Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и их современники
Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах. Переход от классицизма к эклектике в середине XIX века
Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX века
Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века
Литература - ведущая область русской культуры первой половины XIX века и основная форма выражения общественно-политических идей. Художественные направления в литературе.
Сентиментализм Н.М. Карамзина и его последователей. Споры о литературном языке и стилистике. А.С. Шишков и «Беседа любителей русского слова». Романтизм 1810-1820-х гг. В.А. Жуковский. Литературные общества «Арзамас», «Зеленая лампа», «Вольное общество любителей русской словесности». Литературные салоны и их расцвет во второй четверти XIX в. Реализм. Становление русской классической литературы «золотого века» и утверждение новых норм литературного языка в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и их современников. Темы патриотизма, гражданственности, народа в творчестве русских писателей. Нравственность и гуманизм русской литературы. Исторические романы М. Загоскина и И. Лажечникова.
«Натуральная» школа и «критический» реализм в 1840-1850‑е гг. Превращение литературно-художественной критики в оружие идейной и общественно-политической борьбы.
Основные направления общественно-политической мысли. Углубление идейного размежевания в общественном сознании. Идеи декабристов и их влияние на общество. Теория «официальной народности». «Философические письма» П.Я. Чаадаева и споры вокруг них. Интерес к классической немецкой философии в России. Западники и славянофилы - российские либералы. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский. А.И. Герцен.
Развитие эстетической мысли. «Вольное общество любителей Российской словесности, наук и художеств», «Общество поощрения художеств», их роль в развитии культуры и искусства. Первые художественные журналы в России.
Связь театрального и музыкального искусства с литературой, с идейными спорами, общественными настроениями. Основные центры театральной культуры. Малый театр и его роль в становлении реализма на русской сцене. М.С. Щепкин и другие выдающиеся актеры. Театр в провинции. Утверждение национальной школы в оперной и симфонической музыке. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский. Музыка в быту. Русский романс.
Архитектура первой трети ХIХ в. Основные черты стиля высокого (позднего) классицизма. Развитие городского ансамбля при строительстве общественных зданий. Усиление роли декоративных элементов и скульптуры в художественном решении зданий. Синтез архитектуры и скульптуры. Внедрение новых технических приемов и новых строительных материалов. Два этапа в развитии архитектуры позднего классицизма, до войны 1812 года и после нее.
Первый этап высокого классицизма Петербурга. Д. Кваренги. Смольный институт. А.Н. Воронихин. Его работа в малых архитектурных формах и декоративном искусстве. Казанский собор и создание городского ансамбля на главной улице Петербурга. А.Д. Захаров. Здание Адмиралтейства и принцип решения крупного ансамбля в историческом центре Петербурга. Роль скульптурной декорации в оформлении фасада и интерьеров. Проектирование ансамбля Стрелки Васильевского острова. Тома де Томон. Биржа. Ростральные колонны.
Второй этап высокого классицизма Петербурга. К.И. Росси - великий архитектор, мастер монументальных и величавых построек, крупных городских ансамблей. Михайловский дворец. Здание Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади. Александринский театр, площадь и улицы, примыкающие к нему. Здание Сената и Синода, Сенатская площадь. Завершение застройки Стрелки Васильевского острова. И.Ф. Лукини. Здания Таможни и пакгаузов. Архитектурное творчество В.П. Стасова. Павловские казармы в Петербурге. Проекты полковых соборов. Участие В.П. Стасова в застройке Москвы (Провиантские склады) и Костромы (Табачные ряды). Жилые постройки архитекторов П. Жако и Д. Адамини. Петербургские мостостроители В.И. Гесте, Е.А. Адам, Г. Треттер и их сооружения: Зеленый (Полицейский), Трехколенный, Почтамтский и Банковский мосты.
Особенности московской архитектурной школы высокого классицизма. Необходимость решения важных градостроительных задач после пожара Москвы в 1812 г. Роль архитектора О.И. Бове в создании нового облика древней столицы. Реконструкция Красной площади. Закладка Александровского сада у кремлевской стены на месте поймы реки Неглинной. Здание Манежа (совместно с инженером А. Бетанкуром) и Манежная площадь. Здание Большого театра (совместно с А.А. Михайловым) и ансамбль Театральной площади. Триумфальная арка. Роль скульптур работы И. Витали в ее решении. Первая Градская больница. Церковь Всех Скорбящих Радости.
Своеобразие композиционных решений жилых и общественных зданий Д.И. Жилярди в Москве. Дом Луниных на Никитском бульваре. Здание Опекунского совета на Солянке. Реконструкция здания Московского университета. Ансамбли загородных усадеб Высокие Горы и Кузьминки. А.Г. Григорьев - ученик и последователь Д.И. Жилярди. Особняки Хрущевых и Станицкой на Пречистенке. Церковь Большое Вознесение у Никитских ворот. Особенности московского «ампира», черты камерности, лиризма. Типовые приемы скульптурной декорации. А. Витберг. Проект Храма Христа Спасителя в Москве. Е.Д. Тюрин. Собор Богоявления в Елохове.
Ансамбль подмосковной усадьбы Юсуповых в Архангельском. Участие в его создании крепостных архитекторов и мастеров. Садово-парковое дело в России. Расцвет пейзажного искусства.
Причины разложения стиля классицизма и перехода к эклектике (историзму). Появление новых типов зданий и сооружений: музеев, железнодорожных вокзалов, магазинов-пассажей и др. Эклектика в Петербурге. О. Монферран. Исаакиевский собор и Александрийская колонна. А.П. Брюллов. Лютеранская церковь святого Петра. Аничков мост (совместно с инженером А.Д. Готманом и скульптором П.К. Клодтом). А.И. Штакеншнейдер. Дворец Белосельских-Белозерских. Интерьеры Зимнего дворца. Л. Кленце. Новый Эрмитаж. Р.А. Желязевич. Пассаж.
Архитектурная эклектика Москвы. Работы М.Д. Быковского в Страстном и Ивановском монастырях. К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата. Железнодорожные вокзалы в столицах.
Провинциальный классицизм и эклектика. Памятники и ансамбли Ярославля, Костромы, других городов России. Творчество губернских архитекторов. П.Я. Паньков. П.И. Фурсов. Воспроизведение приемов каменной архитектуры классицизма и эклектики в деревянной застройке. Памятники Вологды.
Своеобразие позднего классицизма в живописи. Стилевое разнообразие в произведениях искусства. От классицизма к романтизму и реализму.
Творчество В.К. Шебуева и его деятельность в Академии Художеств. «Гадание. Автопортрет». А.И. Варнек. «Автопортрет» и «Портрет графа А.С. Строганова». П.Е. Заболотский «Портрет М.Ю. Лермонтова».
О.А. Кипренский. Ранний период творчества. Портреты мальчика Челищева, Хвостовой, Давыдова, Ростопчиных, Жуковского, Уварова. Графические портреты периода Отечественной войны. Пенсионерская поездка в Европу и возвращение на родину. Поздний период творчества. Портреты Авдулиной, А.С. Пушкина. Эволюция образа художника в автопортретах Кипренского. Черты романтизма и реализма в работах Кипренского. Новаторство художника в содержании портретных образов и в формах выражения.
В.А. Тропинин. Развитие интимного портрета. Своеобразие творческих приемов, проявление жанровых элементов и формирование нового типа портрета. Работы московского периода. «Портрет сына», «Портрет П.А. Булакова», «Портрет А.С. Пушкина», «Гитарист», «Кружевница», «Белошвейка», «Пряха», «Автопортрет», «Портрет И.П. Шереметевской».
Народный бытовой портрет. Произведения непрофессиональных, неизвестных и провинциальных художников.