Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины XIX в. Конституция Никиты Муравьева. “Русская правда” Пестеля.
Экономические планы Сперанского
Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастроф. последствиям для ее экономики. Доходы казны уже в 1808 г. знач. сокр.. Правительство приняло реш. начать печатание бумажных денег, не обеспеченных золотым запасом страны, в результате чего уже в 1809 г. курс бумажного рубля упал до 35 копеек. В этих условиях А I поручил Сп. разработать проект оздоровления экономики.
Такой план, напр. на спасение страны от экономической катастрофы, был подготовлен Спер. уже к открытию первого заседания Госсовета 1 января 1810 г. он включал в себя:
- прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций;
- объявление выпущенных ранее бумажных денег государственным долгом и их постеп. выкуп у населения с целью уничтожения;
- резкое сокращение государственных расходов (в том числе и на образование);
- введение нового спец. налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение гос. долга;
- проведение внутр. займа под залог и частичную продажу гос. имуществ;
- введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу;
- открытие русских портов для торговых судов под нейтральным флагом, чьи бы товары они не привозили (скрытый отказ от континентальной блокады);
- введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров;
- запрет на ввоз предметов роскоши.
В реальной жизни проект в полной мере воплощен не был. Налог, предназначенный на погашение долга, тратился на другие цели. Выпуск ассигнаций время от времени возобновлялся. Четкой системы взимания новых налогов не было.
Билет № 19
Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины ХШв.
Причина возникновения движения – понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Первое тайное общество – “союз спасения” 1816 г.: Пестель, Муравьев, Трубецкой, Рылеев, Якушин. 2 основные идеи переустройства российского общества: ликвидация крепостного права, уничтожение самодержавия. Введение конституции для ограничения самодержавной власти, введение конституционной монархии.
1818 г. – “Союз благоденствия”: Муравьев, Пестель, Якушин, Лунин. Необходимость свержения монархии, ликвидации крепостничества, введение конституционного правления, выполнение этих требований насильственным путем. Распущен в 1821 г.
1821 г. – Южное общество: Пестель, Ивашев.
1822 г. – Северное общество: Муравьев, Трубецкой, Лунин.
Осн. конституционные проекты – Пестеля и Муравьева.
Муравьев выступал за констит. монархию, где исполнительная власть принадлежит императору, а законодательная – парламенту (народное вече). Необходимость отмены крепостного права, личного освобождения крестьян, выделение крестьянам приусадебного участка по 2 десятины пахотной земли на двор. Федеративное устройство. Избир. право огран. высоким имущественным цензом. Введение гражд. свобод, отмена сословных привилегий, облегчение военной службы солдат.
Пестель был за парламентскую республику с президентской формой правления, где исполнительная власть принадлежит державной думе в составе 5 чел., а законодательная – однопалатному парламенту. Ежегодно один из членов державной думы становится президентом. Всеобщее избират. право. Конфискация части помещичьей земли в общественный фонд для наделения наделом тружеников. Введение гражданских свобод, отмена сословных привилегий, облегчение военной службы солдат.
14 декабря произошло восстание декабристов. В “Манифесте” были сформулированы требования: уничтожение самодержавия, отмена крепостного права, введение демократических свобод, отмена рекрутского набора, телесных наказаний, военных поселений. Восстание было разгромлено. Значение восстания: первая программа будущего устройства страны. Причины поражения: слабая пропаганда, неподготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий.
Билет № 20.
Власть и общество во второй четверти XIХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
Николай I вступил на престол 14 декабря 1825 г. личность императора неоднозначно оценивалась современниками. Одни восхищались его работоспособностью, др. считали его деспотом. Цель своей политики видел в укреплении внеш. и внутр. положения России, в недопущении революции. При Ник. I роль гос. совета уменьшилась, система Министров была заменена канцелярией, которая была разделена на несколько отделений, вмешивавшихся в полит., обществ., духовную жизнь страны. Особое место занимало III Отделение С.Е.И.В. канцелярии и корпус жандармов. Создавались секретные комитеты.
Составление российского законодательства было поручено Сперанскому. В 1832 г. был опубликован свод законов – “Основные государственные законы России”, где был закреплен державный порядок.
Крестьянский вопрос во время правления императора не был окончат. решен. В 1841 г. был принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. В 1842 г. был издан указ “об обязанных крестьянах”: не обязывал помещиков продавать землю крестьянам, получившим личную свободу без выкупа, за данный в пользование надел крестьянин нес повинности. 1837-1841 гг. реформа упр-я гос. крестьянами, целью кот. было поднятие благосостояние этой части крестьян, для чего было создано Мин-во гос. имуществ.
Россия при новом императоре стала образцом бюрократически-полицейского гос-ва.
Внеш. политика Николая касалась решения вост. вопроса. Греки оказ. под угрозой полного истребления со стороны Турции. Россия выступила в поддержку Греции вместе с Англией и Францией. В 1828 г. Россия объявила войну Османской империи. 1828-1829 гг. – русско-турецкая война. Турция была хуже подготовлена к войне, чем Россия. Военные действия разворач. на Закавказье и Балканах. В 1829 г. русские войска взяли Адрионополь, где был подписан мир: к России переходили значит. территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, Греция получила автономию.
1826-1828 гг. – русско-иранская война. Причина: Иран желал вернуть земли, утраченные им по Гюлистанскому миру и установить свое влияние на Кавказе. Русские войска захватили крепость Ереван, затем Азербайджан и Тавриз. В 1828 г. был подписан Туркманчайский договор: России отошли Ереван и Нахичевань. В 1828 г. была образована Армянская область.
След. этап – присоединение Северного Кавказа, кот. закончился только к 1864 г.. России пришлось бороться против имамата Шамиля.
Билет № 21
Культура России IIой половины XIХв.
Образование и наука. Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Культурному подъему содействовала также политика “просвещенного абсолютизма”, которой придерживался Александр I в начале своего царствования.
В XVIII в. в России был открыт только один университет - Московский. Согласно указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В самом большом университете. Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Н I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи. Но они сохраняли, в основном, сословно-дворянский характер.
К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При А I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологич. институт и Московское технич. училище, а также Академия Генерального штаба. Инженерная академия и Артиллерийская академия.
Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий. Через 30 лет число гимназий было доведено до 77. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями и гувернерами. Среди последних преобладали французы и немцы.
В первой половине XIX в. продолж. развитие женского образования, основы которого были заложены при Ек II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.
Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Среди крестьян грамотность составляла около 5%.
Русская наука в те годы достигла больших успехов. Н.И. Лобачевский (1792— 1856) построил новую, неевклидову, геометрическую систему. Н.Н. Зинину (1812—1880) удалось осуществить синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.
В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом, где трудился выдающийся астроном XIX в. В.Я. Струве (1793—1864), обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути.
Стал известен Н.И. Пирогов, благодаря своим операция под эфирным наркозом.
Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766—1826) написать историю России. Карамзин, писатель и публицист, не был профессиональным историком. Первые 8 томов его “Истории государства Российского” вышли в 1816—1817 гг., последний, 12 том, — в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, просвещения — с невежеством.
Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами. В 1803—1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Экспедиция несколько раз пересекала Южный Полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, малоприспособленных к полярным условиям. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головниным обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина, Федор Петрович Литке исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Америки.
Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского. В 1848—1849 гг. он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин — остров, а не полуостров.
Архитектура. В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других жанрах худож. творчества. Он господствовал практически до 40-х годов. Его вершиной на протяжении первой трети 19 в. являлся ампир, выраж. в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом Ампира были также скульптурные композиции, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возв. дворцы и особняки петербургской знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.
Первая треть 19 в. была временем интенсивной застройки столиц – Петербурга и Москвы, а также центр. части губернских городов. Особенностью градостроительства этого периода стало развитие ансамблевой застройки, а также сооружение специальных зданий государственного и общественного значения: административных, научных, учебных, библиотек и др. в Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве – Театральная. Губернские города перестраивались по спец. планам. Их центр. часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые социо-культурные учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.
Крупнейшими представителями русского ампира были А.Д. Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге; А.Н. Воронихин, построивший Казанский собор, участвовавший в строительстве архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К.И. Росси, создавший в Петербурге здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой, ансамбль Александринского театра. В Москве в стиле ампир были выполнены работы О.И. Бове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим Театром; Триумфальные ворота и др. В этом стиле было построено здание Московского Университета и другие сооружения Д.И. Жилярди.
С началом кризиса и упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространятся “русско-византийский” стиль, в котором архитектором К.А. Тоном были созданы Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата.
Живопись. Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи первой половины века стал К.П. Брюллов. В одной из известных и масштабных своих работ – “Последний день Помпеи”, он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму, которое проявилось и в других его картинах – “Автопортрете”, “Всаднице”.
Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал А.И. Иванов. Основным произведением его жизни стала картина “Явление Христа народу”, над созданием котрой он трудился 20 лет. Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного указать народу путь к лучшему будущему.
Основоположником критич. реализма в русской живописи стал П.А. Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные соц. проблемы. Такими стали его работы “Свежий кавалер”, “Сватовство Майора”, в которых видны драматизм ситуаций, метафоричность автора, его критич. позицию по отн. к окруж. действительности.
Рождение популярного в 19 в. бытового жанра связано с творчеством А.Г. Венецианова. Его картины были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20 гг. “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”, “Захарка” он изображал жизнь крестьян в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это напр-е живописи принято называть “венециановской школой”.
Театр и музыка. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них выст. и крепостные и вольнонаемные актеры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным. П.С. Мочалов вырос в семье крепостного актера. Исполнение Мочаловым роли Гамлета вызывало восхищенные отзывы Белинского.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора” — сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль городничего играл Щепкин. Цензура не пропускала пьесу, и только личное вмешательство Николая I позволило ее поставить. После спектакля царь смущенно сказал: “Всем досталось, а мне более всех!”
В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М.И. Глинки “Жизнь за царя” (впоследствии “Иван Сусанин”). В творчестве М.И. Глинки русское муз. искусство, усвоив западные средства выражения, поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей нац. русской музыки. Обаятельно талантливые А.А. Алябьев, А.Е. Варламов и А.Л. Гурилев обогатили русскую музыку многими очаровательными романсами.
Русская литература. В эти годы русская литература вступила в свой “золотой век”. Она поднимала важнейшие обществ. проблемы, одной из которых была проблема формирования нац. самосознания. Писатели и поэты обращ. к историч. прошлому страны, пытались найти в нем ответы на возникающие вопросы.
Ярким примером сочетания литературной работы и деят-ти историка стало творчество Н.М. Карамзина, написавшего научный труд “История гос-ва российского”, который стал крупнейшим обществ. и научным явление первой четверти 19 в.
Появлений романтизма в русской лит-ре связ. с именами Жуковского, Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского. В начале своего творчества романтические произведения создали Пушки и Лермонтов. Их произведениям были присуще жизненный оптимизм, акт. позиция в борьбе за идеалы свободы и гуманизма. Именно эти черты в романтической литературе наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30-40 гг. образцами этого направления стали работы “позднего” Пушкина “Борис Годунов”, “Дубровский”, “Капитанская дочка” и др.; а также роман Лермонтова “Герой нашего времени”.
Основателем школы критич. реализма стал Н.В. Гоголь, создавший одно из ярких произведений этого направления – повесть “Шинель”, положившую, наряду с другими его работами (“Мертвые души”, “Ревизор” и др.), начало “гоголевскому периоду” русской литературы (30-40 гг.)
Новый, незнакомый и реалистичный мир русского купечества открыл читателю в первой своей драме “Свои люди – сочтемся” А.Н. Островский, обличивший самодурство и ханжество представителей стремительно растущего купеческого сословия.
В 40-50 гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Литературным событием стал выход “Записок охотника” И.С. Тургенева.