Какие политические партии и общественные движения действовали в России в первой половине 1990-х гг.?
И АВТОРИТАРИЗМА
И СЕПАРАТИЗМА, ДЕМОКРАТИИ
И НАЦИОНАЛИЗМА, ИНТЕГРАЦИИ
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА
СИТУАЦИИ. СТОЛКНОВЕНИЕ
В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА.
РАДИКАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
В историографии отсутствует единое понимание характера, социальной сущности, идеологической ориентации партий и движений, что связано с проблемой самоидентификации субъектов политики. Вопрос «правая-левая где сторона» решается либо на основе критерия прогресса (левые — прогрессисты, правые — консерваторы), либо на основе отношения к собственности (левые — социалисты, правые — капиталисты, собственники). В последнее время стал преобладать второй подход.
Образование современных политических партий в России началось со второй половины 80-х гг., когда под влиянием перестройки в СССР начало развиваться независимое общественное движение (сначала в форме групп, кружков, фондов, а затем — протопартий), которое и послужило ба-
История России в вопросах и ответах
зой для создания современной многопартийности. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий.
В процессе формирования современной российской многопартийности условно можно выделить четыре этапа.
На первом этапе (1989 — август 1991 г.) заявило о себе большинство действующих ныне в России общественных образований. Новые партии вобрали в себя все ведущие направления политической мысли.
Ультраправое направление было представлено «Демократическим союзом», выступившим за резкую и безоговорочную смену модели общественного развития, и партиями христианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ХДПР).
Либеральное направление было представлено Демократической партией Советского Союза, позже преобразованной в Консервативную партию, Демократической партией России и другими демократическими партиями (ДП, РПРФ, тремя партиями конституционных демократов), выступившими с идеей создания в России правового государства. В октябре 1990 г. большинство из них объединилось в массовое общественно-политическое движение «Демократическая Россия».
Социал-демократическое направление было представлено социал-демократическими (СДА, СДПР) и социалистической партиями, выступавшими за модернизацию общества через систему социальных реформ. К этому направлению тяготели и партии анархистского толка (АКРС, КАС), выступающие за безгосударственный социализм.
Общим для большинства новых партий было то, что они возникли как анти-КПСС, как оппозиция ей: отсюда антикоммунизм (антитоталитаризм), отказ от социалистического выбора. В программах партии выдвигались одни и те же демократические лозунги, ранее введенные в оборот М. Горбачевым. Поэтому какой-либо серьезной альтернативы курсу на «перестройку» ни одна партия не смогла предложить.
Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС. В 1990— начале 1991 г. в ней образовались три платформы (демократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ. Сторонники
503 Раздел 8. Становление повой российской государственности
двух последних платформ, как и новых образований, возникших внутри КПСС (КП РСФСР, объединение «Единство за ленинизм и коммунистические идеалы»), придерживались фундаменталистских взглядов и оставались сторонниками идеалов коммунизма.
Одновременно с указанными процессами шел процесс образования партий национально-патриотической ориентации (национально-патриотический фронт «Память», Русская национально-демократическая партия), выступающих с позиций праворадикального переустройства общества и ставящих целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.
В целом становление российской многопартийности в рассматриваемые годы оказалось противоречивым и незавершенным.
На втором этапе {август 1991 — октябрь 1993 г.) в формировании многопартийности появились новые тенденции — расколы и размежевания, проведение партиями активной блоковой политики. В результате расколов и размежеваний резко ослабли позиции движения «Демократическая Россия». Перестало существовать как «общесоюзное» «Движение демократических реформ», став по существу политической партией — РДДР- Произошли размежевания в ДПР, других партиях. Приостановка деятельности КПСС после августовского путча привела к распаду и эту партию. На базе бывшей КПСС возникли 40 новых партий. Некоторые из них (НПСР, СПТ, ПТ) отказались от коммунистической идеи и фактически превратились в социал-демократические партии западного образца. Другие (РКП, СК, РКРП, ВКПБ, КПРФ, БП, СКП/ КПСС) остались верными идеалам коммунизма. Одновременно с распадом КПСС началась борьба за восстановление единства коммунистического движения на территории всего бывшего СССР.
Продолжался процесс образования новых партий (Партия экономической свободы, всероссийский союз «Обновление», Русская партия национального возрождения, «Союз Русского Народа» и др.), сопровождавшийся перегруппировкой сил и образованием блоков и объединений различной политической ориентации: РИС, «Русский национальный собор» и «Российское народное собрание»; «Новая Россия» и «Гражданский союз»; «Фронт националь-
История России в вопросах и ответах
ного спасения». В блоковой политике деление на «правых» и «левых» отступило на второй план. На первый план вы-дзигалась задача защиты государственности, общественных устоев и традиций. В результате политическая борьба приобретала типичную для России структуру противостояния западнического и «почвенного» направлений. Она развела по разные стороны баррикад либералов и демократов и закончилась кровавыми событиями октября 1993 г.
Третий этап (с октября 1993 г.) в развитии российской многопартийности характеризуется дальнейшей разработкой партиями и политическими объединениями своих идейных ориентиров (оценка западнических концепций, особой российской модели рыночных отношений) и совершенствованием организационных основ. Продолжался процесс партогенеза — в конце 1993 г. заявили о себе ряд новых политических объединений: «Выбор России», «Яблоко», ПРЕС, «Женщины России», Аграрная партия; в первой половине 1994 г. — Партия большинства, либерально-демократический союз «12 декабря*-. Державная партия, Партия созидания, партия «Левая Россия», Партия бедноты, Национально-трудовая партия, а также политические движения {Движение национального возрождения России, движение «Традиции и прогресс»), молодежные и женские организации («Либеральный молодежный союз», *Женский форум — новая политика»), придерживающиеся различной политической ориентации.
В партийном строительстве доминирующими тенденциями стали: преобразование движений в партии (РОС, «Выбор России»), стремление к установлению жесткой дисциплины, возврату к фиксированному членству и демократическому централизму, переход к единоначалию (ЛДПР, РНС).
В целом, к началу 1995 г. партийная структура России по-прежнему отличалась чрезмерной дробностью (действуют до 50 партий),подвижностью и неустойчивостью. Вместе с тем выявилась тенденция к преодолению фрагментарности, поиску консолидирующего идейного и организационного начала.
В 1996 г. на базе левых оппозиционных сил образовался блок — «Народно-патриотический союз России». Президентские и правительственные структуры в центре и на местах формируют так называемую «партию власти», получившую
505 Раздел 8. Становление новой российской государственности
название «Наш дом — Россия». Начиная с конца 1990-х гг., когда в ходе парламентских и президентских выборов образовалось три центра политических сил, получил развитие новый — 4 этап. Правый фланг заняли Союз Правых Сил, объединивший многочисленные демократические партии и движения, и «Яблоко» Г. Явлинского. На левом фланге упрочились позиции КПРФГ. Зюганова, подмявшей под себя все левые организации. Самые серьезные изменения произошли в центре, где за место «партии власти», занимавшее ранее НДР, стали бороться правоцентристское пропутинское движение «Единство» и центристское объединение «Отечество — Вся Россия», которые в конечном счете заключили политический союз и стали уверенно контролировать парламент. Опираясь на этот блок, президент В. В. Путин получил прекрасный «картбланш» в своих ре-формах.В результате углубления процесса партогенеза образовались контуры двух-трех-партийной системы.
Л. Н.Краснова
8.2, Каковы были тенденции
о бщественно-политического развития постсоветской России в первой половине 1990-х гг. ?
После августовских событий 1991 г. «двоевластие» союзного центра во главе с М. С. Горбачевым и республиканского во главе с Б. Н. Ельциным закончилось утверждением единовластия российских структур. Разрушение КПСС и Союза ССР, создание новой исполнительной вертикали во главе с Президентом и начало радикальных экономических реформ правительства Е. Гайдара составили содержание общественно-политического процесса. Резкий рост цен в 10—12 раз вместо 3—4 и ухудшение жизни трудящихся обусловили переход большинства Верховного Совета в ряды противников правительственной политики, в результате чего началось противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти. В апреле 1992 г., в марте 1993 г. парламентская оппозиция во главе с Р. И. Хасбулатовым и примкнувшим к ней вице-президентом А. В. Руцким пыталась сместить правительство и Президента, что вызвало
История России в вопросах и ответах
их аналогичную ответную реакцию. В ходе референдума 25 апреля 1993 г. более 50% принявших участие в голосовании избирателей оказали поддержку Президенту и его политике, что позволило президентским структурам перейти в решительное наступление. В июне 1993 г. начало работу Конституционное совещание по подготовке окончательного взрианта новой Конституции, резко ограничивающей полномочия представительной власти. В течение лета 1993 г. конфронтация Президента и Верховного Совета резко обострилась в связи с нежеланием парламента терять контрольные функции над исполнительной властью.
21 сентября Президент объявил по ТВ о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Указ Президента № 1400 ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику. Хотя Конституционный Суд признал Указ неконституционным, армия и милиция начали осаду здания Верховного Совета, но сторонники Е Хасбулатова и А. Руцкого предприняли провокационную попытку штурма телецентра «Останкино», при котором ОМОН «Витязь» уничтожил 70 активистов оппозиции и журналистов, о чем рассказал С. Говорухин в фильме «Час негодяев*. После этого власти начали 3— 4 октября штурм Верховного Совета. В ходе кровавых событий официально погибло как минимум 150 человек, а руководство оппозиции, призывавшее к штурму здания телекомпании «Останкино» и мэрии, было репрессировано.
В отличие от центра, в регионах России политическая борьба происходила менее остро и драматично, что связано с известной приверженностью трудящихся к традиционализму, с аполитичностью и доверием к центральным властям во главе с Б. Н. Ельциным. Назначенные главы администраций областей и областных центров постепенно демонтировали региональную советскую власть, как правило, без выраженной конфронтации.
Закрепляя победу в конфликте с Верховным Советом, Президент и его сторонники приступили к завершению конституционной кампании. Была приостановлена деятельность Конституционного Суда, началось формирование новых политических структур и избирательных блоков согласно проекту новой Конституции. 12 декабря состоялись выборы депутатов в новые органы законодательной власти: Государственную Думу и Совет Федерации и одно-
507 Раздел 8. Становление новой российской государственности
временно всенародный референдум по проекту новой Конституции. Новый Основной закон создавал государственную модель, в которой Президент пользовался большими прерогативами в сравнении с представительными органами власти: в частности, он назначает правительство, неподконтрольное парламенту, и принимает на себя функции гаранта Конституции, выходящие за пределы исполнительной власти. Одобрение проекта Конституции в ходе референдума сочеталось с неудачей на выборах партий демократической ориентации. Большинство мест в нижней палате — Государственной Думе получили партии державно-национальной и коллективистской ориентации: ЛДПР В. Жириновского, АПР Лапшина, К.ПРФ Г. Зюганова — 163 места. Правительственный лагерь: «Выбор России*- Е. Гайдара, «Яблоко» Г. Явлинского, блок «12 декабря» С. Федорова — 121 место. Примерно столько же мандатов получили блоки и партии центристской ориентации: ПРЕС С. Шахрая, «Женщины России» Е. Лаховой, и др. — 118 мест. В Совете Федерации большинство получили сторонники правительства, как правило, главы региональных администраций. Относительная неудача реформаторских сил объяснялась разобщенностью партий и блоков демократической направленности, которые лишились главного объединяющего фактора — «общего врага» — КПСС, умелое проведение избирательной кампании В. Жириновским, просчеты в деятельности правительства. Главной причиной был рост недовольства слишком высокой социальной ценой реформ, вызвавшей имущественное расслоение общества, обнищание более 50% населения.
В отличие от высших органов власти, в региональных наблюдалась другая картина. На прошедших в марте 1994 п выборах в областные собрания (думы) победили не демократы и не коммунисты, а местная «партия власти», т. е. руководители исполнительных органов и крупные хозяйственники. С одной стороны, это устраняло опасность экстремизма всех мастей, но, с другой стороны, создало почву для лоббирования корпоративных интересов узких групп и делает законотворческую деятельность малопродуктивной.
Руководители Федерального Собрания В. Шумейко и И. Рыбкин взяли курс на сотрудничество с Президентом и нейтрализацию парламентской оппозиции правительству Было принято решение об амнистии лиц, находившихся
История России в вопросах и ответах
под следствием в связи с событиями 19—21 августа 1991 г., 1 мая 1993 г., 21 сентября — 4 октября 1993 г.
В течение 1994—1995 гг. Президент и правительство начали известный отход от радикального либерализма к идеям национально-государственного характера при сохранении рыночной направленности реформ и стремления к союзу с западными демократиями. Результатом такого отхода стала военная операция в Чечне по наведению в мятежной республике конституционного порядка, которая закончилась фактически поражением правящего режима, не сумевшего ее организовать и обеспечить.
В декабре 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу, которые принесли успех только 4 политическим силам: КП РФ — 157 мандатов, правительственный блок «Наш дом — Россия» — 55, ЛДПР -— 51 и «Яблоко* — 45. Левоцентристское большинство депутатов (230 из 450) избрало на пост Председателя Государственной Думы коммуниста Г. Селезнева. В июне 1996 г. прошли выборы Президента России, на которых право Б. Н. Ельцина на этот пост оспаривали его политический антагонист Г. А. Зюганов, а также ряд «промежуточных» деятелей— А. И. Лебедь, Г. Я. Явлинский, В. В. Жириновский и др. Б. Н. Ельцину удалось во 2-м туре выборов привлечь на свою сторону лидеров и электорат «третьей силы» и одержать победу с убедительным преимуществом. Генерал А. И. Лебедь был назначен секретарем Совета Безопасности и в рамках данных полномочий остановил войну в Чечне, признав претензии сепаратистов на власть. В октябре 1996 г. он был уволен с занимаемой должности.
Продолжение социально-экономических реформ в России затруднялось ввиду финансово-экономического кризиса, изменившегося в худшую сторону геополитического положения страны, нестабильности в высшем эшелоне власти. Губернаторские выборы в конце 1996 г. зафиксировали победу ряда кандидатов оппозиционного «Народно-патриотического Союза России». В целях недопущения раскола общества и новой конфронтации Президент взял курс на обеспечение общенационального единства. Праздничный день 7 ноября, связанный с годовщиной Октябрьской революции 1917 г., был объявлен «Днем Согласия и Примирения». Однако углубление кризиса во всех сферах общественной жизни сделало предполагаемый консенсунс более чем проблематичным.
С. А. Кислицын, И. А. Попова
509 Раздел 8. Становление новой российской государственности
8.3. Как развивалась политическая жизнь России после повторного избрания Б. И. Ельцина
Президентом страны?
^р ^__________________________________ ___—^—^
Начало 1997 г. ознаменовалось новыми подходами во внешней и внутренней политике правительства России. Стало очевидным, что монетаристская концепция устранения государства от регулирования экономики не может обеспечить перспективы развития России. Сессия Всемирного банка и МВФ в Гонконге фактически поддержала концепцию рыночного регулирования экономики, а доктрина чикагской школы — рынка без границ была признана несостоятельной. Понимая это, Президент России, вернувшийся к активной деятельности после болезни, заявил: «От политики невмешательства мы решительно переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективностью расходования бюджетных средств*. Однако претворение в жизнь новой стратегии оказалось затрудненным в свете продолжающихся кризисных явлений внутри страны и ее сложного положения на мировой арене. В окружении Ельцина резко усилилась группа А. Чубайса, который настаивал на продолжении либерально-монетаристской линии.
Весной 1997 г. по всей стране состоялись акции протеста против снижения уровня жизни населения. В ответ администрация Ельцина подвергла кабинет Черномырдина реорганизации. Первыми вице-премьерами были назначены А. Б. Чубайс и нижегородский губернатор Б. Е. Немцов, которые стали претендовать на первые роли в правительстве и конкурировать с влиянием Черномырдина. Политики нового поколения настаивали на демонополизации (расчленении) естественных монополий типа «Газпрома*, РАО ЕЭС России, железнодорожного транспорта, проведении реформы Пенсионного фонда и жилищно-коммунального хозяйства, сокращении финансирования высшего образования и т. п. А. Б. Чубайс потребовал сокращения (секвестра) государственного бюджета, который с большим трудом ранее был принят Государственной Думой, поддерживавшей премьера В. С. Черномырдина как защитника есте-
История России в вопросах и ответах
ственных монополий. Помимо экономических проблем общество будоражили вопросы противоречивой интеграции в СНГ — союза с Белоруссией и отхода от России Украины, затянувшегося урегулирования Чеченского кризиса, провоцирующего осложнения на всем Северном Кавказе, расширения НАТО на Восток вопреки геополитическим интересам России. В апреле 1998 г. в стране прошла однодневная акция протеста, в которой приняли участие до 10 млн человек (по разным источникам). 8 большинстве регионов впервые прозвучали политические требования наряду с экономическими. Требование отправить правительство в отставку стало практически повсеместным. Правительство нашло паллиативные, частичные решения этих вопросов, что, с одной стороны, вызывало надежды на улучшение, с другой — стимулировало неудовлетворенность в обществе.
В октябре 1997 г. в Государственной Думе встал вопрос о возможности вотума недоверия правительству Черномырдина. Президент и премьер-министр после обсуждения на заседаниях большой четверки и Круглом столе пошли на уступки оппозиции, заключавшиеся в предоставлении парламенту времени на государственном телевидении и собственной газеты, защите вкладов населения в сбербанках, обещании замораживания заработной платы, облегчении налогового бремени товаропроизводителей, обсуждении на Круглом столе вопроса о земле, признании необходимости совершенствования Конституции с целью установления баланса властей.
В 1997 г. в 13 избирательных округах состоялись довыборы в Государственную Думу по мажоритарной системе. Представители оппозиции получили 54% думских мандатов. На губернаторских выборах 40% региональных руководителей сохранили свои посты, но 30% губернаторских постов заняли представители оппозиции. На выборах в местные думы из 1000 депутатов представители оппозиции составили 34%, остальных уверенно контролировала власть. В то же время разразились скандалы в связи с избранием в Нижнем Новгороде и Ленинск-Кузнецке лиц с криминальным прошлым. Неожиданно вновь выяснилось, что буржуазная демократия сопровождается зачастую избранием не лучших кандидатов, а самых денежных. Этот очевидный факт позволил оппозиции настаивать на сохранении выбо-
511 Раздел 8. Становление новой российской государстветюсти
ров в парламент по партийным спискам, иначе он может превратиться в оплот мафиозных структур.
Усиление оппозиции позволило ей требовать отчета правительства перед Думой, однако оно уклонялось от этой процедуры. Не отчитавшееся перед Думой правительство Черномырдина и его заместителя по социальной работе О. Сысуева готовило реформу высшего образования, согласно которой для снижения уровня финансирования должно было быть сокращено 30% преподавателей, число абитуриентов уменьшено на 15%, государственное финансирование вузов — на 10% и введена годовая плата в размере 1,5 тыс. руб. за дополнительные услуги. Студенты вышли на улицу с требованиями не допустить этого и фактически сорвали проведение непопулярного решения. В октябре 1997 г. создалась напряженная ситуация с госбюджетом, которая быстро перерастала в политический кризис. Ельцин обратился к Думе и лично к Г. Зюганову с просьбой не голосовать за отставку правительства, и тот фактически пошел ему навстречу.
Дума после длительных размышлений утвердила бюджет, исходя из того, что его непринятие ухудшит ситуацию в стране в целом и пострадает народ. В новой ситуации возникли условия для реальной работы оппозиции, создания коалиционного правительства «народного доверия», опирающегося по образцу западных стран на парламентское большинство.
Назревал неизбежный вотум недоверия правительству Черномырдина и Чубайса. С марта 1998 г. Госдума большинством в 242 голоса приняла решение о привлечении руководства правительства даже к уголовной ответствешюсти за невыполнение законов, принятых Думой. Было принято также постановление о создании комиссии по рассмотрению вопроса об импичменте Президента. С целью предотвратить такое развитие событий Ельцин 20 марта 1998 г. неожиданно отправляет в отставку премьер-министра Черномырдина с одновременным награждением орденом «За заслуги перед Отечеством», а также увольняет двух антагонистов: вице-премьера А. Чубайса и вице-премьера — главу МВД генерала А. Куликова. Ельцин объявил, что сейчас «нужна новая команда правительства, способная добиться реальных результатов*. При этом он подчеркнул, что от-
История России в вопросах и ответах
ставка не означает смены курса, а свидетельствует о необходимости большей энергии и эффективности реформ.
Преемником Чубайса, а затем и Черномырдина стал Сергей Кириенко. Он имел репутацию «человека Немцова», так как работал вместе с ним в Нижнем Новгороде. Кириенко родился в 1962 г. в Сухуми в семье преподавателя, закончил Горьковский институт железнодорожного транспорта, работал секретарем обкома комсомола. После перестройки стал президентом коммерческого банка. В 1997 г. был назначен первым заместителем министра топлива и энергетики и председателем коллегии представителей ГО судейства в РАО «Газпром».
В связи с назначением Кириенко на пост премьер-министра вопреки мнению Думы Россия испытала жесточайший кризис парламентаризма. Думская фракция НДР, потрясенная отставкой своего лидера, первоначально проявила некоторую оппозиционность, но затем выступила в привычной для себя роли «партии власти». Точно так же повела себя фракция ЛДПР, которая в первый раз проголосовала «за», затем «против», потом опять «за», при этом откровенно торгуясь за места. То же самое происходило с группой «Российские регионы», лидер которой высказывался смело и решительно, но в момент голосования снимал все претензии. Группы аграриев и «Народовластие» держались дольше других, но в конечном счете выдавили из себя согласие. Легче всего было непримиримым сторонникам Явлинского, объединенным во фракцию «Яблоко». От их голосования ничего не зависело и они гордо все три раза проголосовали «против». Сложнее всего было фракции Г. Зюганова, который, с одной стороны, непримиримо отказывал в доверии Кириенко все три голосования, но на третьем голосовании был вынужден пойти на тайное голосование, с тем чтобы часть депутатов фракции могли проголосовать за создание правительства. В составе блока НПСР произошел очевидный раскол, который поставил под угрозу перспективы левоцентристских сил.
Утверждение Кириенко в ходе тайного голосования с третьей попытки вызвало удовлетворение Президента и восторг демократической прессы. Премьер был доволен полной легитимностью своего назначения. Депутаты Госдумы от оппозиции были вынуждены оправдываться перед журналистами, избирателями и перед самими собой за ре-
513 Раздел 8. Становление новой российской государственности
зультатыголосования. Итоги этого решения показали не толькополное бесправие Госдумы, но и отсутствие у нее политической воли на данном этапе. Между тем политическая ноля — единственное, чем парламент может компенсировать свое конституционное бесправие. В результате мар-товско-апрельского кризиса Дума растеряла свой авторитет в народе и депутаты сделали вывод, что если они не хотят превратиться в посмешище, то в дальнейшем должны настаивать на своих позициях до конца, не боясь роспуска Думы. В России появилось еще более слабое правительство, чем было. Неопытный премьер, не имеющий политической поддержки партий и движений, был обречен на непонимание своей политики и на неизбежные просчеты, углубляющие кризис экономики.
С. В. Кириенко оказался самым молодым руководителем правительства за всю ее историю. Американцы сравнивали его по манере поведения с президентом Гарри Трумэном, отечественные политики видели сходство с Горбачевым. В новом правительстве Кириенко важные должности заняли сторонники линии Чубайса — Христенко, Немцов, сам Чубайс получил назначение на руководящий пост в РАО ЕЭС и одновременно стаи спецпредставителем Президентапо контактам с международными финансовыми структурами. По мнению оппозиции, правительство Кириенко стало «третьим изданием правительства Гайдара с зубами Чубайса». Правительству удалось получить обещание предоставить 15 млрд долларов кредитов, однако международные банки потребовали гарантий продолжения рыночных монетаристских реформ, снижения уровня финансирования социальной сферы. В июле разразился скандал с Газпромом, с которого Кириенко потребовал немедленной выплаты 2,5 млрд руб. и при отказе сделать это предложил наложить арест на имущество компании, что вызвало падение курса акций компании и панику на бирже.
Тяжелое наследство Черномырдина не давало Кириенко развернуть свои способности реформатора. Летом раз- . разилась «рельсовая война» шахтеров, показавшая, что если в обозримом будущем не будет решена проблема выплаты заработной платы, пенсий, безработицы, то это чревато социальным взрывом. Убийство лидера движения в защиту армии и оборонной промышленности, популярного в армии генерала Л. Рохлина вызвало подозрения в причастно-
17. Зак. «О
История России в вопросах и ответах
сти к нему политико-криминальных структур. Избрание генерала Лебедя губернатором Красноярского края активизировало идею сильной руки в государстве, диктатуры ради порядка. Попытка достичь примирения путем организации похорон семьи Николая II в Петербурге 17 июля вызвала у большей части общества раздражение и непонимание. Технократическое правительство Кириенко оказалось неспособным найти поддержку в обществе и фактически повисло в воздухе.
В августе кабинет министров Кириенко окончательно обанкротился, проработав 120 дней. Он был вынужден направить в парламент проекты законов, направленных на пополнение бюджета за счет мобилизации ресурсов граждан, отмены социальных льгот. Когда парламент не согласился принять весь пакет предлагаемых законов, Ельцин принял решение отправить правительство в отставку. Формальным предлогом стало решение Кириенко от 17 августа прекратить выплату процентов по долгам международным заемщикам, погашение государственных казначейских обязательств и провести скрытую девальвацию рубля по отношению к доллару. Президент, заявивший за три дня до этого, что никакой девальвации не будет, был поставлен в неловкое положение, что ускорило события. 21 августа Дума предложила Президенту добровольно уйти в отставку, с чем он, естественно, категорически не согласился. Оппозиция объявила о сборе подписей с требованием отставки правительства Кириенко. К этому времени страна катилась к новой фазе кризиса.
23 августа Президент решает вернуть к власти В. С. Черномырдина, который к этому времени объявил о своих претензиях на президентство и начал избирательную кампанию в Государственную Думу от Ямало-Ненецкого округа. Этот ход предсказывался обозревателями, так как, во-первых, Черномырдин проявил в период отставки абсолютную лояльность Президенту, во-вторых, в середине августа он развил необычную для себя политическую активность, в-третьих, являлся одним из немногих крупных апробированных политиков в распоряжении Ельцина. И хотя рейтинг Черномырдина колебался в границах между 4%—6%, он смело принял полномочия и. о. Премьера правительства, обвинив Кириенко в срыве экономической политики и лукаво заявив, что при нем ничего подобного не было, В это время
515 Разделв. Становление повой российской государственности
финансово-экономический кризис (инфляция, обесценивание рубля в три раза) стал перерастать допустимые пределы, что позволило президенту потребовать от Думы немедленного утверждения старой новой кандидатуры во имя наведения финансового порядка.
Однако при ее представлении парламенту возникли серьезные трудности, так как левоцентристское большинство Думы, во-первых, не доверяло Черномырдину, которому собиралось ранее предъявить вотум недоверия, во-вторых, вызывала неудовлетворение эклектичная программа, соединявшая рыночные преобразования с лозунгом «экономической диктатуры», эмиссию денег— со снижением налогов, и т. д., наконец, практически ни одна партия или движение не желали повторения «синдрома Кириенко» — унижения Думы и падения авторитета депутатов среди избирателей. Несмотря на мощное давление со стороны правительства и телевидения, Дума дважды отклонила кандидатуру Черномырдина, предложив список приемлемых кандидатур — Е. Примакова, Ю. Лужкова, Ю. Маслюкова, Е. Строева. Начался поиск реальной кандидатуры на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу Е. Примакова, который стал руководителем антикризисного правительства.
Е. Примаков сформировал новое правительство фактически коалиционного характера, так как в него вошли представители ведущих партий и думских фракций. Это должно будет обеспечить правительству принципиальную поддержку парламента. Первые шаги правительства, связанные с нормализацией финансового рынка, стабилизацией курса валют, с установлением государственной монополии на винно-водочные изделия крепостью свыше 28%, вызвали одобрение в обществе. Отказавшись от требования смещения правительства, оппозиция, тем не менее, провела совместно с профсоюзами 7 октября всероссийскую акцию протеста, в которой приняло участие по меньшей мере 20 млн человек, под лозунгом «Президента в отставку!». В Государственной Думе была продолжена работа комиссии по формулированию обвинений Б. Н. Ельцина в нарушении прежней Конституции во время ликвидации СССР и РСФСР для обоснования процедуры импичмента Президента. Ввиду очевидного физического нездоровья Ельцина в стране фактически началась досрочная неофициальная
17*
История России в вопросах и ответах
избирательная кампания по подготовке новых парламентских и президентских выборов. О своем намерении выдвинуться кандидатами на высший пост публично заявили Ю. М. Лужков, Г. Н. Селезнев, Г. Я. Явлинский, В. С. Черномырдин. Эффективная работа правительства Е. М. Примакова по стабилизации экономики и решению первоочередных социальных проблем сделала премьера самым перспективным кандидатом в президенты. Стремясь не допустить его победы Б. Н. Ельцин добивается смены руководства правительства, поставив на это место сначала С. В. Степашина, а затем В. В. Путина — будущего президента РФ.
С. А. Кислицын, Н. П. Кутырев
8.4. Каковы основные направления внешней политики Российской Федерации в 1990-х гг.?
Во внешней политике суверенной Российской Федерации после распада СССР образовалось два основных направления и сферы деятельности: «ближнее зарубежье» — бывшие республики СССР и «дальнее зарубежье» — остальной мир. В большой внешней политике РФ официально заняла место СССР во всех международных организациях, однако ее роль значительно ограничилась по причине радикального изменения геополитической ситуации в Европе и в мире. Двухполюсная модель мира, сложившаяся после II мировой войны, рухнула. Президент США Дж. Буш поздравил в декабре 1991 г. американский народ с победой в «холодной войне». США стали единственной сверхдержавой, не имеющей политического и военного противовеса, а поэтому способной диктовать всему миру свою политическую волю. Внешняя политика РФ в этой ситуации прошла путь от надежд на равноправное сотрудничество к защите своих национальных интересов в близлежащих регионах. В начале 90-х гг. российская дипломатия безоговорочно поддерживала экономические санкции США против Ирака вразрез со своими собственными интересами (Ирак был крупнейшим покупателем оружия у России),
517 Раздел 8. Становление повой российской государственности
экономические санкции против Югославии вразрез с интересами России на Балканах и традиционной ролью России — покровительницы Сербии, и т. д. Уступчивость дипломатии России объяснялась стремлением заявить о себе как о демократической стране и надеждами на экономическую помощь Запада. С начала 1994 г. МИД России вместо основополагающей идеи общности интересов США стал выдвигать концепцию соблюдения национальных интересов России. Это было связано с тем, что после завершения вывода российских войск из Центральной и Восточной Европы, а также из Прибалтики, ряд стран этих регионов заявил о своем горячем стремлении вступить в НАТО. С приходом в МИД Е. Примакова наметились еще более радикальные изменения во внешней политике вплоть до полемики с США. Правительство США взяло курс на расширение НАТО на Восток и одновременное развитие дружественных отношений с Россией. Россия не согласилась с таким подходом, утверждая, что расширение НАТО нарушает баланс сил в Европе и является опасным для нее, так как приводит к вытеснению России из общеевропейского процесса. Несмотря на позицию России, НАТО приняло решение о приеме в свои ряды первой волны постсоциалистических стран — Польши, Венгрии, Чехии. Их полная интеграция в НАТО состоялась в 2000 г.
В целом внешняя политика России является не кон-фронтационной и не силовой, а направлена на усиление международной безопасности и равноправное сотрудничество с другими странами. В феврале 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, что является признанием построения в основном демократического общества. Заключено соглашение «о партнерстве и сотрудничестве» с Европейским Союзом (объединение 15 стран Европы — так называемый «Общий рынок»).
Приоритетным направлением российской дипломатии является развитие отношений России с ближним зарубежьем — странами СНГ, образованного в декабре 1991 г. республиками бывшего СССР, за исключением стран Балтии. В рамках СНГ создана межпарламентская ассамблея, введен пост исполнительного секретаря СНГ, выработан устав СНГ, создана штаб-квартира в Минске. Россия подписала сотни документов со странами СНГ, но они не стали
История России в вопросах и ответах
действенным инструментом сближения стран в этот период.
Отношения России с ближним зарубежьем — это непрерывная цепь проблем и поисков их решения. Первая проблема — положение 25-миллионного русскоязычного населения за пределами РФ. В странах Балтии на него оказывается психологическое давление вплоть до вытеснения русских за пределы республик путем ущемления их гражданских прав. Россия оказала ряд мер воздействия на Латвию. Вторая проблема — ядерная. Официально Россия является единственной державой в СНГ, обладающей ядерным оружием, но в других странах — Украине, Белоруссии, Казахстане оставались ядерные боеприпасы. При посредничестве США было решено передать их России, но взамен боеголовок Украина получила ядерное топливо для своих АЭС. Третья проблема — принадлежность России бывшего советского Черноморского флота и города русской боевой славы Севастополя. Несмотря на ряд противоречащих друг другу решений и запретов парламентов двух стран, удалось добиться компромиссного решения о разделе флота и зон командования в Севастополе. Четвертая проблема связана с тем, что Россия была вынуждена сохранить пограничные войска на границах бывшего СССР-СНГ, особенно в Средней Азии и на Кавказе для защиты своих интересов и в связи с отсутствием границ внутри СНГ. Кроме того, Россия сохранила войска на территории регионов с политической и военной нестабильностью — в Приднестровье, Грузии и Абхазии. В целом во внешней политике в ближнем зарубежье доминировали военно-политические вопросы, а не экономические, ио этого оказалось недостаточно для создания системы коллективной безопасности. Большая часть стран СНГ не желала поступиться своим суверенитетом и соглашаться с объективным первенством России. В то же время в рамках СНГ успешно развиваются отношения России и Белоруссии. 2 апреля 1996 г. был подписан двусторонний договор об образовании Сообщества суверенных республик, открытый для вступления других стран. 2 апреля 1997 г. был подписан еще один договор об образовании Союза России и Белоруссии с делегированием ему ряда полномочий. Данный союз является образованием с высокой степенью интеграции. Активную позицию в образовании единого экономического пространства в
519 Раздел 8. Становление новой российской государственности
СНГ занимает Казахстан при частичной поддержке Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Страны Закавказья проводят особую линию на ограниченное сотрудничество с Россией.
Президент РФ Ельцин в 1997 г. объявил о разработке нового курса, направленного на отказ России от претензий на доминирование и развитие преимущественно экономического сотрудничества на равноправной основе. Этот курс был призван обеспечить всестороннюю углубленную интеграцию в рамках исторической общности территорий бывшей Российской империи — СССР — СНГ.
Конец 1990-х гг. ознаменовался частичным усилением позиций России на международной арене, что прямо связано с начавшейся стабилизацией социально-экономического положения внутри страны. Углубление кризисных явлений в странах СНГ объективно подталкивает их руководство к расширению сотрудничества с ближайшим соседом и образования новых группировок и объединений республик бывшего СССР. Разгром чеченского сепаратизма и укрепление вертикали власти во главе с вновь избранным президентом В. В. Путиным создал условия для проведения более активной внешней политики в «ближнем и дальнем зарубежье*.
И, Г. Кислицына
8.5. Каковы приоритеты внешней политики России на рубеже XXI века?
На рубеже тысячелетий со всей очевидностью стало ясно, что изменения, произошедшие в мире в начале 90-х годов, дали толчок к становлению нового глобольного миропорядка. Биполярный мир «холодной войны» канул в Лету. Современные международные отношения отличает беспрецедентная динамика, сложность и многомерность. Пришло время отхода от плоскостного решения внешнеполитических проблем (в рамках одной «шахматной доски» или «бильярдного стола»). Политическая игра уже давно идет в разных измерениях: экономическом, военно-страте-
История России в вопросах и ответах
гическом, геополитическом, дипломатическом, культурно-идеологическом, коммуникационном и т. д. И в каждой плоскости свои закономерности и правила.
До стабильности и гармонии в этом мире еще очень далеко и в последние годы наряду с активного идущими процессами глобализации с одной стороны, регионализации с другой, появились новые дестабилизирующие процессы и тенденции, родились конфликты нового поколения. Это новые локальные, прежде всего этнополитические конфликты, новые напряжения по линии «Север—Юг», новые политические режимы, новые миграционные потоки, а соответственно и конфликты, возникающие на этой основе.
Свое дальнейшее развитие получил межнациональный конфликт на Балканах, который весной 2001 года вышел за рамки края Косово и Югославии и перекинулся на соседнюю Македонию, несмотря на присутствие в Косово сил КРОК. С новой силой вспыхнул практически незатухающий арабо-израильский конфликт, готовый при определенном развитии событий перерасти в войну между Израилем и Палестиной, а может, и всем арабским миром. МИД России во главе с Е. Примаковым и позднее И. Ивановым предлагал программу действий по предотвращению обострения конфликтов, однако в обоих случаях она не принималась во внимание основными действующими сторона-ми, что было связано с изменившейся ролью страны в международных делах.
С приходом в США к власти республиканской администрации во главе с президентом Д.Бушем (младшим) возобновились бомбардировки Ирака, поменялись приоритеты и акценты во внешнеполитической деятельности государства, прозвучали резкие заявления об отказе от выполнения Киотских соглашений, о намерении выйти из договора по ПРО, — давлении на Россию, о борьбе со странами -«изгоями» — Ираном, КНДР, Ливией, Ираком. По мнению политологов, США пытаются закрепить ситуацию моноцет-рического мира, в котором США как единственная сверхдержава осуществлет общее руководство остальным миром. В протвовес США Россия попыталась найти общий язык с этими странами, конролировать традиционные рынки вооружений, сохранить в р зоне своего исключительног-го влияния страны СНГ
521 Раздел 8. Становление повой российской государстве! и юани
Активно продолжается процесс расширения НАТО на Восток. После вступления в 1999 г. в Северо-Атлантический Союз Венгрии, Польши и Чехии, рано или поздно придет очередь и других желающих, бывших социалистических государств и республик СССР. Подготовительная работа в этом направлении уже давно ведется, что в перспективе поставит перед Россией новую проблему. Много вопросов предстоит решить Росиии в отношениях с Японией, упрямо настаивающей на передаче северной части российских Курильских островов, давно являющихся предметом спора между странами и переходившими из рук в руки в ходе нескольких военно-политических конфликтов.
В этих сложных условиях Россия, давно потерявшая международный статус «сверхдержавы», пережившая не лучшие свои времена, постепенно и сбольшими усилиями всеми силами отстаивает все более значимое место на международной арене, акгивно работая со странами «Большой семерки» (7+1), принимая участие в работе ООН, Совета Европы, ОБСЕ н сотрудничая с НАТО («Партнерство ради мира»), является посредником.в урегулировании региональных конфликтов, стала инициатором создания антитеррористического центра. Практически ни одно значимое событие мирового масштаба не обходится без участия России, масштабы которого, однако, не устраивают одну из круп-ненейших стран мира, обладательницу мощного ядерного потенциала, одну из основателей послевоенного устройства мира.
В международных отношениях, как и в политике в целом, зачастую результат определяется не только объективными обстоятельствами и факторами, но и субъективными, как то — политическая воля лидера, представления и идеи, концепции или стратегии. С приходом к власти в январе 2000 г. (официальное избрание — 26 марта 2000г.) нового Президента России В.В.Путина произошли изменения и в концепции внешней политики, которая стала логичным продолжением новой редакции Концепции национальной безопасности (утвержденной Указом Президента 10 января 2000 г.). В этом документе, подписанном в июле 2000 г., говорится о том, что международная обстановка, сложившаяся в начале XXI в., потребовала переосмысления ситуации вокруг России, приоритетов ее внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с укреп-
История России в вопросах и ответах
лением международных позиций РФ проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых, равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, прежде всего со США, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики РФ, утвержденных Президентом Б. Ельциным 23 апреля 1993 г.
Среди заметных положений нынешнего главного документа российской внешней политики — обозначение высшего приоритета, а именно — защита интересов личности (которая поставлена на первое место), общества и государства.
Далее определяются основные цели, на достижение которых должны быть направлены главные усилия:
1. Обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и
территориальной целостности.
2. Воздействие на общемировые процессы в целях фор
мирования стабильного справедливого демократического
миропорядка.
З.Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России (подъем экономики, повышение уровня жизни населения, демократические преобразования, соблюдение прав и свобод человка и т. д.).
4. Формирование пояса добрососедства по периметру
российких границ.
5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубеж
ными странами и межгосударственными объединениями.
6. Защита прав и интересов российских граждан и сооте
чественников за рубежом.
7. Содействие позитивному восприятию России в мире,
популяризации русского языка, культуры народов России
в иностранных государствах
В этом документе дается очень подробная характеристика современного мира и внешней политики России. Говорится о том, что трансформация международных отношений и прекращение конфронтации свели к минимуму угрозу глобального ядерного конфликта, что при сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические политические научно-технические, экологические информационные факторы. Главные составляющие национальной мощи России, выдвигаемые на первый план — интелектуальные, информаци-
523 Раздел 8. Становление новой российской государственности
онные и коммуникационные возможности. Наряду с созданием предпосылок для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства, в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Прежде всего это усиление тенденции к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. Это может привести к дестабилизации международной обстановки, к напряженности и гонке вооружений, к углублению межгосударственных противоречий, к национальной и религиозной розни. Россия, в свою очередь, будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений. Интересы России связаны и с другими тенденциями, среди которых глобализация мировой экономики, здесь сильно возрастает риск зависмости экномическоЙ системы и информационного пространства РФ извне.
В интересах России также полноформатное и равноправное участие в работе международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике (МВФ, МБРР, «Группа восьми»).
Внешняя политика России самостоятельна и конструктивна, основана на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме, она прозрачна и учитывает законные интересы других государств.
III раздел концепции посвящен приоритетам России в решении глобальных проблем, к числу которых отнесены:
1. Формирование нового мироустройства, где главным
центром регулирования международных отношений долж
на оставаться Организация Объединенных Наций.
2. Укрепление международной безопасности. В этих це
лях Россия будет неукоснительно выполнять обязательства
по всем действующим договорам и соглашениям в области
сокращения и ограничения вооружений, готова сокращать
свой ядерный потенциал, будет добиваться сохранения до
говора по ПРО 1972 г., участвовать в борьбе с международ
ным терроризмом и т. д.
3. В области международных экономических отношений
главным приоритетом РФ является содействие развитию
национальной экономики и включение России в систему
мирохозяйственных связей.
История России в вопросах и ответах
4. Уважение прав и свобод человека во всем мире, защита
интересов российских граждан и соотечественников за ру-
бзжом.
5. Информационное сопровождение внешнеполитичес
кой деятельности. Очень важно довести до широких кругов
мировой общественности объективную и точную информа
цию о позиции РФ по основным международным пробле
мам.
Говоря о региональных приоритетах, особо подчеркивается необходимость развития многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами—участниками СНГ. И первостепенная задача — укрепление союза России и Беларуси.
Следующее приоритетное направление внешней политики РФ — отношения с европейскими государствами, и главная цель— создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества, совместная работа с ОБСЕ.
Россия намерена продолжать свою работу в Совете Европы и развивать отношения с ЕС, сотрудничать с НАТО, расширять взаимодействие с государствами всех регионов мира.
Руководство внешней политикой страны осуществляет Президент России. Законодательную работу ведут Совет Федерации и Государственная Дума. Подготовку решений в области международной безопасности осуществляет Со-озт Безопасности РФ. Работу по непосредственной реализации внешнеполитического курса ведет МИД РФ. Международное сотрудничество и внешнеэкономические связи развиваютсубъекты Российской Федерации при соблюдении суверенитета и территориальной целостности России. В качестве авторов политического процесса, согласно данной концепции, выступают и неправительственные организации, особенно при подготовке решений о проведении внешнеполитического курса.
Последовательное осуществление внешней политики создаст благоприятные условия для реализации исторического выбора народов России в пользу правового государства, демократического общества, социально-ориентированной рыночной экономики. !
Л. В. Золотова
525 Раздел 8. Становление новой российской государственности
8.6, Что изменилось в социальном
развитии страны в постсоветскую эпоху?
Попытки эволюционного реформирования страны, трансформирования мобилизационной экономики зсмешанную, предпринятые в годы перестройки, завершились провалом. Разрушительные, радикалистские тенденции взяли верх. И одна из главных причин такого развития — в состоянии социальной сферы. Неспособность тогдашнего руководства страны своевременно и профессионально решать социальные проблемы, умело развязывать социальные узлы все более дестабилизировала ситуацию в государстве, ведя к краху общественной системы и союзной государственности.
В условиях самостоятельного развития России рычаги государственного регулирования экономики были сведены до минимума. Началось разрушение не только существовавшей экономической системы, но и гарантированной системы социального обеспечения. Бесспорно, что изменения в этих системах были необходимы. Однако в России в 1992—1993 гг. произошло обвальное разрушение социально-экономической системы.
После либерализации цен в январе 1992 г. от 70 до 80% населения страны оказались за чертой бедности. Большое количество ранее бесплатных медицинских услуг, включая операционное вмешательство, стали платными и недоступными для многих граждан. Перестала функционировать система доступного летнего отдыха школьников, стали закрываться многие детские дошкольные учреждения. В обществе обострялась проблема безработицы, произошло резкое падение жизненного уровня граждан. Перераспределение собственности на основе ваучерной приватизации не привело к созданию широкого слоя реальных собственников. Следствием этой политики стал глубокий общественный кризис осени 1993 г., приведший к всплескам гражданской войны в России.
Путем жестких силовых действий в октябре 1993 г. и проведения некоторых срочных социальных мер властям удалось добиться относительной социальной стабилизации в обществе. Тогда были повышены пенсии и зарплата работ-
52С |
История России в вопросах и ответах
никам бюджетной сферы, введены некоторые денежные дотации для малоимущих граждан, более активно стала внедряться новая система выплаты пособий по безработице. С 1 января 1994 г. было установлено пособие на каждого ребенка: в возрасте до 6 лет — в размере 70% минимального размера оплаты труда, от 6 до 16 лет — 60%.
С 1994 г. в стране стала формироваться новая система социальной защиты, нацеленная на переход от системы государственных гарантий для всех к адресной социальной поддержке. Начала формироваться целая сеть новых социальных учреждений, включая центры психолого-педагогической помощи населению, территориальные центры социальной помощи семье и детям, территориальные центры социального обслуживания населения, геронтологические центры и другие службы.
Развевалась система социального обслуживания граждан в нестационарных условиях через отделения социальной помощи на дому. Через эти отделения в 1994 г. получили необходимую помощь свыше 1 млн пожилых граждан и инвалидов. Активизировалась деятельность служб срочной социальной помощи нуждающимся, которые, например, в том же 1994 г. оказали разовую помощь примерно 2 млн россиян. Принятие в 1996 г. Федерального закона «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации» позволило за счет увеличения компенсационных выплат несколько повысить жизненный урозень пенсионеров, особенно получавших пенсии в минимальном размере.
Однако эти и другие социальные меры не были подкреплены позитивными процессами в экономике, а следовательно, не смогли радикально изменить социальную ситуацию клучшему. Приватизация существенно не пополнила государственный бюджет и не привела к оживлению экономики. Спад отечественного производства становился все более угрожающим. Вместо рыночных отношений в экономике стал утверждаться натуральный обмен. К 1997 г. каждое третье предприятие в России использовало во взаиморасчетах бартер. Например, 80% металла, который шел на внутреннее потребление, реализовывалось не через денежно-рыночные отношения^ а путем натурального обмена со смежниками и поставщиками угля, материалов, электроэнергии. В результате бюджет лишался налоговых
527 Раздел 8. Становление повой российскойгосударственности
поступлений. Казна продолжала недополучать огромные средства и от утери монопольного контроля за продажей винно-водочной продукции. В результате у государства не оставалось реальных финансовых средств не только на действенную социальную политику, но и на выплату заработной платы.
Следует признать, что современная либеральная власть еще в большей мере, чем ее предшественники, оказалась неспособной осуществлять социально-ориентированную экономическую политику. Социальное неблагополучие в обществе усилилось.
Рост социальной дифференциации привел к вымыванию среднего слоя как основы социальной стабильности в стране. Если в 1985 г. в нашей стране разрыв в заработной плате 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых составлял 3—4 раза, в 1991 г. 5—6 раз, то в середине 1992 г. — 10 раз, а к началу 1995 г. он достиг 26 раз. Это ненормальное 26-кратное соотношение между уровнем минимальной и максимальной заработной платы сохранилось и на начало 1997 г. Следует заметить, что такого соотношения нет ни в одной стране мира.
За пять лет (1992—1996 гг.) значительно снизился уровень жизни россиян. В частности, реальные доходы населения сократились на 40% и реальная заработная плата упала в 2 раза. Граждане России стали значительно меньше потреблять важнейшие продукты питания. За эти годы душевое потребление мяса сократилось с 68 до 58 кг, молока и молочных продуктов — с 386 до 295 кг. Душевое потребление рыбы упало до уровня 1955 г., сахара — до уровня 1953 г.
Острой социальной проблемой стал рост безработицы. Причем численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, существенно отличалась от численности реальной безработицы с учетом скрытой ее составляющей. По данным за 1995 г., зарегистрированные безработные составляли 2,1% экономически активного населения, а скрытые, т, е. незарегистрированные, безработные с учетом вынужденно работающих неполную неделю и находящихся в вынужденных отпусках составляли 6,5% активного населения.
С 1992 г. впервые в современной истории нашего Отечества смертность стала превышать рождаемость. В России
История России в вопросах и ответах
началась депопуляция населения. Причем уровень ее с 1992 по 1996 г возрос почти в 8 раз. Средняя продолжительность жизни мужчин за первую половину 90-х гг. уменьшилась на 6 лет, составив 58 лет. В основе глубокого демографического кризиса лежало катастрофическое падение затрат государства на медицину. Если в США в середине 90-х гг. эти затраты составляли 12,2% валового национального продукта, то в России они сократились до 2—3%. Коммерциализация медицинского обслуживания привела к тому, что квалифицированная медицинская помощь стала недоступной многим категориям граждан.
Росло число детей, рожденных вне брака. Увеличивался количество детей-сирот при живых родителях. Распадался каждый второй-третий брак. Доля неполных семей сейчас достигает 15% по стране.
Выросла преступность (ежегодно совершается более 2 млн преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков (около 20 млн человек), но и догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, самоубийств. За пять лет (1991—1995 гг.) общая смертность от самоубийств увеличилась в Россия на 30%, а среди подростков— на 60%. Каждый год около 2 тыс. детей пытаются покончить с собой из-за издевательства над ними в семье.
В 90-е гг. усилилась степень государственной эксплуатации граждан страны. По данным на начало 1997-Г., в России доля заработной платы в цене конечной продукции составляет лишь 8,5%. В большинстве же развитых стран мира этот показатель составляет 55—56%. Следует напомнить, что в 1985 г. удельный вес фонда заработной платы в национальном доходе страны составлял 36,6%.