МОСКОВСКАЯ РУСЬ. 10 страница
После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912— 945 гг.). Летопись рассматривает его в качестве сына Рюрика, хотя некоторые'Отечественные историки полагают, что это был князь славянского происхождения. Постепенно варяжская правящая династия на Руси была ассимилирована восточнославянской этнической общностью. Так, сын Игоря, киевский князь Святослав (945—972 гг.), уже носил славянское имя.
Какова же роль варягов на Руси? В настоящее время вряд ли кто из серьезных ученых отрицает значение варяжского элемента в окончательном объединении славянских и неславянских племен в IX в. Разногласия имеют место по вопросу о том, какова при этом была их роль и были ли у славян государственные образования до варягов. Вопросы эти решаются в значительной мере а зависимости от представления о том, что такое государство.
Если не сводить государство только к политическим институтам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX — начале X в., т. е. в «варяжский период». Однако, хотя государство у восточных славян сложилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились уже после того, как в восточнославянских землях вполне сложились военно-политические и социально-экономические предпосылки для государственного объединения. Летописное известие о призвании варягов, по-видимому, содержит гораздо больше действительных фактов, чем иногда думают, и поэтому не следует все сводить к легенде. Однако приглашение варягов не означает, что они явились создателями древнерусского государства. Речь, вероятно, идет о приглашении варягов прежде всего в качестве наемников (В. Ключевский). Поэтому роль их была в процессе образования государства достаточно скромной, несмотря на
123 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.
С. А. Кислицын, А. В. Лубский, Н. А. Мттнков
2.9. Каково происхождение терминов «Русь» и «Россия»?
Выдающийся русский историк В. Ключевский около 100 лет назад писал относительно понятия «Русь»: «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова». До конца не прояснен вопрос о происхождении термина «Русь» и сегодня.
Долгое время в историографии существовали две точки зрения по данному вопросу, связанные с ориентацией либо на внешнее (норманское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частности, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и X. Дэвидсон придерживаются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «русы», и это обусловило название его новых владений. Хотя надо отметить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили.
Историки-«антинорманисты» обращают внимание на то, что термин появился в византийских источниках задолго до появления варягов на Руси: наряду с термином «склавены», «анты», «венеды» встречается и понятие «росы». Император Византии Константин Багрянородный писал о «росах» и даже именовал их страну «Росией». Этот термин был обнаружен также и в арабо-персидских источниках.
Существует мнение, что термин Русь южного происхождения, его связывают с названием реки Рось, притока Днепра, в бассейне которой жили поляне, племенной центр русского этноса. Однако некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» от «Роеи», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Но археологические данные подтверждают существование в районе реки Рось славянской общности. ■
В исторической литературе часто можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик
История России в вопросах и ответах
Б. Рыбаков, о том, что Русь — это название одного из славянских племен.
Интересную гипотезу выдвинул писатель В. Чивилихин, который в романе-эссе «Память» отмечал, что в праславян-ском языке река обозначалась понятием «руса». Все поселения древних восточных славян располагались вдоль рек, с которыми был связан весь образ их жизни, что, естественно, отразилось в фольклоре, пантеоне божеств, топонимике. По мнению писателя, обобщенный этноним «русы» в этом контексте может пониматься как «живущие на реках» или «речной народ».
В то же время не выдерживает ни филологической, ни исторической проверки гипотеза, выдвинутая в прошлом веке Д. Иловайским, о том, что Русью в давние времена называлась река Волга.
Однако часть языковедов считают, что термин «Русь» пришел на Юг с Севера. Они предполагают, что этимологически этот термин финского или шведского происхождения, хотя разыскания в этом направлении не дали еще сколь-нибудь убедительных данных. Черты внешнего правдоподобия носит гипотеза о происхождении термина Русь от финского слова «КшэЫ», возникшего в свою очередь от шведского «Коос1$» («гребцы»). Это косвенно подтверждается тем фактом, что византийцы часто называли «Русь» дромитами, потому что они пользовались легкими и быстрыми судами-дромонамй.
Бесплодные споры «норманистов» и «антинорманистов» наложили свою печать на изучение вопроса о происхождении термина «Русь», введя при этом в него соображения отнюдь не научного характера. Стремление видеть в этом понятии чистый славянизм вполне объяснимо в ученой среде XVIII—XIX вв., но мало приемлемо в современную эпоху предположение о том, что этнический термин «Русь» является будто бы с самого начала исконно славянским, оно носит априорный характер, ибо нет ни одного источника, который содержал бы необходимый материал для подтверждения этой гипотезы.
Это было бы равноценно допущению не кельтского, а исконно немецкого происхождения названия -«германцы», не германского, а коренного галльского происхождения имени «французы», не тюркского, а славянского источника возникновения имени «болгары». Подобных примеров,
125 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
когда народ получает свое имя со стороны, множество, и в этом нет ничего оскорбительного для национальной гордости.
Вопрос о происхождении термина «Русь» не имеет прямого отношения к спорам «норманистов» и «антинорманистов», полемика между которыми в наше время потеряла всякую остроту, особенно после того как были раскрыты внутренние и внешние причины возникновения древнерусского государства, которое создавалось в основном на восточнославянской основе со значительным участием чудских племен и скандинавских наемных дружин, явившихся сюда гораздо позже, после того как социально-экономические, политические и духовные предпосылки уже вполне сложились. Поэтому вопрос о языковом происхождении термина «Русь» не имеет непосредственного отношения к проблеме происхождения Русского государства, подобно тому как определение языковой принадлежности племенных названий «бритты» и «саксы» совершенно не повлияло на решение вопроса о возникновении Великобритании (Англии) как государства.
Новейшие исследования свидетельствуют о том, что в докиевский период термин «Русь» топонимически был связан с северными землями, откуда он пришел затем на юг. В киевский период «Русь» было первоначально династическим именем. Затем значение этого термина распространилось, по-видимому, на весь социально-верхушечный слой, состоявший из объединения славянских, чудских и варяжских элементов. К XIIв. варяжская династияРюриковичей в течение нескольких поколений совершенно «ославяни-лась», а «Русь» стала именем этническим. Параллельно термин «Русь» стал употребляться в качестве названия территориальной единицы. В IX в. Русь представляла собой небольшой участок днепровского Правобережья, с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. В XIIв. понятие «Русь» в территориальном смысле уже употреблялось в более широком объединяющем значении, как название всех южнорусских земель. В это же время стало складываться представление о Руси как стране.
На Руси происходило примерно то же самое, что было, например, во Франции. Там вначале от этнического имени «франки» получила наименование небольшая террито-
История России в вопросах и ответах
риальная область Иль-де-Франс («Французский остров»), явившаяся затем центральным ядром растущей Франции. После распада раннефеодальной монархии «Киевская Русь» на ряд обособленных княжеств термин «Русь» сохранялся в основном за западными княжествами, вошедшими в состав Великого княжества Литовского, Жемайтис-кого и Русского. Северо-западные земли стали называться «Великим Новгородом», а северо-восточные — «Московией». Когда московский великий князь Иван IIIликвидировал независимость Новгородской боярской республики, он стал именовать себя государем «всея Руси», а государство —
«РусиеЙ».
Таким образом, книжное греко-византийское «Рос» по своему коренному происхождению ничего общего не имеет с термином «Русь», известным только с IX в. Однако надо отметить, что именно византийское культурное влияние способствовало окончательному укреплению на русской почве наименования Россия вместо первоначального Русь, которое было у нас в ходу до XV—XVI вв.
С. А. Кислицын, А. В. Лубский
2.10. Какую роль сыграло принятие христианства на Руси?
Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности. Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивили-зационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации.
Б древнерусском обществе длительное время существовали обычаи и ритуалы, связанные с культом природы и мертвых, но постепенно они уступили место более организованному культу с присущей ему внутренней иерархией различных божеств. В пантеон богов славян входили покровитель воинов, бог Грома и Молнии, Перун, боги — воплощение Солнца — Хоре и Дажбог, бог Ветра и Дыхания
127 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
(духа) — Стрибог, боги плодородия и земли — Симаргл и Мокошь. Каждый союз племен имел своего «главного» бога. Но процесс создания древнерусского единого государства объективно требовал установления определенной ре-лиги оз> ю-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр славян. В 980 г. князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, поклонявшихся другим богам, реформа не удалась. После этого князь обратился к мировым религиям: христианской, магометанской и иудейской. Выслушав представителей этих культов, князь,как писал летописец Нестор, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим. В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях. Выбирая христианство, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский патриарх признавал определенную зависимость церкви от государства, допускал использование различных языков в богослужении, а не только латыни. Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами.
Конкретно-исторический процесс принятия христианства был длителен. В 987 г. византийский император Васи-~лий II упросил Владимира помочь ему подавить восстание Барды Фоки и Варды Склира в Малой Азии. Князь оказал помощь на том условии, что сестра императора Анна будет отдана ему в жены. Это условие было принято в обмен на обещание принять христианство. В 988 г, князь Владимир обращается в христианскую веру и она приобретает статус государственной религии на территории Киевской Руси. Распространение христианства на Руси шло как путем убеждения, так и путем принуждения, встречая сопротивление обращаемых в новую веру. Еще долгое время славяне наряду с христианскими обрядами тайно справляли языческие и сохраняли веру в древних богов.
Принятие христианства изменило статус Руси в системе международных отношений, сделав ее цивилизованным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения.
История России в вопросах и ответах
Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
В целом, принятие православия имело огромное значение, так как Киевская Русь вошла в византийскую эйкуме-ну и начала усваивать древнюю иудео-христианскую культуру. Христианство в значительной степени способствовало расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Введя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве*.Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры, она и сама оказывала сильное влияние, трансформируя византийское наследие в духе местных традиций.
Огромное влияние оказывало православие на формирование менталитета древнерусского общества. В отличие от католичества оно в большей мере было художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, устраненность от светской власти. Православное мировоззрение — стремление к соединению Сущего и Должного, пониманиесмысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве, коллективном движении к лучшему будущему, социальной справедливости. Второстепенность рационалистических и политических элементов в познании мира славянским этносом и в православии способствовала укреплению единства этой ветви христианства и общественного сознания древнерусского народа.
Г. Н. Сердюков
2.11. Какова роль татаро-монгольского нашествия в истории Руси?
В отечественной историографии проблема татаро-монгольского нашествия рассматривалась исключительно как
негативное явление. Подчеркивая такие стороны нашествия, как разрушение городов, ремесел, в целом древнерусской государственности, историки исключали из поля зрения другие вопросы, связанные с элементами взаимодействия и сотрудничества. В современной литературе развилась тенденция противоположного свойства, делающая акцент на синтезе цивилизаций, отрицании трагических последствий для Руси татаро-монгольского ига, которое было якобы «мифом». Но для всех точек зрения характерно признание особой роли татаро-монгольского фактора для формирования централизованного Русского государства в XIV—XV вв.
В начале ХШ в. монгольские племена под предводительством Чингисхана начали завоевательные походы далеко за пределами своего ареала обитания в степях Центральной Азии. В 1223 г. русские дружины вместе с половцами впервые сразились с монголами и потерпели поражение. Разобщенные русские княжества, составлявшие некогда Киевскую Русь, подверглись в 1236—1240 гг. разгрому и разорению войсками хана Батыя. Были взяты Рязань, Владимир, Суздаль, Галич, Тверь, Киев. 49 городов из 74 известных были разрушены, причем в 14 из них жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси, был уничтожен цвет нации — княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, значительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи. Это была настоящая национальная катастрофа. Поражение разрозненных русских княжеств, находившихся на стадии феодальной раздробленности, от сильного сплоченного противника — орды кочевников, находившихся в стадии раннефеодального единства, было во многом предопределено сложившейся совокупностью военно-стратегических, социально-экономических и политических факторов.
После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически совершая карательные набеги — более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дань, занимаясь грабежом, но затем они перешли кдолговременной практике сбора систематизированной дани. Между Русью и Золотой Ордой возникли специфические взаимоотношения, названные «татаро-монгольским игом». Его специфику определяли факторы отдаленности угнетателей от побежденных, изъятие доста-
5. Зэк ЛЗО
История Росши в вопросах и ответах
точно умеренной дани в расчете на душу населения, заключение русскими князьями периодических союзов с золото-ордынскими ханами для зашиты территорий своих княжеств и даже участие русских отрядов в организованных монголами военных походах. Такое своеобразие русско-ордынских отношений объясняется необходимостью борьбы с агрессией католического Запада. Опираясь на поддержку монголов, Александр Невский успешно воевал против ливонских крестоносцев и литовцев. В 1261 г. в Сарае была учреждена миссия русской церкви, а в 1279 г. митрополит получил от хана охранную грамоту. Но после принятия ханом Узбеком ислама началось активное формирование освободительной идеологии, направленной на ликвидацию сложившейся зависимости от Орды. Иван Калита и другие князья проводили политику «смиренной мудрости», накапливая силы для решающего перелома, который произошел в 1380 г, на Куликовом поле. Мощь Орды и ее влияние были подорваны, хотя окончательно ликвидация ига произошла в 1480 г.
Значение ига для Руси определяется тем, что в сложившихся здесь феодальных отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружиняые отношения были заменены подданническими. Раздавая князьям ярлыки на княжение, золотоорды некие ханы превращали их не в вассалов, а в подданных «служебников». Князья в свою очередь стремились распространить подобный тип отношений на местную знать, дворян, дружинников. Успеху этой политики способствовало то, что в ходе нашествия погибло большинство Рюриковичей, старших дружинников — носителей традиции киевского вассалитета.
Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру русского народа, способствовало смешению части монголов и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заимствование прочно укоренившегося языкового ряда. Но, признавая это влияние, важно иметь в виду, что оно не стало определяющим и доминирующим. Великорусский этнос, его язык и культура в целом сохранили свои качественные характеристики. Значительно хуже дело обстояло с политическими последствиями. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия и переход к централизации Русского государства происходил со значительным опозданием по сравнению с западноевропей-
Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
скими странами. Борьба за обретение государственной не-чмкисимости, воссоздание российской государственности, укрепление национального самосознания и общественная консолидация развивались на фоне внешнеполитической конфронтации с Ордой. После запоздалого получения независимости в общественном сознании стала формироваться «идеология выживания», изоляционизма и политического консерватизма. Это привело к эволюции страны по типу «догоняющего развития» по отношению к далеко ушедшим вперед государствам Европы. В этом плане татаро-монгольское нашествие стало одним из ключевых событий в русской истории, во многом определившим ее особенности.
Г. Н, Сердюков
2.12. Какова в оценках историков роль монголов в русской истории?
Проблема роли монголов в русской истории эпохи средневековья относится к центральным проблемам историографии истории России.
Летописцы подчеркивали разрушительный характер татарских «ратей» на русские земли начиная с нашествия Батыя. Установление ханской власти на Руси они рассматривали как кару Божью Русской земле за грехи ее князей, погрязших в усобицах и смутах, а успехи русских князей в борьйе с Ордой — как неизбежную победу христиан над «безбожными» и «погаными» «царями» Орды.
Русский историк конца XVII — начала XVIII в. А. Лыз-лов рассматривал взаимоотношения между монголо-татара-ми и Русью XIII—XV вв. в свете борьбы европейского мира, частью которого он считал русские земли, с постоянно угрожавшим ему «скифским» миром степных кочевых народов, к которым относились монголы, татары и ногаи. В свержении власти ханов над Русью при Иване III он видел выражение неизбежности конечного торжества европейского христианского мира над миром «скифским».
Взгляд на монголо-татарское завоевание как на бедствие для Руси, сложившийся в летописный период развития отечественной историографии, в целом был воспринят последующими поколениями российских историков. Одна-
История России в вопросах и ответах
ко вопрос о характере и степени воздействия монголо-та-тзр на русскую историю и на народную жизнь разными историками решался по-разному.
Так, И. Болтин {конец XVIII в.) первым подчеркнул, что воздействие монголо-татар па покоренные ими страны, в том числе и на Русь, было незначительным. Противоположную мысль высказал в 1822 г. А. Рихтер, по мнению которого это влияние было настолько серьезным, что русский народ вообще превратился в «народазиатский*, «правы ожесточились» под воздействием ордынского деспотизма, а военное дело, право, культура и язык подверглись существенным изменениям. Наконец, Н. Карамзин первым из историков высказал мысль о наличии определенных положительных для Руси последствий власти Орды, благодаря которым была якобы быстрее изжита раздробленность, возродилась монархия, а Москва была, по его мнению, «обязана своим величием хану».
Эти точки зрения стали в историографии последующего времени основополагающими в оценке роли монголо-татар в истории Руси. Большинство историков разделяло точку зрения, согласно которой монгольское влияние на страну было невелико, а разрушения и грабежи, чинившиеся ханами — не столь уж значительными (С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов, Н. Рожков и др.). Напротив, Н. Костомаров, В. Леонтович, С. Шамбинаго, В. Сергеевич указывали на значительность этого влияния главным образом на русское право и на формирование «единодержавия». Попытку более конкретного рассмотрения этих последствий предпринял К. Бестужев-Рюмин, который разделил их на «прямые» (убийства, разрушения и т.д.) и «косвенные» (задержка культурного развития Руси и ее отрыв от европейской цивилизации), причем последнее он считал
главным.
После октября 1917 г. и гражданской войны в России среди части историков-эмигрантов зародилось с 1921 г. евразийское направление (Н. Трубецкой, П. Савицкий, 3. Хара-Даван, Г. Вернадский и др.; «последним евразийцем» называли Л. Гумилева). Суть воззрений евразийцев выразил в 1927 г. Н. Трубецкой: «Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство,
133 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
рассматриваемоекак особая многонародиая нация и в качестве таконой обладающая особым национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию — Евразией, ее национализм — евразийством». По мнению евразийцев, Чингисхан выполнил историческую задачу объединения Евразии в рамках своей империи, одним из улусов которой стала Русь. В дальнейшем Русь переняла «монгольскую государственную идею» (хотя и получившую иное, «христианско-византийское обоснование») и взяла на себя дело возрождения единой Евразии, итогом чего стала «замена ордынского хана московским пзрем с перенесением ханской ставки в Москву» (т. е. Москва — не «третий Рим», а второй Сарай). Евразийцы подчеркивали значительность влияния монголов на русскую культуру, благоприятный его характер и высказали мысль о защите монголами Руси от европейской агрессии. Само монголо-татарское иго на Руси Л. Гумилев отрицал, считая его позднейшей выдумкой, появившейся с конца XVI в.
С критикой евразийства выступил еще в 1930 г. историк -эмигрант В. Рязаноиский, указывавший на неправомерное! ь преувеличения роли монголов в русской истории и в то же время считавший, что монгольская власть задержала Русь в культурном развитии, способствовала огрублению нравов, но влияние этой власти проявилось на Руси прежде всего «в создании обстановки подчинения силе, в раболепстве низших перед высшими и сильными».
В работах советских историков 30—50-х гг. содержались идеи, представлявшие собой дополнительное обоснование точки зрения, согласно которой монгольское влияние на Руси было незначительным. Так, вывод Б. Владимирцева о кочевом феодализме предполагал невозможность такого влияния на хозяйственный строй русских земель, а вывод А. Якубовского об эклектичности, несамостоятельности зо-лотоордынской культуры — о невозможности сколько-нибудь серьезного воздействия ее на русскую культуру. Б. Греков и А, Насонов подчеркивали, что никакого ускоряющего воздействия на объединение Руси Орда не оказала и, напротив, всячески старалась его задержать.
В трудах советских историков 60—80-х гг. (М. Сафарга-лиев, В. Каргалов, В. Егоров) подчеркивалось, что взаимная борьба составляла основное содержание отношений между русскими землями и Ордой, а отсутствие ьепосред-
История России в вопросах и ответах
ственных контактов между жителями русских поселений и кочевниками степи — татарами и ногаями — затрудняло диалог культур.
В современной литературе проблема оценки монгольской и в целом азиатской составляющей русской истории вновь обрела дискуссионный характер в свете оценки концепции «Евроазиатского союза».
N. А. Мининков
2.13. Кого можно отнести к правящей элите Киевской Руси?
Под правящей элитой обычно понимается узкий социальный слой, имеющий высокий статус и связанный общими интересами и ответственностью, который обладает правом принимать и реализовывать решения в области государственного управления.
Применительно к Киевской Руси можно говорить о двух моделях правящей элиты. В IX—X вв. правящая элита языческой Руси не представляла собой системной целостности, так как шел сложный процесс борьбы и вместе с тем синтеза системы управления периода союзов племен, «военной демократии» и формирующегося государственного управления. Суперэлитный слой составляли великий киевский князь и дружина. Важную роль в нем играли ксено-кратические элементы — варяги, что облегчало формирование самостоятельной «надплеменной» публичной власти, ослабляло межплеменные противоречия в соперничестве за власть. Варяги сыграли важную роль в объединении двух основных центров древнерусской государственности — Новгорода и Киева в 882 г. Великий князь соединял в своих руках военную, административную и сакральную власть. Свои государственные функции князь выполнял вместе с дружиной. Князь и дружина были нераздельны, их солидарность проявлялась в «доле и недоле». Дружина делилась на старшую («большую», «лучшую»), состоявшую из княжих мужей, бояр, и младшую — отроки, детские, милостники. Варяжская по происхождению династия, но иноэтническое ядро дружины ославянилось уже во втором-третьем поколениях, княжеско-дружинная элита обеспечивала социально-