Понятие о вече.

Слайд

Каноны в скульптуре Древнего и Нового царства Древнего Египта.

1 слайдСкульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. 2 слайд Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, с плетью и скипетром. Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя "встретиться взглядом". Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

 

От эпохи Древнего Царства (28-23 вв. до н.э) сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые.

Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки;

3 слайдцарских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна

Посмотрим на статую писца Каи. Его лицо оживленно глазами. Тщательно проработаны все части тела, все мускулы. Он сидит в традиционной позе писца, цвет кожи тоже традиционен для цвета кожи мужчин, черные волосы и белая одежда.

4 слайд Искусство Нового Царства (16-11 вв. до н.э) отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы. Новые качества приобретает искусство рельефа. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности.

5 слайд Статуя фараона Тутмоса III.

Головы фараонов имели удлиненный овал лица, узкий подбородок и тонкие руки. Торс обнажен, голова украшена клафтом. В середине лба изображен урей. Часто изображались вместе с богами, как равные им или со священным соколом. Но эта статуя просто изображение фараона.

 

 

 

Вече – собрание полноправных свободных граждан старшего города земли. В памятниках часто применяется к любой толпе, даже к сборищу-заговору, вечем называются собрания и в пригородах, и в волостях. Однако при рассмотрении вечевого строя готической Руси внимание первую очередь обращают на вече главного города. Только оно способно заседать постоянно, но иногда участвовали и жители пригородов, волостей (см. далее) Вече – это институт прямой демократии. Поэтому решения там принимались лишь единогласно (им же и исполнять!). если долго не могли прийти к консенсусу, то могло закончиться и потасовкой.