Архитектура второй половины XIX века

Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века

Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука и просвещение, книжное дело и периодика, графика и фотография

Влияние отмены крепостного права и реформ 1860-1870-х гг. на культурный процесс. Отражение в культуре экономического развития и изменений в социальной структуре общества. Социокультурный облик пореформенного города. Усиление влияния города на культуру села. Закат усадебной культуры. Расширение возможностей культурного обмена и распространения достижений культуры в связи с развитием транспорта, почты, телеграфа, звукозаписи.

Правительственный курс и преобразования в области культуры в царствование Александра II и Александра III. Отношение к культуре различных общественных сил и течений. Частная инициатива и благотворительность в области культуры. Международные культурные связи России и ее вклад в мировую культуру второй половины XIX века.

Условия развития науки и техники. Первые научные съезды в России. Научно-просветительское движение. Влияние успехов естественных наук на духовную и умственную жизнь. Выдающиеся достижения русских ученых и изобретателей. Подъем исторической науки. С.М. Соловьев. В.О. Ключевский. Русские путешественники, географы, этнографы, фольклористы.

Объективные условия развития просвещения в эпоху капиталистической модернизации. Политика властей в отношении начальной школы. Министерские школы. Участие интеллигенции в развитии народного образования. Появление и расцвет земской школы. Роль церкви в распространении грамотности и просвещения. Церковно-приходские школы. Воскресные школы и формы внешкольного образования. Состояние общего среднего и профессионального образования. Гимназии. Реальные училища. Технические училища. Университеты и высшая специальная школа. Эволюция художественного образования. Основание консерваторий в Петербурге и Москве. Женское образование. Высшие женские курсы в Москве и Петербурге.

Развитие системы культурно-просветительских учреждений. Развитие искусствоведческой науки, музейного дела. Художественные и промышленные выставки. Общедоступные музеи и частные коллекции. Создание Третьяковской галереи. Библиотеки. Открытие публичной библиотеки в Москве. Книгоиздание. Распространение книги в народной среде. Лубочная литература. Офени. Русская периодика в столицах и провинции. Эмигрантские и подпольные издания. Книжная и журнальная графика. Появление и распространение фотографии в России.

Основные проблемы социально-политической и экономической жизни в русской общественной мысли. Активизация общественной жизни и идейной борьбы. Охранительное течение и его идеологи. Русский либерализм, разнообразие его проявлений. Подъем радикальной революционной мысли. Демократы-«шестидесятники». Народничество. Распространение марксизма в России. Нравственно-религиозные поиски русских мыслителей. Почвенничество. Создание Н.Я. Данилевским теории культурно-исторических типов. Философские и эстетические идеи времени.

Расцвет критического реализма в русской литературе второй половины XIX века и ее обличительный пафос. Нигилизм как общественно-культурное явление и антинигилистическая литература. Гуманизм и просветительство в литературных произведениях. Отход ведущих мастеров слова от «злобы дня» к общечеловеческим, философско-нравственным проблемам. Отражение в литературе утраты общественного оптимизма демократической интеллигенцией.

Художественные достижения выдающихся русских писателей и общественное звучание их творчества, жизни и деятельности. Н.Г. Чернышевский. И.С. Тургенев. И.А. Гончаров. Н.А. Некрасов. Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой. А.П. Чехов. В.Г. Короленко. Влияние литературной критики на формирование идейных воззрений и художественных вкусов читателей. Развитие публицистики, ее тем и направлений.

Театральная и музыкальная жизнь столиц и провинциальных городов. Утверждение в драматургии и музыке принципов реализма, народности, национального своеобразия. Театр А.Н. Островского. Композиторы «Могучей кучки». Музыкальный мир П.И. Чайковского. Формирование русской оперной национальной исполнительской школы. Становление русской хореографической школы. Романс и песня. Фольклор в музыкальной культуре. Духовная музыка.

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса, совершенствование строительной техники, дальнейшее развитие типологии зданий. Тенденция перехода от дворца к особняку, от усадьбы к даче. Упадок дворянской усадьбы и появление новых объектов садово-паркового искусства. Карабиха. Абрамцево. Спасское-Лутовиново. Ясная Поляна. Городские и курортные бульвары, сады, парки. Появление типа многоэтажного доходного дома. Негативные последствия капиталистического развития городов - хаотичность застройки, диспропорции и несогласованность в масштабах сооружений, резкий контраст между торжественным и парадным центром и убогими окраинами.

Смешение «исторических» стилей, исчезновение из их числа классицистических традиций. Использование принципа стилизаторства - имитации в убранстве фасадов зданий типичных форм и деталей одного или сразу нескольких стилей (ренессанса, готики, мавританского и др.) Дворец Великого князя Владимира Александровича (арх. А.И. Резанов), Архив Государственного Совета (ныне РГАВМФ) и дворец Великого князя Михаила Михайловича (арх. М.Е. Месмахер), Балтийский вокзал и особняк Штиглица (арх. А.И. Кракау) - петербургские постройки в стиле неоренессанс.

«Русский» (или псевдорусский) стиль как одна из разновидностей эклектики. Этапное событие в его оформлении - постройка «Погодинской избы» в Москве (арх. Н.В. Никитин). Каменные московские здания Исторического (арх. А.А. Семенов и В.О. Шервуд) и Политехнического (арх. И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеев, Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов), Биржи (арх. А.С. Каминский), Верхних торговых рядов (ныне ГУМ, арх. А.Н. Померанцев). Церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (арх. А. Парланд). Главный дом Нижегородской ярмарки (арх. К.В. Трайман, А.Т. Трамбицкий, А.И. фон Гоген). Работы архитекторов В.А. Гартмана и И.П. Ропета (Петрова).

12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е гг. Родоначальники передвижничества: В.Г. Перов и И.Н. Крамской

Ведущая роль живописи среди других видов изобразительного искусства. Доминирующее значение реалистического направления. Поиски новых средств художественной выразительности, обновление языка живописи. Размывание традиционных границ жанров, совмещение приемов и задач разных жанров в одном полотне.

Московская художественная школа - оплот реализма в живописи 1860-х гг. Бытовой жанр в картинах И.М. Прянишникова «Шутники. Гостиный двор», В.В. Пукирева «В мастерской художника» и «Неравный брак», А.И. Соломаткина «Славильщики-городовые». Реалистическое обращение к темам близкого и давнего прошлого. Н.В. Неврев «Торг». В. Шварц. «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче».

Художественная жизнь середины XIX века в Академии художеств и отражение в ней социальных проблем. «Привал арестантов» В.И. Якоби. «Искушение» Н.Г. Шильдера - первая картина в коллекции П.М. Третьякова.

«Бунт четырнадцати» молодых выпускников Академии художеств (1863). Санкт-Петербургская Артель художников. Организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Основные направления деятельности Товарищества. Важность просветительской функции. Сложность взаимоотношений Товарищества и Академии художеств. Борьба новых идей с консервативными тенденциями. В.В. Стасов - художественный критик и идеолог нового поколения художников. П.М. Третьяков - собиратель произведений нового русского искусства и его галлерея.

В.Г. Перов. Начало творческого пути. Связь с традициями П. Федотова. Обличительные черты в живописи: «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Трапеза». Зрелый период творчества: «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника», «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Утопленница», «На могиле сына». Типичность образов, их социально-заостренный характер, документальность. Портретный жанр в творчестве Перова. Портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. Поздние работы: «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале». Исторический жанр в творчестве Перова. «Спор о вере».

И.Н. Крамской - теоретик и вожак «передвижничества». Творчество Крамского-художника. Автопортрет и портреты деятелей культуры: фотографа М.Д. Тулинова, писателей Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, мецената П.М. Третьякова, издателя А.С. Суворина, философа В.С. Соловьева, художника И.И. Шишкина, астронома О.В. Струве. Психологизм портретов художника. Постановка этических вопросов в живописи на евангельские темы. «Христос в пустыне». Другие жанры в творчестве Крамского. «Крестьянин с уздечкой». «Русалки (Майская ночь)». «Осмотр старого дома». «Лунная ночь». «Неизвестная». «Неутешное горе».