ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.
ВЫВОДЫ
Массовая культура.
Во второй половине XIX в. с развитием грамотности среди широких слоев населения начала складываться массовая культура. В произведениях В.В. Крестовникова(Петербургские трущобы), А. Михайлова (Шеллера) развивался жанр популярной легкой, развлекательной литературы. Народный книжный рынок был заполнен дешевыми и, в значительной степени, лубочными изданиями. Некоторые из них издавались созданным по инициативе Л.Н. Толстого обществом Посредник, которым руководил И.Д. Сытин, и содержали адаптацию (в том числе в форме лубка) высокую литературу. Но большая их часть представляла собой произведения типа Приключения аглинского милорда Георга, упомянутое Некрасовым, который надеялся, что крестьянин вскоре не милорда глупого Белинского и Гоголя с базара понесет.
Значительно расширилась система образования, сформировались зачатки бессословного образования; в социальном составе образованных людей заметно усилился разночинный слой. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, система образования по-прежнему не соответствовала потребностям времени, в области просвещения Российская империя заметно отставала от стран Западной Европы.
В результате значительного ускорения темпов развития, под воздействием нужд индустриализации отечественная наукавышла на уровень мирового признания.
Развитие искусства.Неразрывная связь российской культурной жизни XIX в. с общественно-политическими процессами обусловила социальную заостренность искусства, повысила его нравственно-этическую, философскую и политическую значимость.
Под влиянием общественного движения во второй половине XIX в. господствующее положение в отечественном искусстве занялреализм. Реалистическое искусство было максимально приближено к повседневной жизни, его отличительной чертой стало умение показать типические черты жизненных явлений, многие произведение имели не только реалистический, но и критический характер.
Тесная связь искусства с общественно-политической жизнью, резкая критическая направленность обусловили зарождение в культуре пореформенной России элементов нигилистического отношения к эстетическим ценностям. Наиболее радикально настроенные представители революционно-демократических кругов интеллигенции (Д.И. Писарев и др.) видели искусство лишь реалистическим.
В то же время начали зарождаться получившие развитие в конце столетия тенденции перехода от простого воспроизведения картин окружающей жизни к ее преображению художественными средствами в произведениях российских писателей и художников.
Общие итоги.
Демократизация стала доминирующей тенденцией в развитии всех областей отечественной культуры, оказав влияние как на тематику, методы и принципы художественного творчества, так и на социальный состав представителей творческой интеллигенции. Возросли не только культурные запросы народа, но и возможности их удовлетворения.Сформировалась широкая духовная оппозиция существующему режиму.
Формирование единой многонациональной российской культуры.Сократился (хотя по-прежнему оставался значительным) разрыв в уровне культурной жизни центра и провинции; расширилась сфера духовной жизни всех социальных слоев российского общества; музеи, картинные галереи, выставки, библиотеки стали неотъемлемой частью культурной жизни значительной части российского общества, а не только его социальной верхушки. Творчество многих русских писателей и поэтов, художников-передвижников, композиторов Могучей кучки впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего русского народа.Никогда еще профессиональное искусство не было так тесно связано с народным творчеством. Таким образом, окончательно утвердилась тенденция формирования единой многонациональной российской культуры.Однако дальнейшее развитие данной тенденции требовало радикальных изменений государственной национальной политики и политики в сфере просвещения.
Углубление социокультурного раскола обществаобусловило обострение его духовного кризиса, для преодоления которого необходимы были радикальные политические и социально-экономические преобразования.
Пореформенная Россия характеризовалась необычайно насыщенной культурной жизнью. Расцвет во всех областях русской культуры позволил ей занять выдающееся место в общемировой культуре.
1. Какое влияние на развитие отечественной культуры оказала общественно-политическая жизнь пореформенной России?
2. Известный русский биолог К.А. Тимирязев писал, что во второй половине XIX в. русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство. Прокомментируйте его слова.
3. Назовите характерные черты русского реализма. Согласны ли Вы с мнением, что искусство должно быть орудием реализма? Объясните свой ответ.
4. В чем заключается сущность конфликта между Академией художеств и передвижниками? Почему передвижники приобрели большое влияние на всю художественную жизнь России?
5. Что объединяет творчество передвижников и композиторов Могучей кучки?
6. Расскажите об известных Вам меценатах. Какую роль они сыграли в развитии русской культуры?