ВОПРОС 1. Системное представление ЭИС. Определение и обобщенная схема ЭИС

Содержание

 

ВОПРОС 1. Системное представление ЭИС. Определение и обобщенная схема ЭИС.. 2

ВОПРОС 2. Классификация ЭИС по режиму работы, способу распределения вычислительных ресурсов и концепции построения. 5

ВОПРОС 3. Единицы структурирования экономической информации. Семантическая схема ЭИС.. 6

ВОПРОС 4. Системы поддержки принятия решений (СППР) как класс интеллектуальных ИС. Основные решаемые ими задачи. 8

ВОПРОС 5. Проектирование экспертных систем и систем искусственного интеллекта. Сравнение парадигмы решения проблем в этих системах. 9

ВОПРОС 6. Технологическая сеть проектирования, ее формализованное описание. Основные компоненты технологии проектирования ЭИС.. 14

ВОПРОС 7. Стандарты проектирования, документирования и интерфейса ЭИС (не готов) 16

ВОПРОС 8. Применение кибернетической схемы и GAP-анализа при проектировании ЭИС.. 17

ВОПРОС 9. Реинжиниринг бизнес-процессов при внедрении ЭИС. Предпроектное обследование при проектировании ЭИС.. 18

ВОПРОС 10 Функционально-стоимостной анализ ЭИС. Совокупная стоимость владения ЭИС.. 21

ВОПРОС 11. Выбор технологии проектирования экономических информационных систем. Типовое проектирование экономических ИС.. 23

ВОПРОС 12. Методика канонического проектирования ЭИС.. 26

ВОПРОС 13. Методика индустриального проектирования ЭИС.. 28

ВОПРОС 14. Автоматизированное проектирование информационных систем с использованием технологий RAD, ERP, CASE.. 29

ВОПРОС 15. Адаптация ЭИС с помощью CASE-средств. Обзор нотаций, используемых в CASE-средствах. 35


 

ВОПРОС 1. Системное представление ЭИС. Определение и обобщенная схема ЭИС

Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели. Для системы характерно изменение состояний объектов, которое с течением времени происходит в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой. В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:

- эмерджентности, то есть целостности системы на основе об­щей структуры, когда поведение отдельных объектов рассмат­ривается с позиции функционирования всей системы;

- гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функциони­рования системы и достижения общей цели;

- адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;

- обучаемости путем изменения структуры системы в соответ­ствии с изменением целей системы.

Структура экономической системы (промышленного предпри­ятия, торговой организации, коммерческого банка, государствен­ного учреждения и т.д.) с позиций кибернетики представлена на рис. 1.1, где основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления помечены метками над стрелками ИП1, ИП2, ИПЗ, ИП4 и связаны с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС). В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической дея­тельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйствен­ных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.). Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической си­стемы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и дру­гие отделы), осуществляющих следующие функции управления:

планирование - функция, определяющая цель функционирова­ния экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);

учет - функция, отображающая состояние объекта управле­ния в результате выполнения хозяйственных процессов;

контроль - функция, с помощью которой определяется откло­нение учетных данных от плановых целей и нормативов;

оперативное управление - функция, осуществляющая регули­рование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;

анализ - функция, определяющая тенденции в работе эконо­мической системы и резервы, которые учитываются при пла­нировании на следующий временной период.

Экономическая информационная система (ЭИС) представля­ет собой совокупность организационных, технических, программ­ных и информационных средств, объединенных в единую систе­му с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управ­ления. ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки:

ИШ - информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет поток нор­мативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а, с другой стороны, - поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;

ИП2 - информационный поток из системы управления во вне­шнюю среду, а именно: отчетная информация, прежде всего фи­нансовая информация в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенци­альным потребителям;

ИПЗ - информационный поток из системы управления на объект управления (прямая кибернетическая связь), представля­ющий совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов;

ИП4 - информационный поток от объекта управления в си­стему управления (обратная кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии объекта управле­ния экономической системой (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и вы­полненных услугах) в результате выполнения хозяйственных процессов.

ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы, и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания пла­нов для нового цикла воспроизводства.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

- полнота и достаточность информации для реализации функций управления;

- своевременность предоставления информации;

- обеспечение необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;

- экономичность обработки информации: затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;

- адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.

В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем (рис. 1.2):

- системы обработки данных (EDP)

- информационная система управления (MIS)

- система поддержки принятия решений (DSS)

return false">ссылка скрыта

 

Системы обработки дачных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управ­ления хозяйственными процессами составляет от одного до не­сколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными испол­нителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгорит­мами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.

 

Информационные системы управления (ЦСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и чет­ко определенный алгоритм решения задач, например, свод зака­зов для формирования производственной программы и опреде­ление потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.) - Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.

 

Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор мес­та размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например, при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер. Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщен­ной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.

 

Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.

 

Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ЭИС яв­ляется многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.

Локальная ЭИСавтоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подраз­делениях системы управления.

Одним из основных свойств ЭИС является делимость на под­системы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:

- упрощение разработки и модернизации ЭИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;

- упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;

- упрощение эксплуатации ЭИС вследствие специализации ра­ботников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подси­стемы. Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений эко­номической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.

 

  Рис. 1.1 Структура экономической системы     Рис 1.2 Обобщенная технологическая схема жизненного цикла ЭИС