Социально-экономическое развитие русских земель

Контрольные вопросы и задания

Золотая Орда

Золотая Орда контролировала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в переводе на русский язык обозначает дворец). Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Роль своеобразного аристократического совета играл Диван, который решал военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ — татары. В первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.

Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312–1342). При нем (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Позднее, подобно другим средневековым государствам, Орда пережила период раздробленности. Уже в XIV веке отделились среднеазиатские владения Золотой Орды, а в XV веке выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское (середина XV века) и Сибирское (конец XV века) ханства.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков — руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую князь лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII века было организовано 14 подобных походов в русские земли.

1. Кто был избран вождем монгольских племен на хурале монгольской знати в 1206 году?

2. Когда состоялось первое сражение между монголами и русскими? Назовите причины поражения русских дружин.

3. Расскажите о походах монголо-татар в 30–40-х годах XIII века на Русь.

4. Определите последствия монголо-татарского нашествия на Русь и золотоордынского ига.

5. Рыцарей каких орденов объединил Ливонский орден? Расскажите об их деятельности.

6. Невская битва. Расскажите об этом событии. Каковы его итоги?

7. Ледовое побоище. Расскажите об этом событии, определите его итоги и последствия для дальнейшего развития Северо-Западной Руси.

8. Расскажите о взаимоотношениях Александра Невского с монголо-татарами.

9. Назовите имя хана, на время правления которого приходится расцвет Золотой Орды.

10. Расскажите о государстве Золотая Орда.

11. Взаимоотношения русских земель и Золотой Орды: основные тенденции и итоги.

 


ГЛАВА III
ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
В ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО В XIV–XV ВЕКАХ

 

В конце XV — начале XVI века более чем двухвековая героическая борьба русского народа за государственное единство и национальную независимость завершилась объединением русских земель вокруг Москвы в единое Русское государство.

Восстановление хозяйства и новый экономический подъем в русских землях в XIV—XV веках происходили в направлении дальнейшего развития и укрепления феодального землевладения, крепостнического хозяйства и феодальных отношений вширь и вглубь. Этот сугубо феодальный характер экономического развития русских земель предопределил ряд существенных особенностей объединительного процесса на Руси, начавшегося почти одновременно с образованием национальных государств в ряде других стран Западной Европы. В западноевропейских странах победа королевской власти над силами феодальной децентрализации была достигнута в значительной мере благодаря ее союзу с городами, в которых всё большее значение приобретали формировавшиеся из средневекового сословия городских бюргеров буржуазные элементы. На Руси из-за более слабой после нашествия развитости городов и их феодального характера великокняжеская власть в своей объединительной политике опиралась прежде всего на основную массу господствующего класса феодалов. Система феодальной раздробленности становилась преградой на пути расширения и развития феодального землевладения и хозяйства, вовлечения крестьян в более тяжелые формы феодальной зависимости и эксплуатации. Важным фактором объединительного процесса на Руси стала всенародная борьба за свою национальную независимость и государственность, за свержение чужеродного ига, обеспечившая поддержку великокняжеской власти со стороны самых разных социальных слоев общества.

Основным содержанием начального этапа объединительного процесса (конец XIII — первая половина XIV веков) было складывание в Северо-Восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего как будущего политического центра и территориального ядра формирования централизованного государства — Московского княжества. Со второй половины XIV века начинается второй этап объединительного процесса. Основное содержание второго этапа: разгром Москвой в 60–70-х годах IV века своих основных политических противников; за Москвой утвердилось ее политическое главенство на Руси, и началось государственное объединение вокруг нее русских земель; Москва стала центром организации общенародной борьбы за свержение монголо-татарского ига. Успехи Москвы в государственно-политическом объединении русских земель были закреплены ее победой над коалицией удельных князей, пытавшихся в ходе развязанной ими во второй четверти XV века феодальной войны восстановить рушившиеся порядки феодальной раздробленности. Объединительный процесс завершился ликвидацией в последней трети XV века — первой четверти XVI века сохранивших еще независимость земель и княжеств. Но это был уже новый этап в истории Русского государства, в котором завершение объединительного процесса неразрывно соединились с началом борьбы за государственную централизацию и за окончательную ликвидацию золотоордынского ига.

В XIV–XV веках происходило формирование великорусской (русской), украинской и белорусской народностей. Территориальным ядром сложения великорусской народности явились Владимиро-Суздальская и Новгородская земли. Ее этнической основой были жившие издревле на этих землях племена кривичей, вятичей и новгородских словен. В ее состав вошли и неславянские племена меря и мурома, населявшие междуречье Оки и Волги.

После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси — в землях Владимиро-Суздальского княжества.

В XIII–XV веках наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ливонского ордена. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, всё более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда — соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

Главным в социальном развитии в XIV–XV веках являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т. е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь. Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

С середины XIV века наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, добиваясь расположения церкви, оставили земельные владения в ее руках. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви — десятина — выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья вместо налога в пользу церкви стали выделять церкви земли. Землевладения и богатство монастырей росли еще и потому, что, в отличие от земель светских феодалов, земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца. Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским в 70 километрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи Сергия Радонежского в XIV–XV веках построили около 100 монастырей общежитийного типа, т. е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Крестьянская колонизация происходила посредством окультуривания земли на новом месте. Князья феодалам выдавали грамоты, где оговаривали льготы для принадлежащих им крестьян на 5–15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление крестьян к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости («смерды», «закупы», «изгои», «люди» и т. п.). В XIV веке появился новый термин — крестьяне, ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII века применялся труд холопов.

Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья), существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин — «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII–XV веках значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах росло население, возрождалось каменное строительство, развивалось ремесленничество и купечество. Больших успехов достигли такие ремёсла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то, что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз еще тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).

В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраняли зависимость от феодального государства. В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией; к XVI веку в них практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» — комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли «белыми»).

Несмотря на замедленное, по сравнению с западноевропейскими городами, развитие из-за монголо-татарского разорения и золотоордынского ига, русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали, хотя еще слабые, экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремесленного производства и торговые связи обусловливали заинтересованность горожан в объединении страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивавшихся городов вокруг Москвы.

Политическая централизация Руси в XIII–XV веках происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.