Противоречия экономического развития СССР второй половины 1960-х — первой половины 1980-х годов и экономическая реформа М. С. Горбачева

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы были основные тенденции социально-экономического и политического развития СССР в 1945–1964 годах?

2. Какие реформы в области социально-экономического развития во 2-й половине 40-х — начале 50-х годов XX века вы можете назвать? Охарактеризуйте их.

3. В чем суть и каковы итоги аграрных преобразований и изменений в промышленности в 1950-е — начале 1960-х годов?

4. Какие дела «врагов народа» были сфабрикованы в конце 1940-х — начале 1950-х годов?

5. Когда и за что Л. П. Берия был смещен со своего поста и арестован?

6. Как назывался главный доклад XX съезда КПСС, сделанный Н. С. Хрущевым на закрытом заседании?

7. Почему «оттепель» конца 1950-х годов не переросла в «весну» начала 1960-х годов?

8. Каковы основные направления, тенденции и итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 1940‑х — первой половине 1960-х годов?

9. Что такое «холодная война»? Каковы причины ее возникновения? Назовите участников, расскажите о ее проявлениях.

10. НАТО, АНЗЮС, ООН, ОВД, СЭВ: что это за организации, каковы причины их возникновения?

11. Расскажите об основных тенденциях и итогах культурного развития СССР в 1945–1964 годах.

 


ГЛАВА XIV
СССР В ЭПОХУ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»
И ПЕРЕСТРОЙКИ М. С. ГОРБАЧЁВА
(1965–1991 ГОДЫ)

 

Вторая половина 60-х — середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы. В середине 80‑х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые Перестройкой. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетний советской системы.

Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х — начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Осенью 1965 года начала осуществляться экономическая реформа в области промышленности. Индустриальное развитие 70-х — начала 80-х годов характеризовалось политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. На селе с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли.

На рубеже 70–80-х годов значительно ухудшились условия народно-хозяйственного развития. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) через полтора десятка лет привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей. В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно-технического прогресса. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. Развитие атомной энергетики, введение в строй новых энергоблоков на атомных электростанциях сопровождалось поспешностью и показухой. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой производства в сфере промышленности, торговли и т. д.). Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция. Также резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Страна вступила в полосу экономического кризиса. В середине 80-х годов началось обновление экономических основ. Главным рычагом должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Первые годы Перестройки мало затронули действующую экономическую систему. В конце 80-х годов большинство хозяйственников и экономистов, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. Предпринятые меры не улучшили положения дел в народном хозяйстве. В 1990 году разрабатываются антикризисные программы, акцентирующие задачи на формах, темпах и путях перехода к рыночной экономике.

В общественно-политической жизни 1960–1970-х годов проходили сложные и противоречивые процессы. С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни; были свернуты начатые им преобразования.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 1960-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения коммунистической теории, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма.

В развитии общественно-политической жизни четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Была принята новая Конституция СССР. Коммунистическая партия называлась ядром политической системы. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало распространение движения диссидентства.

В социальную сферу, так же, как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе — так называемой «номенклатуры». Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. «Номенклатура» была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л. И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л. И. Брежнева преодолеть «деформации социализма» успеха не имели. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской «оттепели», находилась на грани распада. Это всё глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата.

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Он и его сторонники выступили с инициативой «обновления социализма». Суть этой политики виделась в соединении социализма и декмократии, в установлении «лучшего социализма». Во второй половине 80-х годов был утвержден курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе, суть которой заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. В марте 1990 года была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена 6-й статьи явилась стимулом возникновения новых партий и движений.

Изменения в социально-экономической и политической жизни СССР сопровождалось явлением, получившим название «парад суверенитетов» — выходом союзных республик из состава СССР. В апреле-мае 1991 года в Ново-Огарёве (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о пересмотре Союзного договора. Противники Договора предприняли попытку государственного переворота (19 августа 1991 года был создан ГКЧП), который закончился неудачей. В декабре 1991 года в Беловежской пуще была достигнута договоренность о прекращении действия Союзного договора 1922 года — СССР перестал существовать.

В области внешней политики СССР на рубеже 60–70-х годов выступал с многочисленными инициативами об ослаблении международной напряженности. Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 годах состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности. На развитие взаимоотношений сторон оказал негативное отношение ввод в декабре 1979 года советских войск в Афганистан. По отношению к социалистическим государствам СССР проводил политику «ограниченного суверенитета», которая была названа на западе «доктриной Брежнева».

Годы Перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств — таково было основополагающее положение нового курса на международной арене.

Развитие культуры после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. С одной стороны, открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 год начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература. Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. На рубеже 80–90-х годов произошли изменения в правительственной политике по отношению к духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Итоги Перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

К середине 60-х годов темпы экономического развития снизились. Было очевидным, что без реформирования народного хозяйства не обойтись. Преобразования коснулись, в первую очередь, сельского хозяйства. В марте 1965 года были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование, Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения на содержание личных хозяйств.

Осенью 1965 года начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления, но она не затрагивала основ командно-административной системы. В 1966 году к работе на новых условиях хозяйствования приступили свыше 700 предприятий.

Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы началось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения. Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал «АвтоЗИЛ». Восьмая пятилетка (1966–1970 годы) стала временем наиболее стабильного развития народного хозяйства. Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция — на 50%. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия — Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км. В 70–80-е годы осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы. Курс на интеграцию экономических комплексов союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. На рубеже 70–80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976–1980 годы) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

Реформы середины 60-х годов не остановили нарастание трудностей в развитии сельского хозяйства. Увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. Как и прежде, допускались нарушения в политике планирования заготовок. Устанавливались дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупочные цены на нее не всегда были достаточно обоснованными. Многие виды продукции продавались государству по символическим ценам. Это стало одной из причин увеличения числа убыточных хозяйств. С целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться агропромышленные объединения. Принимались и другие меры для подъема аграрного производства. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйствами в худших природных условиях. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах — районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве, объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В 1971–1975 годах он составлял 13% совокупного общественного продукта, а в 1981–1985 годах — лишь 6%.

Первые годы Перестройки мало затронули действующую экономическую систему. В 1987 году был принят курс на новую экономическую реформу. Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Но существа административно-командной системы реформа не затрагивала. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой. Упразднялись некоторые министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. На рубеже 80–90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон «О государственном предприятии» 1987 года). На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направлены и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия. Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. Но это не улучшило экономическую ситуацию: сократились темпы прироста продукции, увеличились размеры дефицита, росла безработица. Нужна была антикризисная программа. Летом 1990 года было принято решение о переходе к рыночной регулируемой экономике. Были разработаны антикризисные программы, которые представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Одну из них «500 дней» предложила группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию, намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был выбран более умеренный план, разработка которого велась под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе этой комиссии принимал глава правительства Н. И. Рыжков. Программа Н. И. Рыжкова — Л. И. Абалкина предполагала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, а также контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором.

Политика реформирования экономики имела значительные социально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало разумные формы социального протеста.