АНАТОЛИЙ ЭФРОС.

Список литературы.

Год.

«Пять вечеров» (Володин)

«Варвары» (Горький)

 

«Пять вечеров»

Постановку Товстоногова считали наиболее удачной из всех остальных (Современника, Эфроса). Тамара — Шарко, Ильин - Копелян ,Слава — Лавров, Катя — Макарова . Были выверены все роли, человеческие взаимоотношения, их называли инструментальными партиями, спектакль — квартетом. Не было ни одного диссонанса, фальшивой ноты. Товстоногов перекрыл оркестровую яму, и она представляла просцениум, где происходило основное действие. Юрский: у зрителей, при всей камерности спектакля было ощущение сферичности», т.к. в течении всего действия тихонько бормотало радио. Сфера включала в себя будто весь город.

Шарко и Капелян. Тамара появлялась на сцене «сушеной воблой», сугубо домашнем виде, бигудях и в течении действия происходило оттаивание женщины, которая поставила крест на личной жизни. «Воскрешение любовью». Гаевский: оба играли воскрешение любовью. В 1958 году Капелян сыграл главную роль «Синьор Марио пишет комедию», и тут были его знаменитые паузы. Копелян был любимым актёром Товстоногова.

Копелян играл то ли бывшего заключенного, то ли бывалого фронтовика. Товстоногову очень понравилась новеллистическая композиция пьесы.

 

 

1. Зингерман «Связующая нить: писатели и режиссеры». М. 2002

2. БДТ: вехи истории.

3. Портреты режиссеров. Вып.1 1971, золотницкий о Товстоногове.

4. Премьеры Товстоногого. Сост. Горфуншель. М. 1994 г.

5. Рудницкий. Спектакли разных лет. М., 1994г.

6. Рудницкий. Театральные сюжеты. М. 1996г.

7. Русское актёрское искусство 20 века. В 2 т. 2002 г. //Варламова, Актеры БДТ.

8. Рыбаков Ю.С. Товстоногов, проблемы режиссуры. 1977 г.

9. Юрский. Кто держит паузу. М., 1989 г.

10. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Профессия «режиссер».

 

 

13 АПРЕЛЯ

«Варвары» - спектакль оркестровый, в котором задействовано много исполнителей и много хорошо сыгранных ролей. Два дебюта: Доронина — Монахова, Луспекаев — Чиркун.

Горький представлен здесь и как психолог, и художник, представитель этапа послечеховского этапа русской новой драмы. Товстоногов прочитал его в контексте новой волны и всей классич. Лит-ры 19 века с ее гуманистической традицией. Высказывались упреки, что он не полностью выдержал Горьковский стиль. Зингерман: нет полной формы стиля. Другие критики: некоторые сцены выдержаны в стиле Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Островского. Проблема стиля сопутствовала всему творческому пути Товстоногого. Варламова пишет об этом. Однако в 50-х гг. многие режиссеры меняли авторские стилистические параметры, когда ставили классич. Произведения. Напр. «Власть тьмы», Равенских. Товстоногов ставил задачу пересмотреть каноны постановки Горького. Была чеховская трактовка при создании некоторых образов, Чиркуна.

 

 

В классике проявились особенности режиссерского метода Товстоногого. Классики именно отечественной.

«Идиот»,

«Варвары»,

«Горе от ума» 1962г.,

«Три сестры» (1965)

Эфрос ставит в это время Чайку и Три Сестры, Ефремов Чайку в 1970-м в Современнике (это его посл. Постановка в Современнике).

«История Лошади» (1975)инсц. Марка Розовского, стихи Ряженцева, муз. Спект, который сочетает элементы мюзикла и эстрадного представления. Ревизор» 1972 г.. Товстоногову больше удавался контакт с Чеховым и Горьковым, т. к. к них наиболее выражено эпическое начало.

Дядя Ваня , 1983. последняя постановка Чехова.

На дне, 1987 г. приуроченный в 70-ой годовщине Октябрьской революции.

 

В 60-е годы происходит перелом в деятельности режиссуры молодого поколения (Эфрос, Ефремов и весь Современник). От Современной пьесы происходит переход к классическому репертуару. У Эфроса Чайка и др. стали началом в длинной цепи его классических постановок. В Современнике «Обыкновенная история» 1966г. Инсц. В. Розова, «На дне» 1968 г. - режиссером постановок была Галина Волчек. У Ефремова «Чайка», 1970г..

 

 

 

1954 по 1964. работает в Центральном детском театре. Этот период называют Розовским. Однако с самого начала он преодолевал качества его драматургии, которые его не устраивали, он углублял смысл, и бытовую драматургию ставил с уклоном в экспрессионизм. В Ленкоме он разовьет этот стиль. В 1964 г. он становится руководителем Ленкома. После изгнания Эфроса из Ленкома театр шел к упадку, пока не пришел Марк Захаров и не начал выводить театр из кризиса.

Три сестры Эфроса на Малой бронной были сняты с репертуара. Шел 1968 г.

1964 г. можно назвать последним оттепельным годом. В октябре этого года сняли с поста Хрущева. Хотя еще в 1965 и 66-м отголоски оттепели.

Дебют в Ленкоме пьесой Розова «День свадьбы». Эту же пьесу ставят в Современнике. Отличие между ними стали более разительными чем в 1957 году. Пьеса насыщена бытом, который достигает предельной плотности. Эфрос: Розов начал писать как Писемский. В Современнике к быту отнеслись по-другому. Их устраивала новая манера письма Розова, они поставили в бытовой манере и адекватно выразили бытовую кондовость. Эфрос уходит от быта почти совсем. Он ставит в условной манере. О Свадьбе, которая не состоялась, хотя состоялась регистрация. Невеста, которая стремилась изо всех сил выйти замуж, с криком «отпускаю» дает мужу полную свободу. Действие на берегу Волги, очень тщательно выписана бытовая обстановка. Эфрос ставит пьесу с точностью до наоборот. Если раньше он пытался углубить содержание, например, Тоска по лучшей жизни в Добром Часе, то здесь он хотел поставить о свадьбе как таковой, об отношениях Мужчины и женщины, о чувстве внутренней свободы. Он производит перестановки. Соловьева: Розову, как драматургу было бы неловко если бы его начали ставить на условный манер, на пустой сцене, что возможно, но никчему». Эфрос сделал именно так: на пустой сцене аккуратный полукруг свадебных столов, которые будут уставлены блюдами, по бокам на порталах висели свдебные костюмы. Он обнажил часть светового. Все это вызывало чувство тревоги, неудобства. Нюра — Антонина Дмитриева. Ее фактура была будто специально для бытовой пьесы, плотная, грудастая, с зычным голосом — он выбрал ее чтобы показать непредсказуемость человеческого поведения, поступков, которые могут показаться сначала немотивированными. Ее отказ от супружеского счастья, за который она цеплялась из всех сил, казалось выглядел странно, для которого было никакой внутренней мотивировки. Эфрос разрушает причинно-следственную связь. В Современнике Толмачова играла Нюру, в ее облике не было ничего общего с «бабой» Дмитриевой. С самого начала в ней ощущалось внутреннее благополучие и которое выплескивалось в отчаянном крике. Однако крик Дмитриевой звучал более отчаянно из-за своей нелогичности, непредвиденности.

Актреский ансамбль Дня свадьбы был особенным. Не было сплоченности, унисона, который был в спектакле современника. Эфросовский социум строился из отлельных личностей. Каждый словно пояснял или дополнял другого, не было равнодушных к предстоящему событию, каждый выражал свою радость, сомнение индивидуально. И полукруг столов и стульев казался неким островком стабильности, который оградит от бурно развивающейся жизни. Актёры откидывали стулья, столы, продираясь к зрителям, словно продираясь к истине. После этого спектакля Эфрос еще будет ставить Розова (Брат Алеша» по Достоевскому 1970-е), комедия «Ситуация», но пути их по сути разойдутся.

Эфрос ставит пьесы Радзинского: 1965 г. 104 страницы про любовь»

Арбузова 1965 г. «Мой бедный Марат». «Розов весь от жизни, а Арбузов — весь от театра». Арбузов писал не пьесы жизни, а для театр, учитывая индивидуальности актеров, заботился о сценичности своих пьес, отсюда театральность быта. Эфрос попытался поставить в той остро психологической манере, но оказалось, что открыть их просто этим методом невозможно. Эфрос был недоволен своим спектаклем. Оправдать психологически уход главной героини он не смог. Последний акт надо было ставить как какую-то мечту, а не реально сбывшееся, как проекцию грез Ники и Марата. Этот замысел он осуществит в 70-г в телеспектакле «Марат, Ника и Леонид». Эфрос скажет об Арбузове «В его последних пьесах появилась странная поэзия и она мне очень нравится». В этом ключе он поставить «Счастливые дни» в 1969 в театре на Малой Бронной. В 1970-м «Сказки старого арбата».

В ленкоме перелом в режиссуре Эфроса был связан с творчеством Радзинского, который был очень популярным драматургом. Его пьесы раскрыть и углубить по-настоящему смог только Эфрос. Радзинский — представитель поколения 60-х, которое жило спорами о «физиках и лириках», кто спасет планету наука или искусство. Если розов писал о мальчиках и девочках с высоты своего солидного жизненного опыта, то Радзинский был из той жизни, которую он описывает в своих пьесах. И в «104 страницы про любовь» участвуют физики и лирики. Главного героя Евдокимова зовут Электрон, стюардесса Наташа — олицетворяет гуманитарную точку зрения. Евдокимов отвергает чувства и слишком поздно понимает, что любит Наташу по-настоящему. Эфрос ставит спект с Ольгой Яковлевой. Роль Наташи — ее театральный дебют. Критика писала о достоверности, даже документальности ее игры: образ девочки с Арбата, характерными словечками; в то же время замечали странность: в ее современном облике, в ее ликующей радостности ощущается тревога, душевная трещинка, внутренний надлом, который кажется необоснованным — это станет фирменной чертой Яковлевой. «Эта тайна, которую не надо разгадывать» - скажет Эфрос. Яковлева станет ведущей актрисой, после этого спектакля. Чрезмерная подвижность, внутренняя нервозность, случайность пластических поз, жестикуляций, с одной стороны отличали Яковлеву, с другой — становились причиной для упрека со стороны критики. Однако Эфрос стремился к раскрепощению актёров, он поощрял им беспокойную нервную пластику, нервозность — он хотел раскрыть их чувствительность к окружающему. «Актеры Эфроса стали очень ранимы при первых соприкосновениях с реальной жизнью» и наступит момент, когда он Эфрос начнет их приостонавливать. Но сейчас он хотел сделать их обостренно восприимчивыми не только к тому, что происходит в настоящий момент, но и к тому, что происходит в художественной реальности той пьесы и роли, которую они играли.