Роль торгового предпринимательства в мануфактурный период.

Сословие предпринимателей, кото­рое складывается в это время, было в основном представлено купцами, а купец — торговый человек. Хоть занимались купцы и промышленностью, торговое предпринимательство для купечества считалось главным. И это было закономерно: торговый капитал появляется раньше, чем промышленный. Первоначальное накопление ка­питала в России происходит именно в сфере торговли.

Как уже говорилось в XVI—XVII вв. торговали все — тор­говля не была делом какого-то одного сословия. В XVIII веке купечество становится монополистом в торговле. И дело не в том, что в подражание Западной Европе в России учреждают­ся купеческие гильдии.

Теперь в городах установлены определенные места для тор­говли: гостиные дворы и торговые ряды. Торговля вне гостиных дноров, в частных домах и ларьках запрещалась. Торговые помещения гостиных рядов были скуплены ку­печеством. Да этот указ и запрещал пускать в гостиные ряды мелочных торговцев: теперь крестьяне и ремесленники могли продавать свои товары только оптом купцу.

Запрещалась розничная торговля и мануфактуристам-про­мышленникам.

Таким образом, купцы получают монопольное право на розничную торговлю. Естественно, места в гостиных дворах скупали главным об­разом богатейшие купцы, купцы 1-й гильдии.

В середине XVIII в. купцы составляли 2,5% податного на­селения России. Податного, т. е. за исключением дворян, духовенства, чиновников, военных, а также нерусского населения окраин, которое не платило податей.

Два-три купца на сто душ населения — это не так уж мало. Но половина купцов самостоятельной торговлей не зани­малась. Купцы 3-й гильдии, которые и составляли половину всего купечества, были наемными, работниками, служащими, ремес­ленниками. Как сказано в соответствующем документе, у них "никаких торгов нет, а пропитание имеют от работ и находятся в услугах и наймах".

В 60-х годах XVIII в. в Москве числилось 400 цеховых ре­месленников (Петр I ввел в России ремесленные цеха), а гиль­дейских купцов, которые занимались ремеслом, было 950, т. е. в два с лишним раза больше. Кстати, это показывает, что ис­кусственно введенные Петром цеха не выполняли функций за­падноевропейских цехов, не ограждали ремесленников от кон­куренции. И только часть купцов 3-й гильдии имела отношение к торговле: именно из них в основном состояли приказчики более богатых купцов.

Следовательно, купцы были не классом, а сословием: так же, как обедневший дворянин оставался дворянином, разорив­шийся купец оставался купцом, и принадлежность к сословию купцов совсем не означала, что человек занимался торгово-промышленным предпринимательством.

Крупнейшими были купцы 1-й гильдии. Из их торговых опе­раций очевидно, что в основном они торгуют с заграницей. Иван Евреинов с сыновьями торгует через Петербург и Архангельск с Голландией, Англией и Германией, а через Астрахань — с Пер­сией. Турчанинов (в будущем — уральский заводчик) торговал через Петербург и Ригу с Голландией и Италией. Ситников тор­говал со странами Западной Европы через Архангельск и Пе­тербург. Журавлевы торговали через китайскую границу и Кон­стантинополь. Конечно, эти купцы совершали торговые опера­ции и внутри страны, но внешняя торговля в документах фик­сировалась подробнее, да и считалась престижней. Между тем капиталы даже этих крупнейших купцов редко переваливали за сто тысяч рублей.

Начиналось накопление капиталов, конечно, во внут­ренней торговле, за счет разницы цен, которая оставалась с XVII в.

Цены на сельскохозяйственные продукты в портовых горо­дах и Москве были в два—три раза выше, чем в городах черно­земной полосы. Правда, из этого не следует, что вся разница цен составляла торговую прибыль купца. Довольно дорого обхо­дилась перевозка. Например, рожь в Москве стоила в 2,5 раза дороже, чем в Орле (250% по отношению к цене в Орле), а перевозка обходилась в среднем в 70% по отношению к заку­почной цене. Следовательно, с доставкой в Москву рожь обхо-

дилась купцу уже в 180% по отношению к первоначальной за­купочной цене, а прибыль не превышала 47%.

Пуд ситца в нижнем Новгороде стоил 36 руб. Его доставка и Бухару обходилась в 4 руб. (36 + 4 = 40 руб.). В Бухаре этот иуд ситца продавался за 64 руб. Прибыль составляла 60%.

На прибыль влияла не только стоимость, но и длитель­ность перевозки. На доставку барки с кладью с низовьев Волги до Петербурга требовалось две навигации, два лета, т. е. один оборот капитала происходил за два года. Но это крайний слу­чай. Обычно полный оборот капитала происходил за год.

Вот как, например, перевозились товары из Москвы до Архангельска и обратно. Товары, купленные в Москве, сначала доставлялись по санному пути до Вологды. Здесь они дожидались весны, и на судах по Сухоне и Северной Двине доставля­лись в Архангельск. Здесь их продавали, закупали иностран­ные товары и речным путем доставляли в Вологду, где ждали санного пути. В Москву товары прибывали в январе.

Чтобы сократить время оборота капитала, крупные купцы действовали через своих приказчиков и комиссионеров. При этом торговые операции в Москве и Архангельске совершались од­новременно: пока в Архангельске русские товары продавались и покупались иностранные, в Москве закупалась следующая партия товаров. Но так могли действовать только крупные куп­цы, а средние и мелкие должны были производить эти опера­ции последовательно, одну за другой. Это замедляло оборот их капитала, а, следовательно, понижало прибыль.

Но когда мы говорим о перевозке купеческих грузов, мы должны выделить еще одну группу предпринимателей — под­рядчиков из крестьян. Все гужевые перевозки (зимой, по сан­ному пути) выполнялись крестьянами. Но ни сам купец, ни его приказчики не нанимали крестьян: если груз будет утрачен, что возьмешь с крестьянина? Они имели дело с подрядчиками из крестьян, с "капиталистыми" крестьянами, которые гарантировали выполнения подряда денежным залогом. А под­рядчики нанимали крестьян, составляли обоз. Естественно, под­рядчик должен был получить свою прибыль. Чем крупнее был капитал, чем шире у его обладателя пыли торговые связи, чем больше на него работало приказчиков и комиссионеров на местах, тем выше были его прибыли.

Только купец 1-й гильдии мог одновременно везти русские то­вары за границу, иностранные — в Россию и в то же время проводить торговые операции в разных городах страны.

Функции комиссионеров чаще всего выполняли сами куп­цы по отношению друг к другу. Если купцу надо было совер­шить торговую сделку, т. е. купить или продать какой-то товар в другом городе, ему совсем не надо было ехать в этот другой город самому. Эти операции мог по его просьбе выполнить его знакомый купец в том городе. Иногородний купец знал, что аналогичную услугу для него выполнит и обратившийся к нему с просьбой первый купец, поэтому он не отказывал выполнить необходимые сделки.

Крупнейшим торговым предпринимателем и в XVIII в. оста­валось государство. Сфера казенных монополий и откупов оста­валась большой. Новым явлением стали вторичные откупа. Госу­дарство сдавало откупа знатным представителям дворянства, а те, в свою очередь, продавали эти откупа купцам. Например, в середине века продажа за границу хлеба и льняного семени через Архангельск была сдана монопольно графу Воронцову и генералу Глебову. Монополию по льняному семени у них на 5 лет купил купец Евреинов с уплатой по 50 коп. с каждой выве­зенной четверти. За три года он заплатил Воронцову и Глебову 63 тыс. руб.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

1. Почему XVII-XVIII вв. можно охарактеризовать как время бурного развития российского предпринимательства?

2. Какова роль Петра I в формировании предпринимательства на Руси?

3. Как в целом можно оценить роль иностранцев в становлении российского предпринимательства.

4. Назовите особенности торгового и производственного предпринимательства в России XVIII в.?

5. В чем специфика мануфактур на Руси?

6. Каково соотношение вольно наемных рабочих и крепостных на мануфактурах XVII-XVIII вв.