Государственная система, и ее изменения после революции 1905 – 1907 г.

Революция 1905 – 1907 гг. и ее влияние на историю России

Союз русского народа

Из монархических организаций самой влиятельной был Союз русского народа, основанный в октябре 1905 года и имевший националистическую окраску. Программа СРН включала в себя такие пункты, как единство империи, неограниченная монархия, удаление с государственной службы противников монархии, особый подход к еврейскому вопросу. «Союз» допускал реформы с оговоркой, что они не будут противоречить государственным интересам. В аграрном вопросе СРН поддерживал П.А. Столыпина, в рабочем — призывал к сокращению рабочего дня, государственному страхованию, упорядочению условий труда. В программе говорилось об ограничении крупной собственности, что связывалось с идеей «национального согласия».

Кроме Союза русского народа, к монархическим организациям относились Союз истинно русских людей, Палата Михаила Архангела, партия националистови др.

К концу 1907 года в организациях, названных «черносотенными», было зарегистрировано 410 тысяч человек. В стране выходило большое количество правой литературы и прессы, подвергавшей острой критике бюрократию и либеральную интеллигенцию.

С враждебностью эта пресса отзывалась и о «новой» буржуазии: «Буржуазия... угрожает государственной власти, трудовому мелкому, частному мещанскому сословию и крестьянству. Конечно, этим пользуются масоны и евреи, дабы использовать для своих целей русскую буржуазию — буржуазию, быть может, самую наглую и низкую из всех буржуазии... Наша доморощенная буржуазия... не национальна, и родилась-то с испорченною сердцевиною. Русская буржуазия, не свежести самобытной, заразилась гнилью Запада... Наша буржуазия всегда останется чуждой народу».

Правительство и оппозиция (политические партии)

В противостоянии с оппозицией правительство немалые надежды возлагало на поддержку православной церкви. Она была влиятельной силой: в 1905 году в России действовало 48 375 православных церквей, а численность духовенства превышала 123 тысячи человек. Значительная часть духовенства выступала за прекращение беспорядков и неповиновения властям, напоминала об обязанностях верую по отношению к царю-единовластителю.

В 1905 году проходили массовые антибуржуазные стачки рабочих. Забастовочное движение с разной амплитудой держалось до конца 1905 года. Пиком его стала октябрьская стачка, грозившая приобрести всероссийский характер.

Активными были крестьянские выступления против помещиков, волнения в национальных районах. Финалом 1905 года были декабрьские (баррикады) столкновения между противниками и сторонниками власти в Москве, переросшие в баррикадные бои.

События 1905 года заставили царское правительство внести серьезные коррективы в свою политику. Большинство политических партий (кроме большевиков, анархистов, эсеров-максималистов) оценивало революцию как результативную.

1.Правительство предоставило возможности для легальной деятельности партий,

2. Созвало Государственную Думу — выборный законодательный орган.

3. Провозгласило демократические свободы.

4.Издало законы, дававшие рабочим гарантии социальной защиты.

5.Начало подготовку аграрной реформы.

К 1907 году в России были созданы новые государственные структуры, способствовавшие развитию парламентаризма, хотя в них по-прежнему сильна была роль исполнительных органов. И исполнительные (Совет министров, императорская канцелярия), и законодательные органы (Государственная Дума и Государственный Совет) подчинялись императору, олицетворявшему верховную власть. При этом Совету Министров дополнительно к исполнительным придавались еще и законосовещательные функции. Императору подчинялись также Правительствующий Сенат (высший орган суда и надзора) и Святейший Синод (высший орган управление православной церковью).

В созданной государственной системе централизация превалировала. В отличие от Западной Европы, где парламентские традиции складывались веками, российский парламент в 1906 году начинал накапливать опыт фактически с нулевой отметки. Нужен был определенный срок для выработки политической культуры как депутатов, так и избирателей.

Дума решала немало важных вопросов, принимала новые законы и утверждала госбюджет страны, часто выступала с законодательной инициативой. Однако несовершенство законодательно-процедурных механизмов, пестрота состава, психологический настрой депутатов не позволяли Думе быть лидером процесса государственного строительства. Она стала ареной межпартийной полемики, нередко принимавшей форму взаимообвинений и взаиморазоблачений.

Государственная Дума не сумела возродить государственно-земский строй, восстановить историческую традицию Земских соборов. Она не могла послужить скреплению общественных сил, наладить дружную работу — и левые, и либералы отрицали многие исконно российские нравственные ценности, негативистски относились к русской истории. Механически копируя западноевропейские общественные модели и образцы, базировавшиеся на ином менталитете, либералы не утруждали себя глубоким анализом того, как эти модели лягут на российскую почву.

Царская власть, проявившая после поражения в японской войне неуверенность в себе, сумела в 1906—1907 гг. забрать инициативу в решении внутриполитических проблем, а в последующие годы относительно стабилизировала политическую ситуацию в стране.