Г.А.Товстоногов

Апреля

Современник. «Голый король» вызывал ассоциации с Вахтанговской Принцессой Турандот. Однако присущей вахтанговской постановке легкости у них не было. Хотя спектакль был очень хорошим.

 

Можно выстроить некий ряд постановок, в которых программа Современника пересматривалась, что говорило о том, что театр ориентируется на театральный процесс.

 

 

 

Товстоногов начал свою реж. Деятельность еще в довоенный период. В 1939 году он закончил ГИТИС. Его педагоги: Лабанов, Алексей Попов. От Лабанова он воспринял любовь к психологическому анализу, ориентацию на инсценировку прозы. Попов привил навыки большого сценического стиля. Кторый сформиролался в 30-е годы и представителем которого он был.

Критика заговорит о синтезирующем характере его дарования. Товстоногов начиная с середины 50-х был одной из самых значимых фигур в процессе обновления театра, возвращения ему родовой специфики, памяти. Однако же, обновлял он театральное искусство без излишнего осовременивания драматургического материала, он придерживаля золотой середины. Отсюда разговоры о его академическом или новаторском. Порою очень смело обновляя сценическое искусство, он оставаля верен урокам и знаниям, которые он впитал в пору учебы, вторая половина 30-х годов. В своем творчестве он осуществлял связь разных театральных эпох. Стремясь объединить традицию Немировича с традицией Мейерхольда, он порою отклонялся от золотой середины (излюбленной им), и приемы Мейерхольда вторгались как чужеродный элемент, в спектакль построенный по иным законам.

Товстоногов начал ставить спектакли еще учась в ГИТИСЕ. На каникулах, он занимался режиссурой в Тбилиси. После учебы вернулся в Тбилиси и ставит в только образовавшемся ТЮЗЕ и русском театре. Здесь в Тбилиси он знакомится с актером Лебедевым, который потом станет ведущим актером в театре Товстоногова (БДТ).

В 1948 году Товстоногов переезжает в Москву. Он отдает предпочтение не готовым пьесам, а инсценировкам. «Где-то в Сибири» - первый спектакль, который принес ему известность. Сценарий основан на дневниковых записях автора. Режиссер учится у жизни. Товстоногова привлекла монументальность. После успеха его приглашают в Ленинград. С 1949 года он — гл. режиссер Ленинградского театра Комсомова.

Героическое в обыкновенном. Он старался ставить те произведения за которые не пришлось бы краснеть.

1951 г. «Дорога бессмертия». По книге Юлиуса Фучика, «Репортаж с петлей на шее». «Гибель эскадры» (Корнечук).

1949 г. «Из искры» (грузинский драматург). Молодой Сталин и его соратники революционеры. За основу взял композицию фреску Леонардо «Тайная вечеря». Сталин за столом в центре, его соратники по бокам. Говорило ли это о том, что Товстоногов приспосабливался к режиму? За спект он получил сталинскую премию.

«Дорога бессмертия». Товстоногов использовал прием, который тогда казался крамольным. Действие шло в двух планах: тюремная камера Фучика, где происходят сцены настоящего, и они перебиваются его воспоминаниями, которые поставлены на верхнем плане, под потолком камеры. Этот прием вызвал сомнение у критики. Но товстоногов продолжит поиски условных театральных средств, в период оттепели став руководителем БТД.

Он образщает внимание не только спектаклями в Ленкоме.

1954 год. Театр Комедии «о Пампадуре».

«Оптимистическая трагедия» в театре им. Пушкина. Повторять Таирова Товстоногов не хотел. Его спектакль отличается тем, что у Таирова на сцене предстал героический эпос, в котором герои были масшатабными: Вожак — Целин. Замысел Таирова - «Небо. Земля. Человек». Спект с впечаталяющим народными сценами. Товстоногов назвал эпической пьесой. Он хотел поставить спектакль, где действовали бы не эпические обобщенные герои, а живые понятные зрителю люди. Он интимизировал пьесу, снял героический пафос с ведущих двух фигур, с фигуры комисара Коонен (Ольга Либзак, она знала минуты колебаний, нерешительности). Главная фигура Вожак — Толубеев, глыба, в которой не осталось ничего человеческого, можно говорить что он играл чувство гражданского пафоса. Получился спектакльв котором главное место занимал вопрос механизма власти, который открывает самые низменные инстинкты в людях, и которых на них держится. В 1955 г. в преддверии 20 съезда и доклада Хрущева, такая трактовка звучала очень актуально. Этот спектакль показывали в Москве в кремлевском театре, а создатели были удостоены Ленинской премии. Товстоного, Каракараев (композитор), Толубеев были лауреатами Ленинской премии первого призыва. После этого спектакля Товстоногова назначают руководителем БДТ.

В БДТ никогда не было сильной режиссуры. Единственным сильным человеком был Алексей Дикий, выходец студии МХАТ2. Его выгоняют из БДТ за постановку Горького. Не было той режиссуры коорая могла бы придать лицу театра общее выражение.

В то же время в труппе БДТ было много прекрасных актеров, и труппа пополнялась молодыми талантливыми актерами, не хватало только талантливого режиссера. Товстоногов пришел в БДТ в период кризиса. Его первой задачей было вывести театр из этого состояния. Он обладал всеми качествами главного режиссера. Он задумал обновление репертуара. Он исключил некоторых актеров из состава и начал привлекать из других театров: Ленкома (Доронина, Басилашвили), Ленсовета (Шарко, которая играла у Акимова пока тот не вернулся в театр комедии). Он задействовал среднее творческое поколение (Капелян, Макарова), старшее (Полицеймако, Стржельчик). Он сделал ставку на молодое поколение: К. Лавров. Труппа была радикально обновлена. Дипломатический талант Товстоного помог ему наладить отношения со старыми актерами.

Репертуар. Когда пришел Товстоногов, то никакой репертуарной полтики в театре не было (шли, как обязательные «Враги» Горького), актерская игра, за исключением некоторых, была на невысоком уровне. Товстоногова не трогала Розовская драматургия, он был намного старше Эфроса и Ефремова, и проблематика пьес Розова его не привлекают. Ближе всех ему Володин. 5 вечеров, он поставит лучше остальных. Спектакли Розова ставили под его руководством. «В поисках радости», где впервые сыграл Юрский — Олег Савин, его сразу же зачислили в труппу театра.

Товстоногов вел актеров к масштабности. Его актеры существовали в спектакле не на равных со зрителем (как в Современнике), они были отделены от зала рампой, хотя Товстоногов в Пяти вечерах приблизил актеров к залу(перекрыл оркестровую яму). Все же, Зрители воспринимали героев на сцене как существ особых, прибывающих в другом измерении. Товстоногов создавал группу единомышленников, он приглашал актеров не только из других театров, но и городов (Луспекаев). Режиссер однако не стремился сгладить индивидуальное различие между актерами их исполнительскими манерами. Актерский ансамбль можно уподобить аккорду, и чем больше в нем разных нот — тем лучше. Случаются диссонансы, фальш.

Товстоногов начал с современной драматургии.

Жари «Шестой этаж», Себастьян «Безымянная звезда», Винников «Когда цветет акация». ( Володина тогда еще не было).

«Шестой этаж». В ней легко услышать перепевы итальянского неореализма. Основная ставка на актеров. Евгений Лебедев играл женскую роль , Мадм-ль Ку-ку.

«Безымянная звезда». Обыграл прекрасные внешние данные Нины ???, она в 1957 г. сыграет Клею в «Лисе и винограде». Она напоминала прекрасную античную статую, и не в ее данных была роль Настасьи Филипповны. Стржельчик актер фактурный, красивый ,у товстоногова поначалу играл не красивых и положительных героев, а отрицательных. В звезде он играет Грига. Он был олицетворением красивой жизни. Он не ломал его актерскую натуру, а постепенно вел к одной из его лучших ролей, Цыганов («Варвар»).

«Когда цветет акация». Напоминал капустник (которые были тогда очень популярны и устраивались везде). Пьеса было наивна, и режиссер не мог ставить ее всерьез, и превратил ее в муз. Комедию., разыгранную в духе капустника с 2 ведущими (капелян и макарова). Шарко — молодая героиня. Спект. Был веселый, было много музыки и танцев. В первый же сезон он ставит муз спектакль и пристрастие к муз спектам будет отличать его и в дальнейшем : «Божейственная комедия» ( на основе рисунков Жана Эфеля). Особенно в 70, 80- е годы, муз. спекты приведу его к рок опере «Смерть Тарелкина».