План семинара

Семинар 3. Проблема формирования и развития Самодержавия в России в XVI-XVII вв.

Темы для докладов

Вопросы для самостоятельной работы

1. Кто из иностранцев, окружавших Петра I в начале его правления, оказал на молодого царя наибольшее влияние?

2. Что вы знаете о ближайшем окружении Петра I? Какие люди привлекали его?

3. Каковы основные направления внешней политики России в конце XVII – начале XVIII вв.?

4. В чем причина неудач осады Азова? Когда Азов был завоеван Петром I?

5. Что выиграла Россия, подписав Константинопольский мирный договор с Турцией в1700 г.?

6. Что такое "Нарвская конфузия"? каковы ее причины?

7. Что вы знаете о событиях Великой Северной войны 1700-1721 гг. - Военных действиях в Прибалтике; Сражении при Лесной; Полтавской битве; Битве при мысе Гангут; Сражении у острова Гренгам (Балтика)?

8. Когда был подписан Ништадский мир, какого его историческое значение?

9. Каковы результаты Персидского похода 1722-1723 гг.?

10. С каких реформ начал свою деятельность Петр I? Какова была общая цель начатых им преобразований?

11. Что такое «рекрутская повинность»? Каковы результаты этих нововведений?

12. Какие экономические реформы были проведены при Петре I? Как они повлияли на жизнь страны?

13. Как изменилась система обложения населения налогами и податями при Петре I?

14. Что такое «политика протекционизма»? Что дала политика меркантилизма развитию российской промышленности.

В чем смысл подушной переписи, проведенной Петром?

15. Почему была создана «Табель о рангах? Какую роль она сыграла в успехе петровских преобразований?

16. Что такое «пасессионное право»?

17. Чем отличался Сенат от Боярской думы, а коллегии от приказов?

18. Какую цель преследовал Петр I, проводя городскую реформу?

19. Расскажите о церковной реформе Петра I. Закономерно ли было такое решение?

20. Когда Петр I стал именоваться императором? С каким событием связано принятие этого титула?

21. Какое по характеру государство оформилось в результате преобразований Петра I? Обоснуйте свой ответ.

22. Что значит «светское образование»? в чем его преимущества?

23. Когда был введен гражданской шрифт?

24. Когда и с какой целью было введено новое летоисчисление?

25. Какие отрасли науки появляются в правление Петра I?

26. Какие новые черты культуры, появившиеся в XVII в., получили свое дальнейшее развитие в культуре XVIII в.?

27. Как изменилось положение России на международной арене в конце царствования Петра I?

28. Как на ход истории России повлияли петровские реформы? Что на этот вопрос отвечают западники?

29. Каковы последствия этих радикальных преобразований с точки зрения славянофилов?

1. Личность Петра Алексеевича Романова.

2. Великое Посольство и его значение.

3. Новые явления в культуре и быте русского человека в 18 веке.

4. Высказывания о Петре и его преобразованиях в трудах историков, поэтов, политиков, деятелей культуры, знаменитостей (по выбору).

5. Новая столица России – Санкт-Петербург.

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

2. Брикнер А.Г. История Петра I в 2-х т. - М.: Терра, 1996.

3. Бушуев С.В. История государства Российского. XVII-XVIIIвв. – М., 1994.-Кн.2.

4. Валишевский К.В. Петр Великий. -М., 1990.

5. Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990.

6. Петр Великий / подгот. текста. Е. Галеева, сост. Евстигнеев. – М.: Рус. раритет, 2000.

7. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1990.

8. Русский биографический словарь // http://www.rulex.ru/01160320.htm

9. Энциклопедия «Вокруг света» // http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title

 

1. Реформы Ивана Грозного и Избранной Рады (1547г. – 1560г.): формирование сословно-представительной монархии.

2. Опричнина: цели, задачи и методы их достижения, итоги и последствия (1560г. – 1584г.)

3. Причины, этапы и последствия Смутного времени в России.