ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ

(1924 - 2001)

 

Природа и человек, мир детства – важнейшие темы раннего творчества писателя (сб. рассказов «До будущей весны» (1955), повесть «Перевал» (1959), «Стародуб» (1959)). Становление юного героя в тяжелых жизненных испытаниях (повесть «Кража» (1966)). Тема преступления и наказания, милосердия, гуманизма. Размышление о трагических противоречиях нашей истории, о равнодушии власти к своему народу.

Формирование индивидуального стиля писателя: соединение эпического повествования с лирическим присутствием самого автора, автобиографизм.

Связь творчества В.Астафьева с «деревенской прозой», с традициями натурфилософской прозы И.Тургенева, К.Паустовского, М.Пришвина.

Цикл повестей и рассказов о людях сибирской деревни «Последний поклон» (1950-70 гг). Автобиографическая основа. Широкий временной охват. Выражение крестьянского мироощущения. Утверждение интуитивной, нерациональной связи человека с природным миром, неизбежности нравственных потерь в случае разрыва этой связи. История формирования творческой личности, близкой духовно-нравственным основам деревни. Образ бабушки Катерины Ивановны – воплощение лучших качеств русской крестьянки. Многофункциональная роль автора-повествователя.

«Ода русскому огороду» (1972) – соединение в единое целое картин землепашества, воспоминаний о деревенском детстве, любви и войне Микромир русского огорода как вместилище всего живого. Раскрытие возвышенно-одухотворенного смысла самых обычных явлений.

Цикл лиро-эпических рассказов «Затеси» (создается на протяжении всей творческой жизни) - поиск главных духовно-нравственных ценностей в современном мире. Философская емкость. Художественное осмысление вечных вопросов жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, милосердия и жестокости. Размышление об основах, истоках и сущности народной жизни. Воссоздание событий, оставивших «зарубки» на сердце писателя.

Фронтовой опыт писателя в произведениях о Великой Отечественной войне: «Звездопад» (1960), «Где-то гремит война» (1967), «Пастух и пастушка» (имеет несколько редакций, окончательная – 1989 г.) Лиро-эпическая основа жанра военных повестей, малое число героев, сужение временных и пространственных границ; внимание к внутреннему миру воюющего человека, пацифистский пафос. Усиление трагизма. Гуманизм авторской позиции. Проблемы любви и жизни, войны и смерти в повести «Пастух и пастушка». Трагический смысл жанрового определения «современная пастораль». Философская значимость композиции. Смысл финала. Роль символики, эпиграфов.

Повествование в рассказах «Царь-рыба» (1975) – продолжение классической традиции «охотничьих историй». Сочетание злободневной экологической проблематики и натурфилософской концепции. Сложные взаимоотношения современного человека и природы. Деление мира людей на «добрых» и «злых». Утрата чувства хозяина, бездуховность как истоки жестокого отношения к природе и человеку. Усиление критического отношения к советской действительности. Приемы сатиры, иронии, юмора в показе событий и людей сибирского поселка. Своеобразие жанровой формы, позволившей вместить истории и судьбы десятков героев.

Активизация разоблачительного пафоса в произведениях 1980-1990-х г.г. (повести: «Печальный детектив» (1987), «Зрячий посох» (1988), «Людочка» (1989), роман «Прокляты и убиты» (1992-1994), публицистика писателя). Сквозные мотивы всеобщего духовного распада, разрушения связи времен, греха безверия, безжизненности советских идеалов и уклада жизни. Ощущение надвигающейся катастрофы.

Роман «Прокляты и убиты», его полемическая оценка критикой. Резко отрицательное отношение писателя к истории советского времени. Разоблачение механизма подавления и унижения человека, пороков тоталитарной системы, обнажившихся в период войны. Столкновение военизированной государственной машины и человечности, крестьянского менталитета и государственности. Изображение войны как поединка двух идеологий – сталинизма и фашизма, - уязвимости рядовых ее участников, обреченных на роль жертвы.

Идейно-художественное своеобразие повестей «Так хочется жить» (1995), «Обертон» (1996), «Веселый солдат» (1998). Сочетание «заземленности» повествования о серых буднях и бытийно-онтологического плана осмысления трагедии Второй мировой войны.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Большакова, А.Ю. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» XX века / А.Ю.Большакова. - М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2000. - 132 с.

Большакова, А.Ю. Астафьев В.П. / А.Ю.Большакова // Русские писатели XX века. Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. - М.: Рандеву - AM, 2000. - С. 46 - 49.

Большакова, А.Ю. Русская деревенская проза XX века: Код прочтения / А.Ю.Большакова. - Шумен.: Аксиос, 2002. - 160 с.

Гончаров, П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950–1990-х годов / П.А. Гончаров. – М.: Высш. школа, 2003. – 385 с.

Курбатов, В.Я. Миг и вечность: Размышления о творчестве В.Астафьева / В.Я.Курбатов. - Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1983. - 182 с.

Курбатов, В.Я. Виктор Астафьев / В.Я.Курбатов. - Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1977. - 71 с

Пранцова, Г.В. Изучение творчества В.П.Астафьева в школе. Книга для учителя / Г.В.Пранцова. - Арзамас: Изд-во Арзамасского гос. пед ин-та им. А.П. Гайдара, 2002. - 83 с.