Общественно-политическое движение

Неудачи в реформировании России Александром поражение декабристов обусловили нарастание консервативных настроений в обществе. В 30-х гг. министр народного про­свещения С.С. Уваров (1786—1855) выдвинул теорию "официальной народности", суть которой состояла в утверждении, что русский народ по своей природе религиозен, предан царю и не противится крепостному праву. Эта теория была положена в основу государственного обучения в учебных заведениях. Однако в "жестокий век" николаевской реакции идейно-политическая борьба не только не замерла, она стала шире и разнообразнее, в ней возникли течения, различающиеся в вопросах об общем о особенном в историческом процессе и судьбе России.

С резкой критикой правительственной идеологии выступил П.Я. Чаадаев (1794—1856) в своем "Философическом письме" (1836), в котором затронул проблемы прошлого, настоящего и будущего России. Автор был объявлен сумасшедшим. Изучение членами кружка Н.В. Станкевича (1813—1840) трудов Гегеля, Канта, Шеллинга и других немецких философов было признано инакомыслием.

Особое понимание путей развития России было свойственно представителям двух идеологических течений — западникам и славянофилам. Славянофилами были: А.С. Хомяков (1808—1856), К.С. Аксаков (1817—1860), /7.6. Киреевский (1808—1856), И.В. Киреевский (1806—1856), Ю.Ф. Самарин (1819—1876) и др. До­казывая своеобразие российского исторического развития, они отрицали капитализм, а также возможность и необходимость ре­волюции в России. Славянофилы утверждали, что петровские ре­формы нанесли серьезнейший ущерб русским традициям и увели страну с верного пути. Процветание России они видели в право­славии, крестьянской общине, соборности и самодержавии, огра­ниченном Земским собором.

Противниками славянофилов выступали западники: цен (1812—1870), Т.Н. Грановский (1813—1855), Б.Н. (1828—1904), К.Д. Кавелин (1818—1885), В.П. Боткин (1811/12— 1869), М.Н. Катков (1818—1887), подвергшие резкой критике об­щинные начала русской 'действительности. Они утверждали евро­пейский вариант развития России, считая, что усвоение широки­ми массами достижений европейской культуры и технического прогресса обеспечит благосостояние народа.

В конце 40-х гг. XIX в. меняется характер идейных поисков и формируются взгляды революционных демократов В. Г. Белинско­го (1811—1848), А.И. Герцена, Н.П. Огарева (1813—1877) и др. А.И. Герцен в своем творчестве отразил специфику политической ситуации в стране и круг проблем, занимавших умы мыслящей части русского общества. Страшный, высший деспотизм и инкви­зиционное управление, по словам Герцена, заставило его поки­нуть Родину. Издаваемые им за границей альманах "Полярная звезда' и журнал "Колокол' сыграли огромную роль в просвеще­нии России. Герцен и Белинский полагали, что построенный в бу­дущем социализм станет обществом без эксплуатации человека человеком.

За республиканскую форму правления и освобождение крестьян от крепостного права выступали члены кружка М.В.Петрашевского (1821—1866).

В начале царствования Александра II представители различ­ных идейных течений были едины в понимании необходимости социально-экономических преобразований. Но ограниченность аграрной реформы обусловила подъем оппозиционного самодер­жавию движения и его раскол на либеральное и революционное направление. Революционное направление складывалось из двух течений: народничества и марксизма. Идеология народничества, важнейшее положение которой — переход России к социализму, минуя капиталистический путь развития. Ни "хождение в народ", ни террористические акты, ни убийство Александра II не привели к народной революции и разрушению самодержавного строя.

Интерес к марксизму в России возрос в 70-х гг. В 80-х гг. поя­вились нелегальные марксистские группы и кружки. В Женеве действовала созданная Г.В. Плехановым (1856—1918) группа 'Освобождение труда". В 1895 г. разрозненные социал-демокра­тические кружки Петербурга были объединены В.И. Лениным (1870—1924) в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 1898 г. состоялся 1 съезд социал-демократических организаций России, заявивший о создании политической партии рабочего класса, однако устав и программа не были приняты Итак первая четверть XIX в. была отмечена либеральными ре­формами государственного управления и разработкой программы преобразований России М.М. Сперанским. Это был период проти­востояния буржуазной Франции и феодально-крепостнической России.

Героическая борьба русского народа в Отечественной войне 1812 г. разрешила это противостояние в пользу России и утвердила ее приоритет в Европе.

Тридцатилетняя николаевская эпоха была временем утверждения самодержавной власти, потерпевшей поражение в Крымской войне.

Во второй половине XIX в. самодержавие вынуждено было за­няться самоусовершенствованием и провести целый ряд либераль­ных реформ, обеспечивающих быстрое развитие капитализма.

Однако незавершенность реформ способствовала формирова­нию нелегальной оппозиции и ее социальной базы. Разрешение острых противоречий в обществе откладывалось на последующие годы.

 

10. Одним из главных направлений внешней политики России во второй половине XIX векаоставалось решение восточного вопроса. Нейтрализация Черного моря затрудняла развитие юга России, мешала нормальной торговле. Австрия пыталась закрепиться на Балканах, Турция в своей политике ориентировалась на Англию, которая соперничала с Россией в Закавказье и средней Азии.

Талантливый политик и дипломат А.М.Горчаков, возглавивший министерство иностранных дел в 1856 г., попытался прежде всего вывести страну из международной изоляции. Россия поддержала стремление прусского канцлера О. Бисмарка к объединению германских земель. Эта дипломатическая поддержка помогла Пруссии одержать победу в войнах с Данией (1864 г.), Австрией (1866 г.) и Францией (1870-1871 гг.) В ответ Бисмарк выступил на стороне России в вопросе о нейтрализации Черного моря. Россия вновь добилась права иметь военный флот и укрепления на Черном море. Это усилило ее позиции на Балканах.

В апреле 1873 г. была заключена русско-германская военно-оборонительная конвенция. В этом же году Россия и Австрия подписали политическую конвенцию, к которой присоединилась Германия. Так был оформлен "Союз трех императоров". Несмотря на серьезные противоречия между сторонами, "Союз" оказывал серьезное влияние на международные отношения 70-х гг. Заключение "Союза" означало и выход России из международной изоляции.

Тем временем усилилась борьба балканских народов против турецкого ига. В 1875 г. вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине, весной 1876 г. - в Болгарии. Подавляя восстания, турки вырезали население целых районов. Летом 1876 г. войну против Турции начали Сербия и Черногория. В России это вызвало волну солидарности со славянскими народами. Славянские комитеты собирали денежные пожертвования, покупали и переправляли восставшим оружие, медикаменты, продовольствие. Они требовали от русского правительства самых решительных мер против Турции. Россия предложила Турции мирное урегулирование конфликта, но та, подстрекаемая Англией, отвергла предложение. Россия была вынуждена в апреле 1877 г. объявить Турции войну.

Россия, не успевшая завершить военную реформу, к длительной войне была не готова. Военные действия велись на Балканах и Кавказе. На стороне России участвовали румынская армия и болгарское ополчение. В июне 1877 г. русская армия форсировала Дунай; развернулись ожесточенные бои под Плевной. 40-тысячный турецкий гарнизон сковал основные силы русской армии, однако войска генерала Гурко захватили стратегически важный Шипкинский перевал.

Пока русские войска, неся огромные потери, штурмовали и осаждали Плевну, турки пытались овладеть Шипкинским перевалом, но им это так и не удалось. В ноябре 1877 г. гарнизон Плевны капитулировал, в декабре русские прошли Балканы, заняли Софию, в январе 1878 г. разбили турок под Филиппополем, без боя взяли Андрианополь и оказались рядом с Константинополем. До этого русские войска взяли крепости Баязет, Ардаган, Карс на Кавказе.

Спасая от разгрома Турцию, Англия и Австро-Венгрия принудили Россию прекратить войну. В Сан-Стефано (февраль 1878 г.) был подписан предварительный мирный договор, выгодный для России и балканских народов. Однако под давлением Англии и Австро-Венгрии Россия согласилась на пересмотр этого договора. Берлинским трактатом (1878 г.) Болгария была разделена на три части, из которых одна составила Болгарское княжество, а две остались за Турцией. Босния и Герцеговина были переданы под управление Австро-Венгрии и позже аннексированы ею. И все же итог войны был чрезвычайно важен: она сыграла важнейшую роль в освобождении балканских народов.

Главной внешнеполитической задачей русского правительства в 80-х - начале 90-х гг. стало правильно определить расстановку сил на международной арене. Вступление Западной Европы и США в стадию империализма обострило борьбу за раздел мира. Германия, опоздавшая к нему, вела себя все более агрессивно, стремясь урвать от уже захваченного колониальными державами. В 1879 г. она заключила военный союз с Австро-Венгрией, в 1882 г. к ним присоединилась Италия. Сложившийся Тройственный союз был направлен против России и Франции. Русско-германские противоречия, проявившиеся в ходе Берлинского конгресса, все более обострялись. Началась германско-русская таможенная война. В этих условиях идет сближение России с Францией. Оно закончилось в 1891-1893 гг. заключением военного союза. Противоборство двух группировок со временем привело к первой мировой войне.

 

11. Развитие образования. Русская культура второй половины XIX в. развивалась в усло­виях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест про­тив самодержавия, происходили серьезные изменения в со­циальной структуре. Все это оказало воздействие на культур­ное развитие России.

После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения на­рода. В губернских уездных городах в 60-х годах количество неграмотных доходило до 70%, в Москве — 55, а в Сибири — 85% населения было неграмотным. Развитие промышлен­ности и техники требовало грамотных работников. Усили­вается внимание правящих кругов к народному образо­ванию. Были открыты ре­альные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскрес­ные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счет так называемые вольные школы.

Основным типом средней школы были гимназии, в ко­торых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право по­ступать в университеты. Существовали также мужские ре­альные училища, где преподавались математика, физика, хи­мия и т. п. В 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений.

Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы открыто еще 2 Увеличилось количество технических вузов. От­крылись консерватории в Петербурге и Москве. Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе.