Запад в дискурсе петровских реформ. Иностранцы на службе в России в XVIII в.
Билет
Россия в первой четверти 18 века.
· Интеграция европейских стран.
· Унифицирование взаимоотношений политических элит и новых экономических структур.
· Общность науки и светской культуры, базировавшихся на духовном наследии итальянского Ренессанса.
· Развитие средств коммуникации. Тиражирование информации(транспортные структуры, морское и речное сообщение).
Петр I сумел рассмотреть будущее России в Европейском контексте, несмотря на то, что для этого не было внутренних предпосылок.
Изменение картины мира: представление о Западной Европе как о центре цивилизации, остальной мир воспринимается как нецивилизованный. Европейцам стало присуще колониальное мировоззрение.
Россия и Европа.
· 16 век-время нового открытия Европой России.
· Начало 18 века - представление в Европе о России как о потенциальной колонии. Осознание в России европейского преимущества и возможных в связи с этим угроз.
· Необходимость постоянного отслеживания политической, военной и экономической ситуаций внутри европейских стран.
· На рубеже 17-18 в. Россия стала играть активную роль и форсировать отношения с западом.
· Резкое расширение спектра межгосударственных контактов России и их географии. Выход к морю.
· Участие России в коалиционных войнах: Северная война.
· Учреждение постоянных дипломатических миссий в ведущих евр. странах.
· Восстановление обычая династических браков.
· Становление практики поездок за границу.
· Налажена система приглашения иностранцев на русскую службу.
Иностранцы в России в 18 веке.
· Привлечение на царскую службу иноземных офицеров (после 1710-1711 началось сокращение нормы офицеров-иностранцев в русской армии).
· Возрастание числа приглашаемых лиц гражданских профессий, имевших отношение к сфере наук, искусств, инженерного дела, мануфактурной промышленности. Ле Блон
· Повышение требований к уровню профессионализма русских рабочих.
Россия и европейская культура.
· Информационный взрыв – стремительное усвоение знаний о Европе.
· Двуязычные элиты.
· Изменения в русском языке (заимствования).
· Изменение ценностных ориентаций русского общества: для русской стороны общение с Европой означало создание новой картины мира.
Культ Запада.
· Идея русского ученичества у запада.
· Заимствование знаний в военном деле, технике, науке, промышленности.
· Утверждение стереотипа «Европа-хорошо», приоритета западного над отечественным.
· Слом барьера критического отношения к чужому этносу.
· Механический характер процесса приобщения к европейской культуре.
«Европа нужна нам только на несколько десятков лет, а после того, мы можем обернуться к ней задом»,- Петр I.
Россия глазами европейцев.
Европа: цивилизованность, образованность, мудрость, вежливость.
Россия: варварство, дикость, невежество, упрямство.
1700 – вышла книга Петра «Юности честное зерцало», в которой описывались правила поведения в обществе.
Концепция «культурного круговорота».
Сторонники европейского просвещения проявили особый интерес к тезису о преодолении невежества русскими и другими народами («запоздалом» приобщении к европейской культуре немцев и поляков), то ест ь к теории «перехода» культуры из страны в страну.
Эта теория позволяла успокоить самолюбие русских поклонников запада, так как обосновывала высокий статус России в настоящем и будущем.
Петр I разделял концепцию культурного круговорота Т. Лейбница, по мысли которого, высказанной в 1712 году, «науки должны обойти кругом мир и проникнуть в древнюю Скифию».
Причины преобразований.
· Осознание опасного для страны разрыва с Европой в техническом и экономическом развитии и уровне жизни.
· Для достижения «благосостояния государства», то есть подъема уровня жизни в России до западноевропейского, требовалось «завести искусство экономическое», исправить грубость и невежество народа(Феофан Прокопович). Создание экономики по европейскому типу, с мануфактурами и освоенными новыми сырьевыми рынками.
· Для Европы из стран варваров Россия должна была превратиться в цивилизованное государство. Способом изменения отношения к стране было избрано достижение похожести на Европу, или, по выражению И.И. Неплюева, «приведение нашего отечества в сравнение с прочими».