Вопросы к практическим занятиям

Методические рекомендации к практическим занятиям

Подготовку к практическому занятию следует начинать с изучения художественного текста. При этом особое внимание надо обращать на те аспекты его идейно-художественного содержания, которые заявлены в вопросах, рассматриваемых на занятии. Обычно проведению практического занятия предшествует лекция, в которой, если даже данное произведение и не рассматривается, то даются какие-либо указания по его изучению, их, разумеется, тоже следует учитывать при подготовке. Однако не следует думать, что преподаватель ждет от студентов повторения того, о чем он уже сам говорил на лекции. Практическое занятие обычно строится таким образом, чтобы студенты могли высказать свое мнение, могли размышлять и делать самостоятельные выводы. Разумеется, это не означает, что можно совершенно игнорировать учебную и научно-критическую литературу. Ваша позиция должна быть аргументирована, то есть должна опираться на знание текста, специфики творчества писателя в целом, на знание теории вопроса и учитывать (пусть и в полемическом плане) позиции других исследователей.

Практические занятия проводятся в форме свободной беседы, соответственно, вопросы, которые заранее раздаются студентам, могут служить для них лишь ориентирами в подготовке, но не трафаретом, по которому будет построено занятие. В ходе анализа могут возникнуть вопросы, которые специально заранее не оговаривались. Необходимо учитывать историко-литературный контекст, время, когда то или иное произведение было написано. При этом нужно также четко осознавать, что художественное произведение - это мир, созданный автором и функционирующий по определенным законам, а они, в свою очередь, предписываются жанром, художественным методом и т.д. Едва ли не на каждом занятии будет рассматриваться проблема жанровой специфики произведения, поэтому при подготовке следует уточнить, какое определение того или иного жанра (сказки, философского романа, рассказа, новеллы, драмы и т.п.) предлагается в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (М., 2003) и в других современных литературоведческих словарях и энциклопедиях.

На практических занятиях неоднократно затрагивается проблема традиций и новаторства, следовательно, при подготовке надо не просто прочитать текст, но и задуматься над вопросом, в какой литературный ряд Вы могли бы данное произведение поместить, какие литературные и фольклорные традиции в нем продолжаются и как они трансформируются.В частности, разговор о традициях фольклорной и литературной сказки совершенно необходим при рассмотрении пьесы Е.Шварца «Дракон»; вопрос о традициях Л.Н.Толстого как автора «Войны и мира» - при анализе романов «Жизнь и судьба» В.Гроссмана и «Доктор Живаго» Б.Патернака; о традициях чеховской драматургии – при анализе пьесы А.Вампилова «Утиная охота»; об игре с традицией – при анализе произведений Т.Толстой, тяготеющих к постмодернизму.

 

1. СКАЗКА Е.ШВАРЦА «ДРАКОН»

1. Своеобразие жанра пьесы.

· Пьеса «Дракон» в контексте времени ее написания.

· Связь с традициями народной и литературной сказки: сходство и различия.

2. Символика дракона и характер конфликта. Внешний и внутренний конфликт.

3. Как ведут себя герои (Шарлемань и Эльза; Генрих и бургомистр; другие горожане, животные) в «ситуации дракона», в чем сходство и в чем различия их поведения?

4. Своеобразие образа Ланцелота, его литературные предшественники. Эволюция героя.

5. Трактовка финала.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Головчинер, В.Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века \ В.Е.Головчинер. - Томск: Изд-во Томского гос. педагогич. ун-та, 2007. — С. 208 – 220.

Исаева, Е. Великие прописные истины / Е.Исаева // Шварц Е. Сказки для театра. — М.: Алгоритм: Материк Альфа, 1999. — С. 5 -16.

Каверин, В. Ланцелот / В.Каверин // Каверин В. Счастье таланта. — М.: Современник, 1989. — С. 197-221.

Крыжановский, А. За что мы любим праздник \ А Крыжановский // Шварц Е.Л. Рассеянный волшебник. — Л.: Дет. лит., 1989. — С. 268-270.

Цимбал, С. Евгений Шварц : Критико-биогр. очерк / С. Цимбал. – Л.: Советский писатель, 1961. - 271 с.

 

2. РОМАН В.ГРОССМАНА «ЖИЗНЬ И СУДЬБА»

1. Своеобразие жанра и композиции романа.

2. Нравственно-философская проблематика: свобода и несвобода, добро и доброта, «война» и «мир».

3. Особенности изображения войны.

4. Система образов. Принцип двойников.

5. «Мысль семейная», образ матери в романе.

6. Роль образа Штрума.

7. Традиции «Войны и мира» в романе В.Гроссмана: специфика художественной структуры, соотношение эпического и лирического начал; характер и типы «лирических отступлений».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Аннинский, Л. Мирозданье Василия Гроссмана / Л.Аннинский // Дружба народов. – 1988.– №10. – С. 253–263.

Бочаров, А.Г. Василий Гроссман: Жизнь, творчество, судьба / А.Г.Бочаров. – М.: Советский писатель, 1990.– 384 с.

Касавин, И.Т. Свидание с многообразием: Философские идеи в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба» / И.Т.Касавин. // Звезда. - 1990. - № 9. - С. 166-174.

Кулиш, В., Оскоцкий В. Эпос войны народной (диалог о романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба») / В.Кулиш, В.Оскоцкий // Вопросы литературы. – 1987.– №10. – С.27 –87.

Ланин, Б. Идеи «открытого общества» в творчестве Василия Гроссмана / Б.Ланин. - М.: Изд-во Магистр, 1997. - 32 с.

Фрадкина С.Я. Толстовские традиции в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» / С.Я.Фрадкина // Проблемы типологии русской литературы ХХ века. – Пермь: Перм. ун-т, 1991. - С. 119-137.

Землянская Е. «Судьба ведет человека...» Семинарское занятие по роману-эпопее «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана // Литература {Прил. к газ. «Первое сентября»). — 1998. — №18.

3.РАССКАЗ А.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»

1. Роль экспозиции.

Обратить внимание на описание Высокого поля и Торфопродукта. Существует ли связь между этими описаниями и последующими событиями рассказа?

2. Хронотоп дома/двора Матрены, его основные характеристики.

3. Своеобразие трактовки темы праведности и образа праведницы.

4. Суть конфликта и характер его развития.

5. Рассказ «Матренин двор как «основополагающая вещь» (А.Синявский) всей деревенской прозы.

ЛИТЕРАТУРА

Архангельский, А.Н. О символе бедном замолвите слово. «Малая» проза Солженицына: поэзия и правда / А.Н.Архангельский // Литературное обозрение. 1990, № 9. - С. 20 - 24.

Голубков, М.М. Александр Солженицын: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М.М.Голубков. - М.: изд-во МГУ, 2001. - 112 с.

Гордиенко, Т.И. Особенности языка и стиля рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» / Т.И. Гордиенко // Русская словесность. -1997.- №3.- С.66-68.

Кузьмин, В.В. Поэтика рассказов А. И. Солженицына / В.В.Кузьмин. — Тверь: Твер. гос. ун-т. 1998. - 158 с.

Литературное обозрение (специальный номер, посвященный творчеству А.И. Солженицына). - 1999, № 1.

Нива, Ж. Солженицын. Пер. с франц. / Ж.Нива - М.: Художественная литература, 1992. – 191 с.

Урманов, А. В. Поэтика прозы Александра Солженицына / А.В.Урманов. - М.: Прометей, 2000. - 231 с.

4. РОМАН Б.ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

1. Своеобразие жанра.

2. Какой смысл вкладывал Пастернак в определение «мое христианство», когда утверждал, что оно составляет атмосферу его романа? Какие герои романа, в каких ситуациях разъясняют суть этого понятия?

3. Специфика художественного времени в романе: соотношение частного, исторического и вечностного планов.

4. Проблема «личность и история» и «мое христианство». Уроки Л.Толстого и идея «живой жизни».

5. Образы Юрия Живаго и Антипова-Стрельникова, их отношение к истории и определение собственной позиции.

6. Роль христианских реминисценций в трактовке темы любви. Образы Тони и Лары.

7. Тема смерти и бессмертия в романе.

ЛИТЕРАТУРА

Борисов, В.М. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» / В.М.Борисов, Е.Б.Пастернак // Новый мир. - 1988 - № 6. - С. 205-248.

Гаспаров, Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» / Б.Гаспаров // Дружба народов. - 1990. - №3. - С. 223 -242.

Есаулов, И.А. Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго» / И.А.Есаулов // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сборник научных трудов. Вып. 3. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. - С. 483 - 499.

Литературное обозрение. - 1990. - №2 (Номер посвящен 100-летию со дня рождения Б.Пастернака).

Пискунова С., Пискунов В. «Вседневное наше бессмертие…» / С.Пискунова, В.Пискунов // Литературное обозрение. - 1988. - №8. - С.48-54.

Пятигорский, А.М. Пастернак и «Доктор Живаго». Субъективное в философии доктора Живаго // Пятигорский А. М. Избранные труды. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 213-231.

Скороспелова, Е.Б. Русская проза ХХ века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго») / Е.Б. Скороспелова. - М : ТЕИС, 2003. – 358 с.

Сухих, И.Н. Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»: Методическое пособие / И.Н.Сухих. - СПБ: филол. ф-т СПбГУ, 2003. - 58 с.

 

5. ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ Б.ПАСТЕРНАКА

«СТИХОТВОРЕНИЯ ЮРИЯ ЖИВАГО»

1. «Доктор Живаго» как роман о творчестве. Место цикла и его значение в романе.

2. Особенности композиции цикла:

а) сквозные идеи, образы, мотивы;

б) как соотносятся между собой стихотворения, принадлежащие к разным тематическим группам? Как через это соотношение выражена авторская концепция жизни?

в) почему цикл открывает стихотворение «Гамлет»? Как оно связано с «Гефсиманским садом», заключающим цикл?

3. Анализ стихотворений «Гамлет», «Рассвет», «Август», «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад» в плане выявления авторской позиции и средств ее выражения.

ЛИТЕРАТУРА

Асмус, В. Ф. Творческая эстетика Б. Пастернака / В.Ф.Асмус // Борис Пастернак об искусстве. - М.: Искусство, 1990. - С. 8 - 35.

Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака / В.Альфонсов. - Л.: Совет, писатель, 1990. - 366 с.

Баевский, B.C. Пастернак-лирик. / В.С.Баевский. - Смоленск: Траст-имаком, 1993. - 240 с.

Власов, А.С. «Стихотворения Юрия Живаго»: Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б. Л. Пастернака / А.С.Власов // Литература в школе. - 2001. - № 8. -С. 2—8.

Лилеева, А. Г. Поэзия и проза в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (Интерпретация стихотворения «Зимняя ночь») / А.Г.Лилеева // Русская словесность. — 1997. — № 4. – С. 33-40.

Архангельский, А. « И только в том моя победа» / А.Архангельский // Дружба народов. – 1987. - №4. - С. 263-266.

Эпштейн, М. Природа, мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Эпштейн. - М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.

6. ПЬЕСА А.ВАМПИЛОВА «УТИНАЯ ОХОТА»

1. А.Вампилов как продолжатель традиций чеховского психологического театра.

2. Особенности композиции пьесы «Утиная охота».

3. Тип героя. (Обратите внимание на портретную характеристику Виктора Зилова, данную в ремарке. Какие литературные реминисценции в этом фрагменте обнаруживаются и как они помогают охарактеризовать тип героя?)

4. Отношение Зилова к ценностям дома, семьи.

5. Испытание героя любовью. Женские образы в пьесе, их роль.

6. Взаимоотношение Зилова с друзьями (обратите внимание на образ официанта Димы), его отношение к работе.

7. Образ-мотив утиной охоты, его эволюция.

8. Трактовка финала.

ЛИТЕРАТУРА

Гушанская, Г. Александр Вампилов: Очерк творчества / Г.Гушанская. – Л.: Сов. Писатель. Ленинг. отделение, 1990. – 320 с.

Имихелова, С.С. Время в пьесе А.Вампилова «Утиная охота» [Электронный ресурс] / С.С.Имихелова // Режим доступа: http://www.mineralov.ru/imihel1.htm (дата обращения 2011).

Стрельцова, Е.И. Вампилов Александр Валентинович / Е.И.Стрельцова // Русские писатели ХХ века: Биографический словарь. – М.: научное изд-во «Большая российская энциклопедия»; изд-во «Рандеву- АМ», 2000. – С. 133-135.

Сушков, Б.Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга / Б.Ф.Сушков. - М.: Сов. Россия, 1989. - 165 с.

Тендитник, Н. Перед лицом правды: Очерк жизни и творчества Александра Вампилова / Н.Тендитник. - Иркутск: Изд-во журн.»Сибирь», 1997. - 142 с.

Тимощук, Е.В. Жанровая специфика драматургии А.В.Вампилова. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2008. – 23.с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.mgpu.ru/download.php?id=4622 (дата обращения 12.02. 2011).

 

7. РАССКАЗЫ Т.ТОЛСТОЙ

1. Анализ рассказа «Река Оккервиль».

а) Своеобразие стиля

б) специфика хронотопа

в) роль пушкинских реминисценций в экспозиции рассказа

г) образ Симеонова

д) сущность конфликта и специфика его развития

е) трактовка финала (обратить внимание на интерпретацию мотива музыки).

2. Анализ рассказа «Поэт и муза»

а). Своеобразие авторской позиции

б) Смысл заглавия

в) особенности трактовки темы творчества

3. Соотношение реалистического, романтического и постмодернистского дискурсов в прозе Т.Толстой.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

.Вайль, П. Городок в табакерке : проза Татьяны Толстой / П. Вайль, А. Генис // Звезда. – 1990. – № 8. – С. 147-184.

Генис, А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования / А.Генис.. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 336 с.

Липовецкий, М.Н. «Свободы черная работа» / М.Н.Липовецкий. – Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1991. – 272 с.

Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики) / М.Н.Липовецкий. – Екатеринбург: Уральск. пед. ун-т , 1997. – 318 с.