С. А. Кислицын, А, В. Паршин
Г
История России в вопросах и ответах
конкретному обществу, В таком контексте «правые» — это почвенники, консерваторы, традиционалисты, патриоты, лица их обращены к прошлому. «Левые» в данном плане нацелены на изменение, на утопический идеал, на отказ от отжившего старого в пользу будущего нового; они олицетворяют силы реформации, революции, прогресса.
Классическая западная модель (республиканцы и демократы в США, консерваторы и лейбористы в Великобритании, ХДС и СДПГ в Германии) предполагает противостояние двух основных политических сил: либеральных консерваторов («правых»), стоящих на страже интересов частной собственности и неизменности законов свободного рынка, и социал-демократов {«левых»), настаивающих на вмешательстве государства в рыночную экономику с целью осуществления более социально ориентированной политики.
В России политический процесс проходит в других экономических и культурных условиях, что привело к формированию иной системы: «власть—оппозиция».
Российские «правые» — это в основном либерал-реформаторы, которые сочетают экономические «правые» и культурно-политические «левые» позиции и являются проводниками социально-экономических реформ. Российские же «левые» представлены в основном социал-патриотами, которые сочетают экономические «левые» и культурно-политические «правые» позиции. Именно коммунисты горой стоят в России на страже государственных ценностей и национальных традиций, доставшихся от социалистического строя. Наконец, в последнее время выявилась еще одна особенность — государственная власть заняла более или менее определенные центристские позиции, полярно противостоящие либерал-реформаторские и социал-патриотические силы заявили о своей оппозиционности. Первые в области государственной политики, вторые заняли «непримиримые» позиции и в политике и в экономике.
Механизм функционирования современной российской оппозиции основан на жесткой конкуренции власти и ряда соперничающих оппозиционных партий, выражающих мнение значительной части общества. Конкуренция происходит во всех сферах жизни общества, но прежде всего на уровне легальной законотворческой деятельности в рамках парламента. Активно используются такие формы, как создание коалиций, блоков различных, часто не вполне по-
569 Раздел 8. Становление новой российской государственности
литических сил. Основными формами деятельности являются агитационная работа, критика соперников в печати, через теледебаты, дискуссии, круглые столы, на митингах, организация забастовок. Противодействие оппозиции власти способно принять настолько острый характер, что может развиться серьезный конфликт, вплоть до применения чрезвычайных мер и вооруженной силы. Главной причиной произошедших трагических конфликтов является недостаток политической культуры и среди власти, и среди оппозиции, и в .целом во всем российском обществе.
Итоги общероссийских и местных выборов показали, что имеет место определенное развитие демократии, наличие известной правовой избирательной культуры населения и его политической активности, появление относительной осторожности в оценке хода реформ, деятельности исполнительной власти и политических программ кандидатов. Главы администраций территорий, избранные прямым голосованием, принадлежат как к правящим партиям, так и в некоторых случаях — к оппозиционным. Независимо от партийных ориентацией, все они получили большие права в решении проблем, но и еще больше повысилась их ответственность. Среди избранных депутатов местных законодательных собраний, как правило, создаются оппозиционные фракции ведущих партий— КПРФ, «Единство», ЛДПР, «Яблоко», а также местных «партий власти». Это является доказательством реального процесса демократизации на региональном и местном уровне власти, приближения к общероссийским процессам. Попытки представить состояние демократии в регионах образцом и навязывать центру провинциальные правила игры, избирать в парламент не политиков, а «беспартийных» хозяйственников, или даже лишить Госдуму политической функции являются не просто наивными, но контрпродуктивными. Это стремление становится тем более опасным, что в ходе избирательной кампании в различных регионах России выявились серьезные сложности, связанные, во-первых, с организацией в отдельных случаях неоправданного досрочного голосования, во-вторых, с предвзятой проверкой подписей избирателей в поддержку кандидатов, в-третьих, с использованием служебных возможностей должностными лицами и руководителями предприятий, в-четвертых, «зажима» кандидатов от оппозиции в СМИ, стремление региональных
История России в вопросах и ответах
властей обеспечить «свое», «карманное* большинство местного парламента и непонимание функции легальной оппозиции как элемента управления и залога стабильности политического положении. Эти проблемы типичны для всей страны: как для областей с «правыми» губернаторами, так и регионов «красно-патриотического пояса».
Институт практически неограниченной президентской власти, формирующей неответственное перед парламентским большинством правительство, по мнению многих политологов, не способствует развитию в России классической представительной демократии н парламентской оппозиции. Отсутствие конституционной ответственности правительства перед парламентом автоматически ставит все фракции Государственной Думы, имеющие принципиальные программы, в положение оппозиции по отношению к Президенту. Кроме того, террористическая война, развязанная в России ультранационалистической исламско-вахха-бистской оппозицией, также не благоприятствует расцвету российской демократии.
Президент Путин, опираясь на думскую фракцию партии «Единство» и близкие к ней депутатские группы, пытается сформировать в Думе и во всей стране устойчивую трехпартийную систему типа: «правые» (СПС-Яблоко) — Центр («Единство» и проч.) — «левые» (КПРФ) при полном доминировании центристских правительственных сил. Судя по всему, регулярная ротация политических партий у власти и в оппозиции через механизм формирования правительства на основе парламентского большинства по-прежнему не предусматривается, хотя принципиально не отрицается. Новый политический режим «власть—оппозиция» эклектически включает в себя черты как авторитаризма, так и либерализма, И Бремя покажет, какие тенденции станут ведущими и системообразующими.
С. А. Кислицын
571 Раздел 8. Становление новой российской государственнват
8.15. Как можно охарактеризовать современную политическую элиту России?
~^г ■■ —■■■-
Изменения в составе и направлениях, формах и методах властно-управленческой деятельности новой политической элиты России, выдвинувшейся в 90-е гг., связаны с общим процессом демократических преобразований.
Перестройка, начатая элитной группой М. Горбачева и частью партийной номенклатуры, подготовила переход от системы программно-целевого политического управления к социально-представительскому, который призван был реализовать социально-экономические интересы разных слоев и групп населения. В этих условиях партийно-номенклатурная система оказалась неэффективной и ненужной.
Переход от партийно-номенклатурной системы к представительской демократии привел, с одной стороны, к освобождению от давления прежней идеологии, а с другой — к частичной потере политического управления, системному кризису общества, распаду союзного государства и активизации социально-групповых и этнических интересов, которые десятилетиями не находили выхода.
На первом этапе этого процесса демократическая система начала складываться как народно-демократическое государство в традиционных советских формах. Однако в последующем под воздействием части прежней номенклатуры, трансформировавшейся в новый элитарный слой и новые социальные группы, произошло преобразование политической системы в узкоэлитарный слой административно-бюрократического типа. Такую систему можно было бы назвать номенклатурно-демократической, поскольку власть, хотя формально и избиралась, но фактически монополизировалась несколькими политическими центрами, между которыми происходила постоянная борьба за перераспределение власти.
В составе новой политической элиты России в 90-е гг. произошли значительные изменения в образовательном, возрастном и профессиональном планах.
Так, Правительство и элита в регионах стали моложе почти на десять лет (по сравнению с элитой 80-х годов XX в.). В то же время парламент постарел на шесть лет, это объяс-
История России в вопросах и ответах
няется лишь искусственным его омоложением в брежневский период. Прекращение квотирования по возрасту осво-бодило высшую законодательную власть страны как от комсомольцев, так и от молодых рабочих и колхозников.
Б. Ельцин приблизил к себе молодых, блестяще образованных городских политиков, экономистов, юристов. Доля «сельчан» в его окружении падает почти в 5 раз (с 58 до 12,5% против брежневской элиты). Даже среди региональных руководителей (самой близкой к селу группы) доля «сельчан* ныне меньше в 2 раза. В целом доля сельских выходцев в элитных слоях упала за последние 10 лет в 2,5 раза.
Элита всегда была одной из самых образованных групп общества. Даже в брежневские времена, когда элита происходила из низких слоев общества, доля тех, кто имел высшее образование, была близка к 100%. Резкий скачок образовательного ценза элиты произошел в современной России. Так, в состав ближайшего окружения Б. Ельцина входили известные ученые, общественные деятели. Президентская команда на 2/3 состояла из докторов наук. Высок был также процент имеющих ученую степень в| правительстве и среди лидеров партий. Отсюда можно сделать вывод: власть в России стала более интеллектуальной.
Изменения затронули не только уровень образования элиты, но и его характер. Брежневская элита была технократической. Подавляющее большинство руководителей партии и государства 80-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяйственное образование. Причем 2/3 брежневской когорты заканчивали провинциальные политехнические вузы. При М. Горбачеве процент технократов снизился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет-роста доли партократов (имеющих высшее политическое или партийное образование). И, наконец, резкое снижение удельного веса лиц, получивших техническое образование, мы видим при Б. Ельцине (почти в 1,5 раза). Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в России, где по-прежнему 70% вузов имеют технический профиль.
Наконец, важнейшим моментом является вопрос о преемственности между старой, номенклатурной элитой и новой политической элитой России. При Л. Брежневе практически
573 Раздел 8. Становление новой российской государственности
невозможно было войти в элиту, минуя номенклатурную лестницу или перескакивая через иерархические ступени.
В постперестроечный период неноменклатурный путь наверх открылся практически для всех субэлитных групп. Половина всех лидеров партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов, четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где лишь 17% оказались свободными от номенклатурного прошлого.
И все же, несмотря на существенные изменения в механизмах рекрутирования, сохраняется существенная преемственность между новой и старой политическими элитами. Особенно это относится к структурам исполнительной власти, в которых основная часть прежней элиты после падения коммунизма сумела не только сохранить свои позиции, но и укрепить их за счет соединения в своих руках власти и собственности.
Оценивая первые результаты смены элит, авторы большого исследования отмечают, что, с одной стороны, масштабы изменений в составе элиты в начале 90-х гг. можно сравнить лишь с масштабами изменений в 30-х гг. Около трети правящей элиты образца 1993 г. состояли в номенклатуре в 1988 г., а две трети — пришли с предноменклатур-ных должностей (заместители руководителей, начальников подразделений в министерствах, ведомствах, на предприятиях и т.п.). С другой — эта «революция заместителей» сохранила преемственность прежней элиты. Придя к власти, онихотя и принесли «новый взгляд» на вещи, но вместе с тем в существенной мере способствовали сохранению и воспроизводству «номенклатурных связей».
После прихода к власти В. 3. Путина начала складываться ноной конфигурация российских политических элит, которая обусловлена не только сменой лидера, но и значительными изменениями внутреннего и внешнего политического порядка Российского государства.
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на значительное восстановление роли и места силовых элементов в составе политических элит. Это связано не только с личностью нового Президента, которому ближе и понятнее, в силу профессионального воспитания, стиль и методы военно-административного характера.
История России в вопросах и ответах
Это также связано, с одной стороны, с существующими геополитическими реалиями и значительной утерей России военно-стратегических ресурсов и прежнего военно-политического имиджа, который сформировался в ходе преодоления традиционных для ее истории угроз безопасности. С другой стороны, речь следует вести о создании долговременных гарантий новому классу собственников, которые в существенной мере создает именно силовая составляющая государственной власти.
Обстановка в государстве после почти 15 лет демилитаризации, разгосударствления, деидеологазации, многочисленных экономических и правовых реформ подошла к той грани, когда и в общественном мнении населения, и в сознании элит однозначно на первые места среди возможных угроз вышли факторы личной, общественной и государственной безопасности и самосохранения. В чем-то эта атмосфера напоминает ту, о которой писал в свое время американский политолог Р. Миллс, имея в виду некий период безмятежного существования США, когда «экономические факторы и политическая атмосфера способствовали в прошлом распространению штатской, развенчивающей оценки военщины как зла, без которого нельзя обойтись, но которое всегда является обузой». Последующий ход событий в США выдвинул военную элиту в состав политической и в дальнейшем представлял и представляет ее в числе наиболее влиятельных компонентов.
Что касается России, то здесь период 15-летнего исключения силового и военно-промышленного влияния на власть является исключением из ее многовековой традиции.
Следует напомнить, что и в имперский, и в советский периоды военно-силовая компонента не только всегда была внушительно представлена в составе высшей и региональной элиты, но и зачастую была законодателем мод. Не претендуя на обстоятельность, а лишь фрагментарно обозначая данную традицию, укажем на следующие фактические моменты. В середине XIX в. половина губернаторов России — генералы, а другая половина — чиновники, служившие ранее в МВД или по линии губернской администрации. В составе исполнительной власти около половины чиновников принадлежали к МВД и министерству юстиции. Не слишком сильно изменилась картина к началу
575 Раздел 8. Становление новой российской государственности
XX в. По данным на 1 января 1903 г. четверть всех губернаторов имели военные чины, а несколько более трети получили военное образование. В составе Государственного Совета в 1903 г. около 40% составляли военные (командиры корпусов и выше). В Комитете Министров их было около 50%.
Советский период в этом отношении может рассматриваться как сформировавший новый военно-промышленно-партократический альянс, в котором шла борьба за большее влияние в государстве среди элитных групп военных, МВД, структур охраны и госбезопасности. По данным Т. П. Кор-жихиной и Ю. Ю. Фигатнер, в составе ЦК КПСС доля военно-силовой составляющей колебалась в разные периоды в пределах 15—30%. Некоторые отступления характерны лишь для «оттепели* и конца перестройки.
Широко были представлены и деятели, получившие военное образование. Что касается современных реалий, то отслеживая рейтинговое распределение, регулярно представляемое «Независимой газетой» относительно ведущих политиков России, следует заметить некоторый рост влияния представителей силовых структур. Они ныне занимают (по численности и позициям) места, сопоставимые с представителями региональной элиты и бизнес-элитой, по-прежнему уступая представительству высшей бюрократии. Думается, что данная компонента теперь будет представлена в политической элите и влияние на стиль и методы управления не замедлит сказаться.
Перераспределение ролей в составе политических элит в пользу военно-силовой составляющей может пойти по нескольким вероятным сценариям: «пиночетовский», «де-голлевский», «имперский». Наиболее вероятным, в силу географических и геополитических реалий и традиций России, видится «имперский» вариант, нацеленный на воссоздание части Российской империи в ее огромных границах. Это делает неизбежным перераспределение политических ролей в элитах сопредельных государств в пользу военно-силовой составляющей.
Укрепление политического положения и авторитета силовой группировки может быть связано также с программой мер по строительству правового государства, с укреплением закона, порядка и ответственности, борьбе с преступностью; популярными и в то же время ожидаемыми видятся
История России в вопросах и ответах
шаги по устаноилению контроля над теневой экономикой, укрепление государственного сектора экономики н частичное перераспределение крупной собственности.
Для укрепления влияния в регионах ресурсы военно-силовой составляющей, включая и часть отставного военно-кадрового корпуса, должны быть задействованы в полной мере.
Новая конфигурация политических элит способна усилить российскую государственность м управляемость общества и вместе с тем укрепить гарантии становления новой социально-экономической системы в России. . По поводу других изменений в конфигурации элит следует подчеркнуть продолжающееся замещение влияния научно-технических и гуманитарных элит информационной элитой. Вместе с тем последняя поставлена в определенные иерархические рамки. С позиций внешней независимости и амбициозности, пожалуй, переведена в ранг «отдела пропаганды». Прежняя претензия на выполнение роли главного субъекта гражданского общества, независимого и неприкасаемого социального критика отставлена политико-административной элитой и конвертирована в инструмент обслуживания власти.
Параллельно аналогичные процессы связаны с местом и ролью гуманитарной интеллигенции. Что касается научно-технической интеллигенции, которая за годы реформ быстро была переведена в ранг субэлитной группы, то, похоже, что приближается время ее возвращения и представительства в элитных группах и околоэлитном окружении.
Наблюдаемые изменения в конфигурации политических элит России во многом связаны с отходом от периода либерально-революционной романтики и прагм атизаци ей политического управления. Эпоха экономических поисков, политических проб и ошибок не оставила новому поколению политиков практически никаких ресурсов, кроме административных.
А. В. Понеделков, А.М. Старостин
577 Раздел 8. Становление новой российской государственности
8.16. Кто такой Владимир Путин
и какой курс он будет проводить в качестве Президента России?
Особая роль президентского института власти в современной России предопределила стремление первого президента Б. Н. Ельцина активно влиять на процесс передачи власти. Естественно, что он был заинтересован в избрании такого политика, который: во-первых, не мог не продолжить начатый курс политических и экономических преобразований; во-вторых, прислушивался бы к его советам и пожеланиям; в-третьих, гарантировал бы достойный уровень материального благосостояния. Выбор преемника был сложным, Б. Ельцин искал, пробовал, менял свои мнения. В этой роли, по мнению печати, побывали премьер-министр В. Черномырдин, вице-премьер Б. Немцов.
По мере приближения президентских выборов и ослабления здоровья президента вопрос о преемнике становился все более серьезным, а после эпопеи с парламентским импичментом, когда стало ясно, что угроза уголовного преследования президента за его решения в отношении Чечни или за события 3—4 октября 1993 г. достаточно серьезна, Президент и его команда стали практически готовить преемника. Ельцин справедливо полагал, что для этого наилучшей стартовой площадкой будет пост премьер-министра, который позволяет контролировать финансовые потоки, средства массовой информации, расстановку кадров, обеспечивать воздействие на региональные власти, которые традиционно в России «опекают» местные избирательные комиссии.
К этому времени стало ясно, что требовался молодой, энергичный, образованный, с опытом руководящей работы, ничем не скомпрометированный преемник. Первым в этом качестве был испробован С. Степашин. Однако, несмотря на все свои старания и личную преданность, Степашин не вызвал в новом качестве особого оптимизма у Ельцина и его окружения. Новый премьер вел себя слишком мягко, не проявляя ожидаемой от него жесткости и решительности.
Утром 9 августа 1999 г. Степашин встретился с Ельциным, который поблагодарил его за хорошую работу и отпра-
19. зак «О
История России в вопросах и ответах
вил в отставку. В середине дня Ельцин выступил по телевидению и сообщил, что знает имя человека, который сможет консолидировать общество, всех тех, кому в XXI в. предстоит обновлять великую Россию. Страна была удивлена — премьер-министром и преемником Ельцина был объявлен мало кому известный Путин. Страна была озадачена — кто такой Путин и почему именно он удостоился такой чести?
Владимир Владимирович Путин родился в Ленинграде 7 октября 1952 г. в рабочей семье, которая ничем особенным не выделялась, если не считать того, что дед будущего Президента длительное время работал поваром на даче Сталина. С 1960 по 1968 г. Володя Путин учился в школе-восьмилетке № 193 на канале Грибоедова в Ленинграде. После 8-го класса он поступил в среднюю школу № 28 — одну из первых спецшкол в стране с химическим уклоном на базе технологического института, которую успешно окончил в 1970 г. Однако его привлекали социально-гуманитарные дисциплины и он поступил на международное отделение юридического факультета Ленинградского государственного университета. Во время учебы активно участвовал в стройотрядах. Однокашники вспоминали, что курс у них подобрался довольно дружный, в основном из иногородних ребят. Они часто устраивали веселые вечеринки в общежитии. Бывал на них и Путин, но все же куда чаше его можно было видеть в библиотеках. С 4-го курса он вообще стал обучаться по индивидуальному плану. Преддипломную практику проходил в транспортной прокуратуре, где расследовал преступления, связанные с воздушным транспортом.
В студенческие годы Владимир Путин успешно занимался ставшими тогда популярными видами борьбы: самбо и дзюдо. Так, в 1974 г. он стал чемпионом Ленинграда по дзюдо, кандидатом в мастера спорта.
В этот период жизни судьба сводит Путина с Анатолием Собчаком, который в дальнейшем сыграл значительную роль в его политической карьере. (Ассистент Собчак читал студентам лекции по хозяйственному праву.) Дипломная работа Путина была на тему: «Принцип наиболее благоприятствующей нации в международном праве». Здесь же в ЛГУ Путин вступил в КПСС И оставался ее членом до фактического запрещения партии в августе 1991 г.
579 Раздел 8. Становтгте новой российской государственности
Закончив в 1975 г. университет, он связал свою жизнь с КГБ. Как Путин вспоминал позднее, главным мотивом при выборе работы были романтические впечатления, навеянные кинофильмами (например, «Щит и мече) и книгами. Он закончил ускоренный курс в высшем учебном заведении разведки СССР — так называемом Краснознаменном «Андроповском» институте, где зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.
После окончания этого учебного заведения В. Путин работал в Первом Главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, которое называлось внешней разведкой, а позднее — Службой внешней разведки РФ. Он специализировался на германоязычных странах (4-й отдел ПГУ КГБ — Австрия, Швейцария, ФРГ, ГДР). Именно в ГДР ему довелось работать длительное время.
По общему мнению, он к этому времени превратился в настоящего специалиста спецслужб и обрел характерные для этой профессии качества. Путин был очень осторожен, не любил принимать быстрых решений, умело дистанцировался от «ненужных» людей, избегал «острых* знакомств и афиширования своей личности.
В целом он был профессионально неприметен и предан системе, исполнителен и дисциплинирован. В то же время обладал хорошей хваткой и умением доводить до конца любое дело, даже самое неприятное, имел «стальные» нервы, прекрасную зрительную память, прилично стрелял, был мастером единоборств. Как и полагается профессиональному разведчику, Путин никогда не злоупотреблял спиртным.
Путин рассказал позднее журналистам, что он понимал неизбежность падения Берлинской стены, но ему как патриоту своей страны было очень жаль утраченных политических позиций СССР в Европе. В своих воспоминаниях Путин подчеркивает, что даже Генри Киссинджер недоумевал, почему Горбачев так резко и скоропалительно «ушел» из Германии, в результате чего возникло очень много новых проблем не только для СССР.
Провалов у кадрового разведчика Путина не было. Тем не менее, вернувшись на родину, он не остается на работе в центральном аппарате КГБ, его назначают на должность помощника ректора университета по международным связям — классическое место для «резервистов» КГБ. В университете Путин вновь сходится со своим бывшим препо-
19"
История России в вопросах и ответах
давателем Собчаком, который в это время становится политиком, яркой «звездой телеэкрана», депутатом-демократом на съездах народных депутатов СССР, а затем — мэром северной столицы.
Вместе с Собчаком Путин работал в первом демократическом Ленсовете, где проявил себя как очень исполнительный, добросовестный и ответственный работник. Когда произошел так называемый августовский путч, Путин вместе с Собчаком выступил на стороне Ельцина. И подал второй рапорт — на увольнение из органов госбезопасности.
Путин внес значительный вклад в избрание Собчака мэром города и стал одним из самых заметных административных деятелей в северной столице. По мнению прессы, квалифицированный аналитик и осторожный политик с чекистским прошлым, Путин спас Собчака от многих ошибочных решений и просчетов.
В марте 1994 г. Владимир Владимирович был назначен также первым заместителем председателя правительства Санкт-Петербурга. В том же году название должности было изменено: первый заместитель мэра Санкт-Петербурга — председатель комитета по внешним связям. Несмотря на усилия Путина и других своих сторонников, Собчак проиграл вторые выборы мэра Санкт-Петербурга своему заместителю — технократу Владимиру Яковлеву. Новый губернатор предлагал Путину как квалифицированному управленцу остаться в новой мэрии, но тот решил разделить политическую судьбу Собчака и отказался работать в новой команде, заявив, что это «будет выглядеть предательством*. Однако в то же время Путин уговорил ряд других хороших профессионалов остаться на работе в мэрии.
В 1996 г. Путин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений*.
После поражения А. Собчака на выборах В. Путин получил приглашение от управляющего делами Президента РФ П. Бородина стать его заместителем. Вскоре он получил новый пост — заместителя главы Администрации Президента и начальника Контрольного управления. Это была уже солидная и самостоятельная должность, позволяющая проявить себя в качестве большого политика. В. Путин, человек с очевидными организаторскими и аппаратными
581 Раздел 8. Становление новой российской государственности
способностями, воспользовался новыми возможностями в полной мере. Он занимался отношениями с регионами, организовывал проверку экономической деятельности губернаторов.
Когда осенью 1997 г. «левые» силы стали грозить Кремлю массовыми акциями протеста, Ельцин решил сменить руководство структур безопасности. Он назначил на поста секретаря Совета Безопасности Путина, а в июле 1998 г. Путин одновременно был назначен директором Федеральной службы безопасности. Хотя Путин был профессиональным разведчиком и службистом, это назначение было явно форсированным. Тем не менее он развернул активную работу по борьбе с крупномасштабной экономической преступностью. В портовых городах России, в Красноярском крае были проведены крупные и достаточно успешные операции по пресечению деятельности криминальных структур. При этом Путин постоянно утверждал свой имидж как демократического функционера вне политики. Поскольку Путин пришел на Лубянку с должности первого заместителя главы Администрации Президента через 10 лет после отставки, то оказалось, что он стал первым гражданским лицом, назначенным на пост руководителя спецслужб.
Подбирая кадры для своей команды, Путин, конечно, имел в виду новую либерально-рыночную парадигму развития, но при этом он стремился соблюсти определенную преемственность с прошлым. 15 июня 1999 г. по случаю 75-летия со дня рождения Ю. Андропова он участвовал в возложении венков на его могилу на Красной площади. В декабре 1999 г. восстановил памятную плиту с барельефом Ю. Андропова на стене здания бывшего КГБ в Москве.
Карьера Путина набирает обороты, и вскоре он возглавил Комиссию при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами Государственной власти субъектов Российской Федерации.
9 августа 1999 г. указом Президента в правительстве была введена еще одна должность — первого заместителя председателя Правительства {третьего по счету) и этим же указом такую должность — получил В. Путин. В тот же день другим указом Президента кабинет Степашина был отправлен в отставку, а В. Путин был назначен временно испол-
История России в вопросах и ответах
няющим обязанности главы правительства. (Такая последовательность назначений объясняется тем обстоятельством, что согласно закону и. о. председателя правительств может быть назначен только первый вице-премьер.)
Была необходима специальная работа по «раскрутке» преемника, создание во многом нового имиджа патриота-государственника, способного предложить более привлекательные для масс идеи, особенно в связи с положением в Чечне и вокруг нее, перехватить лозунги «левой» оппозиции.
Вскоре Путин непосредственно приступил к осуществлению новой политики на Северном Кавказе. Серия взрывов жилых домов в г. Буйнакске, Москве, Волгодонске стала для Путина аргументом в пользу решительного удара по зарвавшимся бандитам.
Именно по его инициативе начавшаяся в Дагестане операция по вытеснению боевиков переросла в операцию по разгрому террористов на территории Чечни. Он подчеркивал, что в Чечне происходил широкомасштабный геноцид по отношению к русскому населению, на который длительное время никто не реагировал. Только число похищенных с российской территории людей составило 2 тысячи. Эксперимент с предоставлением фактически независимой Чечне права избрать своего президента на основе собственной конституции показал, что все это было использовано исключительно для укрепления криминального режима. Возникла острая необходимость немедленной ликвидации этого очага агрессии и террора, и Путин санкционировал начало широкомасштабной войсковой операции.
С целью создания максимально выгодных для Путина условий в избирательной кампании, Б. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке с поста Президента России. Владимир Путин был назначен временно исполняющим обязанности Президента РФ до проведения досрочных выборов. В начале января 2000 г. Путин издал указ об иммунитете первого Президента России и членов его семьи от любых судебных и административных преследований.
25 января 2000 г. Путин стал председателем Совета Содружества Независимых Государств а 15 февраля 2000 г. был зарегистрирован кандидатам в Президенты России. То, что Путин станет президентом, мало у кого вызывало сомнений. Интрига заключалась в другом — победит ли он уже в
583 Раздел 8. Становление новой российской государственности
первом туре? Предвыборные высказывания самого Путина были построены таким образом, что они отвечали интересам большинства центристски настроенного населения, которое устало от либералов, но и не хотело возврата коммунистов. Лидер КПРФ Г. Зюганов мог рассчитывать только на свой традиционный электорат в пределах одной трети голосов. Получив голоса «правых» и центристски настроенных избирателей, Путин достиг победы в первом туре. Примечательно, что в ходе предвыборной кампании Пугин практически ничего не говорил о своей программе, ничего не обешал. И только накануне инаугурации Путин выступает перед региональными избиркомами с речью, которую можно считать его первой реальной декларацией о президентских намерениях. Их отличает некоторая противоречивость: Путин говорит о продолжении политики рыночных либеральных реформ, но вместе с тем подчеркивает необходимость усиления роли государства, укрепления вертикали власти.
С самого начала работа Президента существенно облегчалась тем, что впервые за время постсоветского парламентаризма он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Государственную Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «Народный депутат», а также на демократов, которые всегда голосуют против оппозиционных коммунистов и аграриев.
На пост премьера была предложена кандидатура Михаила Касьянова, которая была одобрена Госдумой. Новое правительство ориентировалось на радикальную праволи-беральную программу, разработанную группой Г. Грефа, была рассчитана на несколько лет и затрагивала все стороны государственной и общественной жизни — от экономики до судебной реформы.
Вскоре Путин осуществил ряд реформ, направленных на укрепление вертикали власти и федерализма. Было создано семь федеральных округов, которые возглавили представители Президента. Семь полпредов были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента. Тут же Путин подписал три демонстративных указа, приостанавливающих действие местных актов Амурской области и Ингушетии и обязующих Башкортостан привести свое законодательство в соответствие с Конституцией России.
Исторг/я России в вопросах и ответах
Совет Федерации поначалу открыто полемизировал с Президентом, критиковал федеративную реформу, но вскоре согласился с предложениями Президента, тем более, что Путин в ряде вопросов шел навстречу губернаторам. Од* га-ко региональные лидеры в целом лишились стратегически важной общефедеральной политической функции непосредственного Давления на некоторые элементы федераль-ной исполнительной власти. Путин добился своего и укрепил вертикаль исполнительной власти.
Другой важнейшей задачей Путина было укрепление международных позиций России. 14 апреля 2000 г Дума под давлением Президента ратифицировала договор СНВ-2 288 голосами (против — коммунисты и аграрии). Во многом символическая ратификация формулирует новую внешнеполитическую доктрину, кроме того — впервые демонстрирует доминирование в Думе некоммунистического большинства.
Летом 2000 г. Президент и правительство проводят через Думу налоговую реформу, предусматривавшую установление единой ставки подоходного налога.
В целом анализ шагов Президента за первый год его работы показывает, что Путин готов подтвердить свои заявления реальными действиями, что на фоне прежних президентов и премьеров выглядит весьма эффектно. В результате молодой и энергичный Президент сохраняет свою высокую популярность среди российского населения, которому надоели криминальный беспредел, воровство чиновников, бесхозяйственность. Рейтинг Путина остается высоким по сей день, несмотря на резкую критику со стороны некоторых СМИ. На него продолжают делать ставку правые и правоцентристские силы, финансовая олигархия, все новые собственники, боящиеся пересмотра итогов приватизации. Наконец, на него некоторое время рассчитывала часть левоцентристских сил, положительно оценивших государственническую позицию Президента.
Путин обосновал важность создания новой общенациональной системы ориентиров, которые должны ликвидировать идеологический вакуум. В основе этой системы должен находится патриотизм в самом широком смысле этого понятия. По мысли Путина, общенациональная стратегия заключаемся в одном — Россия должна стать вновь великой державой. Строя демократическое и европейское государство, надо обязательно учитывать менталитет нации, в ко-
585 Раздел 8. Становление повой российской государственности
тором заложено то, что Россия всегда была сверхцентрализованным государством. Для достижения экономического роста и консолидации российского общества, указывает Путин, необходимо решить проблему духовности, нравственности, укоренить в общественном сознании патриотизм, державность, государственничество, социальную солидарность. Патриотизм — это источник мужества, стойкости, силы народа. Государственничество — это усиление государственной власти, это опора российской нации. Державность — историческая характеристика российского самосознания, способность к мировому лидерству в сфере высоких технологий, эффективности вооруженных сил. Президент убежден в том, что новая государственная идея или идеология родится как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими, выдержавшими испытание временем.
Дальнейшая судьба Путина как Президента зависит от двух факторов — решения самых важных социально-экономических проблем и окончательного решения чеченской проблемы. Пока в этих сферах не произошло кардинального перелома негативных тенденций.
В этих условиях Путин продолжает демонстрировать политическую активность. В 2001 г. он добивается принятия Думой нового Закона о партиях, активно занимается внешнеполитической деятельностью. Предпринимаются попытки как-то смягчить последствия ельцинского варианта реформ (повышение пенсий). Много времени и сил у Президента уходит на текущие дела: «дебаты о свободе печати», участие в решении конкретных социально-экономических проблем, в различных внешнеполитических мероприятиях. И нет ясного ответа на главный, жизненно важный для страны вопрос — удастся ли совместить рыночный либерализм с укреплением роли государства и вертикали власти?
История России в вопросах и ответах
3.17. Как осуществлялось социально-экономическое развитие России в постсоветский период?
После событий августа 1991 г. и развала СССР суверенная Россия оказалась перед необходимостью последовательных экономических реформ. Новое российское руководство настаивало на необходимости развития либерально-рыночных отношений. В октябре 1991 г. на V съезде народных депутатов Президент Б. Н. Ельцин представил программу экономических преобразований на 1992 г. Несмотря на совершенно определенную антисоциалистическую ориентацию, доклад носил внешне подчеркнуто неидеологизиро-ванный характер. Президент не использовал понятий «социализме и «капитализм» и заверял, что от рыночных радикальных реформ выиграют все.
Авторами программы либеральных экономических преобразований были молодые экономисты-реформаторы Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, ставшие членами нового правительства. Главой правительства оставался сам Президент, намеривавшийся своим авторитетом прикрыть малоизвестных и малоопытных в управлении министров, среди которых выделялся сторонник «шокотерапии» Е. Гайдар. Он считал, что для быстрого перехода от командно-административной системы к рыночной экономике необходим одномоментный запуск всех рыночных механизмов без каких-либо ограничений и социальной защиты трудящихся. Для преодоления экономического кризиса, по его мнению, нужно было полностью положиться на рынок, отказавшись от ведущей, регулирующей роли государства.
Первая реформа — либерализация (отпуск) цен привела к неожиданным результатам. Рост цен прогнозировался примерно в 3 раза, но в условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли в 10 раз. В сравнении с этим запланированное повышение зарплаты на 70% оказалось неэффективным. Условия жизни большинства населения резко ухудшились. В Верховном Совете РСФСР стала нарастать оппозиция монетаристскому курсу правительства. Более половины его состава перешло в ряды противников прави-
587 Раздел 8. Становление новой российской государственности
тельства и вместе с консервативным крылом депутатов образовали оппозиционное большинство.
Учитывая рост недовольства реформами, правительство вынуждено было признать просчеты в своей политике и принять меры по усилению социальной защиты населения. Правительство взяло курс на создание широкой поддержки преобразований в обществе за счет превращения широкой массы россиян в «средний класс» — собственников и акционеров приватизированных предприятий. Министерство по приватизации — Госкомимущество разработало несколько вариантов разгосударствления экономики. Согласно одному из них, каждый россиянин получал приватизационный чек стоимостью 10 тыс. руб. (стоимость двух «Волг»), который якобы можно вложить в конкретное предприятие или инвестиционный фонд, получая проценты от прибыли, либо продать. По замыслу правительства, ваучерная приватизация должна была нейтрализовать негативные последствия радикальных реформ и привлечь большинство россиян на сторону правительства. Именно этот вариант и стал осуществляться, несмотря на сопротивление парламента этой спекулятивной акции, преследовавшей скрытую цель — передать собственность в руки активных скупщиков ваучеров из числа растущей новой русской буржуазии.
Ареной главной схватки вокруг планов и действий правительства стал VII съезд народных депутатов, когда большинство депутатов в жесткой форме потребовало отставки Гайдара и правительства. Ельцин покинул съезд и призвал сделать это своих сторонников, но их оказалось меньшинство. Большинство съезда обратилось к населению с обвинением Ельцина в превышении конституционных полномочий и попытке уничтожения законодательной ветви власти. Инициативу по разрешению кризиса взял на себя председатель Конституционного Суда В. Зорькин. В ходе достигнутого тогда компромисса съезд признал право Президента иметь своего премьер-министра, а Ельцин согласился предложить съезду для голосования не одну, а три кандидатуры на этот пост, по которым съезд провел мягкое рейтинговое голосование. Затем президент выбрал из числа поддержанных претендентов кандидатуру В. Черномырдина, который и возглавил на 6 лет правительство. Однако надежды депутатов на то, что опытный министр-хозяй-
История России в вопросах и ответах
ственник сдержит пыл молодых радикалов-реформаторов, не оправдались.
1993 г. начался для правительства с обнародования новой программы. В ней не содержалось альтернатиз гайдаровскому курсу. Принципиальный подход к «лечению» экономики оставался прежним: это был монетаристский подход, предлагавший в качестве главной меры по выходу из кризиса финансовую стабилизацию и создание стихийного механизма саморегулирования экономики без участия государства.
Результаты такой политики оказались глубоко противоречивыми. Пропагандисты правительственных реформ считали позитивным результатом, что им удались сдвинуть с мертвой точки введение в России нерегулируемого рынка, возродить класс крупных собственников. Критики реформ обращали внимание на чрезвычайно высокую социальную цену этого успеха, превращение 75% населения в граждан с минимальным и запредельно низким уровнем материального обеспечения, а России в целом — в страну нищих с 10%-ной группой богатых граждан. Однако большинство не высказывало возмущения, искренне надеясь перейти в будущем в средний класс с соответствующим уровнем жизни.
Опираясь на это широко распространенное мнение, Ельцин предпринял попытку «реабилитировать» Е. Гайдара, назвав главной причиной очевидной неудачи либеральной реформы — сопротивление законодательной власти. Он предложил провести референдум по вопросу о доверии Президенту и его курсу. 25 апреля референдум принес Президенту успех: 58,7% принявших участие в голосовании высказалась за доверие и 53,7% одобрили социально-экономическую политику. Это дало Президенту моральное право продолжать реформы, которые в корне изменили не только ситуацию в народном хозяйстве, но и фактически сформировали новый социально-экономический строй по западному образцу.
Главное и бесспорное достижение радикальных реформаторов — это ликвидация товарного дефицита и ликвидация очередей за счет резкого роста цен и снижения уровня заработной платы при общем снижении уровня отечественного производства. Другой результат реформаторской политики — быстрое становление рыночной конкурентной инфраструктуры, необходимой для нормального функцио-
589 Раздел 8. Становление новой российской государственности
нировапия экономического организма страны в условиях международного окружения стран с рыночной экономикой. Это были коммерческие банки, товарные биржи, валютный рынок, страховые компании, пенсионные фонды. Глубоким сдвигом стало бурное развитие частного сектора в экономике — частного предпринимательства. Реформаторы предприняли попытку привлечь в экономику иностранный капитал путем проведения политики «открытых дверей» для инвестиций. Естественно, что все эти факторы заметно изменили умонастроения (менталитет) определенной части активного населения на всех уровнях возникшей социальной лестницы. В каждой стране имеется до 5% граждан, способных, в принципе, заниматься бизнесом за счет личной инициативы и предпринимательства. Несмотря на отсутствие в России рыночного мышления у подавляющего большинства населения, здесь также началось формирование слоя предпринимателей.
Вместе с тем все бесспорные преобразования сопровождались негативными последствиями, которые признаются правительством и прессой. К ним относятся: 1. Обесценивание сбережений населения в сберкассах и предприятий в банках в первые месяцы 1992 г. Это имело удручающий морально-психологический эффект, превративший часть людей в противников реформ, и способствовало углублению кризиса. В условиях отсутствия средств у населения проведенная Чубайсом приватизация превратилась в раздачу госсобственности за минимальные суммы чиновным и криминальным кланам. 2. Обострение большинства социальных проблем, таких как массовая открытая и скрытая безработица, хронические невыплаты заработной платы, падение жизненного уровня большинства населения. По признанию западных исследователей, разрыв в доходах населения в России сегодня значительно больше, чем в США. Если в США средний класс составляет около 75%, то в России — 10—15%, причем из него выпали интеллигенция и квалифицированные рабочие. 3. Отказ от серьезной финансовой поддержки духовной сферы — науки, образования, культуры, составляющих подлинное и бесспорное богатство, накопленное страной за все предшествующие этапы развития. Массовый характер приняла «утечка мозгов» за границу, особенно представителей естественных и технических наук. Однако в конце 1990-х гг. эта ситуация стала
История Рпссии в вопросах и ответах
постепенно выправляться квалифицированными усилиями администрации нового президента В. В. Путина и правительства М. М. Касьянова.
В целом, страна вступила в принципиально новый этап своего развития, который может привести к определенным позитивным результатам при условии высококвалифицированного политического научного руководства со стороны нового правительства.
И. Г. Кислицына
8.18. Каковы основные направления
государственного регулирования экономики России?
Острый социально-экономический кризис, с которым столкнулись многие страны Восточной Европы, включая Российскую Федерацию, в 80-х гг. потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты)-
Рыночная экономика является результатом длительного исторического развития, которое предполагает формирование соответствующей инфраструктуры и правовой базы. Должны произойти глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений.
Для эффективного функционирования рыночной экономики необходим ряд условий. Во-первых, это максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя).
Во-вторых, полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на равноправие всех видов собственности, включая частную. Смысл собственности в том и состоит, чтобы ясно определить, кто несет имущественную ответственность за результаты хозяйствования, а для этого необходимо избавить государство от несвойственных ему функций.
591 Раздел 8- Сттшноаление новой российской государственности
В-третьих, это здоровая конкуренция товаропроизводителей. В идеале конкуренция — это важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности. Она требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства. На рынке должно быть достаточно производителей каждого вида товаров. Государству требуется поддерживать конкуренцию путем предупреждения монополистической практики.
Данные условия создаются в ходе глубинных преобразований в отношениях собственности, замены планового механизма хозяйствования на рыночный. Разгосударствление экономики и трансформация отношений собственности обеспечат свободу хозяйственной деятельности, независимость и экономическую ответственность производителей.
Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами. Это определение целей реформирования для экономики в целом и для данного конкретного предприятия, выбор способов и приоритетов, поиск наименее болезненных путей перехода к рынку.
Корни многих сегодняшних проблем (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие — монополизм и техническую отсталость.
На современном этапе реформ стало ясно , что переход от административно-командной к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. В России полустихийный переход к рынку длится всего около десяти лет, причем для руководства оказалось очень сложной проблема очередности шагов экономической реформы. Приватизация и демонополизация, структурная перестройка, интеграция в мировую экономику, формирование конкурентной среды, — длительные процессы. Либерализация цен образует предпосылку их успешного протекания, более того, подталкивает к их ускорению. Уже поэтому указанные процессы не могут реально стать предпосылкой либерализации цен. В России либерализация цен была проведена в форме так называемой «шоковой терапии», т. е. ликвидация в ограниченные сроки так называемого «денежного навеса» и переход к структуре цен миро-
История России в вопросах и ответах
вого рынка; обеспечение частичной конвертируемости валют; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика; быстрая приватизация.
Эффективной «шоковая терапия» может быть только при условии проведения успешной институциональной и структурной политики, способной снизить социальную цену реформ. Однако «шоковая терапия» началась с такой либерализации цен, которая в начале переходного периода привела в их резкому росту. Предприятия и население несли тяготы по сокращению дефицита бюджета, избыточной эмиссии денег. Реформа привела к банкротству предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которые при новых ценах не могли сохраниться. Обанкротившиеся государственные предприятия пошли с аукциона, однако это не способствовало росту инвестиций. Стало очевидным, что в таком виде данную схему в России применить было нельзя, так как либерализация цен и приватизация как долговременные процессы должны протекать параллельно, а не последовательно. Этап выявления несостоятельных предприятий и их продажи с аукциона начался спустя три года после объявления широкомасштабной приватизации. Институциональная политика должна включать регулирование возникновения и развития социально-экономических субъектов рынка, в том числе и банков, инвестиционных компаний, холдингов, ФПГ, страховых компаний и т. п. Институциональные изменения происходят и на уровне предприятия: коммерциализация, акционирование, демонополизация. Целью структурной политики является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Центр тяжести при ее осуществлении переносится на техническую реконструкцию, регулирование сокращения производства в одних отраслях и роста в других. Структурная и инвестиционная политика слабо реализуются в условиях высокой инфляции. Капитальные вложения в первые годы рыночных реформ сводятся к минимуму.
Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру. Разве можно всерьез рассчитывать на деловую активность, не имея инфор-
593 Раздел 8. Становление повой российскойгосударственности
мационной индустрии, развитой сферы рекламы, систем сертификации или инструментов защиты от возможных посягательств недобросовестных партнеров?
Социальная политика в период рыночных реформ должна отражать приоритеты в отношениях с различными слоями населения. Особое внимание уделяется детям, пенсионерам, инвалидам, безработным, уволенным в запас военнослужащим, вынужденным и добровольным мигрантам. Граждане должны иметь необходимую степень социальной защищенности. Система социальной поддержки может позволить населению пережить переходный период, приспособиться крыночным отношениям. Среди элементов этой системы — индексация доходов, пособия по безработице, новая организация трудоустройства и переподготовки, целевые дотации уязвимым слоям населения.
Реформа ценообразования предполагает введение свободных цен и их доминирование в большинстве секторов экономики. Государственное регулирование цен сводится к минимуму, определяемому социальными требованиями. Оно остается там, где рынокдолжным образом не срабатывает.
На рынке цены формируются под воздействием спроса и предложения. Механизм свободного ценообразования сориентирует производителей, что, в каком количестве и как следует производить, на каких рынках продавать. В результате предприятия избавляются от огромных потерь и растранжиривания ресурсов, преодолевается дефицит.
Постепенно платежеспособный спрос потребителей превращается в регулятор производства. Это свидетельство усиления рыночных начал в экономике. Становится все сложнее переносить любое удорожание затрат на цену готовой продукции, т. е. перекладывать на плечи потребителей.
Либерализация цен не означает, что не остается места контролю над ценами на ряд товаров. Например, над ценами предприятий-монополистов. Регулируется также ряд тарифов на коммунальные услуги. Укрепление рыночной дисциплины цен означает борьбу с ценовой дискриминацией (продажей различным покупателям по неодинаковым ценам), усиление ответственности за соблюдение условий контракта, введение в ряде случаев обязательного предварительного декларирования цен.
История России в вопросах и ответах
Рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Через финансовый механизм государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности.
Финансовая реформа предполагала сокращение дефицита государственного бюджета, нормализацию кредитного фонда, «связывание» избыточных наличных и безналичных денег. Она включала проведение бюджетно-налоговой (фискальной) и денежно-кредитной политики.
Государственная система финансовых учреждений в 1992—1994 гг. была постепенно преобразована в двухуровневую банковскую структуру: «государственный центральный банк — независимые коммерческие банки». Она создавалась как сверху: бывшие государственные банки превращались в финансовые «империи*, так и снизу: частные фирмы и граждане создавали новые коммерческие банки. Деятельность банков характеризуется высокой иеной кредитов, сокращением сроков кредитования, развитием валютных операций.
Центральной проблемой настоящего и будущего финансовой стабилизации остается инфляция. Одолеть инфляцию невозможно без сокращения бюджетного дефицита. Бюджет 2001 г. впервые был принят как бездефицитный. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и такие неналоговые поступления, как доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли.
Расходы государственного бюджета направляются на покрытие затрат на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, соответствующие субсидии местным бюджетам; затрат на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ.
Другими статьями расходов являются затраты на вооружение и материальное обеспечение внешней политики и административно-управленческие расходы, направляемые на содержание правительственных органов, полиции, юстиции .
595 Раздел 8. Становление новой российской государственности
Среди проблем, осложняющих финансовую стабилизацию, особое место занимал в 90-е гг. кризис неплатежей. Неплатежи парализуют деятельность предприятий. Их работники не получают вовремя заработную плату. Основным методом преодоления неплатежей является проведение оздоровления отдельных предприятий и структурная перестройка экономики в целом.
Приватизация стала ядром институциональной реформы, в ходе которой формируется новая организационно-экономическая структура предпринимательства и само предпринимательство как экономический феномен. Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991—1995 гг.) являлись: приоритет политических целей процесса; введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики в настоящее время будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации; ее инвестиционная направленность; индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).