще не должна существовать. Иначе говоря, кризис социологии есть, прежде всего, выражение несостоятельности позитивизма. Российские неокантианцы посвятили критике позитивизма ряд глубоких исследований, среди которых особенно выделяется работа А.С. Лаппо-Данилевского «Основные принципы социологической доктрины О.Конта» (1902), помещенная в сборнике «Проблемы идеализма». Именно этот сборник, по мнению Н.О. Лосского отразил изменения, произошедшие в умонастроениях русской интеллигенции. А статья без преувеличения явилась этапным исследованием для российской социологии. Неокантианская школа в русской социологии, появившаяся на зрелом этапе развития науки просуществовала лишь до 1917 года. Но за этот недолгий отрезок своей деятельности неокантианцы внесли весомый вклад в разработку сложных и малоизученных проблем отечественной и мировой науки, ведь не случайно девизом неокантианцев был девиз: «Понимать Канта – это значит идти далее него»

 

Павел Иванович (1866 –1924) – рус. бурж. юрист и социолог, сторонник неокантианства. Один из авторов (наряду с Бердяевым, Булгаковым и др.) и редактор сб. ст. "Проблемы идеализма".

Филос. основа социально-правовой концепции Н. – трансцендентальный идеализм, с позиций к-рого он отвергает материалистич. онтологию, считая ее "наивно-реалистической". При разрешении морально-правовой проблемы (центральной в его теории) необходимо, по Н., исходить из априорных "указаний" нравств. сознания. Эту методологию Н. использовал для обоснования концепции естественного права, возрождение к-рой он проповедовал в нач. 20 в. Естеств.-правовая проблема для Н. (в ее трактовке он близок Штаммлеру) – проблема прежде всего моральная, суть ее заключается в том, чтобы "... установить моральные требования, предписывающие идеальные пути развития" ("Нравственный идеализм в философии права", см. сб. "Проблемы идеализма"). Природа же нравственности может быть понята лишь при изучении ее как внутренне-психологич. и самоценного нормативно-этич. явления, как "закона личной жизни". Личность, согласно внеисторич. и внеклассовой теории Н., – единств. высшая реальность и основа общества. Будучи автономной в отношении социальных условий, она руководствуется в своем поведении прежде всего нравств. нормой как законом всеобщего долженствования. Последний обладает абс. ценностью, но этот абсолютизм относится не к конкретному содержанию, а к "... форме всеобщего долженствования, в которой он только и может мыслиться" (там же, с. 286). Стремясь избежать кантовского дуализма сущего и должного, Н. пытался обосновать связь и "конечную гармонию" этих двух областей, возможную, по его мнению, лишь в сфере "высшего метафизического синтеза". Эта связь предполагает, по Н., наличие идеала "свободного универсализма", "абсолютного блага" и т.п. Основу его составляет идея бесконечного социально-нравственного совершенствования. Этот идеал – всего лишь моральное требование, и осуществление его возможно только за пределами конечных явлений, т.к. "в сфере относительного исторического прогресса не может быть преодолено противоречие между идеалом и действительностью" ("Об общественном идеале"). Именно поэтому Н. считал, что все теории, к-рые обещают разрешение земных, социальных и моральных противоречий, утопичны. Крушение идеи "земного рая" и веры в совершенное правовое гос-во и означает, по мнению Н., кризис современного ему правосознания. С этой т. зр. он резко критиковал теорию науч. социализма, противопоставляя ей свою концепцию морального совершенствования и фактически никогда не осуществимого "абсолютного" идеала. Эволюция Н. в сторону религ. метафизики и мистики нашла отражение в написанной им незадолго до смерти ст. "Существо русского православного сознания".