ВАСИЛИЙ СЕМЁНОВИЧ ГРОССМАН

Шкловский, Е. А. Варлам Шаламов. / Е.А.Шкловский — М.: Знание, 1991. — 64 с.

Шаламов, В. «О новой прозе» [Электронный ресурс] / В.Шаламов // Режим доступа: http://shalamov.ru/library/21/46.html (дата обращения 24.02.2011).

Некрасова, И.В. Судьба и творчество Варлама Шаламова / И.В.Некрасова. — Самара: Изд-во СГПУ, 2003. — 204 с.

Мухина, Е.А. Мифопоэтика «Колымских рассказов» Варлама Шаламова / Е.А.Мухина // Русское литературоведение в новом тысячелетии. - М.: Изд. дом «Таганка», 2003. - Т. 2. - С. 118-123.

Сиротинская, И. П. Мой друг Варлам Шаламов. — М. [б.и.], 2006. - 200с.

(1905-1964)

 

Начало творческого пути, типичное для писателей поколения 1930-х годов: повесть «Глюкауф» (1934) - в русле жанра «производственного романа», незаконченная трилогия «Степан Кольчугин» (1937- 40) – в жанре романа воспитания. Гуманистический пафос рассказа о гражданской войне «В городе Бердичеве» (1934. На его основе в 1967 г. реж. А.Аскольдовым снят фильм «Комиссар»).

ГВВ1941-1945 годы – корреспондент газеты «Красная звезда», свидетель и участник Сталинградской битвы. «Народ бессмертен» (1942) – первая повесть о Великой Отечественной войне, содержащая отрицательную оценку готовности нашей армии к войне. Книги очерков: «Оборона Сталинграда» (1944), «В годы войны» (1945). Очерковая книга «Треблинский ад» (1944) - первое произведение о немецком концентрационном лагере.

Постепенная эволюция позиции Гроссмана от писателя-конформиста до антисоветского писателя.

Оценка критиками драмы «Если верить пифагорейцам» (1941, опуб.1946), в которой выявлялась связь проблем довоенного и военного времени, как «пасквиля» «на советский быт и советских людей».

Стремление осмыслить пережитое на войне в романной дилогии. «За правое дело» (1943-1952 - 1 ред., 2-я – 1954,1956) - первая часть задуманной дилогии о Сталинградской битве. Исследование предыстории и начала Сталинградской битвы. Соотношение судьбы человеческой и судьбы народной в духе толстовкой традиции. Резкая критика романа за «отступление от позиций партийности литературы», «идейные пороки», «реакционные воззрения на исторический процесс». Вынужденное подчинение писателя политическому давлению. Стремление сказать правду о времени и ограниченность возможности это сделать.

Роман «Жизнь и судьба» (1949 - 1960, опубл.1988 (жур. вар.), 1990) - вторая часть дилогии. Трагическая история прохождения рукописи. Связь с первой частью дилогии на уровне сюжета, хронологии событий и расхождение на уровне философско-исторической концепции. Широта и многосторонность охвата действительности 1930-х - начала 1940-х годов, глубина социально-психологического анализа тоталитарной эпохи и ее типов, масштабность философской мысли. Включение прямых философских, публицистических, лирических высказываний автора в повествовательную ткань.

Своеобразие композиции и системы образов романа (принцип героев-двойников), основанное на выявлении внутреннего сходства гитлеровского и сталинского режимов.

Философия свободы, ее структурообразующая роль. Смысл названия романа: «жизнь» – свобода, «судьба» – гнет обстоятельств, несвобода, власть государства. Влияние идей экзистенциализма на авторскую философскую концепцию, на его трактовку проблемы нравственного выбора. Доброта и человечность как важнейшихе составляющие идеальной модели поведения личности, как основа свободного выбора.

Традиции Л.Толстого в романе.

Лирическая повесть «Добро вам!» (опуб.1965 и 1967 с сокращ.). Стремление автора выявить в человеке природное начало, позволяющее противостоять давлению среды и совершать нравственный выбор в пользу человечностиПостановка вопроса об ответственности писателя перед читателем.

Повесть «Все течет…» (1955–1963; опубликована в 1970 г. в ФРГ, в 1989 г. в СССР) – история человека, проведшего в Гулаге 30 лет и вернувшегося в «свободный» мир. Активность вторжения прямого авторского слова в повествовательную ткань. Раздумья об историческом пути России, о причинах появления и укрепления тоталитарного государства.

3.4.4. Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба»