Постройки форумов.

Храмы.

Однако наряду с досиллабическими виршами уже в первой трети XVII в. появляются силлабические стихи. Они утверждаются преимущественно в жанре послания.

Термин «барокко» был введен сторонниками классицизма в XVIII в. для обозначения искусства грубого, безвкусного, «варварского» и первоначально связывался только с архитектурой и изобразительным искусством.

В литературоведение этот термин ввел в 1888 г. Г. Вельфлин в работе «Ренессанс и барокко». Он сделал первую попытку определить признаки барокко, сведя их к живописности, глубине, открытости формы, т. е. чисто формальным признакам.

По отношению к русской литературе термин «барокко» ввел Л. В. Пумпянский.

А. А. Морозовым склонен относить всю литературу 2 половины XVII и 1 половины XVIII столетия к барокко, видя в этом направлении выражение национального своеобразия русской литературы. Точка зрения А. А. Морозова вызвала резкие возражения П. Н. Беркова, Д. С. Лихачева, чешской, исследовательницы С. Матхаузеровой.

С. Матхаузерова пришла к выводу о существовании в русской литературе конца XVII в. двух направлений барокко: национального русского и заимствованного польско-украинского.

барокко знаменовало собою синтез средневековья и ренессанса. барокко называли жемчужиной причудливой формы. искусство барокко возродило мистику, "плчски смерти", темы страшного суда, загробных мучений.

барокко в России выполнял функции ренессанса. стилю барокко Россия обязана возникновением регулярной силлабической поэзии и первого театра.

Для барокко в русской литературе характерно: эстетическое выражение преувеличенного пафоса, нарочитой парадности, церемониальности, внешней эмоциональности, избыточное нагромождение в одном произведении, казалось бы, несовместимых стилевых компонентов подвижных форм, аллегоричность, орнаментальность сюжета и языка.

Необходимо разграничивать два различных аспекта в содержании термина барокко: а) барокко как художественный метод и стиль, возникший и развивавшийся в определенную историческую эпоху; б) барокко как тип художественного творчества, проявлявшийся в разные исторические периоды.

Барокко как стиль сформировалось в России во второй половине XVII века, и обслуживал зарождающийся просвещенный абсолютизм. По своей социальной сущности стиль барокко был аристократическим явлением, противостоящим демократической литературе. Поскольку переход к барокко в русской литературе осуществляется не от Ренессанса, как на Западе, а непосредственно от средневековья, этот стиль был лишен мистико-пессимистических настроений и носил просветительский характер; его формирование шло путем секуляризации культуры,т. е. освобождения ее от опеки церкви.

Писатели русского барокко, однако, не отвергали полностью религиозных взглядов, но представляли мир усложненно, считали его таинственным непознаваемым, хотя и устанавливали причинно-следственные связи внешних явлений. Отходя от старого средневекового религиозного символизма, они пристально всматривались в дела мирские, живую жизнь земного человека и выдвигали требования «разумного» подхода к действительности, несмотря на признание идеи судьбы и воли бога в сочетании с дидактизмом. На этой системе взглядов строился вымысел, система аллегорий и символов, а также сложная, порой изощренная структура произведений.

Стиль барокко в русской литературе конца XVII — начала XVIII века подготовил появление русского классицизма. Он получил наиболее яркое воплощение в стиле виршевой поэзии, придворной и школьной драматургии.

Становление и развитие русской книжной поэзии. Одним из важных факторов истории русской литературы XVII в. было появление и развитие книжной поэзии.

А. Соболевский считал, что силлабические стихи — вирши (от лат. versus — стих) возникли под влиянием украинской и польской поэзии. Л. Н. Майкоп утверждал, что «первые опыты рифмованных стихов явились, так сказать, сами собою и, во всяком случае, не как подражание западно-европейским силлабическим стихам с рифмами».

Возникновение книжной поэзии относится к первой трети XVII в. и связано с усилением роли городов в культурной жизни страны и стремлением передовых слоев русского общества освоить достижения европейской культуры, а также, по мнению А. М. Панченко, ослаблением роли фольклора.Русский речевой стих опирается, с одной стороны, на декламационный стих скоморохов, а с другой — использует опыт украинско-польской силлабической поэзии.

В период борьбы русского народа с польской интервенцией, в связи с усилением в литературе эмоционально-публицистического элемента, появляются первые попытки дать образцы стихотворной речи. В «Сказании» Авраамия Палицына часто встречаем рифмованную организацию повествовательной речи. Рифмованными виршами завершается «Летописная книга», приписываемая Катыреву-Ростовскому. Как отмечает Л. И. Тимофеев, стих в этих произведениях целиком основан на средствах речевой выразительности и не обращается к каким-либо элементам музыкальности. Однако речевая структура стиха давала некоторую возможность передать внутреннее состояние человека, его индивидуальные переживания. Стих еще не был упорядочен в ритмическом отношении: количество слогов в строке свободно менялось, на чередование ударений внимания не обращалось, рифма употреблялась преимущественно глагольная, мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая. Эти так называемые досиллабические вирши начинают приобретать все большую популярность.

В первой половине XVII в. появляются сборники посланий, написанные силлабическим стихом. Один из таких сборников включает стихотворения «справщиков» Печатного двора с довольно разнообраз¬ной тематикой. Силлабические книжные песни создаются в начале 50-х годов XVII в. поэтами никоновской школы. Силлабические вирши начинают использоваться в описаниях гербов, в «Царском титулярнике» 1672 г., в надписях на иконах, лубочных картинках.

Большую роль в развитии силлабической поэзии сыграло творчество Симеона Полоцкого и его учеников Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

 

При возведении храмов римляне использовали с некоторыми изменениями схемы, выработанные греками и этрусками. К трем греческим ордерам римляне добавили тосканский, представляющий собой несколько упрощенную версию дорического, и композитный, в котором соединены черты ионического и коринфского ордеров. Римляне внесли и некоторые изменения в сами ордера, например у римских дорических колонн появились базы. В целом римские прямоугольные в плане храмы подобны греческим. Так, храм Фортуны Вирилис – это типичный простиль, а т.н. Мезон Карре в Ниме – псевдопериптер (целла во всю ширину храма, на боковых фасадах коринфские полуколонны приставлены к стене вплотную). Как и многие другие римские храмы, Мезон Карре поднят на платформу, или подиум, в него можно войти, поднявшись по лестнице, только со стороны одного из торцевых фасадов.

Совершенно иной облик у Пантеона. Этот круглый в плане храм увенчан полусферическим куполом диаметром 43 м. Изнутри в массивные стены цилиндра врезано семь ниш, внутрь ведет единственный дверной проем. Храм скомпонован так, что, если мысленно продолжить линию купола вниз, получится шар, касающийся пола храма в своей нижней точке. Через девятиметровое в диаметре отверстие в вершине купола Пантеона в здание проникает свет. Углубления-кессоны покрывают внутреннюю поверхность купола, и ритмический повтор их рядов подчеркивает логику работы бетонной конструкции. Пол и стены выложены плитами цветного мрамора. Полный взлет купола можно видеть только в интерьере, тогда как снаружи виден лишь самый его верх: нижняя часть утоплена в толщу цилиндра стен для погашения бокового распора. К цилиндру примыкает коринфский портик входа.

ПАНТЕОН,древний храм в Риме, расположенный в районе Марсова поля. Название храма греческое и означает «храм всех богов». Пантеон – одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до 19 в. не существовало купола большего диаметра. Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам, отличается он и от известных круглых периптеров (например, от храма Весты на Римском форуме). Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое называлось Пантеоном, впервые возвел на этом месте Марк Випсаний Агриппа (завершено в 25 до н.э.), однако оно сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.

Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие диаметром ок. 9 м, через которое и проникает свет. Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора.

Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности (правда, они были отреставрированы), посетитель выходит в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.

С 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес. В одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II.

В римской архитектуре храмы занимали менее важное место, чем в греческой. Повседневная деятельность римлян протекала в правительственных, судебных и торговых зданиях форумов. Вдоль священной дороги римского форума веками строились храмы и базилики. На форум Траяна можно было попасть через триумфальную арку, за которой открывался обширный прямоугольной формы двор, окруженный колоннадой. В середине каждой из длинных сторон площади за колоннадой были устроены полукруглые помещения-экседры. Дальнюю сторону двора замыкала базилика Ульпия, в этом прямоугольном в плане здании с экседрами на обоих торцах находились биржа и суд. Пройдя базилику насквозь, можно было оказаться в следующем дворе, где установлена колоссальная колонна Траяна (единственная часть всего комплекса, сохранившаяся до наших дней) и храм Божественного Траяна. Полукруглое завершение – апсида храма является конечной точкой движения по главной оси форума. Перед нами образец чисто римской планировки с четко выраженной системой осей.

Базилики перекрывались стропильной деревянной кровлей или сводом. Стропильные перекрытия имелись у базилики Ульпия и у базилики Юлия, построенной Цезарем на римском форуме. Базилики имели прямоугольный план, их внутреннее пространство было разделено колоннадами на протяженные нефы. В них служители закона встречались со своими клиентами, а торговцы заключали сделки. Примером сводчатой базилики может служить базилика Максенция на римском форуме. Ее обширное внутреннее пространство было перекрыто тремя крестовыми сводами. Крестовый свод обладает рядом конструктивных преимуществ перед другими системами перекрытий – легко стыкуется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами; в отличие от цилиндрического свода, опирающегося на боковые стены, нуждается только в четырех угловых опорах; если в здание, перекрытое цилиндрическим сводом, свет может поступать только с торцевых сторон, то постройка с крестовым сводом позволяет организовать освещение с любой или даже со всех четырех сторон. В базилике Максенция крестовые своды высоко подняты над боковыми нефами, перекрытыми цилиндрическими сводами. Базилика представляет собой крупнейшее сооружение на Форуме.

БАЗИЛИКА(от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма.

В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.

В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах. В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зала колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений.

Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившее позднее место сводчатым перекрытиям. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами– трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).

С развитием христианства базилики становятся основным типом храма и получают дальнейшее развитие в византийской, романской, готической архитектуре, а также используются, как тип здания, в эпоху Возрождения и барокко. Форму базилик могут иметь различные здания общественного назначения.

Самыми древними базиликами считаются базилика Порция (184 до н.э.), базилика Эмилия (179 до н.э.), базилика Юлия (12), базилика Ульпия (113), базилика Максенция-Константина (306–312). Среди известных базилик базилика Сант-Нуово в Равенне (нач. 6 в.), Собор в Пизе (1063–1118), Собор Нотр-Дам де Пари в Париже (1163–1114 в.), Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1296–1461), Собор Св. Петра в Риме (1506–1612).

ФОРУМ РИМСКИЙ(forum Romanum), центр общественной жизни Древнего Рима. Первоначально это был центр ремесел и торговли, но затем, включив в себя прилегающий к нему комиций (место народных собраний) и курию (здание сената), форум объединил в себе также административные и политические функции. Здесь происходили события, затрагивавшие повседневную жизнь рядового римлянина, но здесь же разыгрывались и многие драматические эпизоды римской истории. Форум был обителью римского красноречия, а вместе со своими отпрысками, соседними императорскими форумами, он стал колыбелью римского права. Слово «форум» применяется как к пространству под открытом небом, так и к прилегающим зданиям.

Политическим целям служили расположенные в северной части данной территории комиций и курия – место собраний и здание сената. Здесь имелось четыре главных культовых центра: на юго-западе – алтарь Сатурна, связанный с семенным зерном; на северо-западе – алтарь Вулкана, посвященный огню в его разрушительной ипостаси, которую следовало умилостивить, и благодетельной ипостаси, которую призывали на помощь ремесленники и художники; к юго-востоку располагалось святилище Весты, городской очаг с его негасимым огнем и запасами хлеба; поблизости от него к западу – ключ Ютурны, источник целительной влаги. Эту начальную стадию можно относить к периоду, который ассоциируется в литературной традиции с именами четырех первых легендарных царей Рима, с 753 по 600 до н.э.

Вторая стадия развития форума совпадает с правлением по меньшей мере полуисторической этрусской династии Тарквиниев, последних трех царей Рима, с 600 по 510 до н.э. Этот период представлен наиболее древними находками, в том числе основанием четырехугольного в сечении столба с фрагментарной надписью под «Черным камнем» (lapis niger), т.е. черной плитой между форумом и комицием; он оставил свой след и в ориентации некоторых зданий на подступах к площади форума (при перемене осей эта ориентация была в дальнейшем практически полностью утрачена). Древние руины имеют правильную, хотя и приблизительную ориентацию по осям север – юг и запад – восток, в то время как все здания, построенные начиная с первых годов Республики, т.е. с 509 до н.э. (храм Сатурна, обычно датируемый 497 до н.э., храм Кастора и Поллукса, 496–484 до н.э.), повернуты относительно первоначальной оси примерно на 45°. В силу этого использование стран света для определения положения различных строений оказывается достаточно условным. В конце царского периода на вершине Капитолийского холма, в конечном пункте ритуального обхождения Палатина, которое совершали триумфальные процессии, огибавшие форум или проходившие через него (впоследствии этот путь стали именовать Священной дорогой), был возведен огромный государственный храм, где почитались Юпитер Всеблагой Величайший (Optimus Maximus), Юнона и Минерва. Далее следовали два уже упомянутых храма начала республиканской эпохи, выходившие на форум с юго-запада и юго-востока. Храм Сатурна свидетельствует об изменении в религиозных понятиях, о переходе к персонифицированному божеству, обитающему в здании. Храм Кастора и Поллукса, возведенный в память победы, одержанной над латинами ок. 496 до н.э. у озера Регилл, сделался официальным святилищем римских всадников, которые отличились в сражении благодаря помощи Божественных Всадников.

Итак, тот вид, в каком римский форум предстает перед нами сегодня позволяет наблюдать результаты деятельности римлян на протяжении приблизительно 12-ти веков. Разные участки форума неоднократно страдали от пожаров и затем вновь отстраивались. Уровень мостовой неоднократно поднимался. Вначале строители использовали местный материал, главным образом дерево и сырцовый кирпич, защищая их терракотовой черепицей. Затем они убедились в преимуществах камня, который добывали в соседних каменоломнях, и, наконец, в ход пошли дорогие сорта мрамора, их привозили издалека и искусно обрабатывали. На смену древнеиталийским и этрусским декоративным элементам пришли архитектурные приемы из Греции и с эллинистического Востока, но основной план храма при этом неизменно сохранялся: закрытое помещение, поставленное на высокое прямоугольное основание и смещенное к его дальнему концу. Точно так же и храм Весты никогда не изменялся в плане и сохранял круглую форму, несмотря на то, что прежняя глинобитная хижина, защищавшая священный очаг, была теперь исполнена в мраморе. При возведении прочных фундаментов, толстых стен и сводчатых перекрытий все чаще использовался бетон. Сияющая позолота бронзовой черепицы и яркая окраска штукатурки несомненно способствовали живости впечатления, создававшегося комплексом зданий форума. Возможно, разнородным элементам этого ансамбля не хватало согласованности и учета уже наличной застройки, возможно, что нагромождение новых зданий оборачивалось беспорядком и хаосом, а производимое в итоге действие отличала скорее грубость, нежели утонченность. Но все эти недостатки свидетельствовали о неистощимой жизненной энергии Рима, о многовековом неустанном развитии. На нижнем уровне под открытым небом располагался мощеный прямоугольник, простиравшийся от одной официальной ораторской трибуны до другой. Вдоль обеих длинных сторон располагались крытые колоннады. На западе на фоне неба вырисовывалась темная масса Табулярия (здания государственного архива), за которым можно было различить два выступа Капитолийского холма с высившимися на них храмами Капитолийской триады богов и Юноны Монеты. На востоке Священная дорога взбиралась по склону и переваливала в следующую долину, следуя по прямой линии, заданной колоссальными зданиями эпохи Нерона. Так можно было попасть к Золотому Дворцу Нерона. Еще дальше к северу высились другие городские холмы.

На форум можно было попасть не только по Священной дороге, которая тянулась вдоль всей площади, а затем, выйдя к склону Капитолийского холма (clivus Capitolinus), взбегала на его вершину к величайшему государственному храму. На форум выходили еще три дороги с севера, две – с юга, а также лестницы, поднимавшиеся к северному пику (цитадели) Капитолия и к северной оконечности Палатина. Уже это множество подходов свидетельствует о центральном положении форума в Риме. Постепенно все четыре угла форума украсились триумфальными арками. Арки на юге форума увековечили победы Августа и Тиберия, на севере стояли памятники двух семейств – республиканцев Фабиев (первая в Риме арка Квинта Фабия Максима Аллоброгского, ок. 120 до н.э.) и дома Северов. Открытая площадь и окружавшие ее здания были заполнены памятниками деятелям древности и их давним свершениям. Многочисленные культовые объекты – храмы, малые святилища и алтари – поддерживали преемственность этапов религиозного сознания римского народа.