ОБЩЕСТВА
И СОСЛОВНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ
3.1. Что такое «осень средневековья» ?
В научный оборот это понятие было введено голландским ученым И. Хейзингой, который в 1919 г. опубликовал книгу «Осень средневековья», получившую широкую известность во всех европейских странах. Сам автор, изучая формы жизненного уклада и мышления во Франции и Нидерландах, говорил об «осени» как о последней жизненной фазе средневековой культуры. В современной исторической литературе понятие «осень средневековья» употребляется в более широком смысле: в качестве синонима для обозначения и «кризиса христианского мира» («угасания» западноевропейской цивилизации) и начала эпохи Возрождения, которую никак нельзя описать в терминах упадка и заката. Поэтому термин «осень средневековья» в настоящее время чаше всего используется в историографии для характеристики западноевропейского общества XIV—XV вв. в целом.
В начале XIV в. христианский мир в его целостности стабилизировался и достиг «последней границы». При этом он не просто остановился, но «съежился» (Ж. Ле Гофф). Прекратились распашка и освоение новой земли, наблюдалось запустение полей и даже деревень. Началась девальвация монеты, сопровождавшаяся экономической депрессией и банкротствами. По Европе прокатилась волна городских бунтов и крестьянских восстаний. Плохие урожаи, рост цен и всеобщий голод потрясли Европу, а Великая чума сере-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь.
дипы XIV в. довершила дело: демографическая кривая склонилась и поползла вниз, кризис превращайся в катастрофу.
Средневековое общество было обществом феодальным, аграрным, деревня являлась подлинным центром его экономической и социальной жизни. Поэтому кризис XIV—XV вв. не только поразил в первую очередь сельскую экономику, но и сопровождался глубинными изменениями прежде всего в феодальном способе производства. Наиболее ярким проявлением этих изменений в западноевропейской деревне было освобождение крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Сеньориальная реакция — попытка восстановить их личную зависимость, предпринятая в XIV в., — не увенчалась успехом. Европейское крестьянство уже в XIV— XV вв. стало свободным сословием, хотя и не добилось еще юридического признания своих прав на землю.
Пережив период неурядиц, феодалы стали заменять земледелие более доходным скотоводством, постепенно преображая сельский пейзаж «огороженными» землями. Изменились условия и формы эксплуатации крестьян, появились краткосрочные крестьянские держания на условиях фиксированной денежной ренты. Классические формы вассалитета, основанные на договоре и дополненные предоставлением феода сеньором со стороны сеньора, заменялись переводом вассала на денежное содержание.
Общим следствием развития этих процессов была возросшая роль товарно-денежных отношений, всеобщая «коммерциализация» общественной жизни, которая не только порождала социальное недовольство, но и расшатывала привычные сословные границы. «Благородное» происхождение уже совсем не гарантировало «благородного» уровня жизни. Возможности внеэкономического принуждения по отношению к лично свободным держателям земли на основе юридически оформленных договорных отношений резко сокращались. Вместе с тем сомнительные с точки зрения феодального менталитета занятия ремеслом и торговлей, и уж тем более просто «позорные» кредитно-ростовщические операции обеспечивали если не процветание, то по меньшей мере вполне осязаемое материальное благополучие.
Усиление хозяйственной самостоятельности крестьянства и бюргерства сопровождалось изменениями в трудовой этике. Индивидуальные трудовые усилия в условиях развития товарно-денежных отношении вознаграждались более адекватно. Труд из подневольного отбывания феодальной повинности начинает превращаться в источник благосостояния. В результате возникает и крепнет профессионально-требовательное отношение к работе, а производительная деятельность приобретает значение высшей морально-ре-лигиозноЙ ценности. «Осень средневековья» в этом плане стала и временем зарождения нового религиозного миропонимания, догматические основы которого будут сформулированы позже Лютером, Цвингли и Кальвином в их ре-формационных вероучениях.
Наряду с церковной культурой формировалась светская, гражданская, основанная на римском праве и опиравшаяся на расчет. В общественной мысли получают развитие рационализм и утилитаризм, согласно которым источником знания, критерием истины и основой поведения людей являются разум и практическая польза.
В тех европейских странах, и прежде всего в Италии, куда переместился центр новаций, ни крестьяне, ни рыцари, ни священники не занимали уже господствующего положения. Оно перешло к негоциантам, банкирам и купцам, торговавшим всем чем угодно, дававшим в долг королю, собиравшим во всем католическом мире папский налог. Жизнь сосредоточилась не вокруг соборов, а на площадях, где обсуждались политические дела и шел свободный обмен словами и вещами, и вдоль улиц, на которые выходили мастерские и лавки.
Даже феодальная монополия в военном деле — «святая святых» военно-служилого сословия — была утрачена после поражений французского рыцарства во Фландрии, немецкого и бургундского — в Швейцарии и повсеместного распространения огнестрельного оружия в Европе начиная с XIV в.
В условиях «кризиса» усилилась тенденция к государственной централизации. Стала набирать политическую силу королевская власть, которая, опираясь на различные сословия, повела решительное наступление на политический суверенитет крупной феодальной знати. В Западной Европе стали оформляться со словно-представительные монар-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3- Московская Русь...
хии и начал утверждаться новый статус короля: не верховного сеньора, а носителя публичной власти. Тем самым была подготовлена французская монархия Карла VII и Людовика XI, власть Тюдоров в Англии и испанское единство при католических королях.
Кроме того, создание сословно-представитсльных органов власти, а затем усиление абсолютистских тенденций сопровождалось формированием чиновничьей бюрократии, что открывало доступ к государственно-политической деятельности выходцам из презренных «простолюдинов*. Пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующего класса. Примером тому является Столетняя война (1337— 1453 гг.), к которой одинаково стремилась английская и французская знать, чтобы разрешить свои затруднения. Война, как всегда, ускорила ход событий и разродилась новой экономикой и социальными отношениями.
На «осень средневековья» приходится и расцвет эпохи Возрождения. Ее родиной была Северная Италия, регион, который в XIV—XV вв. выделялся своими процветающими городами-государствами как средоточием новейших форм хозяйственной жизни, финансово-торговой активности, бурных коллизий социально-политической борьбы.
Деятели Возрождения, или Ренессанса (Петрарка, Бру-ни, Мирандола, Альберта), рассматривали средневековье как эпоху варварства и невежества и поэтому основную свою задачу видели в формировании новой, основанной на традициях античности, культуры. Возрождая античную культуру, они сформулировали учение, принципиально отличающееся от средневекового мировоззрения, — гуманизм. В центре этого учения оказался человек, предназначением которого объявлялась свобода воли как основа самоусовершенствования личности. В связи с этим гуманисты выдвигали идеал нового человека, человека-личности, творца своей судьбы и своего земного бытия. Мерилом ценности человека были объявлены не происхождение, богатство, знатность рода, а добродетели, доблесть и стремление к самосовершенствованию. Вместе с тем «оборотной стороной титанизма Возрождения» становилась личность, возведенная в абсолют, поставленная в центр Вселенной, освобожденная от моральных уз и традиционных ценностей,
способная творить зло и стать силой не созидания, а разрушения (А. Лосев).
Таким образом, «осень средневековья» в Западной Европе характеризовалась не только «кризисом» традиционного, феодально-аграраого общества, но и началом формирования общества инновационного, торгово-промышленного, городского, для которого характерным становилась экономическая, мировоззренческая, а затем и политическая свобода каждого отдельного человека.
А, В. Лубский, Г. 10. Магакое
3.2. В чем различие между западноевропейской и российской цивилизациями?
Современную европейскую цивилизацию, начало развития которой относят к XVI в., характеризуют различным набором черт, вполне коррелируемых между собой. Одни исследователи обращают внимание на то, что это — торгово-промышленное, городское общество, для которого характерна экономическая, мировоззренческая и политическая свобода каждого отдельного человека. Другие подчеркивают прежде всего антропоцентричный и инновационный характер европейской цивилизации и ее христианские корни, европеизм как явление христианской культуры Запада.
К наиболее часто выделяемым признакам российской цивилизации относят самодержавную форму государственной власти, или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Залольский, «вотчинное государство*; незначительный объем экономической и политической свободы; подчинение общества государству; православие; коллективистскую менталыюсть.
Существуют различные мнения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который называется Россией. Некоторые исследователи полагают, что была одна — «евразийская» цивилизация, в рамках которой выделяют несколько цивилизационных волн: эпоха Московского царства, Российская империя, советский период отечественной истории. Другие советский период рассматривают в качестве особой субцивилизации.
История России в вопросах и ответах
Каждая цивилизация характеризуется определенной доминантной формой социальной интеграции, генотипом общественного развития и специфическим культурным архетипом. По этим параметрам можно выявить различия между западноевропейской и российской цивилизациями.
Доминантной формой интеграции всего европейского культурно-разнообразного ареала до XVI в. был католицизм как универсальный и автономный по отношению к государству нормативно-ценностный порядок, порождавший дуализм западноевропейского общества. Этот дуализм был обусловлен существованием, с одной стороны, единой церкви внутри раздробленного соци©политического пространства, а с другой — многообразием этнокультур в универсальном религиозно-католическом пространстве.
Дуализм общественного бытия в Европе порождал целый ряд конфликтогенных тенденций: религиозной и светской, глобальной и локальной, церковной и государственной, интеграционной и дезинтеграционной, универсальной и традиционной, усиление противоречий между которыми завершилось резкой трансформацией универсального нормативно-ценностного порядка и переходом от традиционной цивилизации к современной.
Эта трансформация произошла в результате «национализации» церкви государством и религиозной реформации (про-тестантско-католического противоборства). «Единой и единственной матрицей европейской цивилизации» как результатом социального компромисса стал либерализм, который, оказавшись доминантной формой европейской интеграции, создал новое нормативно-ценностное пространство, универсальное для всего западноевропейского мира и автономное по отношению к возникшим национальным государствам и к культурному европейскому разнообразию.
Цивилизационный сдвиг в Западной Европе был связан также с переходом с эволюционного пути социального развития на инновационный, что сопровождалось усилением вмешательства людей в общественные процессы путем сознательного культивирования таких интенсивных факторов развития, как наука и техника.
Переход на инновационный путь развития требовал особого духовного состояния и становления такой трудовой этики, которая превращала труд из бытовой нормы в одну
Раздел 3. Московская Русь..
из главных духовных ценностей культуры. Такая этика окончательно утвердилась в эпоху Реформации прежде всего в протестантизме, христианский идеал которого («молись и работай»), заложивший основы «духа капитализма», означал, что человек, через работу обретая спасение души, не делегирует свои права наверх, а сам решает все возникшие перед ним проблемы.
Активизация этих факторов в условиях господства частной собственности и формирования гражданского общества привела к мощному технико-технологическому рывку западноевропейской цивилизации и возникновению в разных странах такой формы политического режима, как либеральная демократия.
Восточноевропейский мир в этом отношении был иным. Российская цивилизация с момента своего возникновения в XVI в. вобрала в себя огромное религиозное и культурное многообразие народов, нормативно-ценностное пространство бытия которых не способно было к самопроизвольному сращиванию, к синтезу в универсальном для евразийского ареала единстве. Православие было духовной основой русской культуры, оно оказалось одним из факторов становления российской цивилизации, но не ее нормативно-ценностным основанием.
Таким основанием, доминантной формой социальной интеграции стала государственность. Поэтому в российской цивилизации не было того нормативно-ценностного порядка, который оказался бы автономным по отношению к государству. Более того, государство в России постоянно стремилось к трансформации национально-исторического сознания и этнокультурных архетипов, пытаясь создать соответствующие структуры, легитимирующие деятельность центральной власти. Такими структурами были прежде всего этатизм и патернализм, которые со временем стали доминирующими и, в известной степени, универсальными в массовом сознании евразийского суперэтноса.
Легитимность государственной власти в России поэтому не столько опиралась на идеологию (например, идею «Москва — третий Рим»), сколько обусловливалась этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка в качестве антитезы локализму н хаосу. И этот «этатистско- патерналистский»
История России в вопросах и ответах