Драматургия

Поэзия

Проза

Роман «Голый год» Б. Пильняка — первая крупная попытка освоить материал современности. Разрушение традиционной романной целостности, основанной на логике взаимоотношений персонажей; прием «смешанных планов». Стиль.

Роман «Города и годы» К. Федина. Тема духовного самоопределения личности и судьба традиционного гуманистического сознания в революционную эпоху. Жанровое своеобразие и композиция романа.

Героико-романтические романы Д. Фурманова «Чапаев» и А. Фадеева «Разгром». Проблема «стихии» и «разума» и ее решение в духе коммунистической партийности. Реалистическая основа повествования.

Философский роман 1920—1940-х гг. Философия человека и природы в прозе М. Пришвина. Вклад А. Платонова в русскую культуру; концепция мира и человека в прозе А. Платонова в контексте русской философии. Философское содержание романов Л. Леонова. Эсхатологическая тема в прозе С. Клычкова; Бог и дьявол в «Сахарном немце» и «Князе мира» С. Клычкова; религиозно-философское содержание, православие, еретизм и языческая культура, поэтика мифа в романе «Чертухинский балакирь». Философское содержание романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», метафизика и реальность.

Философская проблематика антиутопии Е. Замятина «Мы». Модель коммунизма в антиутопическом романе Я. Окунева «Грядущий мир» (1923) и утопическом романе А. Богданова «Красная Звезда» (I 903).

Нравственно-философская проблематика романов А.Грина «Блистающий мир», «Бегущая по волнам» и др.

«Зависть» Ю. Олеши в контексте дискуссий 1920-х гг. о личности. Кавалеров — художественный парадокс Ю. Олеши. От сказочных «толстяков» к «толстяку» Андрею Бабичеву. Проблема жанра.

«Производственный роман» («Цемент» Ф.Гладкова, «Время, вперед!» В.Катаева). Индивидуальность и общество. Формализация сюжетно-композиционной основы. Деградация «производственной прозы» как жанрового образования к концу 1930-х гг. Бесперспективная попытка возродить «производственный роман» в конце 1940 — начале 1950-х гг.

«Роман воспитания». Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского, А. Макаренко. Утверждение обыкновенной жизни и обыкновенного человека как эстетически ценной и исторически значимой (М. Пришвин, К. Паустовский, А. Платонов, И. Катаев).

Публицистический роман И. Эренбурга, роман в монологах Н. Зарудина («Тридцать ночей в винограднике»), многоплановый роман Л Малышкина («Люди из захолустья»).

«Роман с ключом» 1920-х — 1930-х гг. («Козлиная песнь» К. Вагинова, "Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» В. Каверина, «Любовь без любви» и «Открытый дом» Р. Ивнева, «Сумасшедший корабль» О. Форш, «Театральный роман» М. Булгакова).

Сатирические романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».

Исторический роман. Исследование предыстории революции («Разин Степан» А. Чапыгина, «Одеты камнем» О. Форш). Нравственно-философские проблемы в романах Ю. Тынянова («Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»). Проблема взаимосвязи истории и современности в исторической прозе. Жанрово-композиционные искания.

Изображение народа как основной творческой силы истории. Тема народной борьбы за национальную независимость России и укрепление государственности в романе А. Толстого «Петр Первый». Интерес писателей к изображению выдающихся революционеров и народных движений прошлого: трилогия О. Форш «Радищев», историческое повествование В. Шишкова «Емельян Пугачев». Произведения военно-исторической темы («Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского и др.).

Историческая проза Великой Отечественной войны, ее мобилизующее значение, патриотический пафос, преобладание военной темы. Изображение воинских традиций и подвига русского народа в романах В. Яна «Батый», С. Голубова «Багратион», С. Сергеева-Ценского «Брусиловский прорыв» («Бурная весна» и «Горячее лето»), А. Степанова «Порт-Артур».

Историческая проза послевоенных лет («Степан Разин» С. Злобина, «Россия молодая» Ю. Германа). Судьба народа и революции в трилогии К. Федина, в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

Эпопея и роман-эпопея. «Железный поток» А. Серафимовича. Обобщенный образ народа, героические характеры, многоголосье. Эпопейное начало в героических повестях А. Малышкина, Вс. Иванова.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Традиции русской классической эпопеи. Жизнь народа, история семьи и судьба отдельной личности. Полифония в романе-эпопее. Трилогия А. Толстого «Хождение по мукам». «Народная» эпопея А. Веселого «Россия, кровью умытая». Эпопеи на исторические темы. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького. Угасание эпопейного начала в панорамных прозаических повествованиях 60—70-х гг.

Повесть. Роль средней эпической формы в прозе 20-х гг. Широта охвата действительности: народ в огне гражданской войны, крестьянская Россия в момент революционной ломки; интеллигенция и ее судьбы; партийная среда и ее «быт»; провинциальное захолустье; ребенок и его мир и т. д. Проблемно-тематическое и жанровое многообразие повести.

Героическая повесть. Создание условного обобщенно- поэтического образа народной жизни («Падение Даира» А. Малышкина, «Партизанские повести» Вс. Иванова).

Героико-трагические повести Б. Лавренева ("Ветер", "Сорок первый» и др.). Социально-бытовая повесть («Андрон Непутевый» А. Неверова; «Перегной», «Виринея» Л. Сейфуллиной; «Неделя» Ю. Либединского).

Психологическая повесть, ее жанрово-тематические разновидности. Повесть о детстве («Детство Никиты» А. Толстого. «Детство Люверс» Б. Пастернака). Самопознание в повестях М. Зощенко ("Возвращенная молодость», «Перед восходом солнца», «Повесть о разуме»). Повесть об интеллигенции в революции («В тупике» В. Вересаева, "Мирская чаша» М. Пришвина, «Сентиментальное путешествие» В. Шкловского).

Сатирическая повесть, ее авантюрно-приключенческие и фантастические сюжеты («Дьяволиада», «Собачье сердце» М. Булгакова, «Похождения Невзорова, или Ибикус» А. Толстого, «Растратчики» В. Катаева, «Город Градов» А. Платонова, «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» С. Заяицкого, «Сентиментальные повести» М. Зощенко).

Утопия и антиутопия, их философское содержание, условность сюжета. Повести «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А. Чаянова, «Ленинград» М. Козырева.

Рассказ. Художественные открытия малого эпического жанра. Сюжетный рассказ и его завоевания (Н. Тихонов, М. Шолохов, Б. Лавренев, А. Грини др.). Роль гротеска в рассказе (Ю. Тынянов, М Булгаков, А. Платонов, И. Бабель).Сказ и его характерологические открытия (М. Зощенко, А. Веселый, М. Шолохов, И. Бабель).

«Конармия» И. Бабеля. Особенности изображения гражданской войны. Проблема гуманизма. Рассказчик и его место в цикле. Сказовые новеллы. Межновеллистические связи и проблема авторской полиции. Экспрессионистская манера изображения.

«Донские рассказы» М. Шолохова и их место в литературном процессе.

М. Зощенко: «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Обращение к форме сказа. Фигура рассказчика. Расцвет творческого мастерства М. Зощенко (вторая половина 20-х годов). Своеобразие комической новеллы М. Зощенко. Объект сатиры М. Зощенко в трактовке критики 20 -30-х годов и современного литературоведения. Проблема «чужого» слова в творчестве М. Зощенко. Пародийное начало в его творчестве.

Тенденция к циклизации малой эпической формы (цикл рассказов Вс. Иванова, Л. Леонова, А. Грина, К. Федина).

Рассказ, повесть, роман и их жанрово-стилевые модификации в литературе 1940-х гг. Пути утверждения художественной правды в прозе о Великой Отечественной войне. Публицистика и очерки А. Толстого, Л. Леонова, И. Эренбурга, рассказы М. Шолохова, Н. Тихонова и др.

«Обобщенно-поэтизирующая» и конкретно-аналитическая тенденции в социально-психологической прозе 1940-х гг. Опыт эпического освещения войны в повестях и романах военных лет («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Дни и ночи» К. Симонова, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева).

Послевоенные повести о войне («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой, «Звезда» Э. Казакевича). Их роль в развитии «военной прозы» конца 1950-х - начала 1960 гг.

Попытки постижения противоречий социально-политического развития в середине 50-х и начале 60-х гг. Художественно-публицистические произведения И. Эренбурга («Оттепель»), Г. Николаевой («Битва в пути»), В. Дудинцева («Не хлебом единым»). Публицистическое заострение социальных, нравственно-психологических проблем. Экзистенциальная ситуация в рассказах А. Яшина («Рычаги»), В. Тендрякова («Ухабы», «Тройка, семерка, туз»). Рассказы Ю. Нагибина, Ю. Казакова.

В. Овечкин «Трудная весна». Выявление социальных и нравственных противоречий в обществе.

«Лирический взрыв» в поэзии конца 50-х — начала 60-х гг. и появление «лирической прозы» («Капля росы» и «Владимирские проселки» В. Солоухина, «Дневные звезды» О. Берггольц и др.) как выражение особого интереса к судьбе личности, к индивидуальному началу в народной жизни.

Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны. «Судьба человека» М. Шолохова и ее роль в развитии литературы о войне. Появление «лейтенантской прозы» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Иван» В. Богомолова, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева). Ориентированность повествования на точку зрения рядового участника событий. Концепция героического и новый тип героев.

Традиции масштабно-исторического подхода к изображению событий войны в романах К. Симонова «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».

Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Нравственно-философское осмысление Отечественной войны. Категории свободы и необходимости.

Прошлое в свете современности. Судьба человека в драматических испытаниях эпохи («Жестокость», «Испытательный срок» П. Нилина, «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбров-ского). Этапное значение рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Судьба России, народа и интеллигенции; трагические коллизии эпохи и их художественное осмысление.

«Лирико-исповедальная» проза и характер молодого современника («Продолжение легенды» А. Кузнецова, «Звездный билет» В. Аксенова).

Мемуарная проза («Повесть о жизни» К. Паустовского, «Люди, годы, жизнь» И. Эренбурга).

Проблемно-тематическая дифференциация эпических жанров. Становление и движение различных литературных течений в середине 60-х — 80-х гг. Постановка широких философских проблем, опора на этические традиции. «Деревенская» и «военная» проза как вершинные достижения периода.

Деревенская тема и «деревенская проза» как особая творческая общность. Условность термина. Генезис деревенской темы. Проза 20-30-х гг. о судьбах крестьянской России как предыстория разработки деревенской темы в 60-70 годы.

Становление и развитие «деревенской прозы». Рассказ «Матренин двор» А. Солженицына и его место в процессе художественного освоения народного бытия. Обращение к трагическим событиям коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова, «Драчуны» М. Алексеева). Изображение близкого и далекого прошлого русской деревни, ее нынешних забот в свете общечеловеческих проблем («Последний поклон» и «Царь-рыба» В. Астафьева, «Любавины» В. Шукшина, «Горькие травы» П. Проскурина). Философия природы «естественного мира», стремление приобщить современников к народным традициям («Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова). Образы деревенских стариков, их значение в контексте нравственно-философских исканий прозы. Повести В. Распутина. Ориентация на народное слово в рассказах и повестях В. Шукшина, В. Лихоносова, Е. Носова, В. Крупина.

Русский национальный характер, глубина гуманистического пафоса в повестях «Привычное дело» В. Белова, «Из жизни Федора Кузькина» («Живой») Б. Можаева. Эпический образ народа в «Братьях и сестрах» Ф. Абрамова. Романическая тетралогия Ф. Абрамова как своеобразный итог целого периода в развитии «деревенской прозы».

Новое о человеке на войне. Углубление антивоенной темы в «военной прозе»: «Июль 41 года» и «Навеки — девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Хатынская повесть» и «Каратели» А. Адамовича, «Сашка» В. Кондратьева. Расширение и обогащение представления о героическом в повестях «Сотников», «Обелиск», «Знак беды» В. Быкова, «Клавдия Ви-лор» Д. Гранина.

Внутренняя полемичность «военной прозы», отражение в ней споров о путях развития страны, о роли Сталина и других исторических деятелей. Романы «Живые и мертвые» К. Симонова, «Блокада» А. Чаковского, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Война» И. Стаднюка.

Значение документа, мемуаристики для развития военной прозы. «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина, «Нагрудный знак OST», «Плотина» В. Семина, «В августе сорок четвертого... (Момент истины)» В. Богомолова. Сближение проблематики «военной прозы» с нравственно-философскими поисками в других художественных явлениях, прежде всего в «деревенской прозе» («Живи и помни» В. Распутина, «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова).

«Лагерная» проза в контексте политических, философских и нравственных проблем общества (эпопея А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», его романы «В круге первом», «Раковый корпус»; «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Черные камни» А. Жигулина, «Погружение во тьму» О. Волкова, повесть «Верный Руслан» Г. Владимова и др.).

 

Символизм. Попытка возродить символизм как направление после 1917 года. Журнал «Записки мечтателей», роль в нем А. Белого.

Творчество А. Белого: искания, достижения, неудачи. Образ «нового мира» в поэме «Христос воскрес». Поэтическая концепция прошлого (поэма «Первое свидание»). Трагические мотивы в поэзии. Пересмотр собственного творческого наследия и идей символизма: работа над собранием стихотворений, новые редакции прежних произведений.

Заключительный этап в творческой эволюции В. Брюсова. Опыт эстетического освоения современности (сб. «В такие дни»). Старое и новое в поэтике Брюсова. Историческая ретроспектива, мотивы созидания, «встреча времен» в его поэзии. Поэтизация идей государственности. Опыт научной поэзии. Работы по поэтике. Брюсов как деятель русской культуры.

Поздняя поэзия Ф. Сологуба. Творческая активность в начале 1920-х гг. Трагические мотивы в поздней лирике Сологуба. Трансформация идей символизма.

Судьбы других русских символистов (Вяч. Иванова, К. Бальмонта, 3. Гиппиус, Дм. Мережковского и др.).

Неосимволизм в творчестве Д. Андреева. Поэтическое наследие Д. Андреева: лирика, поэмы, «Железная мистерия». Образ-символ Навны-души России. Символика демонических сил. Поэтическое мастерство Д. Андреева.

Футуризм в 1918—1921 гг. Литературные произведения: антология «Ржаное слово», поэмы и стихотворения В. Хлебникова, В. Каменского и др.

Участие В. Маяковского в футуристическом движении, реализация принципов футуризма в его произведениях: «Мистерия-буфф», «150 000 000» и др. Дальнейшая судьба футуризма, футуристические черты в Лефе. Творчество В. Хлебникова после 1917 г.

Акмеизм. Проявление творческой активности акмеистами второго поколения после 1917 года.

Творчество Н. Гумилева после 1917 года. Акмеизм и школа переводчиков (М. Лозинский и др.). Судьбы акмеистов за рубежом. Попытки создания других литературных школ, близких к акмеизму: эмоционализм (М. Кузмин), неоклассицизм и др.

Пролетарская поэзия: романтизм и традиции революционной поэзии начала века. Идеология пролетарского коллективизма. Утопия «нового мира» и «восставшей вселенной». Урбанистические мотивы. Поэтизация индустриального труда («Поэзия рабочего удара» А. Гастева). Завод — купель революции («Вешние воды» М. Герасимова). Мессианские идеи («Железный Мессия» в. Кириллова). Революция как «приход Великой Демократии» («Руки» И. Филиппченко). Образ «восстания» у В. Александровского, И. Садофьева и др. Образ «простого рабочего», поэзия будней у В. Казина, В. Полетаева и др. Кризисные явления в творчестве пролетарских поэтов 1920-х гг. Творчество Демьяна Бедного.

Поэзия Н. Тихонова, сборники «Орда», «Брага». Романтико-героический пафос. Тема интернационализма.

Поэзия Н. Асеева. Сборники «Бомба», «Стальной соловей». Историческая тема в поэзии Н. Асеева («Синие гусары»). Мотивы созидания. Образ «молодой вселенной». Агитационное и лирическое начала в стихах Асеева.

Крестьянская поэзия. Православные и языческие мотивы в поэзии С. Клычкова конца 1910—1930-х гг. «Волчий» цикл С. Клычкова. Концепция революции в поэме А. Ганина «Сарай». Образвольницы у А. Щиряевца. Творчество С. Есенина. «Крестьянский уклон» в концепции революции и социализма. Творчество Н. Клюева. Религия и революция. «Песнослов», «Четвертый Рим». Эсхатологическая концепция мира («Погорельщина», «Песнь о Великой Матери»). Мотивы гибели русского рая и демонов России в цикле «Разруха».

Лирика середины 1920-х гг. Тема столкновения идеалов и действительности, мотив неоправдавшихся надежд. Кризисное состояние лирики в условиях советской действительности и его отражение в творчестве А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама.

Поэзия обэриутов. Эффект бессмыслицы, логической абсурдности и неадекватности. А. Введенский. Ирония и пародия в поэзии Н. Олейникова. Сборник Н. Заболоцкого «Столбцы». Гротеск и анекдот в поэтике Д. Хармса.

Поэтический эпос, его жанры. Социальные и духовные проблемы в поэмах 20-х гг. («Про это», «Владимир Ильич Ленин» В. Маяковского, «Анна Снегина» С. Есенина, «Лирическое отступление» Н. Асеева). Концепции истории и личности. («Хорошо!» В. Маяковского, «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» Б. Пастернака, «Семен Проскаков» Н. Асеева, «Улялаевщина» И. Сельвинского, «Песнь о великом походе» С. Есе­нина, «Выра» Н. Тихонова, «Дума про Опанаса» Э. Багрицкого и др.).

Конец 20-х — начало 30-х гг., вступление в литературу нового поколения поэтов. Н. Заболоцкий, М. Исаковский, П. Васильев, Б. Корнилов, Л Прокофьев, Н. Дементьев, Я. Смеляков, А. Твардовский.

Массовая поэзия 1930-х гг., жанр массовой песни (М. Исаковский, И Лебедев-Кумач, А. Сурков, М. Светлов). Синтез авторского и фольклорного начал. Романтико-утопические тенденции общественного сознания.

Романтические тенденции в поэзии 30-х гг. Характер романтического идеала и его эволюция. Романтические тенденции в предвоенные годы в творчестве П. Когана, М. Кульчицкого и др.

Поэтический авангард в поэзии первой половины 30-х гг. (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников). Творческая эволюция М Заболоцкого в 30-е годы.

Судьбы крестьянской культуры, крестьянской цивилизации и их отражение в поэзии А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева. Соотношение их творчества с «крестьянской поэзией» 1910—1920 гг. Развитие эпических форм на основе фольклорных традиций («Страна Муравия» А. Твардовского, «Плач о гибели казацкого войска» П. Васильева). Объективное значение «крестьянской поэзии» для судеб современной «деревенской прозы».

Трагические противоречия эпохи и их отражение в поэзии А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Песенное творчество военных лет (М. Исаковский, А. Сурков, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов и др.).

Мотивы Родины и народа, природы и истории в лирике периода войны. Своеобразие их поэтического воплощения у К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»), Д. Кедрина («Весь край этот, милый навеки...»), П. Шубина и др.

Тема борьбы с фашизмом, защиты культуры и цивилизации. Идеи активного гуманизма в стихах А. Суркова («Человек склонился над водой...»), И. Сельвинского («Я это видел»), М. Светлова («Итальянец»). Трагическое лицо войны, трагедийные и героические мотивы в творчестве А. Твардовского, А. Ахматовой, Б. Пастернака, П. Антокольского, Н. Ушакова. Тема любви и верности у К. Симонова (цикл «С тобой и без тебя»), С. Щипачева («Строки любви»), М. Алигер, О. Берггольц и др.

Лирика «фронтового поколения» (С. Гудзенко, М. Дудин, М. Луконин, С. Наровчатов, С. Орлов), поэтов, погибших на войне (Н. Майоров, П. Коган, М. Кульчицкий, А. Лебедев, Г. Суворов). Исповедальный характер их творчества, верность суровой, неприкрашенной правде военной действительности, стремление к масштабности поэтических обобщений.

Развитие стихотворной сатиры (Д. Бедный, С. Маршак и др.). Жанровое разнообразие.

Баллады военных лет (К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский).

Пути развития лиро-эпического жанра. Жанрово-стилевое многообразие поэм («Киров с нами» Н. Тихонова, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева.) «Василий Теркин» А. Твардовского - произведение народно-героического эпоса.

Послевоенная поэзия. Концепция победы и жертвы в войне, тема родины в стихах А. Твардовского («Я убит подо Ржевом»), М. Исаковского («Враги сожгли родную хату»). Тема воинского и трудового подвига народа в книге Я. Смелякова «Кремлевские ели», в стихах поэтов фронтового поколения (С. Орлова, С. Наровчатова, А. Межирова, Е. Винокурова и др.).

Развитие жанра поэмы. «Лирическая хроника» А. Твардовского. «Дом у дороги» — произведение о судьбах родины и народа. Тема возвращения к мирному труду, созидательной деятельности советских людей в поэмах А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», М. Луконина «Рабочий день». Описательность, риторика и иллюстративность в ряде произведений поэмного жанра.

Сложность и противоречивость поэтического развития послевоенных лет. Вред, принесенный поэзии догматической критикой, ее несправедли­вые нападки на произведения А. Ахматовой, Н. Асеева, Л. Мартынова, М. Исаковского, С. Орлова и др. Признаки обновления, наметившиеся в поэзии к середине 50-х гг.

Роль поэзии в формировании общественного сознания, преодолении догматизма. Философско-поэтическое осмысление жизни, ее «вечных тем» («Раздумье» Н. Асеева, «Солнцеворот», «Синяя весна» В. Луговского, «Стихи» Л. Мартынова, «Горизонт» М. Светлова). Развитие философской лирики, баллады, стихотворного рассказа и портрета. Человек и природа в поздней лирике Н. Заболоцкого. Цикл Б. Пастернака «Когда разгуляется». Мотивы природы, любви, искусства и времени: своеобразие их лирической трактовки.

Разнообразие проблематики, жанров, художественных индивидуальностей. Духовный мир современника, его разные грани в стихах А. Твардовского, Л. Мартынова, Е. Винокурова. Социальные и художественные поиски молодых поэтов (Е. Евтушенко, Р. Рождественского, В. Соколова, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной).

Развитие поэзии в 60 гг. Расширение гуманистической, социально-философской и нравственно-эстетической проблематики.

Проблема действенного гуманизма. Жанровые и стилевые искания. Художественное осмысление исторического процесса, его сложностей и противоречий, преломившихся в судьбах и душах людей. («Лад» Н. Асеева, «Бег времени» А. Ахматовой, «Узел» О. Берггольц, «День России» Я. Смелякова).

Поэтическое открытие современности в ее связи с опытом истории и «вечными» темами. Изображение человека труда в произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой. «Деревенская тема» в стихах и поэмах А. Яшина и др. Природа и человек в лирике Н. Рыленкова, В. Солоухина. Лирика Н. Рубцова, ее основные темы и мотивы; образ родины, природы и истории; нравственный и эстетический идеал поэта; жанр элегии; художественно-стилевое своеобразие.

Пути развития поэмы 50—60-х гг. Книга поэм В. Луговского «Середина века». Социально-философское осмысление эпохи, опыта истории, судеб народа. Образ лирического героя. Особенности жанра и стиля. Лирический эпос Твардовского. «За далью — даль» как лирико-философская эпопея о современности и эпохе. Сатирическая поэма «Теркин на том свете». Трагедийная поэма-цикл «По праву памяти», ее роль и место в современном поэти­ческом процессе. «Реквием» и «Поэма без героя» А. Ахматовой. Лирико-философское постижение трагических противоречий времени.

Проблематика и жанрово-стилевое своеобразие поэм об историческом прошлом и современности («Строгая любовь» Я. Смелякова, и «Любава» Б. Ручьева, «Проданная Венера» В. Федорова, «Суд памяти» Е. Исаева, «Мастера» А. Вознесенского, «Станция Зима» Е. Евтушенко). Тяготение к реалистическому стилю, обогащенному достижениями романтической поэтики.

 

Драматургия в начале периода. Театр, связанный с массовыми театрализованными праздниками («Мистерия-буфф» В. Маяковского и др.). Социально-бытовая драма, ее эмпиризм (пьесы А. Серафимовича, А. Неверова). Агиттеатр, его жанры. Документально-публицистическая драма (пьесы С. Третьякова и др.). Актуальность социально-политической проблематики при отсутствии характеров, иллюстративности, схематизме. Влияние агиттеатра на драматургию 20-х гг.

Драматическая хроника. Сложный процесс становления жанра, его двойственная природа (эпичность и драматичность, документальность и обобщенность). «Шторм» В. Билль-Белоцерковского. Дробность и самостоятельность отдельных картин, отсутствие целеустремленно развивающейся интриги. Поглощение свойственных драме конфликтов изображением исторической схватки. Место исторической хроники в дальнейшем развитии драматургии (пьесы-хроники Н. Погодина, А. Арбузова, М. Шатрова, И. Дворецкого).

Становление героико-революционной драмы («Любовь Яровая» К. Тренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разлом» Б. Лавренева).

Социально-психологическая драма и сложные пути ее становления. Поиски путей изображения личности в круговороте истории. Художественные открытия на этом пути («Дни Турбиных», «Бег» М. Булгакова).

Комедия. Художественные достижения сатирической комедиографии. Бытовая комедия («Растратчики» В. Катаева, «Воздушный пирог» Б. Рома­шова). Условные формы в сатирической комедиографии, пьесы М. Булгакова, В. Маяковского. «Мандат» и «Самоубийца» Н. Эрдмана, соотношение условного и типичного, судьба «Самоубийцы», стилистика парадокса. Сатириче­ская гипербола в обрисовке персонажей, эксцентризм сценических ситуаций, соединение реально-бытового плана с фантастическим.

Вс. Мейерхольд и театральные искания 20-х — начала 30-х гг. Драматургия начала 30-х — середины 50-х гг., трудности и противоречия ее развития. Постепенное обмельчание, сужение тематики и обеднение жанровых форм. Попытки драматургов противостоять давлению неблагоприятных обстоятельств.

Система жанров в драматургии 30-х гг.

Трагическое и героическое в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского. Угасание героической драмы как жанра.

Публицистические пьесы А. Афиногенова начала 30-х гг. («Чудак», «Страх», «Ложь»). Тяготение к лиризму, к психологической разработке характеров при рационалистической «заданности» сюжетного развития («Далекое», «Машенька»).

Военно-патриотические мотивы в публицистической пьесе второй половины 30-х гг. («Салют, Испания!» А. Афиногенова, «Парень из нашего города» К. Симонова).

Упадок сатирической комедии как следствие усилившихся попыток со­циально-политической дискредитации сатиры. Усиление развлекательной комедийности. Немногочисленные удачи в жанре сатирической комедии. Обличение воинствующей мещанской идеологии в комедии «Обыкновенный человек» Л. Леонова. Пафос «героической обыкновенности» в пьесе. Вытес­нение сатирической комедии другими жанрами: лирической комедией («Двадцать лет спустя» М. Светлова), комедией-водевилем («Чужой ребенок» В. Шкваркина), комедией-сказкой («Тень» Е. Шварца»).

Психологические драмы «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Таня» А. Арбузова и проблема гармонической личности.

Социально-философская драма (пьесы М. Горького, Л. Леонова, А. Платонова).

Проблема личности и народа в исторической драматургии (две редакции «Петра Первого» А. Толстого, «Рыцарь Иоанн» И. Сельвинского) Достижение историко-биографической драматургии: «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин») М. Булгакова, «Рембрандт» Д. Кедрина. Раскрытие трагической судьбы художника, находящегося в разладе с властью, идея непримиримой вражды между деспотизмом и талантом.

Тема воинского подвига, славы русского оружия в исторической драматургии («Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева и др.). Восприятие этих пьес в качестве «предисловия» к драматургии военных лет.

Драматургия Великой Отечественной войны. Драматический трип­тих 1942 г. — «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука. Морально-психологический аспект драматиче­ских коллизий. Жанрово-стилевые особенности пьес. Проблема художе­ственности в триптихе.

Героические мотивы в драматургии военных лет («Ленушка» Л. Леонова, «Бранденбургские ворота» М. Светлова).

Психологическая драма («Офицер флота» А. Крона, 1-я редакция «Вечно живых» В. Розова, «Метелица» В. Пановой). Проблема истинной и мнимой духовности. Напряженность внутренних конфликтов при отно­сительной замкнутости сценического пространства.

Сатирическая сказка Е. Шварца «Дракон». Обличение тоталитарного режима, милитаристской идеологии и психологии.

Состояние драматургии во второй половине 40-х годов — начале 50-х гг. Разработка актуальных нравственно-психологических коллизий на материале недавнего военного прошлого в пьесах «За тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Под каштанами Праги» К. Симонова и др. Традиционность средств драматургической выразительности

Социально-философская драма Л. Леонова «Золотая карета» (1-я редакция) как наиболее значительное произведение послевоенной драматургии. Пагубное воздействие на драматургию «теории бесконфликтности». Жесткая нормативность в выборе и построении конфликтной ситуации, упрощенное осмысление актуальных проблем общественного развития, обезличивание героев. Падение художественного уровня пьес. Кризис сатирической комедиографии.

Первые попытки преодоления «теории бесконфликтности» в начале 50-х гг. Усиление конфликтности в пьесах («Крылья» А. Корнейчука, «Персональное дело» А. Штейна, «Гости» Л. Зорина и др.). Появление сатирических комедий С. Михалкова («Раки»), В. Минко («Не называя фамилий»), А.Макаенка («Извините, пожалуйста!») как признак возрождения жанра.

Освоение новой тематики, стремление к углубленному постижению внутреннего мира героя-современника; расширение диапазона жанрово-стилевых исканий в драматургии.

Становление отечественной кинодраматургии. Непосредственный отклик на события и выражение революционного мироощущения. Предвосхищение в сценариях идейно-образной направленности более поздних произведений советской прозы и драматургии (тема интеллигенции и революции; сатирическое разоблачение обывательщины). Сценарные опыты А. Луначарского («Уплотнение», «Яд» и др.) и А. Серафимовича («Подполье», агитационные киноочерки). Динамично-поэтическая образность в кинодраматургии В. Маяковского (1918—1927 гг.). Экспрессивная кинопроза И. Бабеля («Беня Крик», «Блуждающие звезды»). Остро выразительное воспроизведение исторического прошлого в сценариях Ю. Тынянова. Кинематографическая интерпретация «Матери» М. Горького (Н.Зархи и В. Пудовкин). Новаторство в поисках А. Довженко. Соотношение поэтических и повествовательных начал в сценариях завершающего этапа развития немого кино. Сценарий как «стенограмма эмоционального порыва» (С. Эйзенштейн). Переход к сценариям звуковых фильмов.

Новые явления в кинодраматургии, связанные с открытием звука в кино. Развитие русской кинодраматургии как новой ветви художественной литературы. Многогранность поисков писателей-сценаристов в сфере словесной образности. Спор «монументалистов» и «камерников» в кинодраматургии 1930-х гг. Обращение многих прозаиков, поэтов, драматургов к созданию сценарной литературы (Вс. Иванов, А. Толстой, Ю. Олеша, Л Славин, Н. Погодин, Е. Шварци др.). Усиление значения диалога, принципа полифонии голосов. Развитие тенденций глубокого психологического исследования характеров в сценариях.

Появление писателей, всецело посвятивших себя кинодраматургии, сценарии которых имеют самостоятельную литературную ценность (Е. Габрилович, К. Виноградская, А. Ржешевский, Б. Чирсков и др.). Героико-трагический сценарий А. Довженко «Украина в огне» (1943), где впервые в отечественной литературе остро и осознанно звучат мотив противостояния атмосфере культа личности. Многообразие сценарных жанров в кинодраматургии 1930—1950-х гг. — от психологического повествования до сатирической комедии. Роль писательского лирического начала.

Развитие публицистической драмы, ее роль в расшатывании канонов «бесконфликтности», в оперативной постановке актуальных, социально-острых конфликтов. Виды публицистической драмы. «Производственная драма». Первоначальные поиски нового героя в рамках прежней конфликт­ной схемы «новатор-консерватор» («Все остается людям» С. Алешина, «Трасса» И. Дворецкого и др.). Исследование нравственной стороны общественно значимых производственных проблем в пьесах 70-х гг. «Деловой человек» как тип времени. Изменения в построении драматического конфликта, интерес к «трудным ситуациям», отказ от наглядно-облегченных концовок. Расширение жанровой палитры, осложнение производственных конфликтов конфликтами психологическими. Кризис «производственной» драмы к концу 70-х — началу 80-х годов.

Пути развития комедиографии (комедии Л. Зорина, А. Салынского, С. Михалкова, М. Рощина, В. Шукшина). «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова как «трагическое повествование»; сатирическая заостренность в обличении бездуховности; оригинальность вампиловской трактовки анекдотической ситуации; роль гоголевских традиций. Лирическая комедия («Сослуживцы», «Ирония судьбы» Э. Брагинского и Э. Рязанова), комедия-памфлет «Забыть Герострата...» Г. Горина и др.).

Драматургия в контексте современной общественной и литературной ситуации. Роль театрального эксперимента в творческих поисках драматургов.

Возвращение и развитие лучших традиций русской кинодраматургии в период «оттепели». Непрерывность развития подлинного сценарного искусства, несмотря на обилие бесконфликтных и ложноконфликтных сценариев в период «застоя». Вскрытие острых социальных и моральных конфликтов, глубина художественного психологического анализа в сценариях «Летят журавли» В. Розова, «Баллада о солдате» В. Ежова и Г. Чухрая, «Председатель» Ю. Нагибина, «Звонят, откройте дверь», «Фокусник», «Похождение зубного врача» А. Володина и др.

Многообразие жанрово-стилевых исканий. Решительное преодоление «бесконфликтности», борьба с дидактизмом, иллюстративностью, стереотипами «жизнеподобного» псевдореализма в драматургии 50-х гг.

Выдвижение на первый план социально-психологической драмы, развивающей традиции драматургии второй половины 30-х гг. Пьесы А. Арбузова («Годы странствий», «Иркутская история»), В. Розова («Вечно живые», «В добрый час», «В поисках радости», «В день свадьбы»), А. Володина («Фабричная девчонка», «Старшая сестра»). Характе­ры молодых современников. Переход от драмы открытых столкновений к драме выбора. Оригинальность художественных решений, многообра­зие жанровых и стилевых форм, усиление роли условных сценических приемов. Обращение к историко-революционной теме. Документально-публицистический театр М. Шатрова.

Психологическая тенденция в драматургии 60-80-х гг. Усложнение авторской позиции, поиск новых конфликтных ситуаций: коллизии любви и быта («Валентин и Валентина» М. Рощина), драматизм взаимоотношений «отцов» и «детей» («Жестокие игры» А. Арбузова, «Гнездо глухаря», «Кабанчик» В. Розова).

Художественные открытия А. Вампилова, традиционное и новаторское в его драматургии. Воздействие творческого опыта Вампилова на искания, в современной драме.