ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ

(1936-1971)

 

Начало творческого пути, время ученичества: сборник стихов «Волны и скалы» (1962).

Обретение собственного пути: сб. стихов «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969). Ориентация на народно-поэтическую и классическую литературную традицию, стремление к глубине и ясности мысли, к естественности и простоте стиля. Элегические мотивы в творчестве поэта. Темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и природы в их тесной взаимосвязи.

Отсутствие социокультурных реалий эпохи. Опосредованное воссоздание атмосферы времени через мировосприятие и переживания лирического героя.

Черты русского национального характера в лирическом герое Рубцова. Размышления об особом пути развития России, о ее изначальной высокой
духовной миссии, соединенные с любовью к родной земле. Национальные приоритеты: душа, дом, очаг, воля.

Взаимодействие реалистических и романтических начал, символики и быта в творчестве поэта. Жанровое разнообразие лирики: элегия, баллада, песня, стихотворные миниатюры для детей и пр.

Есенинские традиции в ранней лирике Рубцова. Концепция «тихой», «смиренной» родины («Ночь на родине», «Огороды русские», «Чудный месяц плывет над рекою…», «В горнице»). Философия покоя в лирике Есенина и Рубцова.

Образ современной России в контексте истории. Мотивы памяти, дороги, судьбы, соединяющие образы Руси древней и современной, позволяющие раскрыть ее самобытность и духовное богатство: «Видение на холме», «Душа хранит», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Ферапонтово», «Привет, Россия» и др.

Взаимодействие образов земного и небесного просторов. Христианская традиция в трактовке земной жизни и смерти в лирике Рубцова, тема бессмертной вселенной («Тихая моя родина!», «Я люблю судьбу свою», «Звезда полей»). Образы дома и бездомья.

Нарастание драматизма, трагедийности мироощущения в творчестве поэта (сб. «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971)). Возникновение тютчевских мотивов борьбы тьмы и света, хаоса и гармонии. Мотивы экзистенциальной тоски и ужаса, образы ночи, ветра. Сквозной мотив одиночества. Творческое кредо поэта в ст. «Я переписывать не стану…».

Этюдность как жанровый принцип стиховой организации; впечатление импровизации, содержательной и формальной незавершенности («Жар-птица», «Уже деревня вся в тени…»). Соединение конкретной описательности с условной символикой («Русский огонек», «Осенняя песня»).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Бараков, В.Н. О народности поэзии Николая Рубцова: Лирика Н. Рубцова и символика русской народной песни / В.Н.Бараков // Литература в школе - 1991. – С. 60-68.

Бараков, В.Н. «И не она от нас зависит...»: Заметки и размышления о поэзии Н. Рубцова: Пособ. по спецкурсу / В.Н. Бараков. - Вологда: ВГПИ, 1995.- 40 с.

Бараков, В.Н. Отчизна и воля: Книга о поэзии Николая Рубцова / В.Н. Бараков. – Вологда: ВГПИ, 2005. - 168 с.

Кириенко-Малюгин, Ю.И. Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны» / Ю.И. Кириенко-Малюгин. - М.: МГО СП России, 2002. - 333 с.

Коняев, Н. М. Николай Рубцов. Ангел Родины / Н.М.Коняев - М.: Алгоритм, 2007. – 544 с.

Кожинов, В.В. Новое о Николае Рубцове / В.В.Кожинов // Наш современник. -1997. - №1. - С. 188-191.

Кожинов, В.В. Николай Рубцов / В.В.Кожинов // Лит. в школе - 2006. - № 2. – С. 2-8.

Попов Н. Николай Рубцов в воспоминаниях друзей. Ранее не опубликованные стихотворения и материалы / Н.Попов. – М: Центрполиграф, 2008 . – 254 с.

Шилова, К.А. Традиции Есенина в современной советской поэзии / К.А.Шилова. – Вологда: ВГПИ, 1984. - 87 с.

Шилова, К.А. Межжанровые взаимодействия в поэзии Рубцова / К.А.Шилова // Поэтика жанров русской и советской литературы. - Вологда: ВГПИ, 1988.- С 121-135.

Шнейдерман, Э. Слово и слава поэта. О Николае Рубцове и его стихах / Э.Шнейдерман. – СПб.:Издательство имени Н. И. Новикова, 2005. – 184с.

 

(1938 - 1980)

Владимир Семёнович Высоцкий – актёр, бард, поэт. Один из основоположников жанра авторской песни. Вошёл в литературу в начале 1960-х. Однако говорить об этом можно только условно: собственно в литературу Высоцкий вошёл уже посмертно, в 1980-х годах, когда стали издаваться его книги, значительно позже возникновения его феноменальной известности. При жизни поэта не было издано ни одной книги его стихов и ни одной подборки стихотворений в журналах (он так и не стал членом союза писателей). Тем не менее, в реальном литературном процессе своего времени Высоцкий участвовал самым активным образом. Он осознал себя поющим поэтом в начале хрущёвской оттепели и уже к концу десятилетия приобрёл беспрецедентную по масштабам аудиторию, знавшую его творчество, в основном, по магнитофонным записям и концертным выступлениям.

Высоцкий родился в семье боевого офицера, участника войны. После окончания Школы-студии при МХАТе в 1964 году пришёл в только что созданный Московский театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П.Любимова, где проработал буквально до последних дней своей жизни. В начале шестидесятых начал сниматься в кино. За исполнение главной роли в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен Высоцкому в 1988 году была присуждена Государственная премия СССР (посмертно).

Высоцкий не принадлежал к официальной литературной номенклатуре, не примыкал ни к одному полу- или неофициальному литературному объединению. В своём творчестве он был независим от любой конъюнктуры. Лишь один раз – в 1979 году – он присоединился к литературной группе «Метрополь», создавшей альманах вызывающе независимых авторов, который планировалось издать в СССР (тогда осуществить проект не удалось – писательские организации задушили идею свободных художников на корню). Эта невписываемость Высоцкого в какой бы то ни было истеблишмент, с одной стороны, давала ему свободу выбора, а с другой – усложняла его жизненный путь. Независимость во всём была, пожалуй, главной чертой Высоцкого-художника и человека.

Он начал творческую деятельность с подражания городскому фольклору, лагерным и так называемым «блатным» песням («Татуировка» (1961), «Тот, кто раньше с нею был» (1962), «Серебряные струны» (1962), «Эй, шофёр, вези – Бутырский хутор» (1963)):

 

Я был душой дурного общества,

И я могу сказать тебе:

Моё фамилье, имя, отчество

Прекрасно знали в КаГэБэ.

 

«Я был душой дурного общества» (1962)

 

Уже здесь со всей полнотой проявились его дар перевоплощения, замечательные актёрские данные и умение точно и отстранённо-иронично воспроизводить чужой тип речи, точку зрения другого, иногда принципиально отличного от автора персонажа. В творчестве Высоцкого всегда значителен элемент пародийности, стилизации, сказовости, сатиры. Герои его раскрываются в монологах и диалогах, как бы «саморазоблачаются» («Про джинна» (1967), «Поездка в город» (1969), «Мишка Шифман» (1972), «Песня завистника» (1965)):

 

Товарищи учёные! Не сумлевайтесь, милые:

Коль что у вас не ладится – ну, там, не тот аффект, –

Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,

Денёчек покумекаем – и выправим дефект!

 

«Товарищи учёные!» (1972)

 

Автор в таких произведениях отходит на второй план, лукаво выглядывая из-за спины персонажа.

Высоцкий создал грандиозную галерею типов людей своей эпохи: рабочих, шофёров, спортсменов, учёных, уголовников, алкоголиков, колхозников, поэтов, альпинистов, спортсменов, моряков и т.д. Имеется масса свидетельств того, как Высоцкому присылали письма люди, всерьёз поверившие, что он сам был шофёром, уркой, моряком или попадал в описанные им ситуации. Этот факт говорит не только о простодушии восприятия поклонников, но и о характере дара поэта. Искренность в его песнях всегда была подлинной, и порой создавалось ощущение полного слияния автора со своим героем, особенно в песнях драматического или героического содержания.

Показательно, что уже в ранних своих песнях поэт не боится затрагивать непривычные, неудобные для тогдашней культуры темы. Многие его герои – люди, так или иначе обделённые судьбой, находящиеся на обочине жизни, маргиналы или типичные «хомо советикусы» – тёмные, грубоватые и недалёкие. Эти сочинения – по сути точные, едкие, но частные социальные характеристики, принесли Высоцкому первую популярность («Я в деле» (1961), «Несостоявшаяся свадьба» (1964), «На одного» (1964)):

 

Это был воскресный день, а я потел, я лез из кожи.

Но майор был в математике горазд:

Он чего-то там сложил, потом умножил, подытожил

И сказал, что я судился десять раз.

«Рецидивист» (1964)

 

Однако они ещё не давали цельной картины художественного мира поэта: то были яркие осколки, созданные в жанре гротескной сатиры, подчас с элементами натурализма. Довольно быстро Высоцкий отошёл от ранней манеры письма, не столько осмысливающей, сколько шаржированно описывающей действительность, и перешёл к гораздо более широкому контексту и серьёзным художественным задачам. Весь арсенал средств, наработанных ранее, он использовал теперь столь же метко, но с иной интенсивностью и на качественно ином уровне. Со второй половины 1960-х и вплоть до 1980-го года поэтический мир Высоцкого постоянно расширяется, оставаясь в сущностных характеристиках цельным и неизменным. Наиболее естественны в его художественном методе ясные, иногда документальные, балладно-сюжетные формы. В текстах поэта чаще всего описываются некие действия, события, целые истории жизни или резкие переломы в развитии характера. В подавляющем большинстве песен есть чётко определяемый герой, с которым связано поэтическое повествование. Обычно с тем или иным персонажем связано и жанровое определение песен: баллады («Баллада о бане», 1971), диалоги («Диалог у телевизора», 1973), монологи («Про любовь в каменном веке», 1969), исповеди («Дорожная история», 1972), даже протоколы («Милицейский протокол», 1971) и т.д.

Стремление Высоцкого к персонификации связано, по-видимому, с его первой профессией актёра, со стремлением проиграть в песнях те роли, которые он сам для себя придумывал и которые ему не суждено было сыграть в театре. Но Высоцкий не просто играл, он проживал чужие жизни, отдавая себя другим персонажам. Отсюда такой энергетический напор и стремительное самосожжение автора. Отсюда же известное преувеличение сюжетно-повествовательной структуры. Поэт любит острые сюжеты, нетрадиционные развязки конфликтов, яркие и подчас утрированные портретные характеристики. В большинстве песен чрезвычайно высок социальный градус, они общественно активны. Лирический герой Высоцкого – человек неравнодушный, постоянно демонстрирующий свою жизненную позицию, оттого некоторые его песни столь публицистичны.

У Высоцкого есть несколько больших песенных циклов, каждый из которых объединён своей тематикой: песни-сатиры («Лекция о международном положении» (1978-1979), «Инструкция перед поездкой за рубеж, или полчаса в месткоме» (1974), «Посещение музы, или Песенка плагиатора» (1970), «Утренняя гимнастика» (1968)), песни-сказки, обычно пародийного содержания («Сказка про дикого вепря» (1966), «Лукоморье» (1967), «Песня-сказка про нечисть» (1966)), песни о спорте («Песня про конькобежца на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную» (1966), «Сентиментальный боксёр» (1966), «Честь шахматной короны» (1971-1972)), лирические песни и песни о любви («Она была в Париже», «Баллада о Любви»). Особое место занимает цикл военных песен («Братские могилы», «Сыновья уходят в бой», «Штрафные батальоны», «Он не вернулся из боя», «Мы вращаем землю», «Песня самолёта-истребителя» и др.).

Высоцкий не мог участвовать в Великой Отечественной войне, но военная тематика занимает в творчестве барда не менее важное место, чем, например, у воевавшего Булата Окуджавы. Высоцкий любит ставить своих героев в экстремальные ситуации, когда характер раскрывается полностью, во всей своей сущности, а образ войны в такого рода песнях – своеобразный катализатор развития человеческой души. Кроме того, военная тема – наиболее подходящее смысловое поле для раскрытия темы героизма без идеологической окраски, что было не принято в советской послевоенной действительности. Создается впечатление, что некоторые военные песни Высоцкого написаны участником войны – настолько точно автор уловил образ мысли и чувства фронтовиков. Особенно ярко этот психологизм проявился в песне «Он не вернулся из боя» (1969), где герой размышляет о своём погибшем товарище, с которым у него не было идеальных отношений, но вот того не стало – и в жизни уцелевшего образовалась зияющая пустота:

 

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

он всегда говорил про другое,

он мне спать не давал, он с восходом вставал,

а вчера не вернулся из боя.

 

Образность поэта под стать сюжетам и героям – запоминающаяся, иногда броская, порой экстремистски шокирующая («Словно бритва, рассвет полоснул по глазам» («Охота с вертолётов», 1977-1978), «А ветер дул, с костей сдувая мясо, / И радуя прохладою скелет» («Пожары», 1977)). В формально-выразительных средствах Высоцкий наследует традиции Маяковского: говорной, открытый, декламационный стих, предназначенный для произнесения в большой аудитории, с чёткой сюжетно-образной структурой, строгой ритмикой и хлёсткой рифмовкой, часто каламбурно-изощрённой («Африке-графика», «антилопьему-что в лоб ему», «по-медвежьему-промеж ему», «стартёр заел-ёрзанье», «ну бог с ним-и боксом», «ласковая-скалолазка моя» и др.). Однако романтическая революционность у поэтов разная. Если Маяковский ощущал себя «агитатором, горланом-главарём», в той или иной степени причастным к идеологическому служению, то некоторая воинственность и жёсткость Высоцкого связана со стремлением докричаться до другого, вырваться из безвременья. Лирический герой Высоцкого – неоромантический бунтарь в эпоху застоя:

Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня – не так, как вчера:

Обложили меня, обложили,

Но остались ни с чем егеря!

«Охота на волков» (1968)

 

Но в отличие от традиционного романтизма поэт, скорее, использует только внешние атрибуты подобного поведения: волевое начало, стремление высказаться во что бы то ни стало, пренебрежение мнением толпы и властей, сочетающееся с попыткой прорваться к своим слушателям, подлинным собеседникам, которых у Высоцкого всегда было на редкость много.

Поэт демократичен, он не замыкается в башне из слоновой кости, для него принципиально важно быть услышанным. Интересно, что Высоцкому удалось найти подход практически ко всем своим слушателям, к разным социальным группам: от диссидентов до ответственных партработников. Высоцкий сумел обнажить нерв эпохи безвременья. В каком-то смысле он сам был таким нервом.

Высоцкий – один из немногих отечественных поэтов, чей пафос был неподделен, его тону всегда верила аудитория. Не случайно от поэта часто ждали, а подчас и требовали художественной оценки времени. Людям было небезразлично, «что скажет Высоцкий», и поэт остро чувствовал ответственность за каждое произнесённое им со сцены слово:

 

Мелодии мои попроще гамм,

но лишь сбиваюсь с искреннего тона –

мне сразу больно хлещет по щекам

недвижимая тень от микрофона.

«Песня певца у микрофона» (1971)

 

Аудиторией Высоцкого была по сути вся страна. Но явных последователей и наследников по поэтическому цеху у него нет: формальным достижениям поэта можно подражать и даже талантливо их развивать, но они прочно связаны с образом самого автора. От поэта «Высоцкой» ориентации помимо формального мастерства требуется ярко выраженная гражданская позиция, отсутствие фальши и желания писать «на заказ», мощный энергетический заряд. Без любого из этих компонентов следование путем Высоцкого будет восприниматься как бесчестное эпигонство.

Популярность Высоцкого была исключительно высока. Масса цитат из его песен не просто вошла в разговорный обиход, но служит до сих пор неким знаком, определяющим время лучше многих иных попыток анализа общественной ситуации:

 

И не церковь, не кабак –

Ничего не свято.

Нет, ребята, всё не так,

Всё не так, ребята!

«Моя цыганская» (1967)

 

Высоцкий – не просто литератор, поэт или певец. Фигура Высоцкого, масштабность его личности реально воздействовали на общество самим фактом своего существования, всей совокупностью качеств. Высоцкий был подлинным живым голосом народа, ясно и смело говорившим то, что кроме него никто другой сказать бы не мог. Голос Высоцкого в прямом смысле этого слова, его неповторимая интонация, знаменитый хриплый вокал придавали его творчеству ту энергетику, которую едва ли возможно передать просто текстом. При несомненных литературных достоинствах стихов Высоцкого его произведения могут быть восприняты глубже именно в авторском исполнении под гитару, нежели при обычном чтении. Вряд ли стоит искусственно отрывать поэзию Высоцкого от собственно образа Высоцкого. Владимир Семёнович Высоцкий – сам по себе целая эпоха не только в истории русской литературы, но и в русской истории.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Берестов, В. «В прошлом, будущем и настоящем...» / В.Берестов // Вопросы лит. - 1995. - Вып. II (март - апр.). - С. 3-26.

Высоцковедение и высоцковидение: Сб. науч. ст. - Орел: ОГПУ, 1994. - 74 с.

Канчуков, Е. Приближение к Высоцкому / Е.Канчуков. - М.: Культура, 1997. - 368 с.

Кулагин, А.В. Поэзия В. С. Высоцкого: Творч. Эволюция / А.В.Кулагин. - Коломна: КПИ, 1996. - 124 с.; То же: Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Вагант-Москва, 1997. - 196 с.

Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. 1. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1997. - 536 с.

Новиков, Вл. В Союзе писателей не состоял...: Писатель Владимир Высоцкий / В.Новиков. - М.: Интерпринт, 1991. - 224 с.

Рудник, Н. М. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого / Н.М.Рудник. - Курск: Изд-во КГПУ, 1995. - 246 с.

Томенчук, Л. Хула и комплименты: (Песеннно-поэтическое творчество Владимира Высоцкого и критика 60-80-х годов) Высоцкого [Электронный ресурс] / Л. Томечук.// http://www.belousenko.com/books/tomenchuk/tomenchuk_hula.htm (дата обращения 24.02.2011).

Тырин, Ю. Вокруг «Притчи…» Высоцкого [Электронный ресурс] / Ю.Тырин // Режим доступа: http://vagant97.narod.ru/2003/2002146054.htm (дата обращения 5.01.2011).

Фомина, О.А. Средства выражения военной темы в поэзии Высоцкого О.А.Фомина // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова. - М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого. 2001. – С. 204-209.

Фомина, О.А. Стих Высоцкого в контексте блатного фольклора / О.А.Фомина // Вестник ОГУ.-2004.- № 11. - С. 96-101.

Шилина, О. Психологизм поэзии Владимира Высоцкого / О.Шилина. - Вагант: Прил. - М.: ГКЦМ «Дом Высоцкого», 1991. - 8. - 16 с.

Язвикова, Е.Г. Циклообразующая роль архетипа волка в дилогии «Охота на волков» // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2001. – С. 345-351.