И соответствующее ей определение

ЗАДАНИЕ.

Пояснительная записка

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предпосылки создания древнерусского государства: экономические, социальны, политические, духовные.

2. Киевская Русь: социально-экономический уклад и политическая организация.

3. Принятие Русью христианства. Причины и последствия христианизации Руси.

4. Древняя Русь в период феодальной раздробленности.

5. Новгородская Русь. Проблема политической свободы и самостоятельности Великого Новгорода. Политика Александра Невского.

6. Роль монгольского нашествия в русской истории. Отношения между русскими землями и Золотой Ордой.

7. Противостояние Руси натиску с Запада. Борьба русских княжеств за независимость (XIII век).

8. Причины и условия возвышения Москвы. Экономические, социальные и духовные предпосылки объединения русских княжеств вокруг Москвы.

9. Военно-политическое столкновение с Золотой Ордой в середине XIV в. Значение Куликовской битвы.

10. Формирование централизованного государства. Выбор государственности. Политика Ивана III.

11. Русская культура XIII-XV вв. Формирование идеологической концепции Московской Руси.

12. Россия в эпоху Ивана Грозного.

13. Внешнеполитическая деятельность Ивана IV.

14. Смутное время в России (начало XVII века).

15. Земский Собор 1613 г. Восстановление общественного согласия.

16. Государство и его институты в XVII веке.

17. Социально-экономическое развитие страны в XVII в.

18. Церковная реформа. Политический, социальный и идейный аспекты церковного раскола.

19. Внутренняя Политика Петра I, её противоречивость.

20. Внешняя политика Петра I. Расширение территориальных границ России. Образование империи.

21. Административные реформы Петра I.

22. Реформы Петра I в культурной сфере жизни и их последствия.

23. Исторический смысл реформ Петра I. Судьба реформ Петра при его ближайших преемниках.

24. Петровский указ о престолонаследии и дворцовые перевороты. Верховники и бироновщина. Императрица Елизавета.

25. Идеи французского просвещения и русский вариант просвещенного абсолютизма. Екатерина II.

26. Социальная политика Екатерины II.

27. Административные реформы Екатерины II.

28. Внешняя политика Екатерины II. Дальнейшее расширение территории Российской Империи.

29. Духовная жизнь страны во второй половине XVIII в. Европеизация дворянской науки и культуры.

30. Павел I и его политика.


АТТЕСТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Принадлежность к федеральному компоненту подготовки, проведение промежуточного контроля по учебному плану и объем часов обуславливают необходимость организации аттестационно - педагогических измерений (АПИ) по курсу «История России». Главная цель АПИ осуществить объективную оценку степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов по данному курсу требованиям государственного образовательного стандарта.

Содержание материала по курсу «История России (IX –XYII вв.)» на основании анализа ГОС и учебной программы было разделено на 7 дидактических единиц (разделов).

В основу их выделения положена общепринятая периодизация этапов исторического развития нашего Отечества, принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти и управления на Руси, в России, играющий роль индикатора изменений общественного строя. Дидактические единицы определены также с учетом ключевых социально-экономических и культурных процессов развития российского общества, противоречивого взаимодействия революционного, реформистского, консервативного движений, внешней политики государства, войн.

Для адекватного контроля освоения содержания ГОС по курсу «История России» АПИ оценивают каждый элемент структуры (дидактическую единицу) на заданном уровне освоения. Оценка каждого раздела проводится в бинарной шкале «освоен – не освоен». Для повышения надежности оценки освоения каждой дидактической единицы АПИ строятся как совокупность групп из 3 заданий по каждой контролируемой дидактической единице. Критерий освоения дидактической единицы задан, как верное решение 2 заданий из 3 по каждому разделу. Задания призваны отразить разные аспекты истории – экономику, социальные отношения, внутреннюю и внешнюю политики и т.д.

 

1. Дидактическая единица ГОС: Сущность, формы, функции исторического знания

Содержание дидактической единицы (темы заданий): Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть всемирной истории.

Уровень деятельности по ГОС:знать и уметь

Норма освоения (зачёта) дидактической единицы: 2

 

Соотнесите функцию исторического знания:

1) Научно-познавательная

2) Воспитательная

3) Социальной памяти

A) Формирование моральных, нравственных, гражданских ценностей и качеств личности

B) Историзм мышления, диалектическое историческое сознание, выявление закономерностей исторического развития

Варианты ответов:

1) 1 – В, 3 – А

2) 1 – В, 2 – А

3) 1 – А, 2 – В

4) 2 – А, 3 – В

 

2. ЗАДАНИЕ:

Соотнесите известного российского учёного

1) С. М. Соловьёв

2) М. М. Ковалевский

3) В. О. Ключевский