ПЯТЫЙ ВОПРОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ВОПРОСУ.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. КОНТРРЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ.

ВТОРОЙ ВОПРОС. КОНТРРЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В НАЧАЛЕ 1880-х. ПЕРЕХОД К РЕАКЦИИ.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Момент, связанный с датировкой контрреформ, сложен. О контрреформах можно говорить с мая 1882, т.к. первый год правления Александра III был противоречив.

2 марта 1881, принимая политику госсовета, Александр III заявил, что будет следовать политике отца. Циркуляр, разосланный российским послам заграницей, постулировал, что новый император желает сохранить мир со всеми державами и обратит особое внимание на внутреннюю политику. Встал вопрос: что делать с проектом Лорис-Меликова? Министр делает доклад новому императору и говорит, что его отец утвердил проект.

Такая ситуация заставляла Александра III рассматривать проект как завещание отца, несмотря на то, что его (отца) убили народовольцы. Александр III решил созвать специальное собрание кабинета министров, где будет обсуждаться вопрос о создании комиссии. 8 марта состаялось специальное заседание совета министров, и оно носило не формальный характер. Началось обсуждение проекта Лорис-Меликова. Выделилось два направления: либеральное (Милютин, Константин Николаевич) и консервативное (Победоносцев).

В результате стало понятно, что Александр III более симпатизировал консерватором, но окончательного решения принято не было. На окончательное решение императора сильно повлиял Победоносцев. Он посоветовал Александру посмотреть на мнение Каткова и Аксакова. Катков на страницах «Московских ведомостей» писал, что революционное движение «свило себе гнездо в преддверии власти». Аксаков выступал не только против революционеров, но и против либерализма. Из этих цитат Победоносцев заключил, что в обществе нет потребности в реформах.

В итоге в апреле 1881 император поручил Победоносцеву создать манифест:

1) В нем говорилось о незыблемости неограниченного самодержавия;

2) Также говорилось, что реформы Александра II будут продолжаться.

После опубликования манифеста заявление об отставке написали Лорис-Меликов, Милютин и Абаза. Но на место ушедших были назначены либералы Игнатьев (вместо Лорис-Меликова), Бунге.

Несколько слов о характеристиках либерализма в политике Александра III в первый год правления.

Май 1881 – циркуляр министра ВД Игнатьева, в котором указывалось:

1) Правительство примет меры к установлению связи между властью и обществом.

2) Права земских и городских учреждений останутся неприкосновенными и будут восстановлены в прежних размерах.

3) Крестьянству гарантируются его права и свободы, будут приняты меры к реформам податной системы.

Летом 1881 по инициативе правительства была созвана первая сессия представителей с мест, сведущих людей. Хотя приглашались они правительством, тем не менее, были приглашены весьма прогрессивные люди. Были выдвинуты весьма актуальные вопросы.

Кроме того, было и ужесточение курса. Уже в августе 1881 было принято положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия. По нему, любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении. Каждый ее житель мог подвергнуться аресту до 5 лет и сослан без суда. Власти этой местности предоставлялись широкие полномочия. Первоначально это положение вводилось на 3 года, но постоянно продлевалось и просуществовало до 1917.

Игнатьев разработал проект созыва земского собора. Его хотели приурочить к коронации Александра III. Он был отвергнут императором. В литературе отмечается, что на принятие решения повлиял Победоносцев. В мае 1882 Игнатьев уходит с поста министров, и на его место назначается Толстой.

ВТОРОЙ ВОПРОС (все посмотреть самим).

1) Кохановская комиссия (зима 1881 – конец 1884).

2) Позухин, алатырский предводитель дворянства. По его инициативе был составлен адрес дворянства правительству, где говорилось, что дворянство надеется, что правительство гарантирует сильную власть как залог спокойствия на местах. Идеи Позухина понравились Толстому так, что он пригласил его в свою концелярию. При его участии были разработаны «Положение о земских начальниках» 1889 и «Положение о земских учреждениях» 1890.

3) Июнь 1892 – издается новое городское положение. Идея была связана с изменением представительства, усилением в земских органах представительства от дворянства, об изменении прежней системы органов. Поддержку получила платежеспособная часть населения, и усилен был контроль за администрацией.

4) Контрреформа в области просвещения. В этой области правительство действовало наиболее последовательно. Университетский устав 1884. По средней школе «циркуляр о кухаркиных детях» 1887. И по начальной школе закон от 1884, где главное в том, что начальные школы грамоты передавались в ведомство Святейшего Синода.

5) При Александре III ухудшается положение печати, и главное – не допустить обсуждение опасных идей. В августе 1882 Толстой издает дополнительные временные правила, касающиеся печати, утвержденные императором. Вводились следующие положения:

a. Периодические издания, которым будут сделаны три предупреждения со стороны цензоров, могут возобновить свою издательскую деятельность только после специально проведенной цензуры. Всем изданиям были сделаны эти замечания, и они были поставлены под контроль цензоров.

b. Особенно негативно деятельность цензоров отражалась на периодике, на газетах, т.к. каждый номер газеты должен был даваться цензору накануне выхода вплоть до 23.00. Это было тяжело для изданий, т.к. сведения теряли новизну.

c. Цензурные органы получают широкие права. Цензоры получают право останавливать выпуск периодики без решения суда. Издания, которые запрещались к выходу цензуры, должны были по первому требованию МВД сообщать имена авторов тех или иных статей.

d. Верховная комиссия по печати создавалась в 1880-е годы вслед за принятием дополнительных правил. В нее входят министры юстиции, просвещения, ВД и обер-прокурор Синода. Они получают право прекращать деятельность любого издания, если она покажется им опасной и вредной для общества. Она могла лишить редактора любого издания заниматься издательской деятельностью. К примеру, был закрыт журнал «Отечественные записки».

Все эти оформленные распоряжения получили широкое толкование на практике. Печать ограничивалась в освящении достаточно широкого круга вопросов. Изданиям нельзя было писать о деятельности госучреждений, суда, органов городского управления, о крестьянском и рабочем вопросе. Печатные издания превращаются в то, чем являлись при Николае I: политика из них исчезает.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. В отношении крестьянства политика проводилась очень осторожно. Аккуратность правительства была связана с настроениями в деревне: растет крестьянское движение.

1) 1881-1885. Принимаются законы, чтобы улучшить положение крестьян.

· Закон о прекращении временнообязанного положения крестьян. К 1 января 1883 все крестьяне должны переводиться на обязательный выкуп.

· Понижение выкупных платежей.

· 1882 – закон об отмене подушной подати. Увеличивается налог на спирт, и увеличивается налог с более обеспеченных крестьян. Правительство преследовало задачу преобразовать правовое положение крестьян.

· В 1885 был открыт крестьянский банк. Основная его задача – выступать последователем между дворянством и крестьянством. Он должен был предоставлять ссуды крестьянам на приобретение земли. Спустя 10 лет после открытия банка крестьянское землевладение выросло лишь на 1,2%. Поставленных задач он не решал, т.к. крестьяне были неплатежеспособны.

· Переселенческая политика. В 1881 были изданы положения, по которым переселение крестьян было возможно только с разрешения правительства. Но проблемы эти правила не решали: крестьяне все равно шли туда, куда хотели. В 1889 был приняты новые правила «о порядке переселения малоземельных крестьян на Урал».

Переселение зависело только от министра ВД. Переселенцам предусматривалась помощь: они на три года освобождались от податей и воинской повинности, в следующие три года подати взимались в половинном размере. Кроме того, была небольшая помощь в развитии хозяйства.

2) Вторая половина 1880-х – начало 1890-х – контрреформы. В 1886 был принят закон о найме на с/х. работы крестьян. Закон 1886, направленный на то, чтобы вернуть крестьянскую семью к патриархальным началам. Также был принят закон 1893, отменявший обязательное наделение крестьян землей. Закон 1889 о земских начальниках. В административном плане земскому начальнику подчиняется крестьянское, сельское и волостное самоуправление. Им утверждаются все их решения. Любое должностное лицо утверждает земский начальник, волостное судопроизводство тоже находится под его контролем. Он мог наказать крестьянина штрафом, арестом.

ПЯТЫЙ ВОПРОС.

1) Русификация представителей нерусской национальности. Тут нужно говорить об окраинах: царство Польское, Великое княжество Финляндское. Русификации подлежали суд, администрация, школа. Всю документацию нужно было вести по-русски, все ключевые посты должны были занимать русские.

2) Укрепление лидирующих позиций православия, ограничение прав не православных конфессий. Деятельность не православных конфессий находилась под строгим контролем МВД. Эти конфессии официально признавались государством, пользовались автономией. Любые шаги осуществлялись через МВД. Подчеркивалось, что лицо, исповедовавшее другую религию, является подданным императора. Нельзя было пропагандировать свою религию, не поощрялись смешанные браки. Власть строго смотрит на контакты с иноверцами за рубежом. Правительство Александра III повело войну против язычников Урала и Сибири. В православие силой было обращено порядка 50 000 язычников.

Преследованиям подвергались буддисты, ламаиты. В отношении сектантов правительство проявляло особую суровость, т.к. секты были прямыми конкурентами православия. В 1890-е годы Александр III запрещает штундистам собрания и молитвы.

3) Еврейский вопрос. Погромы, черта оседлости: из нее изымаются некоторые населенные пункты. 1887 – ограничение прав евреев для поступления в университеты. Был остановлен прием евреев в присяжные поверенные. Сильнее действовали административные меры: 1891 – массовое выселение евреев из Москвы. В 1891 в Москве запрещено селиться евреям-ремесленникам, которые могли жить в столице по закону 1865. С выселяемыми обращались жестко. Выселили 17 000 человек. Пострадали наименее обеспеченные слои еврейского населения.

Общество относилось к этому спокойно. В обществе было недовольство евреями, т.к. это были конкуренты за работу и жилье. Евреи занимались ростовщичеством и быстро богатели, что раздражало русских людей.