Тайные общества в России первой трети XIX в. как социо-культурный феномен. Движение декабристов.
Билет
Крестьянский вопрос в политике Александра I и Николая I.
Билет
Попытки решения крестьянского вопроса
При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян.
12 декабря 1801 года — указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получают это право только в 1848 году).
20 февраля 1803 года — указ о «вольных хлебопашцах».
1804—1805 годы — первый этап реформы в Прибалтике.
10 марта 1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.
С 1810 года началась практика организации военных поселений.
За 1810—1811 годы в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казенных крестьян.
В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.
В ноябре 1815 года российским крестьянам запрещено «отыскивать вольность».
Александр I
1816 год — новые правила организации военных поселений.
В 1816—1819 годах завершилась крестьянская реформа в Прибалтике.
В 1818 году Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России.
В 1818 году несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права.
В 1822 году было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.
1823 год — указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.
Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в
себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на
общественное сознание передовой России первой половины XIX века.
Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против
самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России.
Великая заслуга декабристов
заключалась в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов,
презреть сословные привилегии и пойти сознательно на явную гибель, во имя
высоких и благородных идеалов.
Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была
нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно
воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень.
. Многие из декабристов учились в Московском и
Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях
того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия.
С историей декабристского движения неразрывно связаны имена Пушкина и
Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов,
ученых, художников (К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-Марлинский,
Н.А.Бестужев, Ф.П.Толстой).
Декабристы выросли и сформировались в условиях русской действительности, в их
мировоззрении отразились назревшие в русском историческом процессе очередные,
коренные по значению исторические задачи – уничтожение крепостного права и
ликвидация самодержавия. Принадлежа в большинстве своем к поколению,
родившемуся на рубеже XVIII и XIX веков, они наблюдали сложную и полную
социальных противоречий русскую действительность, где ярко выражались
классовые контрасты, борьба старого с новым; в их среде постоянно обсуждалась
деятельность самодержавия и сложные международные столкновения начала века.
Передовые русские учебные заведения, как Московский университет, «школа
колонновожатых» (будущая академия Генерального штаба) и Царскосельский лицей
явились «питомниками» декабристов. Тут, под воздействием русской
революционной традиции, лекций передовых русских ученых, а также вдумываясь в
произведения западноевропейских политических писателей и философов (Вольтер,
Руссо, Монтескье), сыгравших немалую роль в подготовке французской революции,
работала над русской действительностью пытливая молодая мысль будущих русских
революционеров. Мысли о несправедливости дворянских привилегий, о вреде
крепостничества, о деспотизме царя зародились у многих декабристов еще до войны 1812г.
Отечественная война была воспринята декабристами как народная война и
заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного русского
народа, доблестно боровшегося за родину. Вернувшись на родину, с победой, будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в угнетенное положение любимой родины. Всюду царило крепостное право, произвол
самодержавия, сословный суд угнетал простой народ,. С каждым днем усиливалась реакция, свирепствовала «аракчеевщина». В этой атмосфере и возникло первое тайное общество
декабристов.
Союз Спасения или Общество истинных и верных сынов отечества.
Первое тайное общество декабристов возникло в 1816г. Оно называлось Союзом
Спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом истинных и верных сынов
отечества. Основатель полковник генерального штаба Александр
Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита
Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие. Это была дворянская
военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на
почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30 членов.
Это Общество имело писаный «статут», в котором были объединены и программа и
устав общества. Первое время целью считалось лишь освобождение крестьян от
крепостной зависимости, но вскоре к этой цели добавилась и другая – введение
в России конституционной монархии. Но как осуществить эти цели? Иногда у
декабристов возникали планы цареубийства, но после обсуждения они
отвергались; в обществе еще не было полного политического единодушия; группа
более радикальных членов боролась с более умеренными. Внутренняя идейная
борьба и неясность тактики заставили декабристов ликвидировать первое тайное
общество .
Союз Благоденствия.
в 1818 году Союз Благоденствия, как и Союз Спасения, был тайным революционным обществом.
Члены его также ставили перед собой целью борьбу с крепостным правом и
самодержавием. Но, в отличие от первой, узкой и малочисленной, заговорщицкой
организации они хотели значительно расширить ее численный состав и активно
воздействовать на создание в стране передового «общественного» мнения,
которое, по мысли декабристов, могло явиться решающей силой в подготовке
будущего переворота. Организация численно увеличилась до 200 человек.
Был написан устав нового общества, по цвету переплета названный «Зеленой
книгой». Его первая часть излагала общие правила и цели общества, она
содержала формулировку основных политических целей, известных только
руководящим членам. Обществом руководила так называемая «Коренная управа».
Согласно уставу в члены Союза могли быть приняты не только дворяне, но и
купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. Члены Союза благоденствия
обязывались постоянно развивать и поддерживать повсюду передовые мнения,
осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа.
Но, вместе с ростом недовольства угнетенных масс в стране, а также с
нарастанием общеевропейской революционной ситуации 1818-1820гг. Союз стал
явно «леветь» в политическом отношении. В нем получили преобладание
сторонники республики и решительного открытого выступления. В начале 1820г в
Петербурге состоялось совещание Коренной управы, где был поставлен доклад
Пестеля о наилучшей форме правления. Пестель характеризовал все «за» и
«против» конституционной монархии и республики, отдав решительное
предпочтение последней. При поименном голосовании все члены общества
высказались за республику.
В связи с изменением программы возникла потребность и в новой тактике,
которая бы обеспечила быстрое осуществление поставленных политических целей.
Около 1820г. декабристы, люди военные, стали обсуждать вопрос о решительном
военном натиске на самодержавие. Возмущение Семеновского полка как бы
подтвердило правильность решения о новой тактике: солдаты-гвардейцы уже
организовал самостоятельное выступление.
В январе 1821г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза Благоденствия.
Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого постановления,
которое облегчало отбор ненадежных членов, тайно общество вновь
реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и подготовили
восстание декабристов в 1825г.
Основание Южного общества.
Во 2-й армии, расквартированной на Украине, работала так называемая Южная
управа Союза Благоденствия с центром в Тульчине – местопребывании штаба 2-й
армии. Руководителем Южной управы был Пестель. Узнав от своих делегатов,
присутствовавших на съезде Коренной управы Союза Благоденствия, о закрытии
общества, Пестель и его единомышленники – декабристы Юшневский, Крюковы,
Вольф, Ивашев, Барятинский и другие – решили постановлению о «закрытии» не
подчиняться в «общество продолжать». Новая организация, возникшая в марте
1821г. в тульчине, получила название Южного общества.
Было решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного общества.
Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в январе 1822г. и
заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного проекта («Русская
Правда»). А год спустя, на втором съезде руководителей в январе 1823г. основы
конституции Пестеля были приняты.
«Русская Правда» – первая дошедшая до нас республиканская конституция в
истории революционного движения России. В ней объявлялось, что крепостное
право («Рабство») должно быть «решительно уничтожено» и «дворянство должно
непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми».
Помимо нового устройства органов власти, утверждалась свобода
вероисповедования, свобода слова, свобода печати с ответственностью за
опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для
всех суд.
Основание Северного общества.
После ликвидации Союза Благоденствия в 1821г. в Петербурге также образовалось
тайное общество. Его основное ядро составили Н.Муравьев, Николай Тургенев,
М.Лунин, С.Трубецкой, Е.Оболенский и И.Пущин. В дальнейшем состав значительно
расширился. В нем явственно была заметная борьба двух течений – умеренного,
конституционно-монархического, и более радикального, отмеченного
республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного общества вернулся к лозунгу
конституционной монархии и менее радикально, чем члены Южного общества, решал
крестьянский вопрос. Но общая борьба с крепостным правом и самодержавием все
же тесно объединила оба общества, решившие выступить совместно. Северное
общество, как и Южное, приняло тактику военного переворота.
Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его
существования, был один из инициаторов движения декабристов – Никита
Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно
обсуждался среди декабристов.
Проект конституции Никиты Муравьева характеризовался высоким имущественным
цензом. Уничтожались сословия, и устанавливалось равенство всех перед
законом. Россия объявлялась федерацией, которая делилась на 15 «держав» со
своей столицей. В каждой державе высшим органом власти было особое
представительское учреждение, делившееся на две палата: Верхнюю палату –
Державную думу и Нижнюю – палату выборных депутатов державы. Императору
принадлежала лишь исполнительная власть, он мог задержать принятие закона,
вернув его в парламент и, поставив на вторичное обсуждение, но совсем
отклонить его не мог. Табель о рангах уничтожалась, должности в государстве
становились выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений,
провозглашалась свобода вероисповедования, свобода слова, печати, собраний,
передвижений.
Общество соединенных славян.
Общество соединённых славян, как и основная декабристская организация, имело
сложную первоначальную историю. В том же 1818г., когда в Москве оформился
Союз Благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии,
юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано
тайное политическое Общество первого согласия, преследовавшее цель борьбы за
демократический строй. В 1823г. молодая организация преобразовалась в
Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной
демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию
должны были войти страны, которые общество считало славянскими: Россия,
Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия,
Далмация и Кроация. Границы этой обширной федерации должны были достигать
четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря -
в соответствии с четырьмя морями - символизировали в предполагаемом гербе
морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав
федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его
особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из
«правил» Соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, когда сам быть
рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран
представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей
экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу
соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывают «не
колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были
сторонниками народной массовой революции; правда, программа Славянского
общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена.
Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В
основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких по
культуре и говоривших на славянских языках, но - что особенно важно -
демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором
уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело
главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия», -
сообщается в воспоминаниях члена общества Горбачевского.
Слияние Общества соединенных славян с Южным обществом декабристов.
Осенью 1825г., накануне выступления, Общество соединённых славян влилось в
Южное общество и составило его особое отделение - Славянскую управу. Это не
значит, однако, что все члены общества отказались от своей пели создания
всеславянской демократической федерации. Эта цель, по их мнению, лишь
отодвигалась в будущее; первоочерёдным признавался революционный переворот в
России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать
опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от
тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободить
Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные
правления и соединит всех федеративным союзом», - убеждал славян Бестужев-
Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом.