Каково место XVIII в. в истории Западной Европы и Северной Америки?
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
АБСОЛЮТИЗМА И ИМПЕРСКОЙ
СКЛАДЫВАНИЯ РОССИЙСКОГО
ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ
Несмотря на споры о периодизации всемирной истории и разные оценки отдельных исторических эпох, большинство ученых все же сходятся в том, что XVIIIв. занимает в истории западной цивилизации особое место. Это связано с тем, что XVIIIв. замыкает своеобразный переходный период, растянувшийся на три столетия, в рамках которого осуществлялась смена общественного строя и политических структур. На него пришелся общий хозяйственный подъем в Европе, связанный с быстрым развитием рыночных, капиталистических элементов в экономике, которые теснили старые феодальные отношения и создавали предпосылки для промышленного переворота, приведшего во IIполовине XIXв. к формированию индустриального общества современного типа.
В XVIII в.мануфактурное производство достигло вершины своего развития. При сохранении и дальнейшем распространении рассеянных мануфактур в Европе резко возрастает удельный вес централизованных мануфактур. Крупное производство начинает преобладать над средневековым ремеслом, способствует разделению труда и его специализации. Множество новых узких специальностей, которых не
Раздел 4. Возникновение имперской России...
было раньше, подготовило в конце концов возможность заменить на многих операциях живого человека машиной. Мануфактуры обусловили быстрый экономический рост Англии, Голландии, Франции, некоторых районов Западной Германии, Северной Италии, Южных Нидерландов, Швеции, Чехии, Каталонии.
XVIII столетие было веком торговли, поскольку ее развитие обгоняло даже развитие мануфактур. В сравни^ тельно небольшие сроки ощутимо увеличилось количество местных и областных рынков, оказавшихся прочно связанными между собой. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Сложился международный рынок, на который все большее влияние оказывало мануфактурное производство.
Рождение и формирование западного индустриального общества оказалось неотделимо от рождения и формирования колониальной системы. Если Древний Рим косвенно влиял на положение огромного числа окружающих его племен и народов, то новая Европа во много раз превзошла его в своем воздействии на судьбы народов мира. К концу XVIII в. значительная часть земного шара была так или иначе порабощена. Это не всегда выражалось в прямом захвате других стран; значительный эффект обеспечивали торговые фактории, неравноправные договоры. Высокие темпы роста внешней торговли в значительной мере стали возможны благодаря ввозу колониальных продуктов в стра-ны-метрополп и и их последующему реэкспорту в другие государства.
Иногда захваченные земли становились, как это произошло в североамериканских колониях Англии, ареалом переселения туда значительного количества европейцев, захватывавших у коренного населения земли, недра и другие природные богатства. Можно говорить о том, что к началу XVIIIстолетия там сложился очаг европейской цивилизации. В дальнейшем англичанам удалось превратить владения в Америке в обширный, быстро расширяющийся рынок для мануфактурных товаров. Тем не менее ко второй половице XVIIIв. у местных предпринимателей и торговцев появились свои интересы. Рост экономической самостоятельности колоний, налаживание внутренних связей, создание национального рынка, языковые и культурные особенности, связанные со взаимодействием в Северной
История России в вопросах и ответах
Америке разных народов, вызвали к жизни процессы формирования североамериканской нации. Эти факторы после провозглашения США в 1776 г. обусловили развитие североамериканской ветви западной цивилизации.
В политической сфере европейского общества в XVIII в. продолжал господствовать абсолютизм, что объясняется возможностью сосуществования старых и новых экономических отношений. Реорганизация управления европейскими монархиями, отвечавшая интересам феодального дворянства, вместе с тем позволяла удовлетворять пожелания верхушки непривилегированных сословий. В свою очередь абсолютизм мог выполнять свои задачи, лишь опираясь на материальные ресурсы капиталистического сектора экономики. В то же время у абсолютизма появилась альтернатива в виде английской конституционной монархии и республиканской формы правления по типу Голландии или США.
Развитие мануфактур привело к существенным изменениям в социальной структуре европейского и североамериканского общества. Рядом с финансистами и торговцами, представлявшими новые социальные силы, прочно обосновался достаточно многочисленный класс мануфактуристов. Умножились и ряды мануфактурного пролетариата. Новые промышленные центры были районами концентрации большой массы мануфактурных рабочих.
Идеологическим выражением интересов новых классов, совпадавших с направлением общественного прогресса в целом, стало Просвещение. Идейные устои феодального строя были подорваны, что оказало соответствующее воздействие и на сдвиги в сфере социальной психологии.
Таким образом, XVIII столетие явилось одним из переломных периодов западной истории, когда ее течение совершало крутой поворот от изживших себя феодальных порядков старого режима к новому общественному строю.
И. М. Узнародое
203 Раздел 4. Возникновение имперской России..,
9 4.2. Почему XVIII в. называют
— «веком Просвещения»?
Могучее и влиятельное интеллектуальное течение, известное как Просвещение, охватило большинство европейских стран и до сих пор будоражит умы и вызывает неоднозначные оценки. Одни восхищаются глубиной и силой воздействия идей просветителей, другие предпочитают подчеркивать «ограниченность просветительства», ссылаясь на его пресловутую «рассудочность», которая сдерживала творческие порывы и отрицательно сказалась на искусстве. Третьи не могут простить эпохе Просвещения иллюзии, связанные с линейной схемой исторического прогресса, наивность в отношении европейских самодержцев, решивших выступить под флагом «просвещенного абсолютизма». Не будет преувеличением сказать, что вопрос о Просвещении и просветительстве остается пробным камнем для всякого направления общественной мысли, для всякого культурно-исторического движения, художественного течения* Под эпохой Просвещения принято понимать период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии (середина XVII в.) и Франции (конец XVIII в.), характеризующийся становлением, расцветом и кризисом целого комплекса идей, общественных настроений, форм исторического поведения и эстетических пристрастий. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по политической программе, отражая более или менее осознанные идеалы всего третьего сословия (последнее включало финансистов, торговцев, предпринимателей, ремесленников, крестьян, людей свободных профессий). При всех различиях между ними, просветители исходят из того, что все несчастья и несправедливости происходят от невежества, и только просвещение народа и его правителей может привести к созданию справедливого общества. Именно поэтому так ценились знания и разум. Именно поэтому особое внимание уделялось вопросам педагогики и борьбе против мракобесия, суеверий и диктата церкви. Отмеченные особенности в конечном итоге обусловили и само название эпохи.
История России в вопросах и ответах
Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20—80-х гг. XVIII в. Выдающиеся философы, писатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризировали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в условиях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готовило великую революцию конца века. Именно в XVIII в. наиболее отчетливо проявилось сознание необходимости социальных и политических преобразований, зазвучала мысль о том, что общество, как и природа, должно строиться на естественных законах, были сформулированы конкретные политические требования.
Мыслителей, ученых XVIII в. отличало стремление систематизировать и углубить знание о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к установлению количественных соотношений между ними. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих европейских странах уже имелись академии наук, выходили специальные научные издания, организовывались научные экспедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д'Аламбера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих итогов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.
Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить теологические представления о мире научными, хотя и не выходящими за пределы метафизического материализма. Новые идеи неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем.
Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеции и другие предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собственность» до сих пор не потеряла своей актуальности, так же как и идея народного суверенитета, народного представительства
I
Раздел 4. Возникновение имперской России...
и прямого народоправства. Появилось понятие исторической закономерности, капитала, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических законов.
Во второй половине XVIII в. наметились серьезные сдвиги в общественном отношении к религии. Получил распространение деизм. Многие просветители разоблачали нелепости и противоречия Библии, жульничество и «чудеса», стяжательство и жестокости священнослужителей, критиковали папство, иезуитов и католическую церковь и целом, призывали к веротерпимости.
Результатом развития естественных и гуманитарных наук, появления критических сочинений просветителей стал рост антиклерикальных настроений и религиозного свободомыслия, сопровождавшийся секуляризацией общественно-политической и культурной жизни в передовых странах Европы. Начинает формироваться новое понимание нравственности, согласно которому добродетель сводилась не к использованию церковных предписаний ради «спасения души», а заключалась в стремлении к «общему благу» и прогрессу человечества, все чаще понимавшемуся как «царство разума». В ряде стран ограничили деятельность церковных судов и инквизиции, церковную структуру заменили государственной, сократили число монастырей, приступили к регулированию деятельности церкви с помощью законов. Распространились светские школы, в которых церковь уже не доминировала, а содержание образования определялось состоянием науки. Вслед за ними появились и светские вузы.
Отмеченные особенности и привели к тому, что XVIII в. вошел в историю как век Просвещения.
Я. М. Узнародов
4.3. Можно ли реформы Петра 1
считать модернизацией России?
В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России. Споры идут о том, являлась ли
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
модернизация России насильственной вестернизацией страны или была подготовлена всем ходом предшествозав-шего развития России. Разные суждения высказываются по поводу того, носила ли деятельность Петра целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вызов со стороны передовых европейских государств. Со времен Ключевского утвердилось мнение о том, что все преобразования России в эпоху Петра были вызваны Северной войной.
Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения — деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.
Идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиги потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты? Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался принципами камерализма, т. е. введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием. Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной «бюрократической революции», последствием которой стала зависимость всех от госаппарата. Так европейская идея рационализации, «наложив-
шись» на российскую деспотическую традицию, закрывала путь превращению подданных государя в граждан Отечества.
Поглощению личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей «униженных и оскорбленных», становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.
Своеобразные результаты дало желание Петра I догнать Европу в экономическом развитии. Эту цель он пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной индустриализации», т. е. созданием государственных и частных мануфактур за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конкуренции, но и лишало свободной экономической
инициативы. .
Поскольку потенциат крепостнической системы не был еще исчерпан, эти меры позволили России сделать рывок в развитии промышленности и торговли. Однако такая экономическая политика расширяла и консервировала феодально-крепостнические отношения. Беря в качестве примера развития Англию и Голландию, Петр не понял, что их могущество определялось не столько количеством мануфактур, сколько наличием условий для свободного выбора образа жизни и Деятельности их граждан. Модернизация традиционного общества, проходившая в это время в Европе, проявлялась в высокой социальной мобильности населения, появлении новых социальных групп — наемных рабочих и мануфактуристов. Основной чертой производства становилась его высокая рациональность, подчинявшая экономическую жизнь требованиям эффективности и прибыльности. В духовной "ЖИЗНИпобеждала хозяйственная этика протестантизма, утверждавшая, что богатство — не грех, а признак избранности Богом, при условии, что богат-
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
ство идет не на роскошь, а на дальнейшие успехи вразви-тии производства. Центром новых общественных отношений, формирующихся в Европе, становился свободный человек.
Результатом же петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла собой военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Произошло торможение в развитии свободного предпринимательства. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия.
Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, так как осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения. Единственным инициатором движения в созданной системе было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.
Ю. А. Болдырев
4.4. Каким новым содержанием наполнилась национально-государственная идея в эпоху Петра I?
Кризис государственной власти в России в конце XVII в. сделал, во-первых, настоятельно необходимой разработку новой национально-государственной идеи; во-вторых, — обусловил кардинальное изменение целей и задач внутренней и внешней политики; в-третьих, — привел к трансформации нормативно-ценностного пространства российского общества и прежде всего мептальности «безмолвствующего» большинства. В XVIII в. в России по мере
формирования имперской субцивилизаций, стала складываться новая система ценностных ориентации. На смену религиозной, преимущественно традиционалистской менталь-ности, основу которой составляло «служение государю», пришли новые светские принципы, и главный среди них — «служение Отечеству» как основа национально-культурной идентификации. Идея добровольного и инициативного «служения Отечеству» легла в основу национально-государственной идеологии петровского и послепетровского времени и в различных модификациях просуществовала почти до конца XX в. Национальным символом, предметом сакрализации, лежащим в основе всей системы ценностных ориентации россиян, стало государство. Российская государственность превратилась в предмет нового культа, заметно потеснив при этом христианство, поставив религиозные ценности на службу государственным интересам. Для того чтобы «быть русским», теперь уже было недостаточным одного православного вероисповедания, надлежало еще проявить себя «слугой Отечества». Государство в свою очередь стало активно пропагандировать и распространять идеи государственного патернализма, взяв на себя функции опеки и попечительства по отношению к народу. Принцип «служения Отечеству» во имя «общего блага» составил основу национально-государственной идеи петровской эпохи, способствовавшей утверждению светского мировоззрения и активно-деятельностного образа жизни. В русле этой идеи внимание акцентировалось не на божественном, а на естественном происхождении верховной власти. При этом предпринималась попытка, с одной стороны, обосновать русский абсолютизм с его идеей регулярного государства, используя западноевропейскую концепцию общественного договора, с другой, — четко прослеживалось традиционное намерение верховной власти расширить свои права и уменьшить права подданных. Первоначально всячески подчеркивалась мысль, что государь не отождествляется с государством, что он сам, как «сын Отечества», является его слугой. Однако постепенно взгляды Петра I на службу претерпевали серьезную эволюцию: из «сына Отечества» царь превращается в «отца Отечества», приняв в 1721 г, этот титул, бывший в свое время почетным званием римских императоров. Соответственно изменилось отношение «отца Отечества» к своим подданным — «детям»: «Наш народ яко
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
дети, неучения ради, которые никогда за азоуку не примутся, когда от мастера не приневолени бывают...». Важную роль в «самооправдании» абсолютизма в России играла идеология регулярного государства, включавшая две идеи: а) идею «политичного» государства — урегулированного, правильно организованного, отвечающего европейскому уровню, и б) идею «политичного» человека — светского, деятельного. «Политичность» становится своего рода новым светским «чином» и этикетом, определяющим деятельность государственной власти и «слуг Отечества». Однако по сравнению со средневековым чином, сковывавшим инициативу и лишавшим человека возможности самовыражения в обществе, новый этикет требовал от человека развития и проявления своих личных качеств, талантов и знаний. Большую роль в укреплении абсолютизма в России сыграла «Табель о рангах», которая давала возможность широкому кругу подданных, благодаря личным заслугам перед государством, «выйти в люди» и войти в состав «благородного», служилого сословия. Петровская ломка, преобразовавшая национально-государственную идею, создала и новое государство — «полицейское», бюрократически заботливое ко всем сторонам не только общественной, но и частной жизни людей. Полицеизм — это замысел построить и «регулярно сочинить» всю жизнь народа и страны, а также жизнь каждого отдельного обывателя ради его собственной и ради «общей пользы» и «общего блага». «Полицейский» пафос есть пафос учредительный и попечительный. Наряду с переходом от «военно-национального» государства к «пол и цейс ко-бюрократическому» в эпоху Петра I прочно утвердилась вера в возможность достижения прогресса путем насилия, сохранившая свое значение вплоть до конца XX века. Полицеизм и основанный на нем государственный патернализм стали стержнем всей последующей внутренней политики государственной власти в России, делая ее в конечном счете социально неэффективной. Это связано с тем, что «заботливые правители ослабляют и парализуют самостоятельную энергию частных лиц, приучают общество к пассивному выжиданию и восприятию внешних мер, вносят однообразие в проявление общественной и умственной деятельности и этим подрывают для будущего жизненные силы нации и государства» (В. Гумбольдт). Кроме того, полицейское государство в конечном счете всегда приводит к
анархии, «поскольку ни правопорядок, ни государственный строй не могут быть долговечными, если они не находят себе опоры в общественном правосознании» (Б. Кистяков-ский). Разорвать порочный круг «полицеизма» не удалось ни просвещенному абсолютизму Екатерины II, ни социально-политическому реформизму Александра II. Полицейское государство сохраняло свои очертания и при Николае «Кровавом», а в советскую эпоху стало основой установления тоталитарного режима. Вместе с тем надо отметить, что полицеизм в России — не сколько внешняя, сколько внутренняя реальность, не столько строй, сколько стиль жизни; это — не только политическая теория, разработанная государством, но и социально-психологическая установка населения. Встречные потоки административно-нормативной регуляции «всепоглощающего государства» и социокультурного «подданнического оппортунизма» создали уникальную социально-политическую ситуацию, где «отец Отечества», деспот, вынужден заботиться о своих «неразумных детях», жертвах, а последние хотя и не могут терпеть своего «родителя-тирана», но и прожить без него не в силах. Такая ситуация не может быть создана только с помощью насилия со стороны государственной власти, нужна определенная духовная солидарность человека и государственности, в возникновении которой большую роль играют как национально-государственная идея, так и культурные архетипы. В начале XVIII в. были преодолены ксенофобия и самоизоляция, произошел «большой» поворот к Западу. Россия устремилась навстречу европейской цивилизации и в свою очередь стала проявлять повышенную активность в распространении благ «просвещенного европеизма» на все соседние народы, очень гордясь ролью «европейца» по отношению к странам Востока. Петр I пытался реализовать грандиозный проект выхода России на просторы мировых океанов. Для этого Россия, по мнению великого реформатора, «революционера на троне», должна была выйти из изоляции и, овладев культурным богатством не только Запада, но и Востока, войти в «шестерку» тогдашних великих европейских держав (Испания, Великобритания, Франция, монархия Габсбургов, Нидерланды, Османская империя). Реформы Петра I в определенной мере можно рассматривать как попытку «вестернизации» России, в результате которой произошел наиболее радикальный разрыв государ-
История России я вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
ства со своим прошлым. Это привело к тому, что государственная власть в России стала проводить такую политику, ориентируясь на европейские институты и ценности, которая, однако, под влиянием социокультурной среды превращалась в нечто иное, непредсказуемое и в дальнейшей перспективе часто роковое для судеб самой государственности. Культурный архетип этой среды был настолько сильным и устойчивым, что попытка включить «русско-азиатское своеобразие» в Европу закончилось тем, что петровская «вестер-низация» по целям и форме стала глубочайшей «антивес-тернизацией» по сути, а «революционер» и «западник» Петр I оказался охранителем и традиционалистом. Петр I поставил задачу: повести авторитарно-православную Россию по пути либерально-христианского Запада, но традиционно внес в это дело «дикую» волю, деспотизм и произвол, и только смерть его спасла страну от полного опустошения. Более того, такие сущностные новации европейской цивилизации, как, например, договорно-правовой тип общественного устройства (сословно-классовый компромисс), права человека и парламентаризм, остались вообще невостребованными российской государственностью. Предметом «европеизации» России были по преимуществу социально-престижные формы политике-административной, судебной, военной, образовательной и особенно художественной культуры и новейшие технологии промышленного производства, в первую очередь военного. Во всем остальном «европеизация» страны на всем протяжении XVIIIв. проходила под знаком имитационного, игрового, подражательного начала, а не воспроизводства сущностных институтов Запада. Поэтому российское «европеизированное» общество во всех своих социально-престижных проявлениях было весьма театрализованным: люди постоянно чувствовали себя на сцене «театра Истории». Вэлитарном слое сложилась своеобразная культура «театрального жеста», связанная с маскарадностью, эффективностью, имперским лицедейством. Легкость, с которой в XVIIIв. совершались многочисленные дворцовые перевороты, в ходе которых впервые на русском престоле оказались женщины, малолетние дети, появились многочисленные самозванцы, только подчеркивала «маскарадность» этого имперского «лицедейства», лишенного глубокой легитимной укорененности в сознании даже наиболее европеизированной части
аристократии. Лишь позже, в середине XIXв., в ходе полемики между «западниками» и «славянофилами» у незначительного слоя русской интеллигенции стала формироваться система либеральных взглядов, что и предопределило его драматическую судьбу. Российская интеллигенция, «европеизированная» по своим социально-ценностным ориента-циям, была окружена чуждым Западу культурным миром, в котором преобладали «слободские» (маргинальные) и «вечевые» (охлократические) установки массовой ментально-сти. В связи с этим надо отметить, что одним из важнейших последствий петровских преобразований, основанных прежде всего на насилии, было возникновение дихотомии двух субкультур, дивергентной («почвеннической») и конвергентной («западнической»). Носителем первой субкультуры было в основном «безмолвствующее!» большинство. Носителями другой — европеизированные верхи страны. Причем народ, в отличие от верхов, быстро переориентировавшихся в XVIIIв. на новоевропейский тип культуры, долго хранил культурные традиции допетровской старины.
А. В. Лубский
4.5. Когда в России зародились
капиталистические отношения?
В исторической науке нет единой точки зрения на проблему генезиса капитализма в России. Сторонники концепции линейного прогрессизма, т. е. последовательной смены формаций, имея общую методологию, расходятся во взглядах на время его зарождения в России. Они делятся на сторонников «раннего» (XVII в.)и «позднего» (конец XVIII в.)капитализма. Последнее время все большую популярность приобретает мнение о том, что в России долгое время не только параллельно существовали, но и развивались одновременно феодально-крепостнические и буржуазные отношения, и это одна из типологических особенностей российского капитализма. Группа исследователей отрицает капиталистический характер развития страны даже в конце XVIIIв. Они считают, что российская деревня в это
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
время не была подвержена капиталистическому расслоению, поэтому товарный рынок формировался не на капиталистической основе, а значит, говорить о кризисе феодализма и развитии капиталистического уклада нет оснований.
Слово «■капитал» появилось в Европе в XII—XIII вв. Однако понятие «капитализм» вошло в научный оборот лишь во второй половине XIX в. Одни ученые считают определяющей чертой капитализма высокую степень рациональности, проявляющуюся в организации производства, отношении к труду, подчинении экономической жизни требованиям эффективности и прибыльности. Другое основное свойствокапитализма видят в возникновении свободного рынка товаров, труда и капиталов. В марксистской историографии капитализм определяется как формация, основанная на частной собственности класса буржуазии на средства производства, эксплуатации наемных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу. Капиталистическому способу производства должен предшествовать период первоначального накопления капитала: концентрации материальных средств на одном полюсе и свободных рабочих рук, т. е. людей, лишенных собственности, — на другом. В ходе этого процесса внеэкономическая эксплуатация заменяется экономической. Есть ли основания говорить о «раннем» возникновении капитализма в России? В России к концу XVII в. были первые мануфактуры, но количество их не достигало трех десятков. Решающую роль в экономике играли не они, а крестьянский домашний промысел, городские ремесленники, т. е. мелкотоварное производство города и деревни. Что касается производственных отношений, то ничего похожего на формирование класса буржуазии и предпролстариата в это время в России мы не обнаружим.
Реформы Петра I в первой четверти XVIII в. в промышленности привели к созданию мощной экономики на основе новых европейских технологий. Это создавало определенные возможности капитализации страны, если ее основой считать техническую производственную базу. Однако в системе крепостнических общественных отношений, усилившихся в ходе Петровских реформ, условий для формирования классов буржуазного общества не было. Что касается сельского хозяйства, то здесь даже и не предполагалось создания но-
вых производительных сил и, тем более, соответствующих им производственных отношений.
В первые 20 лет после смерти Петра I заметных изменений в экономике и социальной структуре России не произошло. Лишь в царствование Елизаветы Петровны (1741—1761 гг.) обнаруживаются некоторые изменения: капиталистическая промышленность начала складываться в среде купечества, казенных крестьян и оброчной части помещичьего крестьянства. Процессы капитализации страны стали наиболее заметны во второй половине XVIII в., в период правления Екатерины II (1762—1796 гг.). Проводимая ею политика во м ногом способствовала становлению нового уклада. Екатерина II отменила промышленные монополии, провозгласила свободу предпринимательства и торговли. Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленной продукции, что способствовало перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру. При Екатерине был учрежден Коммерческий банк для предоставления кредитов купечеству. Внешнеторговая политика защищала интересы отечественного производства: был запрещен ввоз товаров, бывших «в изобилии в собственном государстве», а товары, не производимые в России, от пошлин освобождались.
Екатерининский век можно считать периодом, когда стали формироваться классы капиталистического общества — буржуазия и пролетариат. Однако более быстрому и глубокому развитию российского предпринимательства мешали господство крепостничества.в деревне и общинные традиции, препятствовавшие расслоению крестьянства и его пролетаризации. В это время распространяется оброчная система эксплуатации. Уходящие на заработки крестьяне получали от помещика паспорта, позволявшие им находиться в отлучке от 6 месяцев до 3 лет, и билеты, действительные на срок 3 месяца. Помещик мог в любой момент вернуть крестьянина с оброка и лишить промышленность работника. Заработная плата такого рабочего включала в себя постоянно растущую оброчную плату помещику. Таким образом, помещики принуждали работать на себя не только зависимого от него лично крестьянина, но и молодую российскую промышленность.
И все-таки денежный оброк предоставлял крестьянам более широкую сферу деятельности, поощрял их предприимчи-
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
вость. Недаром наиболее известные мануфактуристы и богатые купцы — основатели могучих фамильных династий российской буржуазии — были выходцами из Нечерноземья, где в наибольшей степени была распространена оброчная форма ренты.
Распространение торгово-денежных отношений вело к выделению торго во -предпринимательской крестьянской верхушки. Появляются «капиталистые крестьяне» — организаторы производства. Пока развитием экономики занималось дворянское государство и помещики, трудно было найти доказательства капиталистического развития страны, кроме показателей роста продукции промышленности, включая государственную. Но когда стала видоизменяться крестьянская община, появилось ее предкапиталистическое расслоение, начал взламываться патриархальный уклад и меняться психологический облик массового человека, процесс стал необратимым.
В то же время следует подчеркнуть, что это развитие имело специфику, предопределившую особенности российского капитализма в последующий период. Российский вариант капитализма изначально отличался от европейского не столько количественными показателями производства, сколько типом формирующихся капиталистических структур.
Т.Ф. Ермоленко
4.6. Как Екатерина И пыталась
укрепить абсолютизм в России?
В «золотой веке Екатерины II Россия окончательно утвердилась в ранге великой державы, чьи авторитет и притязания особенно выросли в I половине XIX столетия, после разгрома армии Наполеона. Под влиянием идей французского Просвещения произошла серьезная трансформация государственности многих европейских стран, где стала складываться новая национально-государственная идея, соответствующая «духу времени*, носителем которой выступила буржуазия, заявившая о своих претензиях на власть. В качестве идеологической подготовки борьбы за нее буржуазия развернула острейшую критику всех институтов
феодального строя с точки зрения «естественных», прирожденных прав любого человека — его свободы и равенства.
В России, где феодально-крепостнические отношения имели еще прочную опору, наиболее дальновидные государственные деятели стали понимать необходимость ликвидации наиболее устаревших атрибутов такого строя, используя при этом умеренные идеи французского Просвещения. Екатерина II, стремясь к укреплению абсолютной монархии, также осознавала необходимость преобразований не только в качестве практической задачи, но и в плане теоретического их обоснования. С помощью просветительских идей она пыталась обосновать абсолютную монархию в России в качестве наилучшего способа самоорганизации российского общества. Идя на компромисс с «просветителями», Екатерина II вместе с тем полностью игнорировала их теорию «естественного права» и связанную с ней концепцию происхождения государства как акта «общественного договора» о разделении функций между членами общества. Императрица это мотивировала тем, что в крепостнической России взаимные обязательства государства и подданных не могут быть воплощены в жизнь, и поэтому государство в лице абсолютного монарха не может иметь каких-либо обязательств по отношению к обществу.
По мысли Екатерины II, основной способ самоорганизации российского общества — это разработка идеальной системы законов. «Правильно» составленные законы являются гарантией четкой деятельности государственной власти, делающей достижимым «блаженство каждого и всех». «Правильными» же законами общество может одарить только «просвещенный монарх».
Тем самым Екатерина II, сохранив петровскую идею «общего блага», включила ее в концепцию «просвещенного абсолютизма». В этой концепции «общее благо» выступает в качестве цели самоорганизации общества, а «просвещенный абсолютизм» — средства ее достижения. Ссылаясь на историческую судьбу России, императрица вывела ее фундаментальный закон — неизбежность монархического устройства российского государства. При этом монарх наделяется «вечным правом» быть «источником всякой государственной власти». В этом взгляды Екатерины II также совпадают со взглядами Петра I. «Просвещенный монарх», наделенный неограниченной верховной властьюэ издает
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
«наилучшие законы» и направляет все другие органы государственной власти к «получению самого большого ото всех добра».
Основные идеи «просвещенного абсолютизма» в России были изложены в «Наказе» Уложенной комиссии. Хотя этот «Наказ» как идейно-политическая основа модернизации России на принципах «просвещенного абсолютизма» содержал изрядную долю пустой фразеологии, он широко использовался государственной властью в процессе ее самооправдания. Одним из факторов укрепления политики «просвещенного абсолютизма» был пересмотр устаревшего российского кодекса законов, Соборного Уложения 1649 г. Работе над новым законодательством Екатериной II был придан всероссийский размах. С невероятной помпезностью это мероприятие было поставлено в центр внутриполитической жизни страны.
Центром законодательной работы стала Уложенная комиссия, депутаты которой выбирались от всей страны, от всех сословий. Процедура выборов депутатов предусматривала составление письменных наказов от их избирателей, «дабы лучше, — как писала императрица, — нам узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». На торжественном открытии комиссии летом 1767 г. депутатам был зачитан екатерининский «Наказ комиссии», после чего депутаты преподнесли императрице титул «Великой и Премудрой Матери Отечества». В «торжественной» обстановке лести и лицемерия «скромная» государыня приняла лишь титул «Матери Отечества». Тем самым Екатерина II, оказавшаяся на троне в результате дворцового переворота, добилась легитимации своей власти, по крайней мере в высших слоях российского общества. Ознакомившись с «состоянием умов» и политическими настроениями в России в ходе работы Уложенной комиссии, Екатерина II искала лишь подходящий повод к ее роспуску, тем более, что в самой комиссии все явственнее проявлялись антикрепостнические настроения. Вскоре случай подвернулся: началась русско-турецкая война и комиссия была «временно» распущена.
Одним из факторов укрепления «просвещенного абсолютизма» в России, по мнению императрицы, должна была стать инициируемая самой Екатериной II «либерализация» издательского дела, в ходе которой частной инициативе
предоставлялась полная свобода. Более того, сама Екатерина II решила разоблачать пороки российского общества, неся «свет разума» в народные массы. Ею был основан сатирический журнал «Всякая всячина», а сама императрица выступила в роли писателя-сатирика.
Пытаясь укрепить абсолютную монархию таким путем, императрица и граявс огнем: в ряде сатирических журналов, в частности издаваемых Н. Новиковым, была развернута с морально-нравственных позиций острейшая критика крепостничества.
Еще одним фактором укрепления «просвещенного абсолютизма» была организация Вольного Экономического общества и объявление им конкурса сочинений на тему: «Что полезнее для общества, — чтоб крестьянин имел в собственность землю или токма движимые имения, сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?». На теоретическом уровне был предпринят еще один шаг «европеизации* России. Стремясь укрепить абсолютную власть и заручиться поддержкой широких слоев российского общества, Екатерина II своими актами «просвещенного абсолютизма» вольно или невольно трансформировала общественное мнение в сторону критического отношения к крепостническим порядкам.
В социально-экономическом плане феодально-крепостническое российское общество в эпоху Екатерины стояло на пороге кризиса: несколько лет в стране бушевало пламя крестьянской войны под руководством Е. Пугачева; внутренняя политика оказалась малоэффективной, все острее чувствовалось отставание от передовых европейских государств; насилие, особенно по отношению к крестьянам, было закреплено юридической практикой екатерининского законодательства (помещики получили право без суда и следствия ссылать крестьян в Сибирь, процветали телесные наказания).
В тгких условиях, дабы не сеять «брожения в умах». Екатерина II постепенно отказывается от идей «просвещен ного абсолютизма», от «заигрывания» с Западом. Начиная с Екатерины II в национально-государственной идее наблюдается своеобразная инверсия: в ней усиливаются то «либеральные», то «консервативные» элементы. Она то задает ориентиры на Запад, акцентируя внимание на «вестер-низации», то «возвращается» в Азию под видом «возрожде-
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
ния русской национальной самобытности», апологии «почвы и духа».
А. В. Яубский
4.7. Были ли крестьянские войны в России?
Понятие «крестьянская война» было введено Ф. Энгельсом в 1850 г. в работе «Крестьянская война в Германии». Оно относилось к восстанию в 1524—1525 гг. во главе с Т. Мюнцером. Такое понятие соответствовало марксистскому воззрению на историю, для которого были характерны формационный и классовый подходы к изучению прошлого. Подобные явления рассматривались в качестве типичной для феодализма формы классовой борьбы угнетенного крестьянства против крепостников-феодалов.
Советские историки стали широко использовать понятие «крестьянская война» с середины 30-х гг. Крестьянскими войнами назывались наиболее крупные массовые вооруженные выступления народа периода феодализма. Они охватывали большую территорию и вовлекали в движение не только крепостных крестьян, но и самые различные слои населения: холопов, посадских людей (городское население), казаков, мелкопоместных дворян, мелких служилых людей, а также нерусские народы. Крестьянские войны признавались разновидностью гражданских войн. Поэтому подчеркивалось то обстоятельство, что в ходе их велась борьба за власть в государстве и что восставшие, при всей стихийности и неорганизованности их выступлении, имели свое войско, свои органы управления, словом, отдельные элементы организованности.
Против чего выступали восставшие? На этот вопрос советские историки не давали однозначного ответа. Одни полагали, что крестьяне и их союзники по общей борьбе выступали прежде всего против крепостничества как наиболее тяжелого для народа варианта феодального строя, за создание приемлемых условий в рамках феодализма, другие — что народ боролся против феодального строя вообще. В трудах советских историков очень ярко проявлялся «двойной стандарт» при оценке действий повстанцев и их
противников. Так, обычно много и охотно говорилось о «зверствах» «царских карателей» (которые действительно имели место). В то же время ничуть не меньшие «зверства» восставших как бы не замечались или же всячески оправдывались.
Крестьянские войны в соответствии с марксистским положением о прогрессивности классовой борьбы вообще оценивались советскими историками как безусловно прогрессивное явление. Однако на вопрос о том, в чем состояла эта прогрессивность, исчерпывающего ответа не давалось. Указывалось обычно на то, что закладывались традиции народной борьбы, а феодалы, напуганные размахом народных выступлений, вынуждены были несколько ограничить эксплуатацию крепостных. Выдвигался весьма спорный тезис о том, что будто бы крестьянская война начала XVII в. задержала до 1649 г. завершение юридического оформления крепостного права в России. Игнорируется при этом тот факт, что именно в период восстания И. Болотникова, считавшийся высшим подъемом крестьянской войны, правительство царя Василия Шуйского не ослабило, а усилило крепостнический режим, приняв указ от 9 марта 1607 г., в соответствии с которым срок сыска беглых увеличился с 5 до 15 лет. Каких-либо иных конкретных признаков прогрессивности крестьянских войн советские историки не выделяли.
С 80-х гг. советские историки стали постепенно отходить от ограничения сугубо классовой характеристики крупнейших народных движений в России XVII—XVIII вв. Распространился взгляд на эти движения как на концентрированное выражение кризиса всего русского общества, а не только как на результат обострения классовых противоречий. В этой связи некоторые исследователи вообще отказались считать события, происходившие в России в начале XVII в., а также Булавинское восстание крестьянскими войнами. Они не усматривали в этих движениях ни какой-либо «антифеодальной программы», ни выражения специфических крестьянских чаяний. В настоящее время большинство историков признает крестьянскими войнами лишь Разинское (но только события 1670—1671 гг., а Каспийский поход С. Разина 1667—1669 гг. они оценивают как обыкновенное казацкое предприятие) и Пугачевское восстания.
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
Последнее отличалось тем, что в нем Е. Пугачев и его казачье окружение широко использовали монархические чувства народа — гораздо шире, чем разинцы, и примерно так же, как Лжедмитрии I и II, И. Болотников и кззаикие атаманы начала XVII в. В нем в наибольшей степени заметны элементы организованности, выражавшиеся в существовании пугачевской военной коллегии. Исключительной противоречивостью отличался и облик самого предводителя. Не случайно, как отметила Марина Цветаева в очерке «Пушкин и Пугачев», под пером А. С. Пушкика-йсторика Е. Пугачев в «Истории Пугачевского бунта» предстает омерзительным злодеем, а под пером А. С. Пушки на-художни-ка в «Капитанской дочке» — романтическим Вожатым, вызывающим сочувствие, несмотря даже на весь ужас содеянного им. Если С. Разина выдали властям казаки из числа его врагов, то Е. Пугачева предало свое же окружение, надеявшееся тем самым спасти себе жизнь.
Таким образом, важнейшие признаки крестьянских войн — решающая роль (на их определяющих этапах) крепостных крестьян и выражение в них чаяний крепостного крестьянства- Как и все народные выступления эпохи феодализма, крестьянские войны представляли собой стихийный протест народа против существовавших в то время общественных отношений и тягу его к вольности. Однако при этом едва ли есть основания для оценки их в качестве прогрессивного явления. Свобода как главная цель этих движений сочеталась с кровавыми, варварскими, средневековыми методами борьбы за нее. Как и все гражданские войны, крестьянские войны представляли собой трагедию народа и страны.
Н. А. Мшшнков
4.8. Каковы основные направления внешнеполитической деятельности России в XVIII в. ?
Внешняя политика Российского государства в XVIII в. — один из немногих видов деятельности, не имеющий серьезной критики в историографии. Сторонники цивилизацион-
ного подхода к истории считают, что в XVIII в. Перед Россией встала историческая сверхзадача — войти в европейское сообщество и закрепиться, чтобы не потерять национальной независимости и не превратиться в третьестепенную державу. Таков был вызов истории. Ответом стало превращение России в мощную империю, вобравшую в себя значительную часть Восточной Европы и всю северную Азию, включаячасть американского материка — Аляску.
XVII в. оставил в наследство три нерешенные внешнеполитические задачи — польскую, шведскую и турецкую. России предстояло возвратить выход в Балтийское море, вернуть западные русские земли, утраченные в ходе польско-шведской интервенции в начале XVII в., решить южную проблему — защитить свою территорию от набегов крымских татар и приобрести выход к Черному морю. Все эти проблемы вплетались в общеевропейскую политику, затрагивая интересы великих европейских держав, так как сужали сферу влияния возвысившейся в этот период промышленной и торговой буржуазии Запада.
Перед Петром I, с чьим именем связаны крупные успехи России на международной арене, в начале его царствования стояла альтернатива: какое направление — южное или северное — избрать в качестве основного? В зависимости от выбора Швеция, Польша, Турция, Австрия могли стать союзниками или противниками.
Первый крупный шаг во внешней политике был предпринят Петром в 1695 г. в традиционном для России направлении — на юг, к берегам Азовского и Черного морей. Целью предпринятых военных действий был Азов — крупнейшая турецкая крепость в устье Дона. Первый Азовский походзакончился неудачно. Потерпев поражение, Петр сделал все возможное, чтобы обеспечить успех второго похода. Летом 1696 г. Азов был взят, но это не решило проблемы выхода к Черному морю. Для дальнейшей борьбы с Турцией необходимо было укрепить союз с европейскими державами и перенять «европейскую науку побеждать». В 1697 г. Петр отправляется в составе Великого посольства в Европу. Эта' поездка перевернула представления молодого царя. Решив европеизировать страну, он резко меняет и внешнеполитические ориентиры. Теперь главной его задачей становится выход к Балтийскому морю, обеспечение торговых, культурных, дипломатических связей с держава-
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
ми северо-западной Европы. Он заключает мир с Турцией, находит союзников для борьбы с главным соперником в Прибалтике — Швецией и начинает в 1700 г. затяжную Северную войну.
Первый этап Северной войны был очень тяжелым. Но, осуществив реформы, создав армию и флот, перенапрягая силы страны, Петр сумел совершить перелом в ходе войны. Полтавская битва 1709 г. — не только момент воинской славы России. С нее начинается признание России великой европейской державой. В 1721 г. между Россией и Швецией был заключен мир, по которому Россия приобрела значительную часть Прибалтики и получила выход к морю. Изменилось соотношение сил в Европе. Авторитет России возрос до такой степени, что европейские державы признали провозглашение в 1721 г. Сенатом Петра I императором, а России — империей.
Таким образом, одна из важнейших задач — шведская, была решена при Петре I. Решение двух других связано с внешнеполитической деятельностью Екатерины II, продолжившей расширение границ империи, включая в ее состав все новые территории.
Две победоносные войны с Турцией (1768—1774 и 1787— 1791гг.) отмечены крупными победами полководцев П. Румянцева, А. Суворова, Г. Потемкина. При заключении мира Екатерина II проявила недюжинное дипломатическое искусство. Результатом стало превращение России в черноморскую державу, усиление ее позиций в Закавказье и на Балканах. К России отошли земли Черноморского побережья от Керчи до Днестра. В 1783 г. в состав России мирным путем вошел Крым. Началось освоение русскими и украинскими крестьянами Новороссии. Русским торговым судам открывалось свободное плавание из Черного моря в Средиземное. Был создан Черноморский военный флот с основной базой в Севастополе, служивший опорой русского влияния в данном регионе.
Вмешательство в польские дела Екатерина начала с возведения на польский престол одного из своих фаворитов — Станислава Понятовского, это был последний польский король. Затем последовали три раздела Польши между Россией, Австрией и Пруссией: в 1772, 1793 и 1795 гг. Исконные польские земли, включая и Варшаву, достались Пруссии и Австрии. Большинство украинских и белорус-
ских территорий, а также Литва отошли к России. Завершился процесс включения Польши в состав Российской империи в 1815 г. при Александре I, когда в результате решений Венского конгресса Царство Польское окончательно было отдано России.
Напуганное Великой французской революцией, в конце века российское самодержавие включилось в борьбу европейских монархов против общей угрозы. Но это участие при Екатерине II было весьма специфическим: она не вела военных действий против Франции, но подталкивала к ним другие государства, отвлекая их от польских и турецких дел, в которых именно Россия стала играть «первую скрипку*. Военные действия против революционной Франции Россия начала при воцарении в 1796 г. Павла I. На Средиземном море прославилась русская эскадра под командованием Ф. Ушакова. В Альпах снискал славу А. Суворов. Но целесообразность для России этих военных подвигов весьма сомнительна, она объясняется желанием Павла создать в Средиземном море на острове Мальта форпост русского влияния. Павел был посвящен в рыцари Мальтийского ордена, а изумленная Европа увидела новое зрелище — союз России и Турции против Франции. Но, совершив резкий поворот, Павел становится союзником Франции против Англии. Смерть императора не сняла сложного конфликта в европейской политике, с которым страна вошла в XIX в.
Т. Ф. Ермоленко
4.9. Каковы особенности Российской империи?
Проблемы становления и функционирования Российской империи находятся в центре научных и политических споров. Ряд исследователей считает, что империя — одна из лучших форм организации пестрого человеческого сообщества Евразии, обеспечивающая человеку психологическую и физическую защищенность. Заслуга империи и в том, что она подрывала локальный характер исторического развития, включая населяющие ее народы в единый мировой исторический процесс. Другая точка зрения заключается в утверждении, что Россия — такое же искусственное обра-
6. Заи 430
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
зование, как любая империя, держалась на страхе покоренных народов перед военной мощью метрополии и поэтому обречена на распад. Борьба между сторонниками противоположных оценочных концепций роли и места Российской империи обострилась в связи с распадом СССР, который рассматривали как ее исторического преемника.
Империя — очень сложная этносоциальная и политическая пространственная система. История знает множество древних и современных империй. Несмотря на принципиальные различия, они все-таки имеют общие классификационные черты. Любая империя объединяет под началом сильной централизованной власти этнические и административно-территориальные образования. В основе управления лежат отношения метрополия—колония, центр—провинция, центр—национальные окраины. Для империй характерна национальная, историческая, религиозная разнородность составных частей. Такая форма государственности свойственна наиболее могущественным державам, тяготеющим к личной власти главы государства, с высокой политической и социальной ролью армии и вообще военного элемента.
Российская империя сформировалась в результате долгого собирания земель и распространения государства вширь по огромным пространствам Евразии. В ходе этого процесса Россия заключила в единые политико-административные рамки множество различных этнических компонентов, которые сна лишила государственной самостоятельности, сохраняя за ними значительную культурную автономию и обеспечив стабильность жизни. Однако, как и везде, российское государство было орудием господства меньшинства над большинством и притеснения были для него естественным.механизмом регуляции. Власть была бременем для всех подданных, в том числе жителей российского центра — этнических русских, лишь формально выступавших в роли жителей метрополии.
Имперская политика Российского государства складывалась постепенно, по мере усиления державы. Официально звание империи Россия получила в конце правления Петра I, провозглашенного императором после успешного окончания Северной войны со Швецией. Завершение оформления империи в знакомых нам очертаниях происходит только в 70-е гг. XIX в. Наиболее бурный рост империи приходится на XVIII в. Активная внешняя политика
России в этот период ничем особенным не отличалась от поведения европейских государств в XVI—XVII ев., но пришлась на то время, когда ведущие страны мира исчерпали свои возможности экспансионистского развития, превратившись в колониальные империи. Отличием было то, что Россия проводила эту политику не за океанами, а на территориях, непосредственно примыкавших к ней. Поэтому народы включались в состав Российской империи путем постоянного перемещения ее границ.
Следует отметить, что Россия уже к середине XVII в. вышла к берегам Тихого океана. После «смуты» начала XVII в. она восстановила свою государственность не как чисто русскую, а как многонациональную, включавшую в себя народы, проживающие за Волгой и Уралом. Особое место занимает переход под руку Москвы Украины после войны с Польшей в середине этого же века. Украинские земли, перешедшие в состав России, получилиавтономию, гетманское правление. Но эта автономия была значительно урезана Петром I и полностью утрачена при Екатерине II. XVIII в. — время расширения западных и южных границ России. В результате войны со Швецией к России присоединяется большая часть Прибалтики с ее немецко-швед-ским дворянством, немецким бюргерством, эстонским и латышским крестьянством. Остальная часть Прибалтики, Западная Украина и Западная Белоруссия, Литва вошли в империю после раздела Польши при Екатерине II в конце века. Русско-турецкие войны привели к включению в состав России Причерноморья, в том числе и Крыма. В конце века начинается процесс распространения российской государственности на Закавказье. Началось это подписанием Георгиевского трактата в 1783 г. о принятии царства Кар-тли-Клхети (Восточная Грузия) под Покровительство России. Завершается вхождение Закавказья в состав Российской империи лишь в первой трети XIX в. после ряда русско-турецких и русско-иранских войн.
Типология включения регионов и народоз в империю разнородна: от присоединения с помощью военной силы до добровольного вхождения. Чаще всего Россия отвоевывала у других государств захваченные ими территории. Так, у Швеции была отнята Прибалтика, а у Турции — Северное Причерноморье. Были и совершенно неприкрытые агрессии, например в отношении Польши. А добровольное вхож-
История России в вопросах и ответах
Раздел 4. Возникновение имперской России...
дение Грузии — оптимальный исторический выбор в условиях угрозы порабощения со стороны более агрессивного соседа — Турции. Другое дело, что каждое добровольное вхождение рано или поздно заканчивалось ликвидацией обещанной государственной автономии. Исключение составляет разве что Финляндия, вошедшая и состав России в XIX в. и сумевшая сохранить элементы политической независимости.