ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ М.ВЕБЕРА.

ВЕБЕРОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ НОМИНАЛИЗМ М.ВЕБЕРА.

Вебер был сторонником социального номинализма. Номинализм- теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действия, в конечном счете, определяют суть об-ва. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарные частицы поведения индивида в об-ве- социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Классическое выражение социологический номинализм получил у Вебера, который считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, систему специфических действий отдельных людей, т к только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл. Таким понятиями. Как «общество». «феодализм» и т д, социология обозначает определенные виды человеческого совместного действия, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свети их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действия отельных инивидов.

 

 

Метод «идеального типа». Эталон, чисто логическая модель объекта. Идеальный тип-это теоретическая конструкция, представляющая собой определенный аспект социальной реальности в его индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости, и рациональной правильности. Путем сравнения идеального типа с путем процесса, можно не только проследить отклонение, но и выяснить причины отклонений. Идеальный тип строится, когда выбираются существенные аспекты. Этапы построения идеального типа:

1. Выбранному аспекту сообщается величайшая степень выраженности, без относительно к прочим характеристикам

1) Конструируется ожидаемое поведение индивида, если бы оно было идеальным( идеальное поведение-рациональное поведение, оно предсказуемо, нет примеси аффектов, эмоций, поведение, которое можно ррасчитать)

2) Выясняется, какие факторы помешали чистому протеканию действия. Для выяснения проводится эмпирическое сравнение с идеальным типом и определяется роль мешающих факторов в действительном поведении

«Чем идеальный тип дальше от реальности, тем лучше он выполняет свою фун-ю.Идеальный типп не только не отражает реальности, но он радикально ей противостоит»

«Чем резче и однозначнее сконструированы идеальные типы, чем они более чужды миру, тем лучше выполняют свое назначение

При идеальном протекании процессов, коэффициент психологического преломления сведен к минимуму.

Идеальные типы делятся на 2 вида:

1) Генетический или исторический идеальный тип( максимально приближенные к эмпирической реальности)- применяется локально во времени и пространстве, служит средством выявления связи, которая наблюдается лишь в некоторых об-вах

2) Чистые или социологические идеальные типы-идеально типическая конструкция, не зависимая от локальных условий места и времени и применимая к любому об-ву. Это средство выявления связи, существующей всегда.

Чистые идеальные типы отличаются от генетических по степени общности.

Чистые идеальные типы -власть, религия, семья, экономика, культура и т д

Исторический идеальный тип-республика, монархия. Патриархат, буддизм и т д

Идеальный тип-это не цель познания,а средство познания. Некий промежуточный этап

Задача социологии-установления общих правил событий, безотносительно к пространственно-временному контексту. (эту роль выполняет чистый идеальный тип)

 

 

Социальным называется такое действие, которое направленно на другого.( понятие социальное действие намного уже,чем понятие действие)

«Действеим следует называть человеческое поведение, если и по –скольку действующий связывает с ним некоторые субъективный смысл. Но социальным действием следует называть такое, которое по своему смыслу подразумеваемому действующими или действующим отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании. Таким образом существую 2 условия, при которых мы можем считать поведение соц действием.

1. Субъективная мотивация

2. Ориентация на другого ( ожидание)

Категоря социального действия отличает номинализм Вебера от реализма Дюркгейма, по скольку данная категория совместима лишь с номинализмом

С точки зрения номинализма, единицей и единственным источником социального является индивид и его социальное действие

Типы социальных действий

1. Целерациональное действие –это самое рациональное из всех типов, целиком и полностью сориентировано на достижение целей, такой тип действия преобладает в индустриальных об-вах и все более и более распространяется, максимально такой тип едйствия представлен в экономической сфере. Целерациональные действия это кратчайший путь к цели. Нет ценностей, морали,культуры и т д.

2. Ценностно-рациональнные действия- объяснимо, но окнечным пунктом является не цель,а ценность. Оно основано на сознательной вере в то,что данное поведение будет следованием добра, долго, или это действие имеет религиозную ценность( этические, эстетические, религиозные ценности поведения) гармоничное, красивое действие, действие по принципу долга, добра, религиозное- действие по следованию Богу и спасению души. Действие не привязано к успеху.

3. Традиционное действие основано на привычке следовать определенной традиции, нормам, осознанно. Поведение большенства людей укладывается в рамки этого типа .

4. Аффективное действие- основано на эмоциях, аффектах, чувствах( действие не социально), самое нерациональное действие, социальность которого подвергается сомнению.

Типы расположены в порядке убывания социальности.

Наиболее понятное- целерациональное действие, т к оно направленно на достижение ясно осознанных самим индивидом целей, для достижения которых он использует средства, которые сам считает адекватными. Чем ближе действие к целерациональному, тем меньше коэффициент психологического преломления и яснее связь между целью и средством.

ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ – образец социального поведения. Поэтому понимание в чистом виде возможно лишь в случае целерацилнального действия.

Целерациональное – это не характеристика действия, а средство ее анализа, методологический инструмент

 

28."ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ" М.ВЕБЕРА.

Социология по Веберу является понимающей, поскольку изучает поведение личностей, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия чел-века определяют характер социального действия, если в нем присутствует 2 момента:

1. Субъективная мотивация индивида

2. Ориентация на другого

Понимающая мотивация, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей- необходимые моменты собственно социологического исследования. « Понимание» никогда не может быть полным, и всегда приблизительно Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного взаимодействия людей. Понимающая социология-направление социологии, исходяещей из важности понимания субъективного смысла действия, как основного метода познания жизни.Понимающая социология противопоставляется позитивизму и натурализму. Стержнем понимающей социологии Вебера является идея рациональности, нашедщей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием( рационализации труда, денежного обращения и т д), рациональной политической властью( рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией( протестантизм).

 

29.М.ВЕБЕР:РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Номинализм Вебера методологический, а не антологический. Вебер утверждает, что тенденции исторического процесса является рационализм социального действия. 300-400 лет рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики и культуры, рационализируется образ жизни людей. Факторы, повлиявшие на причину появления рационализации: 1) античная наука(метаматика, которая в эпоху Возраждения была дополнена эксперементом)

1) Рациональное Римское право, которое в средние века получило свое распространение в Европе

2) Рациональный способ ведения хозяйства, благодаря отделению рабочей силы от средств производства.

ПРОТЕСТАНТИЗМ – фактор, способный синтезировать вышеперечисленные факторы.

В результате рационализации в Европе возник новый тип общества – индустриальное, где господствует формально – рациональное сознание.

Вебер ввел понятие « формальная рациональность», где рациональность сама цель, главное процесс рациональности

ФОРМАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – калькумеруемость, то, что поддается количественному учету.

Материальная рациональность- рациональность для чего-то

Исторический процесс- процесс движения к формальной рациональности.

Соц. Носитель прогрессирующей рациональности – рациональная бюрократия.

 

 

30.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РАБОТЫ М.ВЕБЕРА "ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА".

В "Протестантской этике" Вебер рассматривает важную проблему: почему капитализм развился на Западе и нигде больше. В течение пятнадцати веков, прошедших со времени падения древнего Рима, другие цивилизации занимали в истории гораздо более выдающееся положение, чем Запад. Фактически Европа была захолустьем в то время, когда Китай, Индия и Оттоманская Империя на Ближнем Востоке представляли собой действительно могучие державы. Китай, в частности, в плане технологического и экономического развития далеко опережал Запад. Что же вызвало гигантский всплеск экономического развития Европы с семнадцатого века до наших дней? Чтобы ответить на этот вопрос, полагает Вебер, мы должны показать, в чем состоит отличие современной промышленности от ранних форм экономической деятельности. Стремление к приобретению богатства обнаруживается во многих цивилизациях, и объяснить его нетрудно: люди ценили богатство за комфорт, безопасность, власть и наслаждение, которые оно может принести. Желая быть свободными от нужды и приобретая богатство, они обретали больший комфорт. Если обратиться к экономическому развитию Запада, говорит Вебер, то мы обнаружим нечто совершенно иное. Согласно его убеждению, на Западе существовало особенное отношение к накоплению богатств, которое мы нигде более не обнаружим. Это отношение, которое Вебер называет духом капитализма, есть комплекс убеждений и ценностей, которых придерживались первые капиталисты — купцы и промышленники. У этих людей было сильно стремление к личному богатству. Однако, в отличие от других богатых в других обществах, они стремились приобрести состояние вовсе не для того, чтобы вести роскошный образ жизни. Фактически их жизнь была экономной и полной самоограничений, жили они скромно и тихо, избегая выставлять свое богатство напоказ. Вебер стремится показать, что это необычное сочетание качеств имело важное значение для ранних этапов экономического развития Запада. В отличие от богатых людей предыдущих эпох и иных культур, представители данной группы не расточали свои богатства, вместо этого они пускали их вновь в оборот, чем способствовали дальнейшему росту возглавляемых ими предприятий.