С. А. Кислицын, А, В. Паршин

Г


История России в вопросах и ответах

конкретному обществу, В таком контексте «правые» — это почвенники, консерваторы, традиционалисты, патриоты, лица их обращены к прошлому. «Левые» в данном плане на­целены на изменение, на утопический идеал, на отказ от от­жившего старого в пользу будущего нового; они олицетво­ряют силы реформации, революции, прогресса.

Классическая западная модель (республиканцы и демо­краты в США, консерваторы и лейбористы в Великобрита­нии, ХДС и СДПГ в Германии) предполагает противостояние двух основных политических сил: либеральных консерваторов («правых»), стоящих на страже интересов частной собствен­ности и неизменности законов свободного рынка, и соци­ал-демократов {«левых»), настаивающих на вмешательстве государства в рыночную экономику с целью осуществления более социально ориентированной политики.

В России политический процесс проходит в других эко­номических и культурных условиях, что привело к форми­рованию иной системы: «власть—оппозиция».

Российские «правые» — это в основном либерал-рефор­маторы, которые сочетают экономические «правые» и куль­турно-политические «левые» позиции и являются провод­никами социально-экономических реформ. Российские же «левые» представлены в основном социал-патриотами, ко­торые сочетают экономические «левые» и культурно-поли­тические «правые» позиции. Именно коммунисты горой стоят в России на страже государственных ценностей и на­циональных традиций, доставшихся от социалистического строя. Наконец, в последнее время выявилась еще одна осо­бенность — государственная власть заняла более или менее определенные центристские позиции, полярно противосто­ящие либерал-реформаторские и социал-патриотические силы заявили о своей оппозиционности. Первые в области государственной политики, вторые заняли «непримири­мые» позиции и в политике и в экономике.

Механизм функционирования современной российской оппозиции основан на жесткой конкуренции власти и ряда соперничающих оппозиционных партий, выражающих мнение значительной части общества. Конкуренция проис­ходит во всех сферах жизни общества, но прежде всего на уровне легальной законотворческой деятельности в рамках парламента. Активно используются такие формы, как со­здание коалиций, блоков различных, часто не вполне по-


569 Раздел 8. Становление новой российской государственности

литических сил. Основными формами деятельности явля­ются агитационная работа, критика соперников в печати, через теледебаты, дискуссии, круглые столы, на митингах, организация забастовок. Противодействие оппозиции вла­сти способно принять настолько острый характер, что мо­жет развиться серьезный конфликт, вплоть до применения чрезвычайных мер и вооруженной силы. Главной причиной произошедших трагических конфликтов является недоста­ток политической культуры и среди власти, и среди оппо­зиции, и в .целом во всем российском обществе.

Итоги общероссийских и местных выборов показали, что имеет место определенное развитие демократии, нали­чие известной правовой избирательной культуры населения и его политической активности, появление относительной осторожности в оценке хода реформ, деятельности испол­нительной власти и политических программ кандидатов. Главы администраций территорий, избранные прямым го­лосованием, принадлежат как к правящим партиям, так и в некоторых случаях — к оппозиционным. Независимо от партийных ориентацией, все они получили большие права в решении проблем, но и еще больше повысилась их ответ­ственность. Среди избранных депутатов местных законода­тельных собраний, как правило, создаются оппозиционные фракции ведущих партий— КПРФ, «Единство», ЛДПР, «Яблоко», а также местных «партий власти». Это является доказательством реального процесса демократизации на региональном и местном уровне власти, приближения к общероссийским процессам. Попытки представить состо­яние демократии в регионах образцом и навязывать цент­ру провинциальные правила игры, избирать в парламент не политиков, а «беспартийных» хозяйственников, или даже лишить Госдуму политической функции являются не про­сто наивными, но контрпродуктивными. Это стремление становится тем более опасным, что в ходе избирательной кампании в различных регионах России выявились серьез­ные сложности, связанные, во-первых, с организацией в отдельных случаях неоправданного досрочного голосова­ния, во-вторых, с предвзятой проверкой подписей избира­телей в поддержку кандидатов, в-третьих, с использовани­ем служебных возможностей должностными лицами и руководителями предприятий, в-четвертых, «зажима» кан­дидатов от оппозиции в СМИ, стремление региональных


История России в вопросах и ответах

властей обеспечить «свое», «карманное* большинство ме­стного парламента и непонимание функции легальной оп­позиции как элемента управления и залога стабильности политического положении. Эти проблемы типичны для всей страны: как для областей с «правыми» губернаторами, так и регионов «красно-патриотического пояса».

Институт практически неограниченной президентской власти, формирующей неответственное перед парламент­ским большинством правительство, по мнению многих по­литологов, не способствует развитию в России классичес­кой представительной демократии н парламентской оппозиции. Отсутствие конституционной ответственности правительства перед парламентом автоматически ставит все фракции Государственной Думы, имеющие принципиаль­ные программы, в положение оппозиции по отношению к Президенту. Кроме того, террористическая война, развязан­ная в России ультранационалистической исламско-вахха-бистской оппозицией, также не благоприятствует расцвету российской демократии.

Президент Путин, опираясь на думскую фракцию партии «Единство» и близкие к ней депутатские группы, пытается сформировать в Думе и во всей стране устойчи­вую трехпартийную систему типа: «правые» (СПС-Ябло­ко) — Центр («Единство» и проч.) — «левые» (КПРФ) при полном доминировании центристских правительственных сил. Судя по всему, регулярная ротация политических партий у власти и в оппозиции через механизм формиро­вания правительства на основе парламентского большин­ства по-прежнему не предусматривается, хотя принци­пиально не отрицается. Новый политический режим «власть—оппозиция» эклектически включает в себя черты как авторитаризма, так и либерализма, И Бремя покажет, ка­кие тенденции станут ведущими и системообразующими.

С. А. Кислицын


571 Раздел 8. Становление новой российской государственнват

8.15. Как можно охарактеризовать современную политическую элиту России?

~^г ■■ —■■■-

Изменения в составе и направлениях, формах и методах властно-управленческой деятельности новой политической элиты России, выдвинувшейся в 90-е гг., связаны с общим процессом демократических преобразований.

Перестройка, начатая элитной группой М. Горбачева и частью партийной номенклатуры, подготовила переход от системы программно-целевого политического управления к социально-представительскому, который призван был реализовать социально-экономические интересы разных слоев и групп населения. В этих условиях партийно-номен­клатурная система оказалась неэффективной и ненужной.

Переход от партийно-номенклатурной системы к пред­ставительской демократии привел, с одной стороны, к ос­вобождению от давления прежней идеологии, а с другой — к частичной потере политического управления, системно­му кризису общества, распаду союзного государства и ак­тивизации социально-групповых и этнических интересов, которые десятилетиями не находили выхода.

На первом этапе этого процесса демократическая систе­ма начала складываться как народно-демократическое го­сударство в традиционных советских формах. Однако в последующем под воздействием части прежней номенкла­туры, трансформировавшейся в новый элитарный слой и новые социальные группы, произошло преобразование по­литической системы в узкоэлитарный слой административ­но-бюрократического типа. Такую систему можно было бы назвать номенклатурно-демократической, поскольку власть, хотя формально и избиралась, но фактически мо­нополизировалась несколькими политическими центрами, между которыми происходила постоянная борьба за пере­распределение власти.

В составе новой политической элиты России в 90-е гг. произошли значительные изменения в образовательном, возрастном и профессиональном планах.

Так, Правительство и элита в регионах стали моложе по­чти на десять лет (по сравнению с элитой 80-х годов XX в.). В то же время парламент постарел на шесть лет, это объяс-


История России в вопросах и ответах

няется лишь искусственным его омоложением в брежневс­кий период. Прекращение квотирования по возрасту осво-бодило высшую законодательную власть страны как от ком­сомольцев, так и от молодых рабочих и колхозников.

Б. Ельцин приблизил к себе молодых, блестяще образо­ванных городских политиков, экономистов, юристов. Доля «сельчан» в его окружении падает почти в 5 раз (с 58 до 12,5% против брежневской элиты). Даже среди региональ­ных руководителей (самой близкой к селу группы) доля «сельчан* ныне меньше в 2 раза. В целом доля сельских выходцев в элитных слоях упала за последние 10 лет в 2,5 раза.

Элита всегда была одной из самых образованных групп общества. Даже в брежневские времена, когда элита проис­ходила из низких слоев общества, доля тех, кто имел выс­шее образование, была близка к 100%. Резкий скачок об­разовательного ценза элиты произошел в современной России. Так, в состав ближайшего окружения Б. Ельцина входили известные ученые, общественные деятели. Прези­дентская команда на 2/3 состояла из докторов наук. Высок был также процент имеющих ученую степень в| правитель­стве и среди лидеров партий. Отсюда можно сделать вывод: власть в России стала более интеллектуальной.

Изменения затронули не только уровень образования элиты, но и его характер. Брежневская элита была технок­ратической. Подавляющее большинство руководителей партии и государства 80-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяйственное образование. Причем 2/3 бреж­невской когорты заканчивали провинциальные политехни­ческие вузы. При М. Горбачеве процент технократов сни­зился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет-роста доли партократов (имеющих высшее политическое или партийное образование). И, наконец, резкое снижение удельного веса лиц, получивших техническое образование, мы видим при Б. Ельцине (почти в 1,5 раза). Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в России, где по-прежнему 70% вузов имеют технический профиль.

Наконец, важнейшим моментом является вопрос о преем­ственности между старой, номенклатурной элитой и новой политической элитой России. При Л. Брежневе практически


573 Раздел 8. Становление новой российской государственности

невозможно было войти в элиту, минуя номенклатурную ле­стницу или перескакивая через иерархические ступени.

В постперестроечный период неноменклатурный путь наверх открылся практически для всех субэлитных групп. Половина всех лидеров партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов, четверть президентской команды и прави­тельства никогда в прошлом не были в составе номенкла­туры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась ре­гиональная элита, где лишь 17% оказались свободными от номенклатурного прошлого.

И все же, несмотря на существенные изменения в меха­низмах рекрутирования, сохраняется существенная преем­ственность между новой и старой политическими элитами. Особенно это относится к структурам исполнительной вла­сти, в которых основная часть прежней элиты после паде­ния коммунизма сумела не только сохранить свои позиции, но и укрепить их за счет соединения в своих руках власти и собственности.

Оценивая первые результаты смены элит, авторы боль­шого исследования отмечают, что, с одной стороны, мас­штабы изменений в составе элиты в начале 90-х гг. можно сравнить лишь с масштабами изменений в 30-х гг. Около трети правящей элиты образца 1993 г. состояли в номен­клатуре в 1988 г., а две трети — пришли с предноменклатур-ных должностей (заместители руководителей, начальников подразделений в министерствах, ведомствах, на предприя­тиях и т.п.). С другой — эта «революция заместителей» со­хранила преемственность прежней элиты. Придя к власти, онихотя и принесли «новый взгляд» на вещи, но вместе с тем в существенной мере способствовали сохранению и воспроизводству «номенклатурных связей».

После прихода к власти В. 3. Путина начала складывать­ся ноной конфигурация российских политических элит, которая обусловлена не только сменой лидера, но и значи­тельными изменениями внутреннего и внешнего полити­ческого порядка Российского государства.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на значи­тельное восстановление роли и места силовых элементов в составе политических элит. Это связано не только с лично­стью нового Президента, которому ближе и понятнее, в силу профессионального воспитания, стиль и методы воен­но-административного характера.


 
 

История России в вопросах и ответах

Это также связано, с одной стороны, с существующими геополитическими реалиями и значительной утерей России военно-стратегических ресурсов и прежнего военно-поли­тического имиджа, который сформировался в ходе преодо­ления традиционных для ее истории угроз безопасности. С другой стороны, речь следует вести о создании долговре­менных гарантий новому классу собственников, которые в существенной мере создает именно силовая составляющая государственной власти.

Обстановка в государстве после почти 15 лет демилита­ризации, разгосударствления, деидеологазации, многочис­ленных экономических и правовых реформ подошла к той грани, когда и в общественном мнении населения, и в со­знании элит однозначно на первые места среди возможных угроз вышли факторы личной, общественной и государ­ственной безопасности и самосохранения. В чем-то эта ат­мосфера напоминает ту, о которой писал в свое время аме­риканский политолог Р. Миллс, имея в виду некий период безмятежного существования США, когда «экономические факторы и политическая атмосфера способствовали в про­шлом распространению штатской, развенчивающей оцен­ки военщины как зла, без которого нельзя обойтись, но которое всегда является обузой». Последующий ход собы­тий в США выдвинул военную элиту в состав политичес­кой и в дальнейшем представлял и представляет ее в числе наиболее влиятельных компонентов.

Что касается России, то здесь период 15-летнего исклю­чения силового и военно-промышленного влияния на власть является исключением из ее многовековой тради­ции.

Следует напомнить, что и в имперский, и в советский периоды военно-силовая компонента не только всегда была внушительно представлена в составе высшей и региональ­ной элиты, но и зачастую была законодателем мод. Не пре­тендуя на обстоятельность, а лишь фрагментарно обозна­чая данную традицию, укажем на следующие фактические моменты. В середине XIX в. половина губернаторов Рос­сии — генералы, а другая половина — чиновники, служив­шие ранее в МВД или по линии губернской администра­ции. В составе исполнительной власти около половины чиновников принадлежали к МВД и министерству юсти­ции. Не слишком сильно изменилась картина к началу


575 Раздел 8. Становление новой российской государственности

XX в. По данным на 1 января 1903 г. четверть всех губерна­торов имели военные чины, а несколько более трети полу­чили военное образование. В составе Государственного Со­вета в 1903 г. около 40% составляли военные (командиры корпусов и выше). В Комитете Министров их было около 50%.

Советский период в этом отношении может рассматри­ваться как сформировавший новый военно-промышленно-партократический альянс, в котором шла борьба за большее влияние в государстве среди элитных групп военных, МВД, структур охраны и госбезопасности. По данным Т. П. Кор-жихиной и Ю. Ю. Фигатнер, в составе ЦК КПСС доля во­енно-силовой составляющей колебалась в разные периоды в пределах 15—30%. Некоторые отступления характерны лишь для «оттепели* и конца перестройки.

Широко были представлены и деятели, получившие во­енное образование. Что касается современных реалий, то отслеживая рейтинговое распределение, регулярно пред­ставляемое «Независимой газетой» относительно ведущих политиков России, следует заметить некоторый рост влия­ния представителей силовых структур. Они ныне занима­ют (по численности и позициям) места, сопоставимые с представителями региональной элиты и бизнес-элитой, по-прежнему уступая представительству высшей бюрократии. Думается, что данная компонента теперь будет представле­на в политической элите и влияние на стиль и методы уп­равления не замедлит сказаться.

Перераспределение ролей в составе политических элит в пользу военно-силовой составляющей может пойти по нескольким вероятным сценариям: «пиночетовский», «де-голлевский», «имперский». Наиболее вероятным, в силу географических и геополитических реалий и традиций Рос­сии, видится «имперский» вариант, нацеленный на воссоз­дание части Российской империи в ее огромных границах. Это делает неизбежным перераспределение политических ролей в элитах сопредельных государств в пользу военно-силовой составляющей.

Укрепление политического положения и авторитета силовой группировки может быть связано также с програм­мой мер по строительству правового государства, с укрепле­нием закона, порядка и ответственности, борьбе с преступ­ностью; популярными и в то же время ожидаемыми видятся


История России в вопросах и ответах

шаги по устаноилению контроля над теневой экономикой, укрепление государственного сектора экономики н частич­ное перераспределение крупной собственности.

Для укрепления влияния в регионах ресурсы военно-силовой составляющей, включая и часть отставного воен­но-кадрового корпуса, должны быть задействованы в пол­ной мере.

Новая конфигурация политических элит способна уси­лить российскую государственность м управляемость обще­ства и вместе с тем укрепить гарантии становления новой социально-экономической системы в России. . По поводу других изменений в конфигурации элит сле­дует подчеркнуть продолжающееся замещение влияния научно-технических и гуманитарных элит информационной элитой. Вместе с тем последняя поставлена в определенные иерархические рамки. С позиций внешней независимости и амбициозности, пожалуй, переведена в ранг «отдела пропа­ганды». Прежняя претензия на выполнение роли главного субъекта гражданского общества, независимого и неприка­саемого социального критика отставлена политико-админи­стративной элитой и конвертирована в инструмент обслужи­вания власти.

Параллельно аналогичные процессы связаны с местом и ролью гуманитарной интеллигенции. Что касается науч­но-технической интеллигенции, которая за годы реформ быстро была переведена в ранг субэлитной группы, то, по­хоже, что приближается время ее возвращения и предста­вительства в элитных группах и околоэлитном окружении.

Наблюдаемые изменения в конфигурации политических элит России во многом связаны с отходом от периода ли­берально-революционной романтики и прагм атизаци ей политического управления. Эпоха экономических поисков, политических проб и ошибок не оставила новому поколе­нию политиков практически никаких ресурсов, кроме ад­министративных.

А. В. Понеделков, А.М. Старостин


577 Раздел 8. Становление новой российской государственности

8.16. Кто такой Владимир Путин

и какой курс он будет проводить в качестве Президента России?

Особая роль президентского института власти в совре­менной России предопределила стремление первого прези­дента Б. Н. Ельцина активно влиять на процесс передачи власти. Естественно, что он был заинтересован в избрании такого политика, который: во-первых, не мог не продол­жить начатый курс политических и экономических преоб­разований; во-вторых, прислушивался бы к его советам и пожеланиям; в-третьих, гарантировал бы достойный уро­вень материального благосостояния. Выбор преемника был сложным, Б. Ельцин искал, пробовал, менял свои мнения. В этой роли, по мнению печати, побывали премьер-ми­нистр В. Черномырдин, вице-премьер Б. Немцов.

По мере приближения президентских выборов и ослаб­ления здоровья президента вопрос о преемнике становил­ся все более серьезным, а после эпопеи с парламентским импичментом, когда стало ясно, что угроза уголовного пре­следования президента за его решения в отношении Чеч­ни или за события 3—4 октября 1993 г. достаточно серьез­на, Президент и его команда стали практически готовить преемника. Ельцин справедливо полагал, что для этого наи­лучшей стартовой площадкой будет пост премьер-мини­стра, который позволяет контролировать финансовые по­токи, средства массовой информации, расстановку кадров, обеспечивать воздействие на региональные власти, которые традиционно в России «опекают» местные избирательные комиссии.

К этому времени стало ясно, что требовался молодой, энергичный, образованный, с опытом руководящей рабо­ты, ничем не скомпрометированный преемник. Первым в этом качестве был испробован С. Степашин. Однако, не­смотря на все свои старания и личную преданность, Сте­пашин не вызвал в новом качестве особого оптимизма у Ельцина и его окружения. Новый премьер вел себя слиш­ком мягко, не проявляя ожидаемой от него жесткости и решительности.

Утром 9 августа 1999 г. Степашин встретился с Ельци­ным, который поблагодарил его за хорошую работу и отпра-


19. зак «О


 


История России в вопросах и ответах

вил в отставку. В середине дня Ельцин выступил по теле­видению и сообщил, что знает имя человека, который смо­жет консолидировать общество, всех тех, кому в XXI в. предстоит обновлять великую Россию. Страна была удив­лена — премьер-министром и преемником Ельцина был объявлен мало кому известный Путин. Страна была озада­чена — кто такой Путин и почему именно он удостоился такой чести?

Владимир Владимирович Путин родился в Ленинграде 7 октября 1952 г. в рабочей семье, которая ничем особен­ным не выделялась, если не считать того, что дед будущего Президента длительное время работал поваром на даче Ста­лина. С 1960 по 1968 г. Володя Путин учился в школе-вось­милетке № 193 на канале Грибоедова в Ленинграде. После 8-го класса он поступил в среднюю школу № 28 — одну из первых спецшкол в стране с химическим уклоном на базе технологического института, которую успешно окончил в 1970 г. Однако его привлекали социально-гуманитарные дисциплины и он поступил на международное отделение юридического факультета Ленинградского государственно­го университета. Во время учебы активно участвовал в стройотрядах. Однокашники вспоминали, что курс у них подобрался довольно дружный, в основном из иногородних ребят. Они часто устраивали веселые вечеринки в общежи­тии. Бывал на них и Путин, но все же куда чаше его можно было видеть в библиотеках. С 4-го курса он вообще стал обучаться по индивидуальному плану. Преддипломную практику проходил в транспортной прокуратуре, где рассле­довал преступления, связанные с воздушным транспортом.

В студенческие годы Владимир Путин успешно занимал­ся ставшими тогда популярными видами борьбы: самбо и дзюдо. Так, в 1974 г. он стал чемпионом Ленинграда по дзю­до, кандидатом в мастера спорта.

В этот период жизни судьба сводит Путина с Анатоли­ем Собчаком, который в дальнейшем сыграл значительную роль в его политической карьере. (Ассистент Собчак читал студентам лекции по хозяйственному праву.) Дипломная работа Путина была на тему: «Принцип наиболее благопри­ятствующей нации в международном праве». Здесь же в ЛГУ Путин вступил в КПСС И оставался ее членом до фак­тического запрещения партии в августе 1991 г.


 


579 Раздел 8. Становтгте новой российской государственности

Закончив в 1975 г. университет, он связал свою жизнь с КГБ. Как Путин вспоминал позднее, главным мотивом при выборе работы были романтические впечатления, навеян­ные кинофильмами (например, «Щит и мече) и книгами. Он закончил ускоренный курс в высшем учебном заведе­нии разведки СССР — так называемом Краснознаменном «Андроповском» институте, где зарекомендовал себя с са­мой лучшей стороны.

После окончания этого учебного заведения В. Путин ра­ботал в Первом Главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, ко­торое называлось внешней разведкой, а позднее — Служ­бой внешней разведки РФ. Он специализировался на германоязычных странах (4-й отдел ПГУ КГБ — Австрия, Швейцария, ФРГ, ГДР). Именно в ГДР ему довелось рабо­тать длительное время.

По общему мнению, он к этому времени превратился в настоящего специалиста спецслужб и обрел характерные для этой профессии качества. Путин был очень осторожен, не любил принимать быстрых решений, умело дистанциро­вался от «ненужных» людей, избегал «острых* знакомств и афиширования своей личности.

В целом он был профессионально неприметен и предан системе, исполнителен и дисциплинирован. В то же время обладал хорошей хваткой и умением доводить до конца лю­бое дело, даже самое неприятное, имел «стальные» нервы, прекрасную зрительную память, прилично стрелял, был ма­стером единоборств. Как и полагается профессиональному разведчику, Путин никогда не злоупотреблял спиртным.

Путин рассказал позднее журналистам, что он понимал неизбежность падения Берлинской стены, но ему как пат­риоту своей страны было очень жаль утраченных полити­ческих позиций СССР в Европе. В своих воспоминаниях Путин подчеркивает, что даже Генри Киссинджер недоуме­вал, почему Горбачев так резко и скоропалительно «ушел» из Германии, в результате чего возникло очень много новых проблем не только для СССР.

Провалов у кадрового разведчика Путина не было. Тем не менее, вернувшись на родину, он не остается на работе в центральном аппарате КГБ, его назначают на должность помощника ректора университета по международным свя­зям — классическое место для «резервистов» КГБ. В уни­верситете Путин вновь сходится со своим бывшим препо-

19"


 
 

История России в вопросах и ответах

давателем Собчаком, который в это время становится по­литиком, яркой «звездой телеэкрана», депутатом-демокра­том на съездах народных депутатов СССР, а затем — мэром северной столицы.

Вместе с Собчаком Путин работал в первом демократи­ческом Ленсовете, где проявил себя как очень исполнитель­ный, добросовестный и ответственный работник. Когда про­изошел так называемый августовский путч, Путин вместе с Собчаком выступил на стороне Ельцина. И подал второй рапорт — на увольнение из органов госбезопасности.

Путин внес значительный вклад в избрание Собчака мэ­ром города и стал одним из самых заметных администра­тивных деятелей в северной столице. По мнению прессы, квалифицированный аналитик и осторожный политик с че­кистским прошлым, Путин спас Собчака от многих оши­бочных решений и просчетов.

В марте 1994 г. Владимир Владимирович был назначен также первым заместителем председателя правительства Санкт-Петербурга. В том же году название должности было изменено: первый заместитель мэра Санкт-Петербурга — председатель комитета по внешним связям. Несмотря на уси­лия Путина и других своих сторонников, Собчак проиграл вторые выборы мэра Санкт-Петербурга своему заместите­лю — технократу Владимиру Яковлеву. Новый губернатор предлагал Путину как квалифицированному управленцу ос­таться в новой мэрии, но тот решил разделить политичес­кую судьбу Собчака и отказался работать в новой команде, заявив, что это «будет выглядеть предательством*. Однако в то же время Путин уговорил ряд других хороших профес­сионалов остаться на работе в мэрии.

В 1996 г. Путин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стратегическое планирование воспроизводства мине­рально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений*.

После поражения А. Собчака на выборах В. Путин по­лучил приглашение от управляющего делами Президента РФ П. Бородина стать его заместителем. Вскоре он полу­чил новый пост — заместителя главы Администрации Пре­зидента и начальника Контрольного управления. Это была уже солидная и самостоятельная должность, позволяющая проявить себя в качестве большого политика. В. Путин, человек с очевидными организаторскими и аппаратными


581 Раздел 8. Становление новой российской государственности

способностями, воспользовался новыми возможностями в полной мере. Он занимался отношениями с регионами, организовывал проверку экономической деятельности гу­бернаторов.

Когда осенью 1997 г. «левые» силы стали грозить Крем­лю массовыми акциями протеста, Ельцин решил сменить руководство структур безопасности. Он назначил на поста секретаря Совета Безопасности Путина, а в июле 1998 г. Путин одновременно был назначен директором Федераль­ной службы безопасности. Хотя Путин был профессиональ­ным разведчиком и службистом, это назначение было явно форсированным. Тем не менее он развернул активную ра­боту по борьбе с крупномасштабной экономической пре­ступностью. В портовых городах России, в Красноярском крае были проведены крупные и достаточно успешные опе­рации по пресечению деятельности криминальных струк­тур. При этом Путин постоянно утверждал свой имидж как демократического функционера вне политики. Поскольку Путин пришел на Лубянку с должности первого заместите­ля главы Администрации Президента через 10 лет после от­ставки, то оказалось, что он стал первым гражданским ли­цом, назначенным на пост руководителя спецслужб.

Подбирая кадры для своей команды, Путин, конечно, имел в виду новую либерально-рыночную парадигму раз­вития, но при этом он стремился соблюсти определенную преемственность с прошлым. 15 июня 1999 г. по случаю 75-летия со дня рождения Ю. Андропова он участвовал в возложении венков на его могилу на Красной площади. В декабре 1999 г. восстановил памятную плиту с барельефом Ю. Андропова на стене здания бывшего КГБ в Москве.

Карьера Путина набирает обороты, и вскоре он возгла­вил Комиссию при Президенте РФ по подготовке догово­ров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами Государственной власти субъектов Российской Федерации.

9 августа 1999 г. указом Президента в правительстве была введена еще одна должность — первого заместителя пред­седателя Правительства {третьего по счету) и этим же ука­зом такую должность — получил В. Путин. В тот же день другим указом Президента кабинет Степашина был отправ­лен в отставку, а В. Путин был назначен временно испол-


История России в вопросах и ответах

няющим обязанности главы правительства. (Такая последо­вательность назначений объясняется тем обстоятельством, что согласно закону и. о. председателя правительств может быть назначен только первый вице-премьер.)

Была необходима специальная работа по «раскрутке» преемника, создание во многом нового имиджа патриота-государственника, способного предложить более привлека­тельные для масс идеи, особенно в связи с положением в Чечне и вокруг нее, перехватить лозунги «левой» оппози­ции.

Вскоре Путин непосредственно приступил к осуществ­лению новой политики на Северном Кавказе. Серия взры­вов жилых домов в г. Буйнакске, Москве, Волгодонске стала для Путина аргументом в пользу решительного удара по зарвавшимся бандитам.

Именно по его инициативе начавшаяся в Дагестане опе­рация по вытеснению боевиков переросла в операцию по разгрому террористов на территории Чечни. Он подчерки­вал, что в Чечне происходил широкомасштабный геноцид по отношению к русскому населению, на который длитель­ное время никто не реагировал. Только число похищенных с российской территории людей составило 2 тысячи. Экс­перимент с предоставлением фактически независимой Чеч­не права избрать своего президента на основе собственной конституции показал, что все это было использовано ис­ключительно для укрепления криминального режима. Воз­никла острая необходимость немедленной ликвидации это­го очага агрессии и террора, и Путин санкционировал начало широкомасштабной войсковой операции.

С целью создания максимально выгодных для Путина условий в избирательной кампании, Б. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке с поста Президента России. Владимир Путин был назначен временно исполняющим обязанности Президента РФ до проведения досрочных вы­боров. В начале января 2000 г. Путин издал указ об имму­нитете первого Президента России и членов его семьи от любых судебных и административных преследований.

25 января 2000 г. Путин стал председателем Совета Со­дружества Независимых Государств а 15 февраля 2000 г. был зарегистрирован кандидатам в Президенты России. То, что Путин станет президентом, мало у кого вызывало сомне­ний. Интрига заключалась в другом — победит ли он уже в


583 Раздел 8. Становление новой российской государственности

первом туре? Предвыборные высказывания самого Путина были построены таким образом, что они отвечали интере­сам большинства центристски настроенного населения, которое устало от либералов, но и не хотело возврата ком­мунистов. Лидер КПРФ Г. Зюганов мог рассчитывать толь­ко на свой традиционный электорат в пределах одной тре­ти голосов. Получив голоса «правых» и центристски настроенных избирателей, Путин достиг победы в первом туре. Примечательно, что в ходе предвыборной кампании Пугин практически ничего не говорил о своей программе, ничего не обешал. И только накануне инаугурации Путин выступает перед региональными избиркомами с речью, которую можно считать его первой реальной декларацией о президентских намерениях. Их отличает некоторая про­тиворечивость: Путин говорит о продолжении политики рыночных либеральных реформ, но вместе с тем подчерки­вает необходимость усиления роли государства, укрепления вертикали власти.

С самого начала работа Президента существенно облег­чалась тем, что впервые за время постсоветского парламен­таризма он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Государственную Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «На­родный депутат», а также на демократов, которые всегда голосуют против оппозиционных коммунистов и аграриев.

На пост премьера была предложена кандидатура Миха­ила Касьянова, которая была одобрена Госдумой. Новое правительство ориентировалось на радикальную праволи-беральную программу, разработанную группой Г. Грефа, была рассчитана на несколько лет и затрагивала все сторо­ны государственной и общественной жизни — от экономи­ки до судебной реформы.

Вскоре Путин осуществил ряд реформ, направленных на укрепление вертикали власти и федерализма. Было созда­но семь федеральных округов, которые возглавили предста­вители Президента. Семь полпредов были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента. Тут же Путин подписал три демонстративных указа, приостанавливающих действие местных актов Амур­ской области и Ингушетии и обязующих Башкортостан привести свое законодательство в соответствие с Консти­туцией России.


Исторг/я России в вопросах и ответах

Совет Федерации поначалу открыто полемизировал с Президентом, критиковал федеративную реформу, но вско­ре согласился с предложениями Президента, тем более, что Путин в ряде вопросов шел навстречу губернаторам. Од* га-ко региональные лидеры в целом лишились стратегически важной общефедеральной политической функции непо­средственного Давления на некоторые элементы федераль-ной исполнительной власти. Путин добился своего и укре­пил вертикаль исполнительной власти.

Другой важнейшей задачей Путина было укрепление международных позиций России. 14 апреля 2000 г Дума под давлением Президента ратифицировала договор СНВ-2 288 голосами (против — коммунисты и аграрии). Во многом символическая ратификация формулирует новую внешнепо­литическую доктрину, кроме того — впервые демонстрирует доминирование в Думе некоммунистического большинства.

Летом 2000 г. Президент и правительство проводят через Думу налоговую реформу, предусматривавшую установле­ние единой ставки подоходного налога.

В целом анализ шагов Президента за первый год его ра­боты показывает, что Путин готов подтвердить свои заяв­ления реальными действиями, что на фоне прежних президентов и премьеров выглядит весьма эффектно. В ре­зультате молодой и энергичный Президент сохраняет свою высокую популярность среди российского населения, ко­торому надоели криминальный беспредел, воровство чи­новников, бесхозяйственность. Рейтинг Путина остается высоким по сей день, несмотря на резкую критику со сто­роны некоторых СМИ. На него продолжают делать ставку правые и правоцентристские силы, финансовая олигархия, все новые собственники, боящиеся пересмотра итогов при­ватизации. Наконец, на него некоторое время рассчитыва­ла часть левоцентристских сил, положительно оценивших государственническую позицию Президента.

Путин обосновал важность создания новой общенаци­ональной системы ориентиров, которые должны ликвиди­ровать идеологический вакуум. В основе этой системы дол­жен находится патриотизм в самом широком смысле этого понятия. По мысли Путина, общенациональная стратегия заключаемся в одном — Россия должна стать вновь великой державой. Строя демократическое и европейское государ­ство, надо обязательно учитывать менталитет нации, в ко-


585 Раздел 8. Становление повой российской государственности

тором заложено то, что Россия всегда была сверхцентрали­зованным государством. Для достижения экономического роста и консолидации российского общества, указывает Путин, необходимо решить проблему духовности, нравствен­ности, укоренить в общественном сознании патриотизм, державность, государственничество, социальную солидар­ность. Патриотизм — это источник мужества, стойкости, силы народа. Государственничество — это усиление госу­дарственной власти, это опора российской нации. Держав­ность — историческая характеристика российского само­сознания, способность к мировому лидерству в сфере высоких технологий, эффективности вооруженных сил. Президент убежден в том, что новая государственная идея или идеология родится как сплав, как органичное соедине­ние универсальных, общечеловеческих ценностей с искон­ными российскими, выдержавшими испытание временем.

Дальнейшая судьба Путина как Президента зависит от двух факторов — решения самых важных социально-эконо­мических проблем и окончательного решения чеченской проблемы. Пока в этих сферах не произошло кардинально­го перелома негативных тенденций.

В этих условиях Путин продолжает демонстрировать по­литическую активность. В 2001 г. он добивается принятия Думой нового Закона о партиях, активно занимается внешне­политической деятельностью. Предпринимаются попытки как-то смягчить последствия ельцинского варианта реформ (повышение пенсий). Много времени и сил у Президента ухо­дит на текущие дела: «дебаты о свободе печати», участие в решении конкретных социально-экономических проблем, в различных внешнеполитических мероприятиях. И нет яс­ного ответа на главный, жизненно важный для страны воп­рос — удастся ли совместить рыночный либерализм с укреп­лением роли государства и вертикали власти?


История России в вопросах и ответах

3.17. Как осуществлялось социально-экономическое развитие России в постсоветский период?

После событий августа 1991 г. и развала СССР суверенная Россия оказалась перед необходимостью последовательных экономических реформ. Новое российское руководство на­стаивало на необходимости развития либерально-рыноч­ных отношений. В октябре 1991 г. на V съезде народных де­путатов Президент Б. Н. Ельцин представил программу экономических преобразований на 1992 г. Несмотря на со­вершенно определенную антисоциалистическую ориента­цию, доклад носил внешне подчеркнуто неидеологизиро-ванный характер. Президент не использовал понятий «социализме и «капитализм» и заверял, что от рыночных ра­дикальных реформ выиграют все.

Авторами программы либеральных экономических преобразований были молодые экономисты-реформаторы Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, ставшие членами нового правительства. Главой правительства оставался сам Прези­дент, намеривавшийся своим авторитетом прикрыть мало­известных и малоопытных в управлении министров, среди которых выделялся сторонник «шокотерапии» Е. Гайдар. Он считал, что для быстрого перехода от командно-адми­нистративной системы к рыночной экономике необходим одномоментный запуск всех рыночных механизмов без ка­ких-либо ограничений и социальной защиты трудящихся. Для преодоления экономического кризиса, по его мнению, нужно было полностью положиться на рынок, отказавшись от ведущей, регулирующей роли государства.

Первая реформа — либерализация (отпуск) цен приве­ла к неожиданным результатам. Рост цен прогнозировался примерно в 3 раза, но в условиях всеобщего товарного де­фицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли в 10 раз. В сравнении с этим запланирован­ное повышение зарплаты на 70% оказалось неэффектив­ным. Условия жизни большинства населения резко ухудши­лись. В Верховном Совете РСФСР стала нарастать оппозиция монетаристскому курсу правительства. Более половины его состава перешло в ряды противников прави-


587 Раздел 8. Становление новой российской государственности

тельства и вместе с консервативным крылом депутатов об­разовали оппозиционное большинство.

Учитывая рост недовольства реформами, правительство вынуждено было признать просчеты в своей политике и принять меры по усилению социальной защиты населения. Правительство взяло курс на создание широкой поддерж­ки преобразований в обществе за счет превращения широкой массы россиян в «средний класс» — собственников и акцио­неров приватизированных предприятий. Министерство по приватизации — Госкомимущество разработало несколько вариантов разгосударствления экономики. Согласно одному из них, каждый россиянин получал приватизационный чек стоимостью 10 тыс. руб. (стоимость двух «Волг»), который якобы можно вложить в конкретное предприятие или ин­вестиционный фонд, получая проценты от прибыли, либо продать. По замыслу правительства, ваучерная приватиза­ция должна была нейтрализовать негативные последствия радикальных реформ и привлечь большинство россиян на сторону правительства. Именно этот вариант и стал осуще­ствляться, несмотря на сопротивление парламента этой спекулятивной акции, преследовавшей скрытую цель — пе­редать собственность в руки активных скупщиков ваучеров из числа растущей новой русской буржуазии.

Ареной главной схватки вокруг планов и действий правительства стал VII съезд народных депутатов, когда большинство депутатов в жесткой форме потребовало от­ставки Гайдара и правительства. Ельцин покинул съезд и призвал сделать это своих сторонников, но их оказалось меньшинство. Большинство съезда обратилось к населению с обвинением Ельцина в превышении конституционных полномочий и попытке уничтожения законодательной вет­ви власти. Инициативу по разрешению кризиса взял на себя председатель Конституционного Суда В. Зорькин. В ходе достигнутого тогда компромисса съезд признал право Пре­зидента иметь своего премьер-министра, а Ельцин согла­сился предложить съезду для голосования не одну, а три кандидатуры на этот пост, по которым съезд провел мягкое рейтинговое голосование. Затем президент выбрал из чис­ла поддержанных претендентов кандидатуру В. Черномыр­дина, который и возглавил на 6 лет правительство. Однако надежды депутатов на то, что опытный министр-хозяй-


История России в вопросах и ответах

ственник сдержит пыл молодых радикалов-реформаторов, не оправдались.

1993 г. начался для правительства с обнародования но­вой программы. В ней не содержалось альтернатиз гайда­ровскому курсу. Принципиальный подход к «лечению» эко­номики оставался прежним: это был монетаристский подход, предлагавший в качестве главной меры по выходу из кризиса финансовую стабилизацию и создание стихий­ного механизма саморегулирования экономики без участия государства.

Результаты такой политики оказались глубоко противо­речивыми. Пропагандисты правительственных реформ счи­тали позитивным результатом, что им удались сдвинуть с мертвой точки введение в России нерегулируемого рынка, возродить класс крупных собственников. Критики реформ обращали внимание на чрезвычайно высокую социальную цену этого успеха, превращение 75% населения в граждан с минимальным и запредельно низким уровнем материаль­ного обеспечения, а России в целом — в страну нищих с 10%-ной группой богатых граждан. Однако большинство не высказывало возмущения, искренне надеясь перейти в бу­дущем в средний класс с соответствующим уровнем жизни.

Опираясь на это широко распространенное мнение, Ельцин предпринял попытку «реабилитировать» Е. Гайда­ра, назвав главной причиной очевидной неудачи либераль­ной реформы — сопротивление законодательной власти. Он предложил провести референдум по вопросу о доверии Президенту и его курсу. 25 апреля референдум принес Пре­зиденту успех: 58,7% принявших участие в голосовании высказалась за доверие и 53,7% одобрили социально-эко­номическую политику. Это дало Президенту моральное право продолжать реформы, которые в корне изменили не только ситуацию в народном хозяйстве, но и фактически сформировали новый социально-экономический строй по западному образцу.

Главное и бесспорное достижение радикальных рефор­маторов — это ликвидация товарного дефицита и ликвида­ция очередей за счет резкого роста цен и снижения уровня заработной платы при общем снижении уровня отечествен­ного производства. Другой результат реформаторской по­литики — быстрое становление рыночной конкурентной инфраструктуры, необходимой для нормального функцио-


589 Раздел 8. Становление новой российской государственности

нировапия экономического организма страны в условиях международного окружения стран с рыночной экономикой. Это были коммерческие банки, товарные биржи, валютный рынок, страховые компании, пенсионные фонды. Глубоким сдвигом стало бурное развитие частного сектора в эконо­мике — частного предпринимательства. Реформаторы пред­приняли попытку привлечь в экономику иностранный ка­питал путем проведения политики «открытых дверей» для инвестиций. Естественно, что все эти факторы заметно из­менили умонастроения (менталитет) определенной части активного населения на всех уровнях возникшей социаль­ной лестницы. В каждой стране имеется до 5% граждан, способных, в принципе, заниматься бизнесом за счет лич­ной инициативы и предпринимательства. Несмотря на от­сутствие в России рыночного мышления у подавляющего большинства населения, здесь также началось формирова­ние слоя предпринимателей.

Вместе с тем все бесспорные преобразования сопровож­дались негативными последствиями, которые признаются правительством и прессой. К ним относятся: 1. Обесцени­вание сбережений населения в сберкассах и предприятий в банках в первые месяцы 1992 г. Это имело удручающий морально-психологический эффект, превративший часть людей в противников реформ, и способствовало углубле­нию кризиса. В условиях отсутствия средств у населения проведенная Чубайсом приватизация превратилась в разда­чу госсобственности за минимальные суммы чиновным и криминальным кланам. 2. Обострение большинства соци­альных проблем, таких как массовая открытая и скрытая безработица, хронические невыплаты заработной платы, падение жизненного уровня большинства населения. По признанию западных исследователей, разрыв в доходах на­селения в России сегодня значительно больше, чем в США. Если в США средний класс составляет около 75%, то в Рос­сии — 10—15%, причем из него выпали интеллигенция и квалифицированные рабочие. 3. Отказ от серьезной финан­совой поддержки духовной сферы — науки, образования, культуры, составляющих подлинное и бесспорное богат­ство, накопленное страной за все предшествующие этапы развития. Массовый характер приняла «утечка мозгов» за границу, особенно представителей естественных и техни­ческих наук. Однако в конце 1990-х гг. эта ситуация стала


История Рпссии в вопросах и ответах

постепенно выправляться квалифицированными усилиями администрации нового президента В. В. Путина и прави­тельства М. М. Касьянова.

В целом, страна вступила в принципиально новый этап сво­его развития, который может привести к определенным пози­тивным результатам при условии высококвалифицированного политического научного руководства со стороны нового правительства.

И. Г. Кислицына

8.18. Каковы основные направления

государственного регулирования экономики России?

Острый социально-экономический кризис, с которым столкнулись многие страны Восточной Европы, включая Российскую Федерацию, в 80-х гг. потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлени­ями реформ стали приватизация (переход государственно­го имущества в частные руки), либерализация цен, финан­совая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты)-

Рыночная экономика является результатом длительно­го исторического развития, которое предполагает форми­рование соответствующей инфраструктуры и правовой базы. Должны произойти глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений.

Для эффективного функционирования рыночной эко­номики необходим ряд условий. Во-первых, это максималь­ная свобода экономического субъекта (предприятия, пред­принимателя).

Во-вторых, полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опира­ющаяся на равноправие всех видов собственности, включая частную. Смысл собственности в том и состоит, чтобы ясно определить, кто несет имущественную ответственность за результаты хозяйствования, а для этого необходимо изба­вить государство от несвойственных ему функций.


591 Раздел 8- Сттшноаление новой российской государственности

В-третьих, это здоровая конкуренция товаропроизводи­телей. В идеале конкуренция — это важнейший фактор сти­мулирования хозяйственной активности. Она требует демо­нополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства. На рынке должно быть достаточ­но производителей каждого вида товаров. Государству тре­буется поддерживать конкуренцию путем предупреждения монополистической практики.

Данные условия создаются в ходе глубинных преобразо­ваний в отношениях собственности, замены планового ме­ханизма хозяйствования на рыночный. Разгосударствление экономики и трансформация отношений собственности обеспечат свободу хозяйственной деятельности, независи­мость и экономическую ответственность производителей.

Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами. Это определение целей реформирования для экономики в целом и для данного конкретного предприя­тия, выбор способов и приоритетов, поиск наименее болез­ненных путей перехода к рынку.

Корни многих сегодняшних проблем (спада производ­ства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплате­жей) уходят в существовавшую ранее централизованную си­стему хозяйствования и ее наследие — монополизм и техническую отсталость.

На современном этапе реформ стало ясно , что переход от административно-командной к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. В России полустихийный переход к рынку длится всего около десяти лет, причем для руководства оказалось очень сложной проблема очередности шагов экономической ре­формы. Приватизация и демонополизация, структурная перестройка, интеграция в мировую экономику, формиро­вание конкурентной среды, — длительные процессы. Либе­рализация цен образует предпосылку их успешного проте­кания, более того, подталкивает к их ускорению. Уже поэтому указанные процессы не могут реально стать пред­посылкой либерализации цен. В России либерализация цен была проведена в форме так называемой «шоковой тера­пии», т. е. ликвидация в ограниченные сроки так называе­мого «денежного навеса» и переход к структуре цен миро-


История России в вопросах и ответах

вого рынка; обеспечение частичной конвертируемости ва­лют; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-де­нежная политика; быстрая приватизация.

Эффективной «шоковая терапия» может быть только при условии проведения успешной институциональной и структурной политики, способной снизить социальную цену реформ. Однако «шоковая терапия» началась с такой либерализации цен, которая в начале переходного периода привела в их резкому росту. Предприятия и население не­сли тяготы по сокращению дефицита бюджета, избыточной эмиссии денег. Реформа привела к банкротству предприя­тий в промышленности и сельском хозяйстве, которые при новых ценах не могли сохраниться. Обанкротившиеся го­сударственные предприятия пошли с аукциона, однако это не способствовало росту инвестиций. Стало очевидным, что в таком виде данную схему в России применить было нельзя, так как либерализация цен и приватизация как дол­говременные процессы должны протекать параллельно, а не последовательно. Этап выявления несостоятельных предприятий и их продажи с аукциона начался спустя три года после объявления широкомасштабной приватизации. Институциональная политика должна включать регули­рование возникновения и развития социально-экономичес­ких субъектов рынка, в том числе и банков, инвестицион­ных компаний, холдингов, ФПГ, страховых компаний и т. п. Институциональные изменения происходят и на уровне предприятия: коммерциализация, акционирование, демо­нополизация. Целью структурной политики является при­ведение структуры производства в соответствие со структу­рой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потреби­тельского сектора. Центр тяжести при ее осуществлении переносится на техническую реконструкцию, регулирова­ние сокращения производства в одних отраслях и роста в других. Структурная и инвестиционная политика слабо ре­ализуются в условиях высокой инфляции. Капитальные вложения в первые годы рыночных реформ сводятся к ми­нимуму.

Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру. Разве можно все­рьез рассчитывать на деловую активность, не имея инфор-


593 Раздел 8. Становление повой российскойгосударственности

мационной индустрии, развитой сферы рекламы, систем сертификации или инструментов защиты от возможных посягательств недобросовестных партнеров?

Социальная политика в период рыночных реформ дол­жна отражать приоритеты в отношениях с различными сло­ями населения. Особое внимание уделяется детям, пенси­онерам, инвалидам, безработным, уволенным в запас военнослужащим, вынужденным и добровольным мигран­там. Граждане должны иметь необходимую степень соци­альной защищенности. Система социальной поддержки мо­жет позволить населению пережить переходный период, приспособиться крыночным отношениям. Среди элемен­тов этой системы — индексация доходов, пособия по без­работице, новая организация трудоустройства и переподго­товки, целевые дотации уязвимым слоям населения.

Реформа ценообразования предполагает введение сво­бодных цен и их доминирование в большинстве секторов экономики. Государственное регулирование цен сводится к минимуму, определяемому социальными требованиями. Оно остается там, где рынокдолжным образом не срабаты­вает.

На рынке цены формируются под воздействием спроса и предложения. Механизм свободного ценообразования сориентирует производителей, что, в каком количестве и как следует производить, на каких рынках продавать. В ре­зультате предприятия избавляются от огромных потерь и растранжиривания ресурсов, преодолевается дефицит.

Постепенно платежеспособный спрос потребителей превращается в регулятор производства. Это свидетельство усиления рыночных начал в экономике. Становится все сложнее переносить любое удорожание затрат на цену го­товой продукции, т. е. перекладывать на плечи потребите­лей.

Либерализация цен не означает, что не остается места контролю над ценами на ряд товаров. Например, над цена­ми предприятий-монополистов. Регулируется также ряд тарифов на коммунальные услуги. Укрепление рыночной дисциплины цен означает борьбу с ценовой дискримина­цией (продажей различным покупателям по неодинаковым ценам), усиление ответственности за соблюдение условий контракта, введение в ряде случаев обязательного предва­рительного декларирования цен.


История России в вопросах и ответах

Рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Через финансовый механизм государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности.

Финансовая реформа предполагала сокращение дефи­цита государственного бюджета, нормализацию кредитно­го фонда, «связывание» избыточных наличных и безналич­ных денег. Она включала проведение бюджетно-налоговой (фискальной) и денежно-кредитной политики.

Государственная система финансовых учреждений в 1992—1994 гг. была постепенно преобразована в двухуровне­вую банковскую структуру: «государственный центральный банк — независимые коммерческие банки». Она создавалась как сверху: бывшие государственные банки превращались в финансовые «империи*, так и снизу: частные фирмы и граждане создавали новые коммерческие банки. Деятель­ность банков характеризуется высокой иеной кредитов, сокращением сроков кредитования, развитием валютных операций.

Центральной проблемой настоящего и будущего финан­совой стабилизации остается инфляция. Одолеть инфля­цию невозможно без сокращения бюджетного дефицита. Бюджет 2001 г. впервые был принят как бездефицитный. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и такие неналоговые поступления, как доходы от государ­ственной собственности, государственного сектора в эко­номике, государственной торговли.

Расходы государственного бюджета направляются на покрытие затрат на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, соответствующие субси­дии местным бюджетам; затрат на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредпри­ятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществ­ление государственных программ.

Другими статьями расходов являются затраты на воору­жение и материальное обеспечение внешней политики и административно-управленческие расходы, направляемые на содержание правительственных органов, полиции, юс­тиции .


595 Раздел 8. Становление новой российской государственности

Среди проблем, осложняющих финансовую стабилиза­цию, особое место занимал в 90-е гг. кризис неплатежей. Неплатежи парализуют деятельность предприятий. Их ра­ботники не получают вовремя заработную плату. Основным методом преодоления неплатежей является проведение оз­доровления отдельных предприятий и структурная пере­стройка экономики в целом.

Приватизация стала ядром институциональной рефор­мы, в ходе которой формируется новая организационно-экономическая структура предпринимательства и само предпринимательство как экономический феномен. Дости­жение социальной справедливости, повышение экономи­ческой эффективности производства, рост доходов государ­ственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Особенностями начального этапа приватизации в Рос­сии (1991—1995 гг.) являлись: приоритет политических це­лей процесса; введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно фор­мальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объек­тов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватиза­ции с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулиро­вания экономики в настоящее время будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых стра­нах Запада (многообразие форм приватизации; ее инвести­ционная направленность; индивидуализация и низкие тем­пы приватизационного процесса).