Социология Макса Вебера

Глава 8

Литература

В Западной Европе и США


1. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев; Харьков, 1899.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социол. этюд. СПб., 1912.

4. Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.

5. Леонтьев А. Н: Проблемы развития психики. М., 1959.

 

6. Осипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма:Крит, анализ
теорет.-методол. концепций. М., 1977.

7. Социология преступности: современные буржуазные теории /
Под ред. Б. С. Никифорова. М., 1966.

8. Alpert H. Emile Durkheim and his sociology. N.Y., 1939.

9. Bougie C. Preface // Durkheim E. Sociologie et philosophie. P.,
1924.

 

10.Davy G. E. Durkheim // Rev. franc. sociol.1960. № 1.

11.Dion M. Sociologie et ideologic. P., 1973.

12.Durkheim E. A. Labriola: Essai sur la conception materialiste
de 1'histoire // Rev. philos. fran?. 1897. Vol. 44.

13.Durkheim E. L'Individualisme et les intellectuels // Rev.
bleue. Ser. 4. 1898. Vol. 10.

14.Durkheim E. Sociologie religieuse et theorie de la connaissance //
Rev. metaphys. et moral. 1909. Vol. 17.

15.Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. P.,
1960.

16.Durkheim E. La Sociologie // La science franchise. P., 1915.
Vol. 1.

17.Durkheim E. Education et Sociologie. P., 1922,

18.Durkheim E.. Sociologie et philosophie. P., 1924.

19.Durkheim E. L'education morale. P., 1925.

20.Durkheim E. Le socialisms: Sa definition, ses debuts, la doc
trine saint-simonienne. P., 1928.

 

21. Durkheim E. L'evolution pedagogique en France. P., 1938.

22. Durkheim E. Legons de sociologie. Physique des moeurs et du
droit. P., 1950.

23. Durkheim E. Sociology and its scientific field // Emile Dur
kheim: A Collection of Essays / Ed. K. Wolff. N.Y., 1960.

24. Emile Durkheim / Ed. R. Nisbet. N.J., 1965.

25. International encyclopaedia of the social sciences. N.Y., 1968.
Vol. 4.

26. Lukes S. Emile Durkheim: His life and work. N.Y., 1972.

27. Nisbet R. The sociology of Emile Durkheim. N.Y., 1974.

28. Wallwork E. Durkheim. Morality and milieu. Cambridge, 1972

 

 

Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX — начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.

В Гейдельбергском университете Вебер изучал юриспруденцию. Однако его интересы не ограничивались одной этой областью: в студенческие годы он еще занимался политэкономией и экономической историей. Да и занятия его юриспруденцией носили исторический характер. Это определялось влиянием так называемой исторической школы, которая господствовала в немецкой политэкономии последней четверти прошлого века (Вильгельм Рошер, Курт Книс, Густав Шмоллер). Скептически относясь к классической английской политэкономии, представители исторической школы ориентировались не столько на построение единой теории, сколько на выявление внутренней связи экономического развития с правовыми, этнографическими, психологическими и нравственно-религиозными аспектами жизни общества, а эту связь они пытались установить с помощью исторического анализа. Такая постановка вопроса в немалой степени была продиктована специфическими условиями развития Германии. Как государство бюрократическое с остатками феодального уклада, Германия была непохожа на Англию, поэтому немцы никогда до конца не разделяли принципов индивидуализма и утилитаризма, лежавших в основе классической политэкономии Смита и Рикардо.

Первые работы Вебера — «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891; рус. пер:. Аграрная история древнего мира — 1923), сразу поставившие его в ряд наиболее крупных ученых, — свидетельствуют о том, что он усвоил требования исторической школы и умело пользовался историческим анализом, вскрывая связь экономических отношений с государственно-

 



Глава 8. Социология Макса Вебера


правовыми образованиями. Уже в «Римской аграрной истории...» были намечены контуры его «эмпирической социологии» (выражение Вебера), теснейшим образом связанной с историей. Вебер рассматривал эволюцию античного землевладения в связи с социальной и политической эволюцией, обращаясь также к анализу форм семейного уклада, быта, нравов, религиозных культов и т. д.

Интерес Вебера к аграрному вопросу имел вполне реальную политическую подоплеку: в 90-х годах он выступал с рядом статей и докладов, посвященных аграрному вопросу в Германии, где критиковал позицию консервативного юнкерства и защищал индустриальный путь развития Германии.

В то же время Вебер пытался разработать новую политическую платформу либерализма в условиях уже наметившегося в Германии перехода к государственно-монополистическому капитализму.

Таким образом, политические и теоретико-научные интересы были тесно связанными уже в раннем творчестве Вебера.

С 1894 г. Вебер — профессор в университете во Фрайбурге, с 1896 г. — в Гейдельберге. Однако через два года тяжелое душевное расстройство заставило его отказаться от преподавания, и он ' вернулся к нему только в 1919 г. Вебер был приглашен в Сент-Луис (США) для чтения курса лекций. Из своей поездки Вебер вынес много впечатлений, размышления над социально-политической системой Америки сильно повлияли на его развитие как социолога. «Труд, иммиграция, негритянская проблема и политические деятели — вот что привлекло его внимание. В Германию он вернулся со следующим убеждением: если современная демократия действительно нуждается в силе, которая уравновешивала бы бюрократический класс государственных служащих, то подобной силой может стать аппарат, состоящий из профессиональных политических деятелей» [6, с. 38].

С 1904 г. Вебер (вместе с Вернером Зомбартом) становится редактором немецкого социологического журнала «Архив социальной науки и социальной политики», в котором выходят наиболее важные его произведения, в том числе ставшее всемирно известным исследование «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Этим исследованием начинается серия публикаций Вебера по социологии религии, которой он занимался вплоть до своей смерти. Свои работы по социологии Вебер рассматривал как полемически направленные против марксизма; не случайно он назвал лекции по ] социологии религии, прочитанные им в 1918 г. в Венском университете, «позитивной критикой материалистического понимания истории». Однако материалистическое понимание истории Вебер толковал слишком вульгарно, упрощенно, отождествляя его с экономическим материализмом. Одновременно Вебер размышлял над проблемами логики и методологии социальных наук: с 1903 по 1905


1. Идеальный тип как логическая конструкция



вышла серия его статей под общим названием «Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии», в 1904 г. — статья «Объективность социально-научного и социально-политического познания», в 1906 г. — «Критические исследования в области логики наук о культуре».

Круг интересов Вебера в этот период был необычайно широк: он занимался античной, средневековой и новоевропейской историей хозяйства, права, религии и даже искусства, размышлял над природой современного капитализма, его историей и судьбой дальнейшего развития; изучал проблему капиталистической урбанизации и в этой связи историю античного и средневекового города; исследовал специфику современной ему науки в ее отличии от других исторических форм знания; живо интересовался политической ситуацией не только в Германии, но и за ее пределами, в том числе в Америке и в России (в 1906 г. опубликовал статьи «К положению буржуазной демократии в России» и «Переход России к мнимому конституционализму»).

С 1919 г. Вебер работал в Мюнхенском университете. С 1916 по 1919 г. он печатал одну из основных своих работ — «Хозяйственная этика мировых религий» — исследование, над которым он работал до конца своей жизни. Из наиболее важных последних публикаций Вебера следует отметить его работы «Политика как профессия» (1919) и «Наука как профессия» (1920). В них нашли отражение умонастроения Вебера после первой мировой войны, его недовольство политикой Германии в Веймарский период, а также весьма мрачный взгляд на будущее буржуазно-индустриальной цивилизации. Социалистической революции в России Вебер не принял. i Умер Вебер в 1920 г., не успев осуществить всего, что задумал.

Уже посмертно были изданы его фундаментальная работа «Хозяйство и общество» (1921), где подводились итоги его социологических исследований, а также сборники статей по методологии и логике культурно-исторического и социологического исследования, по социологии религии, политики, социологии музыки и др.