МАНДАЛА
Космологический фактор играл определенную роль в формировании планов древних городов. Например, план Джайпура основывался на мандале, состоящей из девяти квадратов (аналог планет Солнечной системы). Таким образом, мандала в древнеиндийском градостроительстве играла роль территориального элемента застройки, т.е. модуля.
Эволюция пространственной среды городов в течение более чем двух тысячелетий отражена в чередовании именно этих трех типов планировочных структур.
Древние города
Эволюция пространственной среды городов
Городская среда — это сложная функционально-пространственная система неразрывно связанных частей города. В этой системе равноправно взаимодействуют как здания и сооружения, так и пространства улиц, перекрестков и площадей. Кроме того, в эту систему входит множество других составляющих: от уникальных произведений монументально-декоративного искусства до стандартных элементов городского оборудования и благоустройства.
Пространство города — это строгие линии проспектов и уютные переулки, гигантские предприятия и тенистые парки, одетые гранитом набережные и старые уютные дворы. Все это представляет сегодняшний облик города, к которому человечество шло тысячелетия.
Самые древние поселения городского типа, возникшие в VII—VI тыс. до н.э., городами в сегодняшнем понимании еще не были. Улицы и площади в поселениях появились гораздо позже. Наиболее крупные и компактные из них стали называть городами. Пространственную организацию городов формировали взаиморасположение и взаимосвязи улиц и площадей, т.е. система, образующая планировочную структуру города.
Многовековой опыт градостроительства свидетельствует, что при самых разнообразных условиях формирования городов пространственная структура их планировки имеет достаточно ограниченное число типов. С точки зрения геометрического начертания городские структуры можно свести к трем основным типам: прямоугольная, или регулярная, радиально-кольцевая и свободная.
План индийского города по описанию в трактате Манасара
Появление прямоугольной планировки относится к древнейшим периодам градостроительной деятельности, связанным с развитием цивилизаций Индии, Египта, Двуречья и Китая.
Индийский город, по описанию в трактате Мансара, имел прямоугольный план, окруженный стеной с восемью въездами и разделенный на равные кварталы с взаимно перпендикулярными улицами. Квартал застраивался группой жилых домов, отгороженных от улиц стеной. Ширину городских улиц рекомендовалось изменять в зависимости от их назначения: пешеходные внутриквартальные улицы были узкими и имели естественное начертание, а основная сеть широких улиц (сегодня мы их называем магистралями) была прямоугольная и четко ориентирована по странам света. Центр города занимала площадь размером в четыре квартала, в середине которой располагалось главное здание.
В Индии в древние времена градостроительные принципы формировались на основе «священных диаграмм, называемых «мандалами»
План Джайпура (Индия).
МАНДАЛА(санскр. – «круг», «диск», «сфера»), сакрализованный графический символ сложной структуры, основная магическая диаграмма, широко используемая в буддийском и индуистском тантризме как наглядное пособие для созерцательной практики.
Историко-культурные истоки мандалы объясняются исследователями по-разному. Некоторые связывают ее происхождение с планировкой архаических мегалитических сооружений культового предназначения (типа знаменитого Стонхенджа в Англии), другие соотносят с параллельными символами мироздания (типа китайских бронзовых зеркал Ханьского периода), третьи – с шаманскими бубнами с нарисованными на них картами мира. Постижение широты вселенной и достижение ее духовной глубины совпадают в мандале, порождая становление самого субъекта «мандалического созерцания» в качестве центра мира, аккумулирующего его сакральную энергию посредством слияния с центрообразующим божеством.
Наиболее раннее описание прямоугольных планов связано с индийским городом Мохенджо-Даро (в переводе — город мертвых), период расцвета которого относится к III тыс. до н.э. В точности построения плана выражена градостроительная концепция, соответствующая нуждам высокоорганизованного для того времени общества. Улицы прямые, параллельные и перпендикулярные. Отдельные элементы и кварталы города взаимосвязаны и создают единую структуру.
Раскопки древнейшего города Мохенджо-Даро. Фрагмент плана
Город Кахун (Египет)в начале II тыс. до н.э. имел форму прямоугольника, ориентированного строго по странам света. Его территория в 10 га состояла из двух частей: первая была заполнена одинаковыми по размеру кварталами для рабов, вторая — домами высшей администрации. Так же был застроен восточный район Ахетатона (Тель-Эль Амарна).
Ахетатон (Тель-Эль Амарна, Египет). План восточного квартала
Китайский город, упоминающийся в трактате III—II вв. до н.э., Чжоу-ли-Као-Гун- цзы также основан с использованием модульной квадратной сетки со значительно большим размером квартала (со стороной около 200 м), представляющего собой довольно крупный комплекс жилых или общественных зданий. План центричный, без выделения основных направлений движения от периферии к центру.
Анализ пространственной структуры древних городов Индии, Египта и Китая позволяет утверждать, что в этот период уже сформировались два первичных элемента города: пространство (поселение) и коммуникации (дороги). Кроме того, четко проявлялась цен-тричность городского пространства. Фокус, центр тяжести пространства занимал храм — символ поселения. Вокруг него оставлялась незастроенной большая площадь, еще не получившая самостоятельной архитектурной значимости, но игравшая важную социальную роль. В древних городах архитектура каждого объекта, как правило, формировалась самостоятельно, независимо от других соседствующих объектов.
Прямоугольная планировка получила блестящее развитие в городах Древней Греции и Древнего Рима. В древнегреческой культуре города вообще занимали совершенно особое место, поскольку являлись самостоятельными единицами не только в экономическом, но и в военном, политическом отношениях, т.е. фактически были городами-государствами.
Еще в архаический период сложилась характерная структура античного города, ядром которой являлся священный участок — акрополь, вмещавший главные храмы и располагавшийся, как правило, на скале или вершине укрепленного холма. У подножия акрополя, который служил цитаделью для населения города, строились жилые кварталы — так называемый нижний город с торговой площадью (агорой) и общественными сооружениями. Город был защищен стенами по всему периметру.
Вначале греческие города имели нерегулярную, свободную планировку, подчиненную естественному рельефу местности. Однако начавшаяся в V в. до н.э. перестройка греческих городов, разрушавшихся в ходе многолетних греко-персидских войн, велась уже на основе регулярных планов. Совершенствуется модульная структура античных городов, приобретая очертания так называемой гипподамовой сетки (системы). По этой сетке были, как предполагают, построены Пирей, Фурии и города Родоса. Поскольку прямоугольная модульная сетка была известна еще древним градостроителям, Гипподаму (V в. до н.э.) принадлежит не открытие этой системы, а ее совершенствование и распространение.
г. Милет (Греция). План города (архит. Гипподам)
Несмотря на жесткость прямоугольной сетки, греки свободно размещали кварталы , что придавало планировке определенную гибкость и способствовало рассредоточению зон для размещения общественных функций города. Это были первые попытки применения полицентрической структуры. Применение гипподамовой системы позволило жилым кварталам нижней части греческого города приобрести форму квадратов или слегка вытянутых прямоугольников, разделенных равной сеткой улиц. Внедрению в жизнь гипподамовой сетки способствовали тенденции греческого общества к демократизации, что приводило к стандарту при распределении городской территории.
Тимгад (Римская колония в Африке). План города
Греческим градостроителям удавалось вписывать жесткие планировочные сетки планов в сложный рельеф местности. При этом портовые города, чей контур следовал сложной береговой линии, внутри были организованы комфортно, разнообразно и гармонично. Гипподамова сетка в них напоминает не столько жесткую решетку планировочной конструкции, сколько канву, пользуясь которой архитектор без всяких помех создает изысканную «вышивку». Удивительное умение сочетать регулярность плана и живописность природы позднее было утрачено.
Регулярная структура греческих городов V—II вв. до н.э. стала прообразом многих градостроительных решений последующих двух тысячелетий, в том числе и проектов так называемых идеальных городов. Древнегреческая агора