Способ обсуждения и принятия решений.

Время и место.

Способы созыва.

Состав вече.

Происхождение и эпохи развития.

 

А) первая эпоха.

Вече имеет такое же древнее происхождение, как БД и княжеская власть. О нем на Руси говорят еще византийские источники 6 века. Однако этот Прокопий описывает еще не вече, а только племенные сходки славян. Однако эти общеплеменные сходки невозможно сохранить при оседлости и расширении территории. вскоре они были заменены сходками старейшин.

 

Б) вторая эпоха.

В 9-10 веках вече находится в процессе переход от племенного к городскому. Лучшие люди земли сходятся в город и при жителях обсуждают земские вопросы. Собрание всех взрослых мужчин уже не возможно. Владимир созывает в Киев некое подобие общеземской думы, которая фактически включает в себя и БД и вече. Активная роль лишь у бояр и старейшин. Остальные должны просто согласиться и исполнить. Именно такое собрание в 987 году решило отправить гонцов по разным странам для выбора веры.

 

В) третья эпоха.

11-13 века. это эпоха выделения вечевой формы власти в самостоятельную (собрание простых горожан) и развитие ее прав. Это совпадает со временем установления власти старших городов. в эту эпоху сформировались основные правила состава и прав вече.

 

 

Вече классически состоит из граждан старшего города. Созывать туда же все пригороды и волости было бы очень проблематично в силу больших территорий и оперативности сбора вече (в тот же день или на следующий). Идея всенародного участия о власти сохраняется, поэтому любой свободный пригорожанин теоретически может стать участником вече, но такое участие обычно случайно и не необходимо. Пригородные вече не имели политической власти и решали только местные дела. Однако в некоторых ситуациях политическая власть могла быть перенесена на пригородное вече, и тогда в нем участвовали и лучшие люди старшего города. (случай в Друцке - пригороде Полоцкой земли - в 1159 г., когда дрючане вместе с половчанами принимают нового князя, так как в старшем городе сидит и не уступает свою власть прежний, сменяемый князь)

Вече состоит из всех граждан города. Главная масса – простые граждане, «люди». Также участвовали и меньшие люди, черные, смерды. Однако необходимо быть полноправным гражданином: свободным совершеннолетним мужчиной, не подчиненным семейной власти. Это демократическая форма власти, поэтому основное право голоса не у старейшин, а у народа вообще. Также участвуют духовные лица (на вече 1147 году в Киеве председательствовал митрополит). Также на вече присутствовал князь (если оно не направлено на борьбу с ним).

Таки образом, вече представляет не просто интересы простого населения, а фактически имеет общеземскую власть, так как сочетает народ, бояр и князя. Его цель не борьба этих слоев население, а, напротив, единение.

 

4. Кто собирает вече?

 

Обычно – князь, или другие высокопоставленные лица по его распоряжению. Также вече может собрать сам народ и пригласить на него князя (при переворотах).

 

 

А) через биричей (глашатаев)

Б) через колокол.

 

 

Время и срок точно не определялись. Считается, что классически вече собиралось во время братщины и религиозных праздников. Вече обязательно заседало только при свете дня.

Место вече было определено не одно. В Киеве – это торговище (?), Ярославов двор и двор Св.Софии. в Новгороде – Ярославов двор и двор св. Софии. Это законные места.

 

 

Это долго упорядочивалось и окончательно сформировалось только в Новгороде и Пскове. В Новгороде предложении и дерогация законов принадлежали посаднику, который и председательствовал на вече.

При решении вопроса требовалось единогласие. Иногда под ним скрывалось большинство, о все же предпочтительнее и законнее было первое. Если соглашение не достигалось – происходила физическая борьба и новое заседание вплоть до единогласного вынесения решения. Это было связано с тем, что вече – институт прямой демократии. Сами решили – самим и исполнять. Поэтому так жаждали единогласия.

 

Процедура вечевого заседания (регламента как такового не было!):

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ. Проводилось тем, кто созывал вече. NB!!! Созвать вече мог любой свободный человек! Позднее вече начало созываться князем или другим специально выбранными вечем для этого чиновниками: в Новгороде – посадниками, в др. городах – тысяцкими.

ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ.Решение принималось единогласно (так было до Петра Первого). Народ должен был договориться, т.к выполнять принятое решение должны были те, кто за него проголосовал. Время заседания веча не ограничено. (Но: у всех индоевропейских народов собрания проходили только в светлое время суток. Если не успевали обсудить все вопросы – переносили заседание на следующий день). Вече во время войны объявляло собрание рати (своеобразное чрезвычайное вече).

ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ.Решения веча приводились в исполнение немедленно.

Как уже было сказано, главная функция веча – призвание и изгнание князя с престола. Вече оформляло свои отношения с князем через ряд – договор (ср.: Ярослав I, перед тем избивший многих знатных новгородцев, повздоривших с его варягами, со слезами на глазах просит прощения у веча). Форма заключения ряда – крестное целование («целовать крест к князю» - так говорили тогда). Причём целовали крест не только к князю, но и к детям его, тем самым обещая не призывать на княжение князей других нисходящих потомков Рюрика.

Изгнание князя – акт разрыва ряда с князем, разрыва крестного целования, данного к нему. Это своеобразный акт выряда – уничтожения условий, породивших ряд. Существенный элемент состава выряда – фактическое изгнание князя (иногда его даже сажали под арест). В исключительных случаях князя могли и убить, но убивали не своих князей, а тех, которые с современной точки зрения считались бы скорее узурпаторами, чем законными властителями.