АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА

(1889 - 1966)

«Муза плача» (М.Цветаева). Трагизм как определяющая особенность мировосприятия поэта, присущая как ее ранней, так и поздней лирике.

Тема любви, ее особое место в творчестве Ахматовой. Любовь как несчастье и как порыв к совершенству. «Постоянное рождение новой и новой любви в стихах Ахматовой - не отражение пережитых увлечений, это тоска конечного по бесконечности» (И.Бродский).

Лирика любви в поэтических книгах «Вечер» (1912), «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник»(1921), «Anno Domini»(1922).

Оценка лирики Ахматовой Н.Недоброво: «несчастная любовь» как «творческий прием проникновения в человека и изображения неутолимой к нему жажды»; гуманистический характер любовной лирики. Своеобразие лирической героини Ахматовой: развитое чувство человеческого достоинства, внутренняя сила и твердость характера. Любовь как «поединок роковой».

Связь с акмеизмом, особенно ярко проявившаяся в ее первых сборниках, но сохранявшаяся в той или иной степени в течение всей жизни. Основные черты ее поэтики: сочетание недосказанности с «совершенно четким и почти стереоскопическим изображением» (В.Жирмунский); выражение внутреннего мира через внешний (зачастую по контрасту); внимание не к состояниям, а к изменениям, едва наметившимся, к оттенкам чувств при сильнейшем их напряжении; конкретность образа, обращение к миру вещей и, прежде всего, предметам быта с целью психологического анализа; большое значение жеста для передачи эмоций: отказ от напевности стиха, стремление к разговорности речи; сюжетность стиха, отрывочность композиции.

Любовное признание как отрывок случайно услышанного разговора. Фрагментарность и камерность. Особая роль детали. Психологизм. Значение подтекста, предполагающего сотворчество читателя. Новеллистичность и романность лирики. Связь с традициями психологического русского романа ХIX века.

Изменения в стилистике и обогащение проблематики в поэтических книгах«Подорожник»(1921), «Anno Domini»(1922): переплетение любовной и гражданской лирики: мотив жертвенности, нежелания отрекаться от высших ценностей в пользу сиюминутного или ради приспособления к неправедному образу жизни («Мне голос был...», «Всё расхищено, предано, продано...», «Не с теми я, кто бросил землю...»). Возрастание числа стихотворений со скорбно-торжественной, ораторской интонацией, окрашивающей даже интимные переживания. Усиление роли библейской тематики и лексики, соседствующей с откровенно прозаическими и сниженными оборотами (цикл «Библейские стихи» (1922)). Расширение границ темы любви, включающей и патриотическое чувство.

Изменение характера любовной лирики в поэтических циклах 1940-1960-х годов («Cingue» (1945-1946); «Шиповник цветет» (1946-1956); «Полночные стихи» (1963-1965)):отсутствие описания любовной встречи героев в ее бытовой обстановке, перенос действия за грани повседневного, по ту сторону пространства и времени.

Цикл «Ветер войны» (1941-1945) - выражение стремления, по словам Ахматовой, жить «теми ритмами, которые звучали в героической истории» страны. Отражение в стихах данного цикла ряда тенденций, присущих литературе 1941-1945 годов (героический пафос, публицистичность, документальность, гражданственность, значимость патриотической темы, обращение к древним фольклорным жанрам клятвы (заклятия), причитания, плача). Своеобразие художественного решения темы войны в лирике Ахматовой.

Специфика историзма, актуализация проблемы памяти и усиление философичности в поэзии А.Ахматовой 1930-1960-х гг. Соотношение лирического и эпического начал.

Лирический цикл«Реквием» (1935-1940, опубл. 1987). Творческая история, своеобразие жанра, оправданность определения данного произведения как поэмы.

Выражение авторской концепции истории через композицию поэмы, ее пространственно-временную организацию: выход за пределы конкретного времени, понимание истории как порочного кровавого круга. Образ матери, жены как идейно-эстетический центр поэмы. Система образов-двойников лирической героини.

Связь вечного, общенационального, конкретно-исторического и частного в организации пространственно-временной модели. Значение сквозных символических образов: звезды, креста, реки.

Голос лирической героини, звучащий от лица народного хора и одновременно - от лица Божьей матери. Роль религиозного подтекста, постепенно выводящего к евангельскому сюжету (Х глава). Тема матери и сына, христианские мотивы, связанные с ней (страдания и жертвы, распятия, милосердия). Оригинальность трактовки темы памятника.

Циклы «Северные элегии» (1940-1955), «Венок мертвым» (1940-1966), « Полночные стихи» (1963-1964), «Поэма без героя» (1940-1965, полностью опубликована в 1976). Особенности позднего творчества Ахматовой: черты символизма: поэтика намёка, зашифрованность и неоднозначность образов, богатство культурного пласта. Раздумья над прожитой жизнью. Чувство непреодолимого одиночества. Мотив невольной вины. Связь темы памяти с мотивами смерти, двойничества, власти судьбы. Роль сквозных образов «зеркала», «эха», «теней». Своеобразие художественного пространства, вмещающего в себя не только пространство личной жизни, но и Истории, мир Вечности. Осознание своей роли поэта как хранителя и наследника культуры «золотого» и «серебряного» века в чуждой среде.

«Поэма без героя» как итоговое произведение Ахматовой. Обращение к 1913 году, к истокам русской и мировой трагедии. «Три слоя» поэмы:1) свидание с прошлым, с миром «теней», оплакивание умерших, размышление о настигшем Россию в ХХ веке возмездии за «петербургскую чертовню»; 2) звучание времени - главного героя поэмы; 3) философский пласт - размышления о теософском треугольнике «Бог – время – человек».

Размывание границы между сном и явью, жизнью и смертью, «адской арлекинадой» и страшной реальностью, переплетение временных пластов. Музыкальность, символическая образность, насыщенность поэмы культурными реминисценциями.

Тема творчества, «тайн ремесла» как одна из центральных в поэзии Ахматовой («Муза» (1924), «Художнику»(1924), «Памяти Сергея Есенина» (1925),»Борис Пастернак (Поэт)»(1936), «Сонет» (1941), «Маяковский в 1913 году» (1940), «Музыка» (1958), цикл «Тайны ремесла» (1936-1959) и др.). Творчество как синоним жизни, как способ преодоления одиночества, как осознание себя звеном в цепь культуры, как возможность избежать забвения, как смысл жизни, как служение в высоком духовном смысле этого слова, как пророчество.

Пушкинская тема в творчестве А.Ахматовой. Мотивы и образы, восходящие к Пушкину: Петербург, Царское Село (и позже - город Пушкин), образ Музы, пушкинские цитаты в творчестве Ахматовой; постоянный интерес к личности поэта, его судьбе и произведениям, проявляющийся в ее поэзии, прозе, а также в специальных научных исследованиях («В царском селе» (1912), «Царскосельская статуя» (1916),»Пушкин» (из цикла «Трещотка прокаженного», 1944), «Последняя сказка Пушкина (о «Золотом петушке»)» (1933),»«Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина» (1936) «Каменный гость» Пушкина» (1947), «Дополнения к статье «Каменный гость» Пушкина» (1958-1959), «Пушкин и дети» (1965), «Слово о Пушкине» (1961) и др.). Стремление понять жизнь и творчество Пушкина в их неразрывном единстве. Пушкин как идеальная перспектива поэтического творчества. Преемственность поэзии Ахматовой по отношении к пушкинскому наследию.

1964 г. - вручение в Италии премии «Этна-Таормина«.

1965 г. — присуждение почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Ахматовские чтения. Вып. 2. Тайны ремесла / Под ред., сост. Н. В. Королева, С. П. Коваленко. - М., 1992. - 281 с.

Артюховская, Н.И. О драматизме ранней лирики Анны Ахматовой / Н.И.Артюховская // Вестник Московского университета. - 1974. - № 4. - С. - 15-26.

Бабаев, Э. Г. «... Одна великолепная цитата»: Цитаты в творчестве А. Ахматовой / Э.Г.Бабаев // Русская речь. - 1993. - №3. - С. 3-6.

Белъчиков, Ю.А. К стилистическому комментарию «Реквиема» Анны Ахматовой / Ю.А.Бельчиков // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М.: Наука, 1996. - С. 121 – 128.

Боровская, А. А. Структурообразующая функция «пушкинского текста» в цикле А. Ахматовой «В царском селе» [Электронный ресурс] / А.Боровская. // Режим доступа http://www.jurnal.org/articles/2009/fill48.html. (Дата обращения 12.11.2010.)

Бурдина, С. В. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой „Реквием»/ С. В. Бурдина // Филологические науки. - 2001.- N6.- С.3–12.

Бурдина, С.В. Поэмы Анны Ахматовой: «вечные образы»
культуры и жанр / С.В.Бурдина. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002. - 311 с.

Виноградов, В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски) / В.В..Виноградов // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976. - С.451-459.

Виленкин, В. Образ «тени» в поэтике Анны Ахматовой / В.Виленкин // Вопросы литературы. - 1994. - № 1. - С. 57 - 76.

Виленкин, В.Я. В сто первом зеркале (Анна Ахматова) / В.Виленкин. - М.: Сов. писатель, 1990. – 336 с.

Гинзбург, Л.Я. Ахматова. Несколько страниц воспоминаний / Л.Я.Гинзбург // Воспоминания об Анне Ахматовой. - М.: Совет. писатель, 1991. - С. 126-141.

Гурвич, И. Любовная лирика Ахматовой (целостность и эволюция) [Электронный ресурс] / И.Гурвич // Вопросы литературы. – 1997. - № 5 // Режим доступа: http://www.philology.ru/literature2/gurvich-97.htm (Дата обращения 12. 11. 2010.)

Добин, Е. С. Поэзия Анны Ахматовой / Е.С.Добин. - Л.: Сов. писатель, 1968. – 249 с. [8]

Далош, Д. Гость из будущего. Анна Ахматова и сэр Исайя Берлин. История одной любви / Д.Далош. - М.: Текст, 2010. - 221 с.

Есипов, В. «Как времена Веспасиана…»: к проблеме героя в творчестве А. Ахматовой 40-60-х годов / В.Есипов // Вопросы литературы. - 1995. - Вып. 6. - С. 57-85.